пятница, 23 августа 2013 г.

Велопоход на Кавказ 2013

Маршрут похода: Кисловодск –> Учкекен –> пер.Гумбаши (2050м) –> Маслосырзавод –> пер.Каяэшик (2800м) –> Джылы-Су –> пер. Бурукташ (3100м) –> пер.Палнбаши (1А, 3690м) –> Хурзук –> Карачаевск –> Теберда –> Домбай –> пер.73-х (1А, 3150м) –>  р.Кти-теберда –> р.Аксаут –> Кардоникская –> Зеленчукская –> Архыз –> пер.Пхия  (2300м) –> Пхия –> Рожкао –> Курджиново –> Мостовской –> Лабинск –> Майкоп
Видео о походе:
Карта с ниткой маршрута:

Треки GPX: треки разделены по дням и ссылка на каждый трек находится в начале описания соответствующего дня

По старой доброй традиции, каждый свой отпуск я стараюсь проводить в велопоходе. Отпуск в этом году исключением не стал. На сей раз путь нашего, как можно смело его назвать, горного велопохода, пролёг по дорогам и перевалам Кавказа. В походе принимали участие 6 человек, из которых двое (я и Вова) - Питерцы, а все остальные, включая руководителя - из Волгограда.
В этом походе я узнал, что на самом деле такое - многокилометровая пешка с велосипедом по пересечённой местности, обновил свой рекорд высоты (как с велосипедом, так и без), принимал участие в установке палатки под проливным дождём и штормовым ветром, побывал на настоящем леднике. Не обошлось и без неожиданных приключений, вызванных форс-мажорными обстоятельствами, вследствие которых нам пришлось на ходу менять нитку маршрута. Всё это в итоге привело к тому, что нашей группой было совершено первопрохождение перевала (а заодно и его "открытие"). ;)
Да, чуть не забыл самое главное - в этом походе кормили так, что я даже наедался, а пару раз случилось вовсе уж невозможное - когда подходило время еды, мне не хотелось есть. Тем, кто меня знает, не надо долго объяснять, насколько это невероятно.

Проводящая организация: Волгоградский Велоклуб  «ОРИОН»,400078, Волгоград, а/я 2013
Сроки проведения: 03.08.2013-16.08.2013
Вид туризма: вело
КС похода: третья
Протяжённость маршрута: 728 км (в т.ч. асфальт: 429 км, грунтово-каменистые дороги: 271 км, тропы: 28 км)
Общий набор высот: 12150 м
Общее ходовое время: 72 ч (погрешность 10%)
Длительность: 14 дней (в т.ч. ходовых: 13 дней, днёвки: 1 день)
E-mail руководителя: no-kit@mail.ru

Участники похода:
1. Комаров Никита Алексеевич (1991 г.р., Р2, У3, руководитель, штурман)
2. Сторчевой Игорь Эдуардович (1989 г.р., Р1, У3, механик, снаряженец)
3. Коваленко Елизавета Сергеевна (1990 г.р., У1, завхоз, медик)
4. Савченко Иван Михайлович (1987 г.р., У2, летописец)
5. Козак Владимир Александрович (1985 г.р., У2, культуролог)
6. Комаров Алексей Григорьевич (1962 г.р., Р1, У3, фотограф)

График движения
День пути Дата Участок пути Протяжен-ность, км Дорожное покрытие Набор высот, м Спуск, м
1 03.08 Кисловодск - Пер. Гумбаши 73,8 Асфальт 1471 737
2 04.08 Пер. Гумбаши - г. Тузлук 53 Каменистый грунт 1507 1192
3 05.08 г. Тузлук - р. Кызылкол 17,5 Каменистый грунт 924 404
4 06.08 р. Кызылкол - р. Хурзук 24,8 Каменистый грунт, тропа 882 1750
5 07.08 р.Хурзук- Нижняя Теберда 83,5 Каменистый грунт, асфальт 424 2470
6 08.08 Нижняя Теберда -оз. Турье 61,3 Асфальт, каменистый грунт, тропа 1536 2490
7 09.08 Днёвка
8 10.08 оз. Турье - под пер.73-х 7,8 Тропа (пешка) 979
9 11.08 под пер.73-х - за пер.73-х 6,5 Тропа (пешка) 524 3226
10 12.08 за пер.73-х - Красный Карачай 35 Тропа (пешка), грунтовка 305 2800
11 13.08 Красный Карачай-Нижняя Ермоловка 83,4 Каменистый грунт, асфальт 644 1240
12 14.08 Нижняя Ермоловка- пер. Пхия 58,2 Асфальт, каменистый грунт, тропа 1472 1663
13 15.08 пер. Пхия - Рожкао 59,8 Каменистый грунт, тропа 738 2000
14 16.08 Рожкао-Майкоп 164,2 Каменистый грунт, асфальт 744 1580
ИТОГО: 728 12150

Подготовка.
При подготовке к велопоходу самое главное - обеспечить себе исправный велосипед на начало похода. С моим плотным графиком ненормированных командировок даже такая, казалось бы, тривиальная задача, превращается в занимательный квест. Как я и предполагал ещё за месяц до похода, Новодвинская командировка сильно затянулась, и вернуться в Питер заранее, чтобы комфортно решить все вопросы с велосипедом, я не успевал. Видя такое развитие событий, я попросил друга отогнать мой велосипед к нашему велопитерскому "народному веломеханику" (tm) на ТО и на установку амортизированной вилки RockShox SID, которую мне как раз подарили на день рождения, и которая точно пригодится на каменистых горных дорогах.
Вернувшись через неделю из командировки, первым делом я поинтересовался у друга, не готов ли мой велосипед. Он сказал, что механик ему ещё не сообщал о том, что всё готово. Я подумал: "что-то долговато, но ладно, ещё подожду". Через пару дней, не вытерпев, я всё-таки позвонил в мастерскую, и на мой вопрос о готовности услышал: "Так ты же вроде бы в командировке, я решил, что тебе не к спеху. Я за твой велосипед ещё не брался, он в углу стоит. Сделаю через пару дней". Сделан велосипед в итоге был через три дня (за полтора дня до отъезда), в результате чего я не успел нормально настроить вилку (я уже не говорю о переборке, которую нужно было бы сделать). "Так быстро" всё было сделано благодаря тому, что я сбегал в веломагазин, докупить необходимые компоненты, которых в наличии в мастерской не было. Шток вилки, вероятно, из-за спешки, был отпилен больше, чем я просил. Мне было сообщено об этом с таким видом, что можно было подумать, что в мастерскую минимум раз 5 в месяц приносят на установку вилку уровня SID (подумаешь, больше отпилен - и так покатит!).
Мораль данного раздела такова, что, хоть я и не любитель самостоятельно ковыряться в велосипеде, но вынужден признать, что правы те, кто говорит "делайте велосипед сами - только тогда вы будете уверены, что всё под контролем". Это правило подтверждается уже второй год подряд (про прошлогоднее обращение к известному "специалисту по туристическим велосипедам" Ханнолайнену я даже вспоминать не хочу ;) ).

На пути в Кисловодск.
В Кисловодск мы с Володей поехали поездом. Так как билеты в том направлении быстро раскупаются, взять билеты в одно купе не удалось - в итоге сидели мы не очень далеко, в одном вагоне.
Мой рюкзак уже был прилично набит шестью с лишним килограммов "сладкого", которого, как рассчитала наш завхоз, Лиза, должно было хватить на первую автономку. Сладкое было закуплено мной в Питере по утверждённому списку в ходе всё той же "подготовки", я же его в итоге и возил.
Заскучать в дороге нам не давали соседи. В купе с Вовой ехал пузатый казак с Терека. Он обстоятельно и последовательно рассказывал про то, что миром правит жидо-масонский заговор.
В моём купе всё было гораздо запущеннее, а именно - хардкорная эзотерика. Одна женщина, едущая из Питера, вроде бы с семинара единомышленников, рассказывала про то, что мы - шестая раса на Земле, что меньше чем через сто лет произойдёт смена на седьмую расу. Что есть какие-то рептилоиды, которые только на вид похожи на людей, а на самом деле - враги из Космоса, которые нам всячески вредят (Путин - один из них). Картошка, оказывается попала к нам с Сириуса, а пшеница - с Плеяд. Кстати, Плеяды были захвачены рептилоидами, но 200 тыс. лет назад три из пяти звёзд были отвоёваны... Ну, в общем, вы поняли. Я долго не мог поверить, что всё это всерьёз, пытался выяснить, из каких источников были получены такие сведения, но потом расслабился и просто слушал сказку. Это здорово помогало не устать от дороги.

День 1. Встреча на Эльбе

Рано утром наш поезд прибыл в Кисловодск. Очевидно, самым главным событием сегодняшнего дня должна была стать встреча с волгоградскими участниками - именно поэтому описание первого дня получило такое название. Стоит при этом отметить, что в отличие от той, исторической встречи союзников на Эльбе, которую обе стороны ждали с сомнениями и даже со страхом - не откроют ли "союзники" по ним огонь, встреча с волгоградцами не вызывала у меня никакого беспокойства - со всеми участниками я уже успел списаться заблаговременно, и был уверен, что общий язык мы найдём легко.
Не успели мы с Вовой толком собрать велосипеды у своего вагона, как к нам уже подошёл руководитель похода - Никита. Вместе с ним мы пошли туда, где находились остальные участники похода. К моему удивлению, их было не 3, как ожидалось, а 4. Помимо Игоря, Никиты и Лизы с нами в поход отправился ещё и Алексей - отец Никиты.

Первым делом (конечно, после того, как сделали групповую фотографию) мы распределили груз согласно утверждённому списку. Я отдал резервное сладкое, и получил горную систему и бензина литра 2.
Обратили на себя внимание, рюкзаки Никиты и Алексея - они были не велосипедные, а обычные, горные. И багажники, соответственно, у них были необычно широкими для того, чтобы было удобно везти такие рюкзаки.
Первым делом Никита повёл нас в Магнит закупаться продуктами на предстоящую автономку 4(+2). Закупившись, мы тут же отправились в путь. Выезд из Кисловодска представлял собой длинный спуск по проспекту Победы, на котором крутить педали не было особой нужды. Километров через 5 мы повернули налево. На этом спуск закончился и начался плавный, медленный набор высоты. Сразу после поворота, справа от дороги возвышались горы интересной формы - как бы множество цилиндров с овальным сечением, соединённых друг с другом - с плоским верхом и крутыми склонами. Вскоре, горы отступили вдаль от дороги, мы ехали практически по равнине, по пути встречались аулы. В одном из таких аулов мы купили арбуз. Проехав ещё чуть-чуть, остановились попить лимонада "Груша", продававшегося в придорожном магазинчике.

Между тем, наступало обеденное время, и мы искали хорошее место, где можно было бы перекусить. Воспользовавшись первым же достаточно глухим съездом с дороги, мы доехали до горной речки, которая течёт по ущелью вдоль шоссе. Там и пообедали и искупались. Я впервые купался в горной реке. Горные реки, которые нам встречались, все характеризуются одними и теми же свойствами - они все мелкие, все холодные, и с быстрым течением, которое валит с ног (даром, что мелкие!). Долго в такой воде находится нельзя, поэтому купание в таких реках заключается в том, чтобы недолго полежать в воде на пузе, затем на спине, следя за тем, чтобы тебя не снесло течением.
Когда я искупался, обед был уже почти готов - осталось только подставить тарелку, в которую положили пюре и взять кусок порезанного арбуза. Во всё время похода к каждой еде подавались разнообразные сушёные овощи в баночках, которые делали очень вкусными и аппетитно выглядящими все наши блюда.
Когда закончился обед, сразу же начался тёплый дождь "сильнее среднего". Закончился он минут через 30 так же быстро как и начался. Когда мне объясняли перед поездкой, что на Кавказе всегда бывает "послеобеденный дождь по расписанию", я пропустил это мимо ушей, но в ходе поездки мне пришлось понять, что значили эти слова))

У дороги мы несколько раз встречали передвижные пасеки. Хозяин одной из них - Магомед, пригласил нас угоститься его мёдом. Никита как только услышал слова "да мы вас просто так, бесплатно угостим!", сразу же спрямил свой курс на пасеку. Передвижная пасека представляет из себя специальную машину, у которой прямо сбоку кузова сделан леток, а сзади - прицеп с ульями.

Магомед, в шутку представившийся владельцем главной пасеки Кавказа, угостил нас мёдом, и подарил мёда с собой. Мы ещё дополнительно купили 1,4 кг "специального, туристического" мёда, который не так-то просто растекался.

Для меня встреча с пасечником была одним из ответов на вопрос - какие они, кавказцы? Оказывается, кавказцы - добрые, гостеприимные люди!
Дальнейшая дорога уже имела приличный уклон - мы брали перевал Гумбаши. Когда мы начали взбираться по серпантину перевала, на небе появилась радуга. Дождь, отступив, оставил на небе тучи, которые, пропуская солнечный свет лишь местами, придавали контрастность пейзажам, видимым с перевала.

На подъёме, в горном ручье мы набрали воды, так как стоянка предполагалась в безводном месте. Поднявшись на перевал, волгоградцы сфотографировались с растянутым флагом своего велоклуба. Глядя на флаг, я спросил, что на нём написано - "рион" или "пуох" ("puoh")? Никита с плохо скрываемым неудовольствием отметил, что я не первый, кто задаёт этот вопрос, при этом на вопрос так и не ответил. Только через пару дней до меня дошло, что это - название клуба, "Орион". =)
С вершины перевала отходила грунтовка, ведущая на плато Бечасын - по ней мы и поехали. По земле плыл густой туман. Этой дорогой мы проехали максимум пол километра, после чего было решено встать на ночлег прямо в поле, что и было осуществлено.
Мы стояли на высоте 2000 метров. Как объяснили Игорь с Никитой - за наступающую ночь мы должны будем привыкнуть к высоте - акклиматизироваться. На ужин был вкусный суп, поев который, все отправились спать - подъём в 6 часов!

День 2. Не шутите с духами гор

Эту ночь я спал не очень крепко, то и дело просыпался, что, впрочем, не помешало мне к шести утра отлично выспаться. Утром было весьма прохладно по моим меркам – ориентируясь на прошлогодние Альпы, я не ожидал таких перепадов температуры между днём и ночью. Надев ботинки, которые ещё не успели просохнуть после вчерашнего дождя, я вылез из палатки – острые горы, находящиеся чуть поодаль, были покрыты облаками, которые неохотно развеивались под натиском восходящего Солнца.

Вкусно и плотно позавтракав, мы поехали дальше. Дорогу, как и вчера вечером, застилал достаточно плотный туман.

Рельеф сложно было назвать равнинным – дорога изобиловала подъёмами и спусками. С другой стороны, наша грунтовка была очень хорошего качества, что, в общем-то, компенсировало все трудности, связанные с перепадами высот. Для меня самое главное, когда можно комфортно сбрасывать высоту – то есть ехать на велосипеде вниз по относительно хорошей и безопасной дороге, что выполнялось на 100%.

Бывалые волгоградцы, повидавшие много чего в своих предыдущих походах, не очень впечатлялись видами, которые можно было наблюдать, передвигаясь по этой дороге, а мне, напротив, она показалась очень красивой – мне нравятся не только горы как таковые.

(Смотреть панораму в полном размере)
Как нам ещё с утра сообщил Никита, дорога проходила около молочно-сырной фермы, где можно было купить местного сыра, что мы и сделали. По дороге изредка проезжали автомобили. Водитель одного из них (вот уж воистину джигит-орлиный-глаз), проезжая мимо нас, сообщил, что на дороге валяются чьи-то солнечные очки. Очки оказались Вовины – он за ними вернулся и таки нашёл их, хотя ехать за ними пришлось весьма далеко.

Поездка за потерянными очками

Недалеко от места, где обнаружилась потеря очков, на лугу, где паслись коровы, мы встали на обед. Солнце шпарило просто зверски (в контраст холодному утру), благодаря чему мои ботинки полностью просохли до конца обеда – чему я был очень рад (правда, оказалось, что рано я обрадовался, но об этом позже).
Обед был густо приправлен местной кавказской едой – несколько сортов мёда, более 3 килограмм сыра, местные травы, из которых заваривался чай, вкус которого совершенно не хотелось портить сахаром. Да, всю эту «неучтёнку» (как мы её окрестили), которая попадала к нам во время «автономки», мы ели не вместо, а вместе с теми продуктами, которые были запланированы заранее, поэтому наедались до отвала. Коровы были в своём репертуаре – где бы мы ни останавливались, всё стадо тут же обступало нас и принималось разглядывать. Этот обед исключением не стал – коров пришлось гонять, чтобы они не растоптали наши велосипеды, да и вообще, чтоб не лезли копытами на обеденный стол. =)

Вова дегустирует местный сыр

С места обеда уже был виден Эльбрус, путь к подножию которого нам предстояло преодолеть за сегодня. В ходе дальнейшей дороги Никита словил «змеиный укус» - спускать колёса нужно без фанатизма. Невдалеке от места, где мы заклеивались с видом на Эльбрус, нам предстояло свернуть с нашей грунтовки на дорогу, заросшую травой, по которой должен был быть осуществлён спуск к реке, через которую предстояли три брода.

Сперва мы с трудом ехали по травянистой дороге – она была достаточно вязкой и сильно тормозила велосипед. Поднявшись на самую верхнюю точку перед долиной реки, текущей в ущелье, мы начали спуск по очень крутой, размытой грунтовке, на которой то и дело попадались кучи камней, на которых можно было «поскользнуться».

Чуть ниже спуск снова стал травяным – дорога едва угадывалась сквозь зелёные заросли. Но вот наконец мы все спустились к реке, к первому запланированному броду. Я, всё ещё радуясь своим сухим ботинкам, сменил обувь на ту, которая была взята именно для таких случаев – в ней и форсировал реку. Второй и третий брод были неподалёку – они был также преодолены без происшествий.

Конец спуска к реке

Дальше началось самое интересное. Почти сразу же после третьего брода мы начали подъём по противоположному склону ущелья. Он был крутым и травянистым, начинал накрапывать мелкий дождик. Игорь уверенно снял рюкзак с велосипеда и повесил себе на спину. Мне этого делать очень не хотелось, но чтобы «быть как все», я последовал его примеру. Велорюкзак я на спину вешал впервые в жизни – даже горный Крым я прошёл не снимая рюкзака с велосипеда. Дождь, между тем, потихоньку усиливался – подумав, что так будет лучше, я нацепил дождевой чехол на рюкзак. Это я сделал не зря, дождь, медленно, но верно усиливаясь, вскоре превратился в настоящую бурю с сильным ветром и даже градом.

Как в своём отчёте пишет Лиза, дождь, скорее всего, был вызван тем, что кто-то днём произнёс заклинание вызова дождя «Дождя сегодня уже не будет», которое, будучи услышано духами гор, обязательно действует. Всё это антинаучные суеверия – скажу я вам! На самом деле, дождь был из-за того, что переходя брод, я менял обувь, чтобы сохранить основные кроссовки сухими.
В принципе, такая погода деморализующим фактором никак быть не могла, учитывая наличие у меня приемлемой куртки и прозрачных очков. Холодно не было совершенно – во‑первых, сам дождь был достаточно тёплым (даром, что с градом), а во вторых, работа по затаскиванию велосипеда на очень крутой склон ущелья, греет лучше любого пуховика. В любом случае, в прошлом году на пер. Гримзель я попал под гораздо более страшный ледяной ливень – вот там действительно был повод «деморализоваться».
Взобравшись на стену ущелья, мы попали на очень хорошую дорогу. Никита сказал, что эту дорогу, должно быть, только-только починили, так как ещё недавно она была несравнимо хуже. Долго по дороге мы не прошли – увидев первое же хоть как то пригодное для стоянки место, мы решили становиться лагерем, несмотря на то, что план на сегодня выполнен не был. Палатку ставили под ливнем, а сильный ветер вырывал из рук тент, который держали 4 человека. Постояв без движения некоторое время, я замёрз и был очень рад влезть в палатку, в которой не было ветра и очень скоро стало тепло. Готовить мы не стали, поели чего-то всухомятку (благо, «неучтёнку» никто не отменял). Воды с каждого натекло, конечно, прилично, поэтому мы сидели в луже, которую, однако, через некоторое время удалось ликвидировать, пропитывая водой велоперчатки и носки, и отжимая их за пределами палатки.
Когда мы все согрелись, отдохнули, а дождь закончился, мы с Вовой вылезли из палатки, поставили свою палатку, и все легли спать.

День 3. Моя первая велопешка

Подъём на следующий день был назначен относительно поздно – все хотели просушиться на солнце, которое к намеченному времени должно было уже давно взойти. Меня это обстоятельство очень порадовало, так как это значило, что мы пошли в поход не с сумасшедшими спортсменами, а с нормальными туристами))  Во всём – в туризме, в работе, в жизни –  я люблю, чтобы всё делалось без лишней расслабленности, но и без перенапряжения. У нас, благодаря отличному руководству походом, всё так и было – спокойно, надёжно, продуманно, без фанатизма и, при этом, местами, с весёлой безбашенностью и импровизацией. =)
Итак, утром, будучи не в состоянии больше спать, я вылез из палатки. По моим, опять же, меркам, было очень холодно – ещё холоднее, чем вчера. Возможно, такое ощущение складывалось из-за сильного ветра, который так и не думал переставать дуть со времени вчерашнего шторма. То что я увидел, оглядевшись вокруг, заставило забыть о холоде – виды, которые были вчера скрыты от нас пеленой дождя, производили впечатление. Эльбрус, весь красно-оранжевый в лучах восходящего солнца, возвышался над грядой белых от снега гор. Да, во время вчерашнего катаклизма, в том месте, куда нам следовало по плану доехать вчера, выпал снег! Снег медленно таял, пока мы расслаблялись, раз уж такую возможность нам давал поздний старт.

Эльбрус во время восхода солнца (Смотреть в полном размере)
(Смотреть в полном размере)

Солнце на пару с облаками как будто бы издевались над нами. Прямо над головой синело чистое небо, все облака были достаточно низко по бокам от нас. И чем выше поднималось солнце, тем выше застилали небо облака. Мы все вшестером, как представители какого-нибудь первобытного племени солнцепоклонников, неподвижно стояли, обратившись лицом к Солнцу, и напряжённо, с азартом, как будто от нас тут хоть что-то зависело, наблюдали за тем, успеет ли солнце вынырнуть из-за облаков, или облака, которые не могли перевалить горный хребет, будут копиться быстрее. Создавалось ощущение, что облака, которые уплывают из долины, сделав круг, снова возвращаются в неё, образуя бесконечное кольцо.

Солнце так и не пробилось сквозь эти облака
Солнца мы так и не дождались. По иронии судьбы, палатку помог просушить наш, в общем-то, недруг – ветер. Он, чуть не вырывая из рук тент от палатки, очистил его от воды буквально за 10 минут. Собрав палатки, мы вернулись на дорогу и поехали вверх – к перевалу Кияшик.

Вообще, весь сегодняшний день можно условно разделить на четыре части – пологий подъём, крутой подъём, спуск, и вело-пешку. День начался с пологого подъёма по той самой дороге, о которой Никита говорил, что её починили. С дороги открывались отличные виды на зелёные поля, ехать было легко.

(Смотреть в полном размере)
В таких условиях нам не стоило много времени добраться до точки, где нужно было съезжать с основной дороги и ехать в сторону перевала Кияшик. С этого момента начиналась вторая часть – крутой подъём. С этой точки также открывался замечательный вид на дорогу, идущую серпантином по насыпи, которая, как казалось, специально для этого была возведена с самого дня глубокой пропасти, а также на чей-то лагерь, расположенный на самом краю высоченной каменной отвесной стены.
Наглядное представление выражения "пакет-майка"
Дорога, ведущая через перевал, была не такой хорошей как та, с которой мы съехали, но, тем не менее, всё ещё «условно автомобильной», так что ехать можно было почти везде, кроме самых первых, и, по совместительству, самых крутых, участков.

Базовая техника управления конём
(Смотреть в полном размере)
Подняться на верх перевала было лишь делом времени, причём небольшого. Сверху перевала открывался отличный вид на долину Джылы-Су.

Водопад в долине под лагерем. По ссылке - вроде бы он же, только ближе.

Достигнув верхней точки (а с ней – окончания этапа «крутой подъём»), мы устроили обед, во время которого я, как повелось, снова сушил кроссовки. Впрочем, не один я. Обед – всегда идеальное время для просушки всего чего угодно – от палатки до носков.

Послеобеденный спуск в долину реки, через которую планировались два брода, благодаря умеренной убитости дороги, прошёл с ветерком. Как выяснилось внизу, бродов, как таковых, не будет. Через первую речку был перекинут хлипенький мостик, по которому, хоть и не без труда, мы перевели гружёные велосипеды. После мостика надо было протащить велосипеды и груз вдоль реки метров на 50 до автомобильной дороги.

На панораме виден весь маршрут спуска, оба брода и подъём на плато. (Смотреть в полном размере)
Автомобили, едущие по дороге, которая пересекала реку, просто проезжали по воде – там было мелко. На велосипеде этот «брод» также замечательно преодолевался. Почти сразу же после пересечения реки, всем пришлось спешиться и надеть рюкзаки на спину, некоторые даже отвинтили педали от велосипедов. Начинался последний этап – «пешка». План на остаток дня был таким: подняться на вершину большого, широкого плато, дойти по нему до реки, через которую планировался очередной брод, перейти долину реки (сброс 100 метров и набор 100 метров), встать лагерем на высоте 3000 на другом берегу реки. В итоге было выполнено всё, кроме последнего пункта.

(Смотреть в полном размере)
Начало подъёма, как это часто бывает, было очень крутым, но вскоре уклон уменьшился до вполне приемлемой величины – знай себе, иди вверх со своей скоростью, не особо надрываясь.

Когда мы поднялись на плато, ехать всё равно не получалось, несмотря на, как казалось, небольшой уклон дороги. Панорама плато мне понравилась – серая, суровая трава посередине, слева – вид на большой снежник, справа – на живописный и яркий склон другого берега ущелья реки.

Вид на ущелье реки. Настоятельно рекомендую (смотреть в полном размере) на склон горы с ярко-зелёными пятнами

Ещё на середине подъёма на плато снова начался дождь. Он не был сильным, но был очень долгим и противным. Промокшая трава моментально перечеркнула плод всех моих стараний по просушиванию кроссовок.
Пройдя плато и спустившись в долину реки, мы встретили горников, которые стояли там лагерем. Вчера их сбросила с перевала Палнбаши буря. Как же нам повезло попасть в шторм внизу!
Переходить реку сегодня уже не хотелось – хотелось только встать на ночь. Перед разбитием лагеря мы исследовали реку на возможность перейти её не промочив ноги. Как показал осмотр, такая возможность была. Учитывая, что основной аргумент разбития лагеря после брода заключался в том, что не хочется мочить ноги с утра пораньше, мы со спокойной совестью поставили палатки на этом берегу, в долине реки.

Учитывая всё ещё накрапывавший дождь и сильный туман (одним словом – мерзкая погода) ужинать мы все устроились в 4-x местной «волгоградской» палатке. Мои промокшие ноги заметно подмёрзли – было не так то просто отогреть пальцы. Лиза, всегда интересовавшаяся на стоянках, не замёрз ли кто, узнав об этом, одолжила мне на вечер свои шерстяные носки. Они оказались очень кстати.
Перед сном я заметил, что погода существенно улучшилась. Было уже темно, дождь прекратился, дул несильный, тёплый(!) ветер. Я, как и всегда вечером, почистил зубы и пошёл спать – на завтра был запланирован один из самых ранних подъёмов, ведь за завтра надо было пройти Палнбаши, и, что немаловажно, успеть спуститься с него.

День 4. Восхождение на верхнюю точку

Утром, в отличие от вчерашнего дня, мы не раскачивались особо долго перед отправлением в путь. Кроссовки, как всегда, за ночь совершенно не высохли, толи плечи, толи спина (даже не знаю, как это правильно назвать =) ) всё ещё болела от вчерашнего длительного таскания рюкзака на горбу. Кстати, болела спина, в основном, только в первый день. Уже сегодня я, наверно, привыкнув к пешкам, перестал ощущать дискомфорт от рюкзака. По-моему, у рюкзака Мираж-80 основная особенность – это вовсе не разгрузочный пояс, как многие считают, а грамотно сделанные лямки (которые сверху стоит обязательно крепить в двух точках), что и определяет его преимущество перед конкурентами в ходе длительных «велопоносов». Ну, или может я просто пояс неправильно использую))
Едва выдвинувшись в путь, мы уже стояли перед бродом, который был преодолён, как и планировалось, не замочив ноги. Встав «конвейером» на камнях, торчащих из реки, мы передавали друг другу рюкзаки и велосипеды.

"Чего фоткаешь, давай помогай уже чтоли!" =)

На другом берегу сразу же, безо всякой «впешки» (мы придумали такое название пешему аналогу вкатки), начался довольно крутой подъём на другую сторону ущелья. Оглянувшись назад, я увидел, что глубокую долину реки, на которой мы стояли, целиком заняло застрявшее в ней облако – красотища! В другую сторону – вид на всё приближавшийся Эльбрус.

Подъём по склону ущелья венчался выходом на седловину между двумя хребтами. Тропы видно как-то особо не было, но Никита уверенно сказал, что «тут куча признаков тропы» - эта цитата хорошо врезалась мне в память, и я вспоминал её во всех подобных случаях))
Дальнейший путь вёл нас на хребет, который располагался слева от седловины. По склону этого хребта и шла тропа до перевала. По мере продвижения вперёд, и, соответственно, набора высоты, травы становилось всё меньше, а камней, напротив, становилось всё больше. Продвигаясь по склону, мы встретили группу пеших туристов, которые двигались нам на встречу – с перевала.

Панорама подьёма от реки (360 градусов). Начало трека подъёма - слева, плато (которое мы прошли) - справа. Извините за "Призрак Никиты" - иначе было не сшить. =) (Смотреть в полном размере)

Пешики =)
"Вова, превед!"
Пройдя ещё дальше – туда, где уже местами встречается снег, мы обнаружили что-то вроде оборудованного места под стоянку, которое представляло собой рукотворную каменную стену, образующую замкнутый контур, который, наверно, был предназначен для защиты от ветра. В этом месте было решено пообедать (ну и, конечно же, просушить всё, что хотелось). Воды поблизости видно не было, поэтому сначала предполагалось топить снег, которого было, напротив, полно. Однако когда все замолчали и прислушались, стало отчётливо слышно журчание ручья. Ручей тёк глубоко под камнями, просто так его не было видно, но воды из него добыть всё-таки удалось.

Обед: Никита добывает воду, Лиза с Игорем и Алексеем готовят обед, Вова достаёт общественные продукты. Ваня, как обычно - фоткает. (Смотреть в полном размере)
От точки обеда оставалось пройти совсем немного до финального взлёта, который был достаточно крутым. Это легко компенсировалось тем, что после обеда у многих участников похода случился прямо какой-то “power up” – иначе не назвать. Мне было совершенно непонятно, как можно так переть, учитывая высоту, наклон и пересечённость местности.

(Смотреть в полном размере)

Наверху лежал снег, в котором велосипеды смотрелись очень необычно. С перевала открывался замечательный вид на долину, казалось, что спуститься туда будет довольно просто.

Панорама долины (Смотреть в полном размере)
360 градусов панорама с Эльбрусом в центре  (Смотреть в полном размере)

Ещё на вершине подъёма нам встретилась команда горных туристов, которые, вроде бы, шли на Эльбрус. На перевале мы сняли записку, оставленную нашими предшественниками по прохождению перевала, и положили свою. Отсняв панорамы, насладившись видами и отдохнув, группа начала спуск.

Сперва спуск был достаточно пологим, идти было довольно легко. Когда мы сбросили несколько сотен метров, склон стал, напротив, очень крутым, и оставался таким аж до самого низа. Этот участок пути был мне неприятен, но его надо было пройти. Вопреки мнению, которое было почему-то довольно распространено в нашей группе, горный спуск, как в теории, так и на практике – почти всегда технически сложнее подъёма. На спуске ты имеешь гораздо меньше инструментов, чтобы влиять на ситуацию, поэтому надо быть предельно внимательным, чтобы каждый шаг был продуман. Именно поэтому длительный спуск вызывает то, что можно назвать «психологической усталостью», которая возникает из-за длительной сосредоточенности.

Спуск с этого крутого склона заканчивался не очень большой зелёной равниной, поле которой нам предстояло форсировать небольшую речку, и, спустившись по тропе, идущей вдоль очень крутого травяного склона, скатывающегося в эту речку, оказаться в долине, где был расположен лагерь, из которого туристы идут на Палнбаши. Алексей, когда-то ранее поднимавшийся на перевал именно с этой стороны, глядя вверх удивлялся – как они вообще там поднялись, притом, что каких-то особых воспоминаний о сложности подъёма у него не отложилось вовсе.
В лагере был источник «Нарзана».

Подготовка велосипеда к езде. Ура!!!
 Этот нарзан невозможно сравнить с тем, который стоит в магазинах. Мне вообще не совсем понятно, что же на самом деле стоит месяцами в магазинах, если учесть, что вода типа «Нарзан», учитывая её химический состав, думаю, суток через пятеро, превращается в нечто совершенно непохожее на свежий «Нарзан». То ли дело «Ессентуки» - натрий-хлор (поваренная соль), растворённый в воде, может стоять хоть 100 лет – ничего с ним не будет.

Нарзановый водопой
 От источника вдоль очень глубокого ущелья горной реки в сторону аула Хурзук шла грунтовка, по которой можно было быстро сбрасывать остатки высоты, параллельно любуясь видами. Ущелье в лучах заходящего солнца поражало яркими красками пейзажей. Заход солнца – это те 5 минут, когда всё вокруг преображается и предстаёт в весьма художественном виде.

Спускаясь по ущелью, мы проехали мимо какого-то козла-переростка. Алексей, догнавший нас, сказал: «Вы что, это же легендарный тур! Мы его увидели собственными глазами!». Козёл меня, правда, не очень впечатлил (видел я впоследствии животных и поинтереснее), но надо отдать должное, тур – действительно своего рода достопримечательность.
По дороге вниз нам встретилась группа велотуристов, которые ехали поход, оформленный как 6 к.с. Нужно было уже как-нибудь побыстрее вставать на ночлег, ато такими темпами можно и до Хурзука доехать – а где там заночуешь в палатке? Никита с Игорем искали «удалённое от дороги место» (tm), чтобы нас «никто не заметил»)) Возможно, такая предосторожность вполне оправдана, вот только такого места что-то всё никак не попадалось – пришлось встать в полуметре от дороги. Кроме близости к дороге, недостатков у этого места не было – там была вода, малина, земляника, кострище и место под две палатки. Даже хорошее место для купания.
Купание, правда, омрачилось тем, что я промочил часы. Вообще-то, часы – специальные для ныряния с аквалангом с водозащитой стандарта «200 метров», но с какого-то перепугу у них отвинтилась настроечная пимпочка, чего я вовремя не заметил, а в таком виде их в воду совать нельзя. Теперь просушиваю)) Вообще, ещё в первый день похода у нас образовался, можно сказать «локальный мем», которым стало принято описывать любое промокание чего угодно. У Лизы во время дождя в первый день в корпус якобы «водонепроницаемого» велокомпьютера попала вода – много воды. Она что-то замкнула, и на LCD дисплее велокомпа отобразились все возможные элементы. «О, у моего велокомпа появились те функции, о которых я и не подозревала» - прокомментировала Лиза поломку. С тех пор, когда что-то промокало, мы так и говорили: «Появились новые функции». Вот и в этот раз, ребята, глядя на мощный конденсат с внутренней стороны толстенного сапфирового стекла, говорили: «Похоже, у твоих часов появились новые функции».

В этот раз обед готовили на костре – было много дров. Мы стояли, можно сказать, в лесу. Как прокомментировал мой отец фото лагеря: «да это же прямо Карельский Перешеек – и ехать никуда не надо было»! Первая автономка подходила к концу – завтра утром мы будем в Хурзуке.

День 5. Марш-бросок на Домбай, день первый

Наступил лёгкий день. День, в который нам предстояло вспомнить, что мы всё-таки пошли в велопоход, а не в пеший поход с лишними десятью-пятнадцатью килограммами железа, которое таскали по горам, успев привыкнуть к этому настолько, что в голове уже даже не возникало вопроса «а зачем я тут тащу эту штуковину, может можно как-то без неё обойтись?». Высоцкий пел в известной песне: «Так оставьте ненужные споры, я себе уже всё доказал – лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал»!  А я бы сказал: «…, которые проходятся с велосипедом» - и нет здесь места для дискуссии! Как альпинисту-Высоцкому человек, не разделяющий его увлечения горами, никогда не докажет, что без гор можно обойтись, так и человеку, прочно связавшему свою жизнь с велосипедом, никакой пешик или горник не докажет, что велосипед не является необходимым снаряжением при переходе перевала Палнбаши.
Ну так вот, к чему я это всё? Это всё к тому, что сегодня предстоял не традиционный для этого похода велопонос, а длинный асфальтовый перегон на Домбай, который даст ответ на вопрос «зачем вы несли с собой велосипеды?» любому. Обычный турист, если ему надо преодолеть такое расстояние, прибегает к услугам общественного транспорта, расписываясь в своей несамостоятельности. Мы, напротив, носим с собой всё, что нам нужно, включая личный транспорт (в соответствии с известной русской народной мудростью: «любишь кататься, люби и велики носить»).
Погода с утра стояла тёплая, настроение было у всех отличным. Эльбрус, как мне и говорили, делает климат по ту сторону перевала гораздо суровее. Начиная с этого дня, все ночёвки были тёплыми, дождей было гораздо меньше, а ни про какие шторма мы даже и не вспоминали. Оставалось проехать совсем немного, прежде чем мы окажемся а ауле Хурзук, откуда, по асфальтовой дороге, доедем до Карачаевска, а затем, на следующий день – до Теберды, а уже оттуда – до альплагеря Алибек.

В Хурзуке, как и ожидалась, была мобильная связь – все, кто хотел, поговорили по телефону. Закупаться на следующую автономку планировалось в Карачаевске, поэтому в Хурзуке мы закупились только на обед, время которого скоро должно было уже подойти. Народ здесь был, местами, достаточно дикий. На дороге было полно наглухо тонированных, с опущенной подвеской, десяток и приор, из которых доносилось: «бум, бум, бум!» Некоторые водители подобных продуктов «Кавказ-тюнинга» «пугали» нас, неожиданно вылетая перед носом на встречку и затем резко возвращаясь на свою полосу. Больше всего запомнилась подобная встреча с ГАЗ-66, которая была битком набита пацанятами (ещё двое сидели на крыше свесив ноги на лобовое стекло), у которых, наверняка и прав-то не было. Они что-то кричали нам, но мы толком не разобрали. Я расслышал только, что речь шла про «баранов», а Алексей, что про «русских» - так и осталось непонятным, что же нам хотели сказать. Это - ещё один ответ на вопрос "какие они - кавказцы?".

Надо сказать, по дороге мы встречали и местных велосипедистов. Например, таких =)

Проехав несколько аулов, мы увидели поворот в какой-то заповедник. Там, возле речки, и состоялся обед. После обеда и ещё нескольких километров дороги, на въезде в Карачаевск, в "Магните", состоялась закупка продуктами на вторую автономку. Далее ничего особо примечательного по дороге не было, если не считать гудрона, который таял на жарком южном солнце, уделывая все наши велосипеды и вещи.
Карачаевск на фоне местных аулов казался просто мегаполисом.

После Карачаевска обратили на себя внимание стада коров, которые, совершенно ни о чём не беспокоясь, мирно паслись посреди шоссе. =) Проехав Карачаевск, мы стали искать место, где можно встать на ночь. Если едешь по шоссе, таких мест может быть не так уж и много, но мы всё-таки нашли совершенно замечательную стоянку у реки, на которой встали лагерем. На стоянке росли кусты барбариса, вовсю увешанные плодами.

На ужин пошло в ход куриное филе, из которого сварили суп. Никита захотел проверить, сколько в меня влезает супа, но эксперимент не удался – суп закончился.

День 6. Марш-бросок на Домбай, день второй

Как обычно, рано утром вся наша команда перекусила и отправилась в дальнейший путь. Забегая наперёд скажу, что сегодня с гудроном  дела обстояли гораздо лучше, чем вчера. Качество дорог ожидаемо повышалось в ходе постепенного приближения к модному курорту – Домбаю.
Сегодня предстояло некоторое количество «бюрократической работы», а именно – получение пропусков в погранзону, которая находится за альплагерем Алибек. Все документы были поданы заранее, но надо было ещё лично явиться на погранзаставу в Теберде для получения документов, позволяющих нам пересечь погранзону.
От места ночёвки надо было как можно скорее доехать до Теберды, чтобы, если пограничники затянут с оформлением документов, не отстать от графика. Дорога до Теберды наглядно демонстрировала характерную для Кавказа «богатую фантазию», проявляемую при наименовании всего чего угодно. Мы ехали вдоль реки Теберда (на берегу которой и ночевали), а посёлки Новая Теберда, Нижняя Теберда и Верхняя Теберда делили наш путь до Теберды на примерно равные отрезки.

Прибыли мы к пограничникам примерно в 10 утра. Вопреки опасениям, получение документов не затянулось – всё прошло оперативно. Надо сказать, вечером сэкономленное время очень нам пригодилось.

Дальнейший путь проходил по весьма красивым местам, несмотря на то, что ехали мы по шоссе – начиная с Теберды, шоссе идёт по Тебердинскому заповеднику. Только-только отъехав от Теберды, на красивейшем озере Кара-Кёль был съеден купленный недалеко от погранцов арбуз. Это был ещё не обед – на обед мы поехали дальше.

Минут  через 50 на нашем пути встретилась красивая река, протекавшая около специально оборудованной в придорожном лесу зоны отдыха, тут получился обед и фотосессия у речки с водопадами.

Правильный бутерброд! Матроскин одобряет.
Здесь мы встретили ещё одного велотуриста, который, правда, в отличие от нас, передвигался в основном по дорогам. По всяким буеракам и дебрям он уже накатался в свои годы, и теперь «отдыхает». Всем бы нам так «отдыхать» в его возрасте! =) Мужчина представился: Гвоздь Александр Николаевич из Ростова.

После обеда оставался ещё один асфальтовый перегон до Домбая, а дальше – грунтовки. Дорога на пути в Домбай временами выходила из леса, обнажая впечатляющие домбайские горы, которые сильно оживляли наш путь.

Недалеко от Домбая у нас случилась забавная авария. В нашей колонне я ехал за Алексеем, у которого, как уже говорилось, на багажнике лежит широкий горный рюкзак. Из-за этого рюкзака я вовремя не заметил, что на краю дороги лежит толстый рулон свёрнутого брезента, который используется для ремонта дороги. Въехав со всей скорости в мягкий брезент, я не упал, а встал как вкопанный. Лиза, которая ехала за мной, успела объехать меня, а вот Игорь, видимо, немного отвлёкшись, уже впечатался в меня, в результате чего я уже не мог не навернуться в придорожную крапиву.)) Вообще, эти широкие рюкзаки, надо запретить по ТБ – из-за них не только ничего не видно, они, кроме того, как показала практика, могут стать причиной падения, зацепившись за руль другого велосипеда. Нет, я не говорю, что такие рюкзаки смертельно опасны и неприемлемы, но, как не один раз говорил Алексей, «сперва всегда надо задокументировать правильный порядок чего-либо, а уже потом от него отступать», а ТБ – и есть такой порядок. =)
Домбай впечатлил – там всё развернулось на широкую ногу. Аж Европу чего-то напоминает – крутые рестораны, красивые поъёмные кабинки… От Домбая сразу же начинался подъём к альплагерю Алибек. При въезде на грунтовку с нас содрали экологический сбор и вручили бумажки, на которых были подробно описаны достопримечательности тех мест. По грунтовке, почти не слезая с велосипеда, мы доехали до лагеря Алибек, а затем и до погранзоны.

На въезде в погранзону стоял погранпост, где проверяли пропуска. Пропуска проверяли очень долго – уж не знаю, почему так.
Пока проверяли пропуска, остальные туристы смотрели на нас как на сумасшедших, спрашивая: «куда дальше вы собираетесь идти с велосипедами?». Узнав, «куда», один мужик нас перекрестил, другие с серьёзными лицами молча медленно покачали головами, третьи уставились испуганными глазами. Ну прям как проводы Геракла на битву с медузой Горгоной, блин! До кучи пограничник спросил: «А вы вообще возвращаться собираетесь»? Учитывая описанную реакцию туристов, этот вопрос звучал весьма двусмысленно.
После длительной проверки пропусков нам вдруг сообщили, что пропуска оформлены неправильно, и идти с ними через перевал Алибек (куда шёл наш маршрут), мы не имеем права. По нашим пропускам мы могли лишь войти в погранзону, и выйти из неё через этот же пост. Стоя у поста было перебрано в уме множество вариантов, как обойти данную ситуацию, но все они были по той или иной причине неосуществимы. Следующий день по плану представлял из себя днёвку, и было решено продолжить поиск решения позже, а сейчас – двигать к месту ночёвки.

Тропа, по которой мы передвигались, может и была проста дня пеших туристов, но с велосипедом проходилась не очень тривиально. Часто встречались крутые спуски и подъёмы по камням, деревья, через которые надо было перелезать. Сперва мы пытались не надевать велорюкзаки на спину, но вскоре стало ясно, что так не получится. Реорганизовавшись в велопеший вариант, мы двинулись дальше. Нет одинаковых людей, у кого-то комплекция и строение тела располагает к бегу, у кого-то к тяганию штанги, а у кого-то к велогонкам. То же самое и с препятствиями – разные люди по разному преодолевают препятствия, у кого-то получается лучше одно, а у другого – другое. Эта дорога была для меня прямо-таки «идеальным препятствием» - не сказать, чтобы я устал, хотя силы не экономил совершенно.
Дорога в одном месте вышла из леса на скальную полочку, с которой открывался отличный вид на Алибекский ледник. Там все отдохнули и полюбовались видами. Уже в сумерках мы вышли на каменистую «поляну», полностью свободную от леса, по которой текло несколько рек. Турье озеро, до которого мы хотели дойти, было уже недалеко – дальше идти смысла не было, такого хорошего места больше не будет.

Мы встали на ночлег и снова начали обсуждать, что же делать с пропусками. Никита,  посмотрев на карту, предложил идти на перевал 74, который был вне погранзоны. Позвонили в Волгоград, попросили людей поискать в интернете описание. Ответ был такой, что перевал 74 – это категория 1Б (то есть, его невозможно пройти без спецсредств), но прямо рядом с ним располагается перевал 73 – вот это уже 1А. Предварительно было решено идти именно маршрутом через перевал 73. Опытный Алексей опасался, что там будет что-либо непредвиденное, и что, даже если на месте выясниться невозможность безопасного прохождения этим маршрутом, мы всё равно туда пойдём (ну, раз уж поднялись туда!). На это ему ответили: «Но вот же, посмотрели описание, нет там абсолютно ничего сложного, да и не зря же ему присвоена категория 1А». Меня, судя по тому насколько быстро ответили из Волгограда, терзали смутные сомнения, что за такое время можно нормально проработать вопрос. Как выяснилось уже дома, когда я добрался до интернета, так оно и было –  даже при достаточно беглом исследовании информации о перевале, рекомендация, которую можно было бы дать группе велотуристов по поводу этого перевала, звучала бы явно не как «да, фигня, парни, там 1А – проходится с пол пинка».

В любом случае, в итоге получилось всё так, как получилось, и получилось оно очень хорошо. Но об этом позже – в описании 9 дня (послепослезавтра). А сейчас мы выстирались, как и положено на днёвке, и легли спать. Завтра предполагалось расслабляться и, никуда не торопясь, гулять по местным достопримечательностям.

День 7. День без велосипеда
С утра мы поднялись не очень рано, неспеша поели. Сегодня, помимо запланированного купания в озере Турье, посещения ледника Алибек и водопада, предстояла и некоторая работа, появление которой было обусловлено вчерашним «былинным отказом» пограничной бюрократической машины. Работа заключалась в том, чтобы сходить на разведку на перевал 73, и оценить возможность его прохождения. Смысл такой «разведки» был мне не очень понятен, ведь очевидно, что после выполнения основной программы сегодняшнего дня, нас хватит максимум на то, чтобы подняться к началу основных взлётов, ведущих к перевалу, в то время как основные сомнения вызывал именно сам перевал. Ну, разве что, мы могли оценить тропу до начала взлётов, и поставить галочку: мы сделали всё, что могли. =)
После завтрака, мы отправились к первому пункту нашей программы – леднику Алибек. Он был очень близко от нашего лагеря, как вы можете видеть на последнем фото предыдущего дня. Спустившись к подножию ледника, мы погуляли по ледяным пещерам, образовавшимся в леднике – очень красиво и необычно. Я хотел дойти до той части ледника, где лёд выходит из-под морены, но мне не дали на это времени – мы начали подъём к озеру Турье.

(Смотреть в полном размере)
Подъём проходил по очень крутому зелёному склону, на котором, правда, было некое подобие тропы. Озеро было ярко-зелёным, мне сразу вспомнились голубые швейцарские озёра. Вода в озере была не такой холодной, как можно было бы подумать, но всё равно, плавать в ней больше пары минут было невозможно – дальше от холода начинает блокироваться дыхание. Мы попытались сделать красивый кадр, на котором были бы запечатлены мы на середине озера, держащие уже знакомый вам, читатели, флаг велоклуба Орион. Нам троим так и не удалось развернуть флаг за то время, которое нам отвела на это морозная вода озера.

От озера мы двинулись вверх – на точку, с которой был прекрасно виден ледник Алибек, и часть долины. Оттуда открываются, пожалуй, лучшие виды, если не считать те, которые можно получить, поднявшись на горы, окружающие долину. Там Алексей нарвал рододендрона – он где-то слышал, что его добавляют в чай.

Хорошенько нагулявшись на ледник, и накупавшись в озере мы, попутно собирая дрова для костра, вернулись в лагерь. На костре сварили обед, поели, попили чай с рододендроном. Такой чай нас не очень впечатлил. Больше всего привкус, придаваемый чаю растением, напоминал табак.
Сразу после обеда отправились на «разведку боем» дороги к перевалу 73. Тропа на перевал шла среди высоченной, в рост человека, травы.

Оказавшись на ней без велосипедов, да, в общем-то, и без рюкзаков, мы набирался метры и проходили километры непривычно быстро. Но даже несмотря на это, учитывая ожидаемый дефицит времени, план максимум был сформулирован как «выйти из зелёнки» - то есть пройти область леса и дойти до зоны лугов. Оттуда, до куда мы дошли, открывался неплохой вид на долину Алибек, лес уже не мог помешать нам любоваться им. Впрочем, завтра мы увидим и эти виды, и виды с более высоких точек, так что не было смысла засиживаться наверху – мы пошли дальше, осматривать запланированный водопад. На спуске со склона мы нарвали листьев смородины и малины для вечернего чая - такой чай нам понравился гораздо больше, чем рододендроновый. =)
Водопад был вполне стоящим того, чтобы сходить на него посмотреть. Вдоволь нафоткавшись на фоне камней, и летящей сверху воды, мы пошли в лагерь.

Идти было решено не традиционной тропой, а вверх по реке, которая текла через наш лагерь и дотекала до водопада, этот путь был немного короче. Как все знают, всё самое интересное начинается тогда, когда кто-нибудь говорит: «Я знаю короткую дорогу»! «Дорога» была очень глухой – местами мы продирались по густому лесу, кое-где прыгали по камням реки, а однажды так и вообще занялись «скалолазаньем», преодолевая очередной водопад, вставший на пути. Довольно опасный участок. Правда, об опасности обычно принято вспоминать только после того, как кто-нибудь хорошенько навернётся, а если никто не навернётся, значит – участок не опасный, а весёлый. =)

Итак, успешно пройдя этот весёлый участок, попрыгав по камням реки, и продравшись по лесу, мы вышли почти к самому нашему лагерю. Там разведчики донесли полученную информацию, на основании которой было решено – на перевал идём!

День 8. Путь навстречу приключениям

Свежие, отстиранные, отдохнувшие, просушенные и сытые – мы выдвинулись в путь, который вёл нас в неизвестность, туда, где, как были все основания предположить, ещё не ступала нога велосипедиста!
Первым препятствием на нашем пути, как вы уже догадались, был тот самый подъём по каменистой тропе, который позавчера был для меня «идеальным препятствием». Сейчас он, естественно, превратился в спуск. Вопреки моим опасениям, что спуск будет сложным, мы оказались внизу так быстро, что я этого даже не успел толком осознать. «Как, мы уже пришли?» - невольно проскочила мысль, когда показался погранпост, который можно было считать окончанием спуска. У погранпоста мы зарегистрировали свой выход из погранзоны.
Дальнейший путь пролегал по местам, уже знакомым нам, благодаря вчерашнему разведрейду. Сегодня метры высоты, как и ожидалось, тикали гораздо медленнее и напряжённее, чем вчера, ведь теперь мы тащили наверх не только свои туши, но и 30-35 килограмм велосипеда и рюкзака. Уклон, как мы узнали ещё вчера, сразу же после начального выполаживания делался достаточно крутым. Ещё до окончания «зелёнки» (леса), начали встречаться «каменные косы» - результат очень давних камнепадов, чередующиеся с травяными участками тропы. Каменные участки, впрочем, особой сложности не придавали.

Пройдя зону, исчерпывающая развед-информация о которой была добыта вчера, мы обнаружили, что, вопреки кажущемуся дальнейшему выполаживанию (а вернее – чуть дальше него), травяной склон становится адски крутым. Пока ещё мы не знали, что «адски» - это впереди, а то, что сейчас – это вялая утренняя впешка. Здесь уже не все могли тащить одновременно и велосипед и рюкзак, в этом случае приходилось «челночить» - сперва затаскивать рюкзак, потом возвращаться за велосипедом, затем затаскивать велосипед.
Лиза, проявив опасное неуважение к крутизне склона, устраиваясь на очередной привал, скинула рюкзак с уставших плеч на землю так, как она это обычно и делала. Рюкзак же, вопреки тому, как он это обычно делал, не остался лежать, а покатился по склону вниз, бодро набирая скорость. Я как раз шёл последним и не упустил возможности вспомнить молодость (раньше я был неплохим вратарём и всегда играл за сборную села, в котором отдыхал летом, на этой позиции), красиво в прыжке поймав рюкзак, и, как и положено вратарю, надёжно зафиксировав его.
Настало время обеда, и не было никаких причин, чтобы его не устроить – по ущелью тёк ручей, следовательно, с водой проблем не было. Уклон склона был всё такой же адский, сидеть на нём было не очень комфортно – надо было рыть упоры для ног и площадку для сиденья. Я уже молчу про то, что надо было очень аккуратно обходиться со всеми своими вещами: уронишь что-нибудь, и всё – ворота пустые, уже никто не сделает сэйв.

После адского подъёма наступило радующее всё тело выполаживание. Это было всего лишь затишье перед бурей – вскоре подъём стал таким, что предыдущий подъём, как я уже говорил, показался в сравнении с этим лёгкой утренней впешкой. Здесь мне пришлось освоить новую технику преодоления склонов с велосипедом. Ранее другие участники уже использовали её местами, но мне она казалась какой-то надуманной, теперь же я вынужден признать такой свою оценку ошибочной.  Техника заключалась в том, чтобы передвигаться вверх по склону, не перемещая велосипед сбоку от себя, держа его за седло и рулевую, а держать велосипед всегда прямо перед собой перпендикулярно курсу подъёма. При этом каждое продвижение вперёд происходило в два этапа: сперва резким усилием всего тела велосипед «кидается» вверх на несколько сантиметров (при этом ты не выпускаешь его из рук), затем ты сам делаешь шаг вверх, давая себе возможность снова «кидать» велосипед ещё выше. Так преодолевались самые крутые подъёмы.

Никита применяет технику прохождения особо крутого склона с велосипедом
(Смотреть в полном размере)

Тропа шла как бы по множеству травяных «бараньих лбов», идущих один за другим, и казалось, что вот-вот, я сейчас поднимусь на «вот эту макушку» и всё – дальше будет легче, но каждый раз после подъёма перед глазами всплывал следующий склон. С этого участка пути низа долины Алибек уже не было видно, но были видны горы, которые её окружают – то есть, дорога была хоть и сложной, но красивой.

Не удивительно, что Никите, нашему навигатороносцу, стали часто поступать вопросы типа «а сколько ещё километров осталось идти»? Он, как, впрочем, и в предыдущие дни, всегда отвечал, что «по азимуту до перевала осталось столько-то». Почему называлось всегда расстояние «напрямую», а не по треку – очевидно: на навигаторе без танцев с бубном можно получить только его. Но, даже учитывая это обстоятельство, можно представить себе эмоции человека, который преодолел очередной подобный подъём, и на вопрос «а сколько осталось?» услышал расстояние чуть ли не большее чем в прошлый раз! =) Может кто-то из читателей сочтёт, что это звучит грубо (тем более в письменной речи), но я не могу не привести эту фразу, так как она очень точно отражает суть ситуации. «Знаешь что, засунь этот азимут себе в задницу, и там распрями!» - выразил накипевшие чувства Алексей с присущим ему, равно как и всем нам, чувством юмора.
Вообще, Никитина выдержка, конечно, достойна восхищения. Сотый раз в день спокойно отвечать на вопрос: «а сколько осталось?», «а какая сейчас высота?» под силу не каждому. Причём, надо ещё учесть, что все эти «дурацкие» вопросы задавались мало того, что на каждом передыхе, после очередного рывка, так ещё и каждым членом группы по отдельности, по мере того, как участники подтягивались на место привала.
Этап «бараньих лбов» был пройден. Тропа при этом резко куда-то исчезла. Мы пытались её отыскать, но шли, по факту, наугад, точно зная, при этом, направление к конечной цели.  Группа двигалась всё дальше и всё выше, чередуя тяжёлые переходы с любованием видами на передыхах, которые были своеобразной наградой за труд. На пути встречались крутые травяные склоны, навалы крупных «живых» камней, на которых надо было смотреть в оба, чтобы не подвернуть ногу.

(Смотреть в полном размере)

Через некоторое время странствий по склонам и редким небольшим равнинкам, как раз тогда, когда подошло время вставать на ночь, мы обнаружили замечательное место, где можно было это осуществить. С него открывался хороший вид, неподалёку текла вода, было место под палатки.

Вид на место ночёвки
На утро меня назначили дежурным, так что предстоял ранний подъём. Вообще, характерно, что за весь двухнедельный поход, я дежурил всего лишь один (!) раз. Общественная работа как-то проходила мимо меня, хотя не сказать, чтобы я от неё как-то специально отлынивал. Вот это я понимаю – поход, сервис как на курорте: обеспечивается трёхразовое питание, экскурсионная программа, минеральные источники, купание в море и прочие радости цивилизованного отдыха.
Очевидно, на будущее следует как-то более детально прорабатывать график дежурств, ведь не бином Ньютона, что если у кого-то "курорт", значит за него обязательно отдуваются окружающие. В данном случае отдувался, в основном, Игорь, у которого и без того была общественная нагрузка - веломеханик. Нет, я, конечно, понимаю, что его супы и каши всегда были просто объедение, никто другой, наверно, не смог бы обеспечить такое стабильно-высокое качество еды, но, даже с учётом этого, справедливый график дежурств, думаю, был бы предпочтительнее.

День 9. Мы не привыкли отступать

Утром, как и предполагалось, я встал пораньше, и сварил кашу примерно ко времени подъёма. Бензиновой горелкой я пользовался впервые, и почему-то у меня на готовку ушло заметно больше топлива, чем это получалось обычно, когда готовили другие – надо будет разобраться, почему. Интересно, может поэтому меня больше и не ставили дежурить, типа «пусть себе спит – так хоть не сломает ничего»? =) Как бы то ни было, вслух мне ничего плохого не сказали по этому поводу.
Во время завтрака, глядя с места стоянки в сторону перевала, ребята переговаривались: «вот, нам надо подняться вон туда, это – перевал». Даже не верилось, что та точка, которую мы видим, возвышается над нами аж на 400 метров, а именно столько надо было набрать с утра для достижения перевала. В горах расстояния зачастую кажутся гораздо меньше, чем они есть на самом деле – я уже успел привыкнуть к этому.
Насладившись рассветом, который, как обычно, расписывал снежные шапки гор в красно-оранжевый цвет, мы двинулись на перевал. После покидания места стоянки, мы первым делом преодолели очередную каменную косу, вроде тех, что встречались нам вчера вечером. Вскоре после неё начался первый подъём. Был он, опять же, крутым – здесь тоже приходилось применять описанную во вчерашнем дне технику преодоления крутого склона с велосипедом. Сделав по пути несколько передыхов, мы преодолели этот взлёт. Наверху была небольшая ровная площадка, сплошь покрытая среднего размера острыми камнями, на ней лежал снежник. Здесь был устроен достаточно длительный передых, за время которого все успели восстановить силы.

(Смотреть в полном размере)

Дальнейший подъём шёл не прямо вверх, а «вверх и вдоль» склона. Удобнее всего было пройти его в два этапа – сперва, идя по склону перпендикулярно линиям высоты, набрать нужную высоту, затем, не меняя высоты, двигаться вдоль склона туда, где этот подъём заканчивался. Идти вдоль крутого травяного склона неудобно – мало того, что он достаточно скользкий, так ещё и ступню каждый раз приходится ставить не на горизонтальную, а на наклонную поверхность, некоторые группы мышц ног от этого перенапрягаются. Наверху подъёма опять показалась поляна (но на сей раз уже довольно большая) и снежник. На высоте конца этого подъёма, недалеко от поляны, было небольшое горное озеро, до которого мы хотели дойти ещё вчера, чтобы на нём встать на ночь.

Когда мы вышли на эту поляну, хребет, который нам предстояло перейти, предстал перед нашими глазами целиком – до этого горы в значительной степени скрывали его, позволяя видеть только правую его часть. Вершина хребта была уже совсем близко, можно сказать «рукой подать». Относительная близость точки назначения придала всем дополнительные силы и решимость преодолеть последние сотни метров, отделяющие нас от перевала. Схватив вещи, уже не особо разбирая, где свои, а где чужие, участники похода устремились вверх, и даже необыкновенная крутизна склона не смогла надолго отсрочить наше восхождение на верхушку гребня, куда мы так стремились с самого утра.

Вид на место восхождения на хребет
Поднявшись наверх, мы получили вид на долину реки Кти-Теберда, которая протекала в долине меду двух гребней высоких гор. Но как туда спуститься? Это оказалось не так-то просто. Судя по линиям высоты на карте, подъём должен был быть примерно таким же крутым, как и спуск, но по факту спуск был куда круче. Гребень перевала имел, навскидку, около пятисот метров в длину, и Вова, который первым завершил подъём на него, пока поднимались все остальные, успел сбегать на дальний его конец и обратно, исследуя спуск. Вернулся назад Вова озадаченным – очевидного спуска, как такового, не было.

Тут подтянулись все остальные. Первым делом мы вскрыли записки, оставленные на перевале нашими предшественниками, затем состоялась фотосессия и отщёлкивание панорам. Вдоволь наразвлекавшись, мы, уже все вместе, отправились на осмотр хребта на предмет нахождения места, пригодного для спуска. Кто был в горах, знает – очень желательно точно знать путь, по которому следует идти, потому что в противном случае он может быть совершенно неочевиден, и будет стоить многих трудов отыскать его. Не секрет, что вроде бы более комфортное начало спуска может в итоге замыкаться сбросом, а, напротив, сложное начало может быть единственным верным выбором. Как вы уже поняли, данный перевал не входил в наши первоначальные планы, и нам не было известно даже примерно, в каком месте теоретически должен находиться спуск, поэтому приходилось исследовать весь хребет от начала и до конца. Впрочем, о каком «знании точного места» я говорю? В нашем случае всё вообще доходило до смешного – мы, как позже выяснилось, даже не знали правильного названия перевала, который собирались пройти! Да, перевал «73-х» - это не «перевал семьдесят три ха» и не «перевал номер семьдесят три», как до сих пор считают некоторые участники похода, а перевал Семидесяти трёх.

Разведка места спуска. Чуть дальше ребят - перевал Семидесяти трёх
Итак, мы уже поняли, что лёгкого и очевидного спуска тут нет, поэтому начали внимательнее присматриваться к непреодолимым, на первый взгляд, участкам. Первым из таких участков была осыпь с приличным уклоном, которая замыкалась осыпью с ещё более зверским уклоном (считай, сбросом). Она располагалась недалеко от большого снежника около горы Малый Семёнов-Баши (то есть, на самом правом, если смотреть в сторону долины реки Кти-Теберда, краю хребта перевала). Глядя на эту осыпь, Игорь, решительность и неутомимость которого в ходе длительного передвижения по скалам и осыпям, оказалась в итоге бесценной (а может быть, и вообще решающей), сказал что-то вроде: «ну, в принципе, ничего такого – пройдём». Я, признаться, немного выпал в осадок от такого заявления и забеспокоился – что, мы и вправду чтоли там пойдём?! Вскоре подошёл Алексей – воплощение опыта и мудрости нашей группы, и мне стало гораздо спокойнее, я понимал – с ним мы в какую-нибудь совсем уж авантюрную операцию не ввяжемся. Игорь к тому времени уже отправился на разведку, чтобы узнать – что там дальше, по ходу продвижения по этому опасному склону? Когда Игорь вернулся, было заметно, что увиденное поубавило решимости даже у него. Начинали высказываться мысли, что, может быть, всё-таки лучше вернуться назад, в долину Алибек, пусть это и существенно испортит весь поход.

Игорь в разведке на перевале 73-х
Кстати говоря, этот склон в итоге и оказался перевалом семидесяти трёх (вроде бы, там даже стоял тур). 1А, говорите? Семьдесят три раза ха! =) На самом деле, как 1А этот перевал фигурирует далеко не во всех отчётах в интернете. В большинстве описаний перевалу даётся категория от 1А* до 1Б. Ну пусть это даже «всего лишь» 1А* – это уже означает, что даже при отсутствии факторов, повышающих его сложность, это очень непростой 1А.
Исследование возможности спуска было продолжено. Следующая точка, с которой Игорь отправился в очередную «разведку боем», находилась левее перевала 73-х – она была расположена не очень далеко от верхней точки хребта, если быть точным, немного слева от неё. На сей раз наш разведчик вернулся очень нескоро. Он долго ходил по противоположной стороне хребта, исследуя склон и все возможные варианты маршрута, зайдя, в итоге так далеко, что его уже даже не было видно из-за скал. Он, как выяснилось позже, дошёл аж до конца финального взлёта перевала, который был очень длинным и высоким. Дальше он не спускался – и без того разведка получилась достаточно изматывающей. Тем не менее, стоя в начале второй, абсолютно невидимой для тех, кто стоял на хребте, части спуска, он имел возможность оценить и её.

Долгое отсутствие Игоря в поле зрения заставляло даже невольно переживать: всё ли в порядке. Так оно всегда и бывает – тому, кто находится в гуще событий, и влияет на их ход, «бояться» некогда, голова занята более важными и интересными вещами. Тем же, кто волей судьбы оказался в роли зрителей, напротив, только это и остаётся. Лиза стояла на высоком камне, вглядываясь вдаль, надеясь различить среди груд камней и скал силуэт Игоря – что неудивительно, она переживала сильнее. Эта картина пробуждала в памяти прочитанные когда-то романы о средневековье, былины и другие произведения, где Прекрасная Дама всегда ждала своего Рыцаря, который, помня об этом, был готов на любые подвиги, демонстрируя в ходе их совершения чудеса смелости, силы и удачливости. =) Эпический настрой, судя по всему, посетил не только меня – Алексей, ещё ранее задумывавшийся: «а не написать ли мне эпос о походе», в этот момент окончательно решил по возвращении писать свою «Орегониаду», в которой будут восславлены шестеро героев, отправившихся «за призрачной штукой такой, что зовется Походом».

Но вот Игорь, наконец, показался вдали – он уже поднимался наверх. Все «выдохнули» и тут же вспомнили, что время обеда давно уже прошло. Воды, чтобы готовить еду, поблизости не было. Мы, однако же, не растерялись: меня снабдили мешком (в таких обычно хранится сахар), и я отправился на ближайший снежник, до которого можно было добраться без риска свернуть шею, пусть он и располагался далеко внизу. Снег, неоднократно растапливаемый солнцем, и потом замерзавший ночью, добывался не так просто, как можно было бы подумать. Подобно рудокопу, откалывающему киркой куски породы, я долбал этот снежник стальной миской, пока не собрал несколько килограмм снежной крошки в мешок.
В то время, как я «ходил за водой», остальные участники группы перекрикивались с уже успевшим подойти близко Игорем, желая узнать последние разведданные. Игорь принёс хорошие вести – спуститься вниз можно: всё, увиденное внизу, в принципе, проходимо! Вопросы вызывало только самое начало спуска – там, где Игорь спускался, спуск с велосипедами представлялся непростым и довольно опасным. Впрочем, вскоре и эта проблема решилась. Левее точки, с которой спускался Игорь, Алексей с Никитой заметили как-бы мини-серпантин, высеченный природой в скале, отдалённо напоминающий пролёты очень крутой, без ступенек, лестницы, или, если точнее – въезд на многоэтажную парковку. Глядя на эту «лестницу» сверху с хребта, сложно было себе представить, что по ней возможно спуститься, тем более с велосипедами. Но раз уж у нас были «глаза снизу» в лице Игоря, Никита попросил его оценить этот спуск с другого, доступного только ему, ракурса. Ко всеобщему удивлению, вердикт был таков: «это – самое лучшее начало спуска из всех, что мы видели». Теперь все недостающие звенья были найдены, и «паззл спуска» собран! Можно было со спокойной совестью приступать к обеду.
К этому моменту я как раз поднялся на хребет, неся с собой добытый внизу снег. Практически одновременно со мной поднялся с противоположного, ещё неизведанного для большинства из нас склона хребта, Игорь. Он посетовал на то, что мы, вместо того, чтобы готовить обед, стояли и смотрели за его похождениями – время ведь не резиновое, мы можем не успеть пройти перевал! Растопив снег, мы приготовили обед, который, впоследствии, с удовольствием проглотили, ведь было ясно – силы нам сегодня ещё понадобятся. Во время приготовления обеда, чтобы сэкономить время, мы перетащили существенную часть вещей и почти все велосипеды к началу спуска.

Сразу же после обеда мы начали спуск – самую сложную и напряжённую часть всего похода. Степень нашей концентрации во время спуска можно оценить хотя бы по тому, что за всё время спуска было сделано очень мало фотографий, хотя, во время прохождения других знаковых мест, их была просто уйма. От начала спуска и до самого вечера вся группа работала как единый организм, здесь уже не было своих или чужих вещей, своих или чужих обязанностей, когда можно сделать «свою часть» и успокоиться, остальное – «не моё дело». Всем было понятно – этот участок пройдут либо все, либо никто, поэтому рассуждения в духе «я прошёл, а как это будут делать остальные и какие у них при этом возникают проблемы – меня не волнует» просто не имели смысла, каждый должен был затрачивать все свои силы и ресурсы до тех пор, пока последний участник и последний велосипед не прибудут на точку, знаменующую конец спуска – только так можно было дать адекватный ответ на брошенный нам вызов! Как утверждал всё тот же Высоцкий, для того, чтобы о человеке понять, «кто он такой», его надо «тянуть в горы». Так вот – у нас все были «такие», как надо!
Весь спуск я бы условно поделил на четыре части, которые расположены в порядке их прохождения: «Скалолазная», «Финальный взлёт», «Нижний взлёт», «Выполаживание». Скалолазная часть была, возможно, самой опасной, шла она по тем самым «лестничным пролётам» в скале, о которых я говорил. На камне этих «лестничных пролётов», лежала «мелкая щебёнка», на которой можно было замечательно поехать вниз, учитывая очень крутой уклон «лестницы». Сам камень, местами, тоже крошился. Прежде чем поставить ногу, мы эту щебёнку скрупулёзно стряхивали с камней и долго проверяли предполагаемое место размещения ноги на надёжность. Спуск вещей происходил методом «конвейера»: на «лестнице» находилась площадка, куда можно было бы сложить вещи и велосипеды, и мы выстраивали живой конвейер от точки, где вещи лежат сейчас до этой площадки. По конвейеру все вещи и велосипеды очень аккуратно и медленно передавались между этими двумя точками. После перемещения всех вещей, мы спускались ниже, и конечная точка предыдущего конвейера становилась началом следующего конвейера. Спускались мы только по очереди, очень аккуратно и соблюдая все меры предосторожности. Все остальные, в то время, как один из участников спускался вниз, стояли на месте и внимательно смотрели за тем, чтобы камень, вылетевший из-под ноги спускающегося, не попал в них. Таким образом, в пять приёмов, мы спустились на начало следующего этапа – очень крутую осыпь, состоящую из среднего размера острых камней.

Самым крутым было начало этой осыпи. По нему ещё можно было более-менее безопасно спускаться с рюкзаками, а вот тот же спуск с велосипедами представлялся не очень тривиальным. Учитывая, что эта осыпь выходила одним своим краем на отвесный высокий сброс с острыми большими камнями внизу, было решено подстраховаться. Волгоградцы очень предусмотрительно захватили с собой немного горного снаряжения – систему и верёвку 25 метров. Оно предполагалось, в основном, для преодоления сложных бродов, но пригодилось именно здесь. Длины верёвки как раз хватило, чтобы протянуть «перила» от места начала «второго этапа спуска» до места на склоне осыпи, где наклон уже не был таким опасно крутым. Используя перила, которые мы с Никитой натянули специально для этого, Алексей безопасно спустил по очереди все велосипеды до точки окончания перил (а вместе с ними, и крутого склона). От этой точки мы, общими усилиями, прыгая по большим камням, спустили все вещи на нижнюю точку этой осыпи, туда, где острый, длинный выступ с отвесными стенками вдавался в пропасть долины реки Кти-Теберда.

Этап "Финальный взлёт" целиком. (Смотреть в полном размере)

Вид с середины этапа "Финальный взлёт" на долину Кти-Теберда (Смотреть в полном размере)

Спуститься с этого выступа, не имея крыльев, можно было только в одном направлении – вправо, по очень и очень крутому склону, сплошь покрытому толстым слоем мелкими, округлыми камнями. Это и есть третий этап «нижний влёт». Когда я писал про «скалолазный» этап, то говорил, что он, возможно, самый опасный. Слово «возможно» там стояло не зря – я помнил про третий этап, который легко может поспорить за звание самого опасного. На этом этапе я совершил целый ряд ошибок, которые, прочитав мой отчёт, возможные последователи, если такие сумасшедшие велотуристы найдутся, не повторят. На склон я пошёл первым, буквально следуя словам Никиты «не тусуйтесь долго внизу сыпухи (верхнего взлёта – прим. моё), сразу продолжайте спуск». Ступив на склон, я сразу понял: лишней осторожности здесь быть не может. Нога тонула в толстом слое мелких, гладких камней, которые сразу же (естественно, вместе с ногой), начинали плыть вниз. Чаще всего, примерно через пол метра это движение останавливалось, но несколько раз камни, уплывавшие из-под ног, приводили в движение камни, бывшие выше меня по склону! Это совершенно недвусмысленно угрожало быстрым спуском вниз в «каменной реке», или, проще – лавине, будучи затянутым глубоко под камни. Каждый раз, когда «земля уходила из-под ног», я, как ошпаренный, «выпрыгивал» из начинающегося оползня вбок. Чуть лучше держаться на этой сыпухе можно было, спускаясь лицом к склону и упираясь в него руками (благо, уклон был приличный и поэтому наклоняться для этого сильно не приходилось).
На склоне, сплошь покрытом мелкими камнями, встречались, однако и довольно крупные камни. За такие камни, хоть кому-то могло бы показаться, что они довольно устойчивы, браться было нельзя ни в коем случае. Зачастую достаточно было тронуть такой камень хотя бы мизинцем, как он сразу же начинал плыть по сыпухе вниз, набирая скорость. Набрав достаточную скорость, он срывался, и начинал скакать вниз, провоцируя в месте каждого своего касания склона, мини-лавину, некоторые из которых приводили к появлению новых скачущих по склону камней. Не успел я уйти слишком далеко, как кто-то из тех, кто был по склону выше меня, устроил подобную лавину. Дело было так: я, в очередной раз, сделав шаг по склону, спровоцировал среднего размера оползень, камни привычно шуршали, скатываясь вниз. Как и всегда до этого, шорох постепенно затихал по мере того, как «мои» камни скользили вниз, удаляясь от меня. Но тут вдруг шорох камней снова стал нарастать. «Что за хрень?...», с беспокойством подумал я, понимая, что что-то пошло не так. Я быстро огляделся вокруг себя, полагая, что это я снова спровоцировал лавину, но все камни в радиусе трёх метров вокруг были неподвижны. Пока я оглядывался, шум усилился, и стало очевидно: он доносится сверху. Посмотрев наверх, я увидел, что на меня несётся груда мелких камней, из которых состоит осыпь, возглавляемая камнем размером практически с мой спальник, который бешено скакал по склону точно в моём направлении. Камни были уже очень близко, и всё, что я успел сделать – это пригнуться и попытаться закрыть голову руками. Едва я донёс руки до головы, как «спальник» по касательной врезался в руку, и продолжил скакать вниз, его «замкнула» картечь мелких камней. Шум стих, я распрямился и посмотрел вверх – все смотрели на меня. Для меня всё произошло так быстро, что я даже не успел испугаться, а вот те, кто был сверху, наблюдали эту сцену в динамике от начала и до конца. Как потом мне сказали, это выглядело довольно страшно.
Получив хороший урок, мы поняли: спускаться по склону можно только параллельно, и ни в коем случае не один под другим. Все, кто был сверху, встали как вкопанные, и больше не двигались аж до тех пор, пока я не завершил спуск до начала нижнего выполаживания. По ходу спуска, почти на середине склона, был выступ, который можно было обойти слева или справа, а немного ниже него начинался большой снежник с крутым уклоном, заканчивавшийся уже только в самом низу. Подойдя к выступу я обнаружил, что его стоит обходить справа, так как слева уклон был, казалось, куда больше. Позже, спустившись, и осмотрев это место снизу, я понял, что обошёл выступ с правильной стороны, так как слева уклон был ещё круче, чем казалось сверху. Спустившись чуть ниже выступа, снова предстояло выбирать, с какой стороны обходить снежник: слева или справа. На этот раз я не угадал. Обойдя снежник слева, и дойдя почти до начала финального выполаживания, я понял, что дальше мне предстоит очень неудобный участок, гораздо хуже, чем если обходить снежник справа. Уклон у снежника здесь был уже не таким крутым, и я решил рискнуть перейти его поперёк – на правую сторону. Медленно, словно инвалид, наверняка убеждаясь в надёжности каждого шага, я перешёл на другую сторону. Я уже стоял на финальном выполаживании – спуск, как таковой, окончен! Посмотрев вверх, я увидел нашу группу – люди были мелкими, словно муравьи – они были очень далеко.

Вид на склон снизу
Тут я осознал свою главную ошибку: я спускался без велосипеда, только с рюкзаком. Такое решение было неверно со всех сторон. Во-первых, оно было принято, главным образом, исходя из рассуждений «здесь – очень сложный участок, поэтому надо челночить: сначала спустить рюкзак, а затем – вернуться за велосипедом, нести всё вместе слишком опасно». Как выяснилось, весь юмор в том, что спускаться по той осыпи с велосипедом было бы куда проще и безопаснее – надо было просто применять при этом правильную технику, которую мы в итоге разработали! Ну и во-вторых, такое решение предопределяло необходимость снова переться вверх за велосипедом, а было это ой как не просто. Я, впрочем, как и все остальные, недооценил длину этого спуска, а значит, принимая решение, неверно представлял себе, как далеко придётся возвращаться.
Снизу склон был как на ладони и, стоя снизу, было гораздо проще оценить траекторию оптимального спуска (и подъёма), чем находясь вверху. Оценив предпочтительную траекторию спуска, я понял, что прошёл склон не совсем оптимально. Ну чтож, хоть какая-то польза будет от моих хождений вниз-вверх – я смогу доставить группе свои разведданные о том, как следует спускаться. Оставив рюкзак внизу, я снова начал подъём. Поднявшись назад по рассчитанному маршруту, я убедился, что он действительно лучше любого другого, который мог быть там проложен – из спуска уходил существенный кусок верхнего, самого опасного участка осыпи и склон быстрее выполаживался. Также, пользуясь этим маршрутом, не было необходимости пересекать крутой, широкий участок снежника, который мог нести опасность. Кроме того, трек маршрута проходил траверсом, а не сверху-вниз, а это значит, что можно спускаться параллельно всей группой, не боясь завалить камнями тех, кто ниже, что минимум в два раза ускорит спуск!
Поднявшись, я обнаружил, что за время моих хождений группа не очень-то продвинулась. Тому было несколько объективных причин. Во-первых, много времени было потеряно на ожидание, когда я выйду из «зоны поражения» камней, которые могут быть сброшены вниз в ходе спуска. Во-вторых, сначала была произведена попытка спускаться, передавая вещи и велосипеды конвейером – это очень медленно. В третьих, спускаться всем сразу было нельзя, ведь двигаться по склону параллельными траекториями могли только два или три человека – остальные в это время стояли неподвижно, что увеличивало время спуска в 2-3 раза.
Мой велосипед, который я оставил сверху, был уже спущен существенно ниже: практически туда, до куда успела дойти группа. Рядом с моим велосипедом лежал велосипед Игоря (он, видимо, спускал вещи других участников), когда я подошёл, мы вместе с Игорем полезли по осыпи наверх за своими велосипедами. Двигаться вверх по ней было очень трудно из-за уклона и из-за того, что ноги совершенно не держались на склоне, иногда сползая назад дальше, чем позволял продвинуться вперёд один шаг. Вот применительно к такому склону, я даже абсолютно соглашусь с мнением Игоря, который считал, что подъёмы на склоны сложнее спусков. Остальные стояли ниже и смотрели в оба, чтобы мы не сбросили на них очередной «спальник» в ходе нашего передвижения.

Взяв велосипеды, мы начали спуск параллельными курсами – здесь я увидел, что группа за время моего отсутствия разработала просто гениальную «технику спуска по очень-очень крутому склону с велосипедом», которую тут же с восторгом начал применять. Её суть заключалась в следующем: сперва следует расположиться лицом к склону, велосипед необходимо взять одной рукой за штанину вилки, а другой – за заднее перо (или багажник) и «положить» на склон перпендикулярно его уклону. Из такого положения каждое передвижение вниз происходит в два этапа: сначала ты сам спускаешься на шаг вниз, затем, приподнимая велосипед, перемещаешь его как можно ближе к себе. Это было просто чудо! Велосипед, как якорь впиваясь в осыпной склон, служил вовсе не дополнительной обузой, повышающей опасность спуска, а совсем наоборот – своеобразным «горным снаряжением», как будто бы специально разработанным как раз на такие случаи! Теперь уже не было никакой опасности попасть в «каменную реку». Такие реки, когда они начинаются – всегда достаточно узкие, и широкий велосипед, даже если из-под него уходит часть камней, лежит на склоне как приклеенный – за него можно придерживаться.
Не могу, правда, не отметить, что Никита совершенно не разделяет моего восторга по поводу такой техники спуска. Он пробовал спускаться как лицом к склону, так и спиной, и сделал при этом вывод, что удобнее и безопаснее спускаться спиной к склону. Сколько людей, столько и мнений. Если вы, читатели, решите пройти этот перевал с велосипедом, у вас тоже будет возможность сформировать и своё мнение на этот счёт. =)
Остальные участники располагались немного не доходя до описанного выше выступа, который надо было обходить справа. Теперь я уже знал, что ещё лучше этот выступ даже не обходить, а примерно там, где он расположен, уходить траверсом по склону вправо. Для ускорения процесса спуска мне передали относительно лёгкий Лизин рюкзак (раз уж мой всё равно уже внизу), и мы двинулись дальше вниз.

Разные техники спуска: лицом к склону и спиной к склону
Вот, в принципе, и всё – дальнейший спуск был хоть и физически тяжёлым, но уже более менее понятным и гораздо менее опасным, нет смысла подробно его описывать. Пройдя траверсом через снежник шириной в один шаг (то есть, если что, с него можно всегда спрыгнуть вбок) и груды крупных, не особо «живых» камней морены, мы спустились в самый низ. Вова немного схалявил – он спустился по снежнику, причём начиная, фактически с крутой его части. Никто другой, что весьма разумно, так делать не стал – с учётом довольно поверхностного знания горной теории, правильно оценить опасности не всегда возможно, поэтому всегда лучше «перебдеть чем недобдеть».

Но вот, мы – внизу! Урааааа – мы сделали это! =) Есть такое наблюдение: склоны издалека кажутся гораздо менее крутыми, чем когда ты по ним поднимаешься или спускаешься. Теперь же, глядя вверх, невольно возникал вопрос: «а где там, вообще, перевал – там же одна сплошная непроходимая стена». Нижней точкой спуска можно было считать место, на котором стоял большой, высокий камень с удивительно ровной и широкой площадкой сверху, мы его прозвали «пупырь». У пупыря все свалили вещи и велосипеды, устроили привал. Мы с Игорем как рухнули на камень, так с него и не вставали несколько минут – ноги уже не несли. Вова, а он вообще удивительный человек – как бы он не устал, никогда не показывал этого даже выражением лица, сейчас, однако, даже по нему было видно – он крайне утомлён. Алексей, как наш штатный зеркалочник, героически нашёл в себе силы сделать пару фоток, прежде чем, следуя нашему примеру, с удовольствием опустился на камень. Никита сидел со счастливым и гордым выражением лица, смотря то на склон, пройденный нами, то на долину реки. И только Лиза (вот уж недаром говорят про то, что женщины выносливее) скакала вокруг, приговаривая: «Ну чего разлеглись, давайте идти дальше, надо ещё лагерь ставить!» Я, с трудом открыв глаз, и представив себе, что я встаю и иду, испытал что-то похожее на ужас. «Нет, мы будем лежать!» - сказал я, видимо с такой непоколебимой уверенностью, что предложений закончить привал больше не поступало. =)
Надо сказать, духи гор были сегодня очень благосклонны к нам - погода весь день стояла прекрасная. Если бы это было не так, возможно, все дальнейшие события пошли бы по другому - негативному руслу, и впечатления по завершении похода остались бы далеко не столь радужные. Даже лёгкий дождик, намочив камни, сделал бы их очень скользкими, и в этом случае категория перевала, которую можно оценить как 1А* или 1Б несомненно возросла бы для нас как минимум до 1Ж (от слова *ОПА). А что было бы, случись буря, вроде той, что была во второй день?..

Отдых у "Пупыря"
Всему рано или поздно приходит конец, и наш привал исключением не стал. После него мы, как и планировалось, прошли очень немного. Найдя хорошее место, где, как было видно, кто-то и до нас вставал лагерем, мы разбили палатки. Рядом с местом нашего лагеря был небольшой холм, с которого вся долина была как на ладони. Я помылся в холодном горном ручье, что помогло значительно сбросить усталость.

Место разбития лагеря
Ночью, поставив будильник на 2:30, я вылез из палатки полюбоваться абсолютно чистым звёздным небом. «Звездопад» в это время года очень интенсивный, и миниатюрные кометы, то и дело влетая в атмосферу, сгорали, оставляя на небе длинные яркие следы. Когда я включал налобный фонарик, собаки, сторожившие стадо баранов на другом берегу реки Кти-Теберда, взрывались лаем, который из-за расстояния был не очень громким. Когда фонарь погасал, собаки через 5-10 секунд замолкали, как будто у них был встроен фотоэлемент, активирующий лай. Налюбовавшись на небо, я снова лёг спать – на этом мой день закончился.

Млечный путь
После похода, когда я делал презентацию о «том, как я провёл лето» человеку, который в своё время фактически привёл меня на Велопитер, он, желая оценить сложность похода, задал вопрос:
– А примерно какое расстояние вы в день делали?
– Это же горный поход, там важно не расстояние.
– Ну естественно, я имел в виду перепад высот.
– Это тоже не важно – гораздо важнее пройденные препятствия.
– Ну а всё-таки, сколько вы проезжали в день?
– Ну, например, в один день мы прошли шесть километров с разницей высот между стартом и финишем ноль метров.
– Эээээ, понятно… o_0

День 9 (некоторые заметки по выбору маршрута).
В 9 день нашего похода произошло событие, которое можно сравнить, например, с первым полётом человека в космос, с первым достижением Северного полюса и другими подобными подвигами, на которые человека толкает любознательность. Да-да, мы совершили первопрохождение – в рамках велопохода этот перевал ещё никто и никогда не проходил! =) Учитывая это, другим велотуристам будет, думаю, полезно ознакомиться с рекомендациями, которые можно сформулировать после прохождения этого перевала.
«Все трюки выполнены профессионалами – не пытайтесь повторить» часто пишут в подобных случаях, по этому перевалу сформулировать основную рекомендацию можно словами: «Данный перевал не рекомендуется к прохождению в рамках велопохода любой категории сложности». Вместо этого перевала следует использовать уже прочно закрепивший за собой звание «велоперевала» Алибек – трек прохождения по нему идёт параллельно треку прохождения перевала «73-x», но чуть «левее» - ближе к границе с Абхазией. Но если по каким-то причинам, этот вариант отпадает, или просто вам хочется острых ощущений, чтож, для вас я сейчас опишу те моменты, которые касаются выбора маршрута, которые не были освещены в основной части описания 9 дня.
Самая сложная задача, с которой мы столкнулись – это поиск места, где можно начать спуск (оно совсем не очевидно). На хребте, с которого начинается спуск, который ограничен справа (здесь и далее «слева» и «справа» - это стоя лицом к долине Кти-Теберда) горой Мал. Семёнов-Баши, а с другой стороны чем-то безымянным, в разных источниках принято выделять от двух до трёх перевалов. На спуске с хребта с обоих краёв лежит по большому снежнику (по состоянию на август). Недалеко от самой правой точки хребта располагается перевал Семидесяти трёх. На левой стороне иногда выделяют два перевала – Номер семьдесят четыре (который иногда ошибочно называют «Семидесяти четырёх» по аналогии с 73-х) и Кичи-Теберда Восточный, иногда один перевал, который называют чаще всего Кичи-Теберда Восточный, а иногда и вообще не парятся, и пишут «Кичи-Теберда Вост. (74-х)». Такое объединение оправдано, так как оба эти перевала предполагают спуск по одному и тому же склону от начала и до конца, у них различаются только точки спуска с хребта, что в высокой степени – условность. Когда №74 и К-Т Вост. всё же разделяют, принято располагать К-Т Вост на самом левом краю хребта, а №74 – правее. Наш перевал, по которому мы шли, вообще не является официальным перевалом и нигде не описан (ну или может описан, но по каким словам искать информацию о нём – вообще не понятно). Никита в шутку назвал его «перевал №73 и 3/4», или, как вариант, Семидесяти трёх и трёх четвертей – зловещее название. =)

Карта хребта перевалов Кичи-Теберда Восточный, №74 и 73-х с треком прохождения по "перевалу №73 и 3/4"
Фиолетовым цветом обозначен трек прохождения перевала Алибек
На хребте, ближе к правому краю, находится его ярко выраженная верхняя точка. Если пройти от неё чуть вправо, там будет перевал 73-х, а если чуть влево, но немного не доходя до перевала №74 – там будет перевал, который мы «открыли»! «Условно велосипедным» можно считать только его, остальные при прохождении с велосипедом превращаются в русскую рулетку, какие бы меры предосторожности при этом ни принимались. У «нашего» перевала маршрут спуска от начала и до конца отличался от всех описанных перевалов, соединяясь со спуском с перевала 73-х только в самом конце. Это и есть самое главное, что нужно знать при прохождении данного хребта с велосипедом. Ниже приведены картинки, на которых насколько это возможно наглядно указан рекомендуемый маршрут спуска.
Цифрами на картинках обозначены:
1: "Лестница" в скалах
2: Крутой участок осыпи верхнего взлёта
3: Пологий участок осыпи верхнего взлёта
4: Верхний, самый опасный участок осыпи нижнего взлёта
5: Нижний участок нижнего взлёта
6: Выполаживание
Пунктиром показана невидимая часть траектории

На 2 и 3 этапах следует обратить особое внимание на сброс, располагающийся слева от траектории, который абсолютно не заметен по ходу продвижения по треку. При прохождении этапа 2 рекомендуется использовать страховку при её наличии.
На 4 этапе велика опасность устроить камнепад - нельзя идти друг под другом.

День 10. В предвкушении "матраса"

Проснувшись утром, я совершенно не почувствовал ставшей уже привычной собранности, которую во мне обычно вызывало предчувствие тяжёлой работы в ходе наступающего дня. Вместо собранности меня наполняло чувство выполненного долга, как будто бы поход уже закончился. Казалось, что всё, что было сложного и тяжёлого, мы уже сделали, а всё, что нам предстоит сделать до конца похода – чистая формальность, которая просто позволит официально зафиксировать то, что и так уже выполнено. В общем, моё утро начиналось с предвкушения матраса (для тех, кто не знаком с этим жаргоном, матрасом называется покатушка в расслабленном темпе). Основания тому были: во время спуска с перевала, долина реки Кти-Теберда, которая располагалась очень далеко от нас, казалась абсолютной равниной, по которой мы запросто докатим велосипеды (а может даже и доедем!) до реки Аксаут, где, как было точно известно, начинается хорошая грунтовая дорога.

Стадо коров перед мореной: в центре толи овцебык, толи непонятно что
Матрасный настрой, однако же, улетучился почти сразу после того, как мы, позавтракав, отправились в дальнейший путь. Едва мы отошли от лагеря, как стало понятно, что тропа, по которой нам предстояло идти (если это вообще можно назвать тропой) пролегает по морене, состоящей из очень больших камней. Передвигаться по ней с рюкзаками и велосипедами было очень тяжело. Издалека всё и всегда кажется гладким и легко проходимым, в то время как реальную сложность покрытия можно оценить, только подойдя к нему почти вплотную – ну сколько уже можно накалываться на одном и том же, ведь за этот поход я сталкивался с этим далеко не в первый раз! Наверное, мне просто очень хотелось верить, что с утра идти будет легко, поэтому я подавлял доводы разума, которые весьма резонно убеждали воздержаться от излишнего ни на чём не основанного оптимизма.
Даже если на секунду представить, что все камни с нашего пути исчезли, всё равно было бы нельзя сказать, что он шёл по равнине. Морена располагалась на серии невысоких холмиков, которые скрывали от глаз истинную протяжённость «каменного ковра», который нам предстояло пройти. Не один раз, подходя к вершине очередного холмика, мы думали: «ну всё, здесь морена закончится», но ещё один шаг, и перед глазами представал следующий участок таких же камней! Разозлившись на подобные «шутки», посредством которых долина реки как-бы издевалась над нами, я в некоторой степени потерял способность к рациональному мышлению, в результате чего наглядно продемонстрировал смысл поговорки «сила есть – ума не надо». Мне очень не терпелось «проскочить» камни, и я двинулся вперёд совершенно не думая об оптимальности выбранного маршрута, в то время как все остальные в определённый момент просто спустились к реке, чем сильно облегчили себе продвижение. Заметив это, я тоже последовал их примеру.

У самого берега реки камней было гораздо меньше и их количество продолжало уменьшаться по мере того, как мы продвигались вперёд. Когда мы дошли до места, где река делала заметный поворот, камни закончились совсем – идти стало легко. В этом месте мы остановились для того, чтобы искупаться в холодной горной реке Кти-Теберда.

Освежившись, мы продолжили путь. Дальнейшая пешка была несложной – ведя велосипед по достаточно комфортному покрытию дороги, мы довольно быстро дошли до загона с лошадьми. Вожак табуна лошадей пытался толи напугать нас, толи сбить с толку, видимо, полагая, что мы можем представлять для остальных лошадей какую-то опасность. У загона было принято решение пересаживаться на велосипеды – ну наконец-то! Привинтив педали и переместив велоштаны со спин на багажники, мы поскакали дальше на своих железных конях. Камни всё-ещё встречались местами, но в целом ехать было удобно. С ветерком подлетев к мосту через всё ту же реку, мы встали на обед.

Прошло уже довольно много времени с момента, как мы остановились, но Вова всё не подъезжал. Оказалось, что он, неудачно попытавшись объехать камень, погнул обод переднего колеса, и оно цепляло за вилку едва ли позволяя ехать. Игорь, когда Вова всё-таки прибыл к мосту, вернул колесу первоначальную форму, насколько это было возможно. По крайней мере, теперь покрышка уже не тёрлась о вилку – велосипед снова был «на ходу».

Обедали мы с видом на гору Каракая, высота которой – почти 4000 метров. Как сказал Никита, с другой, невидимой для нас стороны этой горы, располагается большой красивый ледник.

После обеда я обнаружил, что у меня спущено переднее колесо. Солнце, палящее так, что плавилась пластмасса, нагрело велосипед, вследствие чего от камеры отклеилась заплатка. Я поставил запасную камеру и поехал догонять остальных участников похода, которые уже успели уехать. Группу я встретил в начале крутого каменистого серпантина, по которому предстояло сбросить остатки высоты до реки Аксаут. Ехать по этой дороге было не очень приятно – уклон был весьма крутым, а крупные камни, которые лежали по всей ширине дороги, не позволяли эффективно тормозить, уменьшая сцепление с дорогой. Несколько раз в ходе спуска мы останавливались у малинника – малины местами было очень много.

В самом низу спуска нам повстречался джигит на коне, который прогуливался вместе со своим сыном и собаками. Нам оставалось только завистливо щёлкать языками, глядя как конь вместе с джигитом без труда преодолевал самые крутые подъёмы и как пуля спускался со склонов. Наши «кони» в таких случаях предпочитали ездить верхом на нас.
Итак, мы спустились в ущелье реки Аксаут. Вот с этого момента, действительно, уже начался самый настоящий матрас. Таскать велосипед больше не надо, надо было просто крутить педали! Дорога, на которую мы выехали, имела уклон преимущественно вниз. От снижения нагрузки наступила расслабленность, многих участников похода, включая меня, от этого даже стало клонить в сон. С ветерком проехав несколько километров, мы доехали до места, где дорогу пересекала река – это был автомобильный брод. На велосипеде он тоже хорошо проезжался, чем и воспользовался Никита, перебравшись на другую сторону не слезая с велосипеда. Правда, посмотрев на навигатор, Никита сразу же понял, что переехал на другую сторону он совершенно напрасно – немного не доезжая до брода, надо было сворачивать с дороги направо. Вернувшись в место поворота, и проехав несколько сотен метров по относительно узкой дороге, мы обнаружили, что дальше она полностью размыта рекой. Выход из ситуации нашёлся сразу же: по карте было видно, что чуть дальше от реки есть дорога, которая идёт параллельно уничтоженной. Никита сбегал на разведку, и, быстро вернувшись, сообщил, что надо продраться через лес на ту дорогу. Может быть это продирание и могло бы испортить нам матрас, но, по счастью, оно было очень коротким – метров 30-50, после которых мы вышли на хорошую грунтовку.

По этой грунтовке мы ехали весь оставшийся день. В конце дня она проходила по местам, которые поражали живописностью пейзажей. Дело было даже не в горах, очень красивой была сама равнина ущелья реки Аксаут, которая живо напомнила мне картинки в китайском стиле, которые, иногда, выполняются в технике аппликаций из искусно вырезанных кусочков цветной папиросной бумаги. Кто бы мог подумать, что что-то подобное я увижу вживую!
По пути нам попадались стада коров. Собака, охранявшая одно из таких стад, попыталась нас покусать, но как всегда помогла очень простая методика, применяемая в таких случаях – сбиться всей группой в кучу. В этом случае собака всегда пугается и отступает. Не успели мы отъехать от места нападения собаки, как из-за кустов на дорогу выскочил тёмно-серый баран, и закричал что-то нечленораздельное. Крик был очень страшным, я не мог себе представить, что баран может издавать такие звуки – это была смесь рёва и крика, напоминающего человеческий. В первый момент мы подумали, что это – очередная собака.

Погода медленно портилась, небо покрывалось облаками, начинал капать дождик. Было видно, что дальше по ходу движения нашей дороги, в нескольких километрах от нас, льёт как из ведра. Несмотря на то, что было ещё очень рано, Никита сказал быстро останавливаться на ночлег, и, ни секунды не мешкая, ставить палатки, чтобы успеть до дождя. Никита с Алексеем спешно поставили «волгоградскую» четырёхместную палатку, я, как «оператор» «питерской» двушки поставил свою. Дождь, в итоге, так и не пошёл. Наверно он понял, что уже нет смысла – его потенциальные жертвы обзавелись крышей. Пока мы занимались палатками, остальные, не теряя времени, отправились в большой малинник, который располагался около места ночёвки – и сделали они это очень разумно, количество малины было ограничено. Впрочем, не смотря ни на что, мне малины тоже вполне хватило.
После поедания малины я спустился к мутной белой реке – на ней было много островков, состоящих из гладких белых камней, между этими островками располагались заводи с относительно спокойным течением. Купаться, набирать воду, и чистить зубы, благодаря наличию островков и заводей было очень удобно.
Ещё не доехав до лагеря, мы начали обсуждать, что у нас кончается еда – нам «уже ничего есть, ну вот разве что есть еще немного пюрешки». Надо сказать, что мы и раньше ели довольно много, но с этого дня и далее вообще началось форменное обжиралово. Этот ужин, за которым было решено добить оставшееся пюре, стал, можно сказать, его предвестником. Идея заключалась в следующем: сегодня доесть всё пюре, сделав из него супокашу, а завтра, не завтракая, уже доехать до посёлка Красный Карачай и там перекусить. Супокаша получилась такой, что в ней не просто стояла ложка – её можно было, наверно, пилить ножовкой и раскладывать по тарелкам. Мягко говоря, наевшись, мы разошлись по палаткам.

День 11. Испытание едой

Утром этого дня мы, как и предполагалось, раскачивались недолго. И действительно – что делать в лагере, если есть уже нечего? Ну вот разве что собрать вещи, умыться и почистить зубы. Когда я спустился к реке, чтобы выполнить последних два пункта этого нехитрого плана действий на утро, то обнаружил реку совсем другой, нежели она была вечером. Река, на которой вчера были «островки и заводи» сегодня представляла из себя бурный поток, уровень которого был гораздо выше – никаких островков уже не было, я даже не сразу понял, что пришёл на то же место. Видимо дождь, который таки пошёл ночью, был весьма неслабым.

Грунтовка, по которой нам предстояло ехать, была довольно плотной, поэтому она не раскисла, но грязи с колёс, тем не менее, летело прилично. Единственное, что действительно могло немного подпортить мне настроение, так это крайне неудачно запакованные велоштаны, которые всё время кренились набок из-за чего их периодически приходилось поправлять. Как бы то ни было, двигались мы довольно быстро, и километры, отделявшие нас от Красного Карачая, растаяли так внезапно, что мы даже сами удивились. Учитывая, что есть не особо хотелось (энергия, полученная от поедания вчерашнего «супа» ещё не до конца израсходовалась), мы решили устроить перекус не здесь, а дальше – в Хаксаут-Греческом. С этого момента наш путь шёл по асфальтовой дороге, и скоро мы пролетели те несколько десятков километров, которые оставались до Хаксаут-Греческого.

Там был обнаружен сельский магазинчик около довольно большой и более-менее оборудованной, по местным меркам, детской площадки. Около этого магазинчика состоялся перекус, который по плану должен был заменить нам завтрак. Ассортимент магазина ожидаемо не поражал изобилием яств, но кефирчик, какую-никакую колбаску и очень вкусные медовые пряники там отыскать удалось.
Как я и говорил в описании вчерашнего дня, у нас началось форменное обжиралово – все сегодняшние события, «приключения» и подвиги как на подбор связаны с едой. В соответствии с этим, после перекуса по плану следовало – что бы вы думали? – правильно, обед! Обедать планировалось на реке сразу же после Кардоникской, в которой должна была состояться закупка продуктами на обед.

Закупились продуктами мы в универмаге «Манит» – да-да, это не опечатка, это – пример типичного «китайского» бренда наподобие Adibas или Nokla. =) Единственное, что пришлось поискать – это картошка. Мы уже было даже смирились с её отсутствием, но впоследствии, лишь чуть-чуть не доехав до места обеда, твёрдо решили: «не бывать обеду без картошки»! Возвращаться за картошкой в Кардоникскую отрядили Вову и Алексея. Чтобы они не проскочили мимо места обеда, меня оставили на шоссе, в месте, где нужно было с него сворачивать в поле, а остальные в это время поехали искать хорошее место возле реки. Чуть позже в это место подтянулись и я с Вовой и Алексеем – уже с картошкой.

В реке мы с удовольствием помылись и «искупали коней». После этих процедур начались приготовления к обеду – из камней был сооружён очаг, порезан купленный в Кардоникской арбуз, на «стол», который традиционно представлял из себя клеёнку, были выложены все миски. Учитывая недавний перекус, я, прямо скажем, не ощущал никакой необходимости в обеде, в мыслях звучал риторический вопрос: «Как, мы снова будем есть? Ну сколько ж можно-то?»

В ходе приготовления супа очаг немножко разрушился от того, что камни потрескались от температуры, и мы с Алексеем наспех «пересобрали» его. На «пересобранном» очаге котёл стоял не очень надёжно и Алексей, ходя вокруг, философски замечал, что суп мы так обязательно перевернём. Долго ждать исполнения его предсказаний не пришлось – подкладывая очередное полено, я таки опрокинул суп. Все были настолько сыты, что данное событие как-то особо ни на кого впечатления не произвело. Игорь, увидев это, весело улыбнулся и сказал что-то чуть ли не зевая, остальные лишь лениво посмотрели в сторону костра. И только Лиза отреагировала так, как будто она внезапно увидела не перевёрнутый котёл, а страшную-престрашую мышь у своих ног. =)
Суп я, естественно, снова вскипятил, на этот раз «пересобрав» очаг поаккуратнее. Потерянное время было решено компенсировать, отказавшись от кипячения чая – всё равно все арбузом объелись.

Вид от места съезда с дороги в сторону Зеленчукской (Смотреть в полном размере)

Вид от места съезда с дороги в сторону Кардоникской (Смотреть в полном размере)
Отдохнув, никуда не торопясь поев и смазав велосипеды мы выдвинулись дальше. Следующая точка назначения – Зеленчукская. Зеленчукская представляла из себя самый большой на сегодня населённый пункт, в котором был большой «Магнит» с отличным ассортиментом продуктов. Там мы закупились уже серьёзно – на всю оставшуюся автономку, которая нам предстоит в ходе пересечения перевала Пхия.

Из Зеленчукской трек вёл нас в сторону Архыза, до которого, однако, в этот день было уже не доехать. Проехав мимо Зеленчукской обсерватории и миновав несколько населённых пунктов помельче, мы всерьёз задумались о ночлеге. Как всегда, территория, прилегающая к асфальтовым дорогам, предоставляла не так уж много шансов хорошо встать на ночь, но мы свой шанс не упустили. Довольно далеко от дороги располагалась полянка, немного скрытая от посторонних глаз низкой растительностью. Рядом была река, в которой можно было набрать воды и при желании искупаться.

Вид на телескоп на закате

Были поставлены палатки и совершены все гигиенические процедуры, которые полагаются вечером у реки – дело вплотную подошло к ужину. Так как текущий ужин был первым после закупки продуктами, на столе было всё, что мы только могли захотеть, включая свежее мясо, грейпфруты и прочие вкусности. Обжиралово продолжалось. Отдельно стоит выделить местные лаваши – они очень вкусны, мы каждый раз жалели, что взяли их так мало.
Как обычно, после ужина все отправились спать – так закончился очередной матрасный день. =)

День 12. Последний перевал

Несмотря на то, что этот день начинался примерно в том же ключе, что и предыдущие «матрасные» дни, он, тем не менее, готовил для нас препятствие в виде перевала Пхия. Перевал должен был быть во второй половине дня, поэтому первую половину можно было использовать для того, чтобы «вкатиться» в нормальный походный ритм и морально приготовиться к взятию последнего барьера. В этом, правда, не виделось особой необходимости, потому что, по данным, которыми мы располагали, этот перевал представлялся довольно простым. Более того, в группе даже ходили легенды, что он вполне проезжается на машине. =)

Вид на телескоп на рассвете
Позавтракав, мы снова выехали на асфальтированное шоссе, которое, собственно, так и называется: «Асфальтная улица». Названия всего и вся в этой местности тоже давали повод улыбнуться: если в Теберде названия всем объектам явно давал человек без особой фантазии, то здесь тендер на придумывание названий в своё время выиграл не кто иной, как знаменитый Капитан Очевидность: «Асфальтная улица» – это далеко не единственная жемчужина, рождённая его гениальным мозгом –  над названиями рек он тоже поработал на совесть! Все эти реки, начинаясь в горах и на склонах ущелья реки Большой Зеленчук, впадали в неё, пересекая шоссе под дорожным полотном по трубам, проложенным специально для этих целей. Недалеко от места нашей стоянки с гор стекала река Водяная, по ходу продвижения к Архызу мы пересекали множество других рек:  Балка Пастухова, Балка Богословская, Балка Касаевская – далеко не полный перечень всех «Балок», которые мы проехали. Всё это буйство фантазии венчал настоящий шедевр: «р. Ручей», как было написано белым по синему на дорожном знаке в месте пересечения шоссе очередной рекой.

Дорога особо примечательна ничем не была – просто асфальтовое шоссе по ущелью. Как я понял уже после похода, рассматривая карту с треком этого дня, в Нижнем Архызе можно было свернуть с дороги налево и подняться по серпантину на гору Пастухова – к той самой обсерватории, которая была видна с места ночёвки. Оттуда открывается, наверно, очень неплохой вид! В любом случае, там есть штатная смотровая площадка.

Обсерватория: вид сверху
Ещё в Нижнем Архызе (а вернее – немного не доезжая до него) есть известная достопримечательность – Лик Христа. Это – изображение лица, высеченное в скале. Для того чтобы добраться до этого места, надо пройти по специально для этого построенной лестнице от дороги наверх. Об этом я тоже узнал только после похода, и туда мы, соответственно, не поднимались.

Лик Христа
Всё-таки кое-что полезного в Нижнем Архызе было сделано. Там Вова нарвал груш с дерева, которое росло недалеко от дороги – мы их довольно быстро приговорили на перекурах. Один из таких перекуров состоялся около небольшого водопадика недалеко от дороги, который находился в получасе езды перед Архызом.

Но вот мы и прибыли в Архыз. Здесь некоторыми участниками похода, включая меня, стали высказываться мысли, что неплохо бы перекусить какой-нибудь местной пищей. Сперва идея была принята очень прохладно, если не сказать, что в штыки – ну ещё бы, какой ещё «перекус» может быть в ходе нашего тур де жранса – нам бы штатные завтрак/обед/ужин осилить. =) Тем не менее, вспомнив, что мы перед трудностями отступать не привыкли, остальные тоже решили нас поддержать. Перекусили мы, в итоге, хычинами. Хычины были просто замечательными – они готовились прямо при нас и с пылу с жару подавались на стол. Перекусив, мы закупили сувениров, основным из которых было местное варенье из шишек на меду, которое нам успел заблаговременно разрекламировать Игорь.

На многих картах асфальт заканчивается уже а Архызе, но на самом деле, стройка дороги идёт вовсю и это дало свои результаты – асфальт был продлён аж до самой Лунной Поляны. Место, в котором мы в итоге встали на обед, располагалось примерно в двух часах езды от Архыза и километрах в пяти от Лунной Поляны. Дорога уже начинала ощутимо «переть в гору», приходилось переключаться на первую звёздочку. Тут я обнаружил, что у меня почему-то сбилась настройка переключателя – если передний переключатель стоял на первой скорости, то задний начинал неадекватить. Это обстоятельство, впрочем, не помешало мне доехать до места обеда у реки, где я подстроил переключатель.

Река, около которой мы обедали, была достаточно глубока, чтобы в ней искупаться, что почти все и не замедлили сделать. Ходя босиком по лесу, я довольно сильно поранил большой палец об деревяшку – впоследствии он болел очень долго, мешая нормально наступать на левую ногу. На обеде была снята проба с шишкового варенья – оно впечатлило далеко не всех. =)

После обеда, проехав километров пять, мы доехали до места, где асфальт кончался и начинался грунт. Там кипели дорожные работы – очевидно, асфальт тянули дальше. Естественно, у нас не было времени ждать, пока нам заасфальтируют весь перевал, поэтому мы, объехав эту стройку, поехали по грунтовке, чётко соответствовавшей проложенному треку.

Когда кончился асфальт, места стали гораздо более живописными – ехать по ним было приятно. Горки стали круче, но преодолевались они довольно легко – грунтовка была плотной и качественной. Несколько раз нам на пути попадались табуны коней. Кони каждый раз пугались нас и бросались убегать. Убегали они, почему-то, исключительно вдоль дороги, и, временами, мы проезжали несколько километров «вися на хвосте» у конского табуна.

Когда один из таких табунов «скинул» нас «с хвоста», мы стояли уже непосредственно перед началом взлётов перевала. С этого места было видно, что на далёком холме паслось огромное стадо баранов. Бараны, впрочем, нас не особо интересовали, и мы поехали дальше. Очень скоро уклон стал таким крутым, что ехать по нему уже никто не мог, несмотря на высокое качество дороги. Мы слезли с велосипедов и потащили их вверх, передыхая в малинниках, которых по дороге было очень много. Долго ли коротко ли, но через некоторое время мы дошли до самого перевала, до его финального взлёта. Ещё немного поднатужившись, мы влезли на самый верх.

Этот перевал, в отличие от пройденных ранее, не был каменистым. Он, напротив, проходил по зелёному весёлому лугу, на котором местами паслись коровы и лошади. Леса на перевале, тем не менее, тоже не было, что давало возможность любоваться замечательными видами, которые открывались с дороги. Налюбовавшись, мы начали спуск.

(Смотреть в полном размере)
Дальнейшая дорога была гораздо хуже – грязная и каменистая, она, тем не менее, всё ещё давала возможность ехать. Проехав ещё чуть-чуть дальше, мы оказались уже на какой-то лесной тропинке, которая, впрочем, была всё ещё довольно сносной. Следуя направлению, которое эта тропинка задавала, мы оказались у реки, где и было решено встать лагерем.

Лагерь располагался прямо на коровьей тропе. Мы догадались об этом ещё до того, как приняли решение остановиться в этом месте, но у нас не хватило фантазии представить себе, что все коровы, которые пасутся на удалённых склонах, как сговорившись ломанутся ближе к ночи на эту тропу.

Ужин, как обычно, получился знатный. На этот раз наши кулинарные изыски приобрели ещё более изощрённую форму – к основному блюду была сделана луковая поджарка, всё получилось очень вкусно! В то время как мы ели, уже успело стемнеть, и коровы, как по команде спустились с гор, чтобы привычной дорогой уйти в свой хлев, как они делали каждый вечер. Увидев нас на другом берегу реки, они очень удивились. Форсировать реку коровы не отваживались, они просто стояли и тупо глядели на нас. Тем временем, продолжало темнеть, встал средней плотности туман. Когда я светил в сторону коров своим налобным фонариком Petzl, который давал рассеянный свет, казалось, что коровы плавают в воде, подобно рыбам, которые, ложась спать, просто замирают в толще воды где-то между дном и поверхностью. Так и здесь – коровы замерли в каких-то причудливых позах, и, казалось, некоторые из них даже не касаются земли. Картину дополняли ярко светящиеся коровьи глаза, которые десятками фонариков не моргая смотрели на нас. Через некоторое время нам это надоело и мы с Никитой пошли разгонять коров, чтобы они ночью не затоптали лагерь. Враг бежал с обиженным мычанием, оставляя после себя свежие «мины», подобные тем, которыми была завалена вся тропа к реке.
Убедившись, что коровы не возвращаются, мы пошли спать. Коровы ещё долго оглашали ущелье обиженным мычанием, жалуясь духам гор на неблагодарных пришельцев, нарушивших поддерживавшийся годами порядок вещей.

День 13. Прощайте, горы

Утром мы снова продолжили совершать продуктовые подвиги, демонстрируя коровам, которые снова подошли к реке, и друг другу, что мы не теряемся не только на сложных перевалах, но и за столом! Во время нашего завтрака, один молодой бычок, долго смотревший на нас и оценивавший обстановку, всё-таки решился на «прорыв из окружения» на наш берег. Он вихрем пронёсся мимо нас, гордо подняв хвост, как знамя. Отбежав на несколько десятков метров по тропе, он обернулся, и оглядел остальных коров взглядом: «Ну что, видели? А вам слабо?». Больше никто, однако, не решился последовать его безумному примеру.

После завтрака мы собрали вещи, упаковали мокрые палатки (сегодня утром выпала совершенно невиданная по своему количеству роса) и продолжили спуск. В который раз я отметил для себя, что уж лучше б я тут поднимался! Тропа вначале проходила по довольно густому лесу – собственно, тропа, как таковая, была больше «направлением», чем поверхностью, по которой удобно передвигаться. Через некоторое время тропа вышла из леса, но была, местами, всё так же трудно проходима. Более того, будучи проложена по крутому травяному склону, она требовала повышенного внимания. Игорь, который зачем-то решил ехать по этой тропе на велосипеде, видимо, наехав на камень, навернулся с тропы в сторону склона. Никита, шедший за ним, тут же подоспел на помощь, не дав Игорю, застрявшему в траве, сползти дальше вниз. В первый момент, когда я увидел эту картину, мне показалось, что Никита с Игорем сознательно решили там спуститься и удивился, зачем туда переть, если есть тропа.

Пройдя чуть дальше, мы обнаружили большой малинник – такое пропускать было нельзя, пришлось у него задержаться. Вскоре после малинника, тропа стала улучшаться вплоть до превращения её в дорогу, пригодную для автомобилей, которая  начиналась около какого‑то большого домика с зелёной крышей. Дорога эта была, судя по всему, отвороткой с большой лесовозной дороги, ведущей к этому самому домику.

Весь оставшийся день и начало следующего дня наш трек пролегал по этой лесовозной дороге. По мнению многих, она была очень грязной, хотя мне так не показалось, а вот камней на ней действительно было хоть отбавляй. Причём камни совершенно не были «живыми», они, напротив, были намертво вделаны в твёрдый грунт дороги. Уклон у дороги был приличным – мы быстро летели вниз, и чем ниже мы спускались, тем чище и суше становилась дорога. С завидной регулярностью по дороге в обе стороны катались лесовозы на толстенных колёсах: вверх – пустые, а вниз – груженые деревьями, поражающими радиусом своего сечения.

В конце спуска, немного не доезжая до посёлка Пхия, около моста через Большую Лабу, состоялась фотосессия на тему «ой как я сильно испачкался(ась) на спуске». =) Я, правда, спустился чистым (редкие грязные участки я проезжал медленнее), так что мне в этом мероприятии поучаствовать не получилось. Ну ничего, в следующей фотосессии, которая проходила на мосту, я уже имел возможность засветиться. Посидев на мосту, поболтав ногами над широкой белой рекой с быстрым течением, мы продолжили наш путь.

Посёлок Пхия располагался уже рядом, от нас его отделял какой-то километр грунтовки и брод через реку Пхия. Брод был лёгким, около него стоял какой-то большой вертолёт, после которого пришлось сделать ещё один брод – дорога почему-то была подтоплена. И вот, мы в Пхие. Около магазина «Лаба», который там располагался, к нам подошли две собаки – светлая и чёрная. Чёрная собака в итоге за нами увязалась и сопровождала нас очень долго. В магазине мы толком ничего не закупили, что закономерно, так как там ничего толком и не было. =)

Дальше мы ехали, как вы уже догадались, в сопровождении чёрной собаки. Я удивился, насколько быстро и долго собаки способны бегать – она вполне поспевала за нами даже с учётом регулярных «купаний» в каждой встречной луже, которые, видимо, были нужны ей для того, чтобы охладиться после бега. Ехали мы уже гораздо быстрее, так как дорога существенно улучшилась, лесовозы всё с той же педантичной регулярностью встречались на пути.
Чуть позже чем в полдень мы достигли порганзаставы Загедан и встали на обед, проехав чуть дальше неё, туда, где был отворот с дороги к Большой Лабе. Рядом с местом обеда располагался интересный висячий мост, по которому можно было перейти на другой берег Лабы. Почти сразу же после того, как мы встали, к нам пришли пограничники и начали допрашивать на предмет «а что мы вообще тут делаем». Рейд, очевидно, был дежурным, и скоро нас оставили в покое.

После обеда нам очень правильно пришло в голову проверить покрышки после каменистого спуска. Результат проверки был ошеломляющим – на пяти из шести велосипедов состояние задних покрышек следовало оценить словом «критическое» – они были в хлам порезаны камнями. «Танк», которому камни оказались нипочём принадлежал Вове, а все остальные занялись ремонтом. Запасных покрышек на группу было предусмотрено две штуки – они ушли Никите и Игорю, остальные «усиливали» покрышки в местах порезов с помощью резаных пластиковых бутылок, острые края образков которых были обклеены скотчем.

Я на своей «отремонтированной» покрышке проехал не очень долго – несмотря на скотч, которым был обмотан пластик бутылки, он всё же прорезал мелкую дырочку в камере и она быстро теряла давление. По быстрому заменив камеру и положившись на «авось» я поехал дальше – как показало время, такой «авось» себя оправдал. По пути нам встретился полудикий яблочный сад, располагавшийся по обе стороны от дороги – там мы наелись свежей «славой победителям» и немного передохнули.

Надо сказать, после обеда мы ехали не очень быстро. Нет, мы могли бы ехать и быстрее, но грунтовка, шедшая часто под сводами деревьев, сохла очень медленно и на ней было много мокрых участков. Если по таким участкам ехать быстро, то и ты сам и все твои вещи будут качественно «затонированы» ровным слоем грязи. А время, тем не менее, не резиновое – ближайшим относительно крупным населённым пунктом (а также единственным на сегодня), который нам предстояло проехать, была деревня с плохо произносимым названием Рожкао. Наш завхоз уже неоднократно высказывала мысль, что надо бы кому-то оторваться от группы и гнать в Рожкао, чтобы закупиться продуктами в тамошнем магазине – иначе никаких продуктовых подвигов вечером не получится, а это – позор! В конце-концов, Никита внял этим разумным призывам, и было решено отправить нас с Никитой вперёд – за продуктами. Мы гнали в Рожкао, что было мочи, игнорируя камни на спусках и крутизну подъёмов. У Никиты на подъёмах было определённое «преимущество» в виде отказавшей первой передней передачи – это просто не оставляло ему возможности ехать в горку медленно. =)

Когда мы уже почти достигли Рожкао, пошёл довольно сильный дождь. Никита натянул на рюкзак чехол, а мне было лень это делать. Видимо, обидевшись на такое неуважение, дождь скоро прекратился. Проехав почти всё Рожкао, мы обнаружили, что магазин, в который мы так старались успеть до 19-00, работал до 14-00. Почесав репу и покатавшись по посёлку, в котором местных жителей-то толком не было (почти всё заполняли всякие «лагеря» и «базы») мы ни с чем вернулись из Рожкао на основную дорогу. Через пять-десять минут напряжённых раздумий и сомнений, я твёрдо решил, что наша операция по добыче провианта ни в коем случае не должна закончиться провалом – надо выполнить задачу любыми средствами.
Сперва я начал терзать вопросами трёх аксакалов, которые сидели в беседке рядом с нами, но от них я особо ничего не добился. Тогда я скинул с велосипеда рюкзак и поехал в село уже налегке, при этом взяв пакет для еды. Первым делом я заехал на «туристическую базу». На мой вопрос о том, где в Рожкао можно купить еды, меня довольно грубым тоном послали: «Не знаем! Но уж точно не здесь!». Чтож делать – я поехал искать хоть одного живого местного жителя. Найденный житель оказался более любезен – он сказал, что напротив гостевого дома «Приют четырёх» живёт продавщица местного магазина и что зовут её Екатерина. Быстро доехав до её дома, я стал стучаться в калитку, дверь открыл молодой человек в тельняшке. Я у него спросил, не здесь ли живет Екатерина, продавщица, объяснив, что мне надо купить продуктов на группу туристов. Он, оценивающе глядя на меня, сказал: «Ну чтож, я тоже могу вас обслужить. А у вас есть девушки в группе? Учти, если нет девушек, я даже заморачиваться не буду!» Я ответил, что девушки есть, но они подъедут через некоторое время, а меня заслали вперёд группы, чтобы я к этому моменту уже купил продуктов. Он, видимо, не очень поверив, немного скривившись, парировал: «Ну так может мы их подождём?».
Ждать несколько десятков минут – это была не самая лучшая идея, я уже молчу, что идея «предъявлять девушек», специально для этого направляя их в этот мутный населённый пункт – тоже не верх интеллекта. В любом случае, пара минут препираний привела к тому, что он позвал свою мать – Екатерину и дальнейшее взаимодействие происходило уже с ней.
Она сразу же, проявив понимание нашей ситуации, согласилась продать нам еды и мы вместе пошли в магазин. По дороге туда она мне рассказала, что местных жителей тут – не более 20 штук, а всё остальное – лагеря, причём некоторые с религиозно-мусульманским уклоном. Когда мы уже подошли к магазину, ко мне подъехал Вова и мы затаривались вместе. Еды накупили столько, что вся группа могла ей раза три хорошенько объесться, в том числе четвертушку водки, так как Вова слишком буквально воспринял шутку Алексея, что «надо бы купить беленькой». Заплатив 303 рубля, мы вернулись на дорогу, где вся группа уже ждала нас.
Уже начинало темнеть и мы искали место ночлега. По дороге Вова, о чём-то засомневавшись, спросил меня, сколько я заплатил в магазине. «303 рубля» - ответил я. Вова, продемонстрировав, что он ещё не забыл школьный курс арифметики, на пальцах доказал, что наши продукты стоят минимум в полтора раза дороже – то есть, продавщица явно обсчитала себя. Я, может быть, даже и попытался бы отмахнуться от этого факта, применив отмазку, сочинённую для самого себя же «да не, всё верно – Вове показалось», но Вова через минуту уверенно сказал: «Нет, это как-то совсем нехорошо, подняли человека ночью, да ещё и обманули!» Он предлагал вернуться в Рожкао либо перед сном, либо с утра, перед выездом. Я отлично понимал, что принять хотя бы один из этих вариантов – равносильно тому, чтобы туда не вернуться вообще, поэтому я тут же попросил Никиту выставить кого-нибудь на дороге в месте, где будет ночёвка, и поехал назад. Отъехать мы уже успели далеко, поэтому путь назад был долгим.
Постучавшись в ту же калитку, я сообщил причину приезда. Пересчитав стоимость продуктов, мы получили цифру в районе 700-750 рублей и я доплатил раницу.
«Ну ты, кентяра, красавчик!» – сказал сын Екатерины – «Наши, местные, фиг бы так сделали!». Ну чтож – пусть это будет в качестве «спасибо» за то, что нам пошли навстречу и открыли магазин через пять с половиной часов после окончания его работы.
Завершив расчёты, я поехал назад. Примерно в месте, где я развернулся, меня встретил Вова, который уже ехал мне навстречу с места ночлега. Стемнело – хоть глаз выколи, мне с налобником, предназначенным для лагеря, было ехать не очень просто. Тем не менее, дорога была хорошей и через некоторое время мы прибыли в лагерь. Первым делом я искупался в реке и присоединился к костру, где уже готовили ужин из добытых продуктов. Два из четырёх плавленых сыра оказались просроченными и, по факту, прогоркшими. Из этих плавленых сыров мы сделали большой бутерброд и скормили его той самой чёрной собаке, которая всё ещё сопровождала нас.

Ну вот – теперь действительно – всё! Можно испытывать чувство выполненного долга и расслабляться. Больше никаких перевалов у нас не будет. Всё, что осталось проехать своим ходом – это перегон от места нашего лагеря до Майкопа. С этой мыслью я поел и отправился спать.

День 14. Марш-бросок в Майкоп

Ночью мне пришлось несколько раз проснуться. Собака, честно отрабатывая бутерброд с сыром, периодически начинала громко гавкать. Каждый раз, когда это случалось, я пытался поскорее снова заснуть, ведь наступающий день обещал быть очень длинным, а следующая ночь – напротив, короткой.
Утром я получил возможность осмотреть место нашей стоянки (ведь приехал я туда уже в полной темноте). Место было очень хорошим – по всему было видно, что здесь нередко останавливались туристы на автомобилях. Пока готовился завтрак, я погулял по окрестностям и полюбовался утренними пейзажами, особенную изюминку которым придавал туман.

Сегодня нужно было доехать до Майкопа, от которого нас отделяли примерно 160 километров. Почти все эти километры предстояло ехать по асфальту, грунт был только с самого утра и оставалось его от силы 15 километров (на самом деле меньше) – в посёлке Псемен мы должны были выехать на основную трассу. После завтрака мы не спеша начали продвигаться к асфальтовой магистрали – ехать быстро нельзя было по той же причине, что и вчера – дорога была влажной.

Очень долго наш путь шёл вдоль всё той же Большой Лабы. Через много сперва грунтовых, а потом асфальтовых километров, в месте, где шоссе пересекает Лабу и впоследствии уходит от неё в сторону Майкопа, мы встали на обед. Недалеко от этого места находился магазин, посещение которого предшествовало обеду.

Обед проходил в лесу, в значительном удалении от дороги, на берегу Лабы. На обеде я решил зашить все «грыжи» на своей покрышке, наиболее заметных из которых было пять, всё свободное от уничтожения еды время ушло именно на это.
После обеда, проехав несколько километров, я понял, что моё заднее колесо спускает. Спускало оно, правда, очень медленно, одной подкачки, как позже выяснилось, спокойно хватало на 20 километров, поэтому я решил его не заклеивать, а просто периодически подкачивать.
Я подкачался, и мы поехали дальше. Через несколько километров, наше шоссе приобрело очень серьёзный уклон вниз, и мы просто летели, при этом абсолютно не крутя педали. Увы, эта «горка» располагалась как раз на границе Карачаево-Черкесии и Краснодарского края. Наш полёт бесцеремонно прервал взмах полосатой чёрно-белой палочки, которую держал человек в милицейской форме. Никиту он и так уже знал в лицо, а всем остальным пришлось показать документы, удостоверяющие личность. Кстати, вот на этой горке чёрная собака таки отстала. Но всё равно я до сих пор поражаюсь, как быстро бегают собаки – никогда бы не подумал, что собака способна бежать со скоростью велосипедиста.
Использовав остатки этой пограничной горки и затем немного покрутив педали по относительной равнине, мы доехали почти до самого Псебая, на въезде в который стоял Магнит. В Магните было решено сделать перекус и закупиться минералкой. Примерно через десять километров после Магнита – уже на выезде из Псебая, наше шоссе пересекало Малую Лабу. Здесь мы остановились для того, чтобы в последний раз искупаться в пресной воде.

Следующая точка, связанная с некоторыми событиями, располагалась напротив Лабинска – там мы должны были съехать с нашего шоссе и повернуть налево – в сторону Майкопа. Как раз на самом повороте было кафе, где мы с удовольствием подкрепились. Когда мы закончили подкрепляться, уже стало темнеть. Справа от дороги садилось ярко-розовое солнце, а слева – всходила луна. Красотища! Всё бы хорошо, но довольно скоро эта красотища сменилась темнотой, а света у нас было не так уж и много. Мне, надо сказать, в этом плане сильно повезло – я весь этот день ехал за Лизой, у которой был самый яркий фонарь из всей группы. В такой обстановке самому иметь фонарь было совершенно необязательно, я и так отлично видел дорогу впереди себя.

Дорога, ведущая из Лабинска в Майком, отличалась наличием рельефа. Постоянно попадались на глаза дорожные знаки «5% вверх», «6% вниз», «4% вверх», «6% вверх» и им подобные. Дорогу во многих местах ремонтировали, и встречались куски дороги, которые уже были отремонтированы, но разметку на них ещё не успели нанести. Моменты въезда на участки без разметки в темноте всегда были очень неприятны, так как только что постеленный чёрный асфальт в свете диодного фонаря не очень отличается от обочины. Особенно неприятно было, когда разметка «растворялась» на скорости до 50 км/ч во время спуска с очередной горки.

Но вот, мы доехали до Майкопа – города джигитов и тонированных приор с заниженной подвеской. Первое, что мы сделали – это нашли вокзал, с которого примерно в 3 часа электричка должна была повезти нас в Туапсе. Дальнейший план был очевиден – ехать искать, где бы поесть. Сперва нам не удавалось найти ничего стоящего, если не считать какой-то ларёк, где продавалось что-то типа хот-догов (было уже поздно – всё позакрывалось). Справедливо решив, что уж лучше магазин 24 часа, чем такое, мы поехали искать магазин. Во время поисков была обнаружена неплохая столовая, но народ, почему-то, решил продолжать искать магазин. Найдя магазин и затарившись едой для перекуса, мы вернулись на вокзал – ждать поезда.

Вокзал в Майкопе
Когда мы садились в поезд, народу было мало. Очень хотелось спать, и каждый из нас лёг на скамейку вздремнуть. Что было дальше – я помню очень плохо, вся «ночь», а вернее три с половиной часа нашего пути, были проведены в состоянии, напоминающем бред. Я уже и сам не помню, когда в вагон забилась куча народу, и я уже оказался не в лежачем, а в сидячем положении, смутно всплывают в голове воспоминания, как кто-то начал ругаться и требовать, чтобы мы вынесли куда-нибудь велосипеды, но мне в тот момент было абсолютно не до чего – в ту ночь я вообще не всегда мог точно определить, снится мне очередная сценка, или то, что я вижу, происходит наяву.

День 15. Заслуженный отдых
Наконец, «ночной кошмар» подошёл к концу. Когда меня в очередной раз кто-то случайно толкнул, я обнаружил сквозь сон, что весь набитый людьми вагон пришёл в движение. Стало ясно, что мы приехали на конечную остановку – Туапсе. Очевидно, спали мы в эту ночь недолго и некрепко, но, тем не менее, этих часов нам всё равно хватило, чтобы по приезду чувствовать себя отдохнувшими.

Наш вагон остановился прямо у центрального выхода вокзала, к которому мы тут же перенесли из вагона все рюкзаки и велосипеды. Колесо я вчера так и не удосужился заклеить, и за время езды в электричке оно окончательно спустило, пришлось снова его накачать.

У волгоградцев оставался последний день, который планировалось целиком провести у моря в Туапсе, на диком пляже. Сперва мы заехали в очередной «Магнит», купить немного еды и воды, после чего сразу же отправились на пляж. Пляж к моменту нашего приезда туда был практически пустым – не наблюдалось толп загорающих тел, никто не катал на бананах, ватрушках и водных мотоциклах и не орал в мегафон, зазывая в кафе. Выбрав место получше, мы разлеглись на своих пенках досыпать на галечном пляже.
Через несколько часов пляж ожил и открылись магазины – к этому времени мы как раз успели компенсировать недосып. Никита с Игорем отправились за арбузом, а я поехал в ВТБ24 оплатить кредит. =) Когда я вернулся, как раз наступило время поедания арбуза – он был порезан и ждал только того, чтобы его положили в рот.

Весь остаток дня был посвящён загоранию и купанию – думаю, тут особо описывать нечего. По иронии судьбы, на пляже мы впервые за всю поездку растянули тент, который весь поход мёртвым грузом таскали с собой по горам.

(Смотреть в полном размере)
Ближе к вечеру настала пора собираться на вокзал, но перед этим надо было заехать перекусить. Перекус состоялся в пиццерии, которую удалось найти далеко не сразу – все заказали себе по пицце и чайник чая на всех. Чайник чая мы взяли очень не зря – когда чай закончился, мы засыпали в чайник порцию отличного зелёного чая, которая по счастью оказалась у волгоградцев. Этот чай мы заварили ещё три раза. Хозяева заведения, наверно, очень удивлялись, наливая в чайник горячую воду вот уже в который раз.

После еды вся группа отправилась на вокзал, с которого и начался наш день. Через пару часов подали поезд, который отправляется в Волгоград, Никита с Алексеем, Игорь и Лиза погрузились в поезд, оставив нас с Вовой в Туапсе вдвоём.
Мы тут же у вокзала договорились о съёме жилья и вскоре вселились в комнатку, в которой и ночевали следующие три ночи.

День 16. Ольгинка
Сегодня, а также во все остальные полтора дня до самого отъезда, мы уже не садились на велосипед. Все перемещения осуществлялись на общественном транспорте.
В первый день «пляжной» части нашего отпуска мы, как и планировалось, съездили на пляж в Ольгинку, на «нормальное» море. Пляж там тоже галечный, но зато вода гораздо прозрачнее, а значит, стоит думать, чище. Мозаика галечного дна перемежалась узкими длинными и удивительно прямыми гранитными полосами округлой формы, которые я сперва принял за канализационные трубы. Здесь пляж уж точно не был «диким» – народу куча и всевозможные развлечения начиная от бананов и заканчивая конными прогулками в горы, в наличии. Нас это всё, правда, мало интересовало, мы просто купались и загорали.

Можно сказать, что сегодня я первый раз отдыхал на море, если, конечно, не считать пары часов на пляже в Феодосии и радиалок по местным достопримечательностям из Севастополя два года назад.
Вот так и прошёл наш первый «разгрузочный» день.

День 17. Сочи
Во второй день, который был последним нашим полным днём на югах, мы поехали посмотреть Сочи. До Сочи из Туапсе можно доехать на электричке за 2 часа 20 минут. Электричка идёт по берегу моря и всё чаще и чаще, по мере приближения к Сочи, заезжает в тоннели в скалах.
Первое, что видят люди, прибывшие в город поездом – это вокзал, являющийся, по совместительству памятником архитектуры федерального значения. Это и не удивительно – его вполне можно было бы принять за какой-нибудь дворец.

(Смотреть в полном размере)
Учитывая, что в Сочи у нас был только один день, мы решили взять обзорную экскурсию по городу. В ходе этой экскурсии мы, помимо того, что бегло проехались по городу на автобусе, посетили парк Ривьера, гору Ахун и Агурское ущелье.
Парк Ривьера был основан в 1898 году Василием Хлудовым и позже был продан городу. Сейчас в парке растёт большое количество самых разных растений, включая субтропические. В парке имеется так называемая поляна дружбы, где растут магнолии, высаженные разными известными и не очень людьми, которые посещали этот город. Около каждой такой магнолии вкопана каменная табличка наподобие «Дерево посадил 8 июня 1987 года В.П. Савиных. Лётчик космонавт СССР. Герой Советского Союза». Табличек такого типа там – море. Среди них всех выделяется в своём роде уникальная табличка, на которой вместо «Дерево посадил» написано «Дерево памяти». Дело в том, что после того как Юрий Гагарин посадил своё дерево, каждый гость парка считал своей обязанностью отщипнуть от него веточку или листик, вследствие чего дерево засохло, пережив, правда, самого Гагарина. Чтобы как-то сгладить такой конфуз, было высажено новое дерево, «дерево памяти». Это дерево ярко отличается от деревьев, окружающих его, своей молодостью.

Около этой же поляны располагается прудик, выполненный в форме Чёрного моря. Показывая какое-то красивое растение из семейства рододендроновых, экскурсовод, между делом, поведала нам, что все рододендроновые – сильный яд. Тут мы с Вовой вспомнили как с подачи Алексея вся группа пила на днёвке чай с рододендроном. =) Вот так вот – нечего тянуть в рот всё, что видишь!
Дальше экскурсия поехала на гору Ахун, по дороге рассказывая о других достопримечательностях города. Одной из таких достопримечательностей был Дендрарий, который мы изначально планировали посетить. Подъём на высокую гору был быстрым – от него даже немного закладывало уши. На горе располагалась башня Ахун – основная местная достопримечательность, а также не так давно построенное колесо обозрения. Это колесо – чуть выше самой башни, но, тем не менее, с него не видно ничего такого, чего нельзя увидеть с башни. Так что, если вы там будете, колесо можете смело игнорировать – вы ничего не потеряете. А вот башня, напротив, интересная – на неё однозначно стоит влезть. Полюбовавшись с башни на окрестности, мы спустились в автобус и поехали в Агурское ущелье.

Вид с башни Ахун в сторону, противоположную Сочи (Смотреть в полном размере)
Вид с башни Ахун в сторону Сочи (Смотреть в полном размере)

Недалеко от входа в ущелье состоялась дегустация вина и мёда, поедание шашлыка, который существенно подкрепил силы. Сама прогулка в Агурское ущелье получилась довольно короткой, но до самого известного места в этом ущелье – каменного колодца, мы дошли. Уж лучше бы вместо дегустаций продлили прогулку, честное слово! =) Автобус уже ждал нас около «сероводородной ванны» – ручья с белой от газов водой, и мы поспешили туда.

Домик для дегустации вин
"Каменный колодец" в Агурском ущелье

По дороге водитель, как мы и просили, высадил нас около Дендрария – парка, когда-то созданного Сергеем Худековым, фактически, для своей жены. В этом парке мы провели всё оставшееся время до вечера. Сам парк являет собой удачную смесь архитектуры и самых разных пород деревьев. Территория этого садово-паркового ансамбля разделяется автомобильной дорогой на две части – Верхний дендрарий и Нижний дендрарий. Сперва мы долго неспеша прогуливались по верхней части парка, затем спустились в нижнюю.

В нижней части особенно запомнился пеликан. Пеликан был очень злой, когда кто-то пытался к нему приблизиться, он с ошеломляющей быстротой, подобно тому, как хороший каратист наносит удар, кусал незваного гостя своим огромным клювом. Одна девушка пыталась около него сфотографироваться, на фото она получилась очень испуганной, косящейся на пеликана. =)

Погуляв некоторое время по нижней части парка, мы обнаружили, что времени уже довольно много – пора спешить на электричку в Туапсе. Вопреки нашим опасениям опоздать на последнюю электричку, мы успели даже на предпоследнюю, которая являлась экспрессом и всё за те же 2 часа 20 минут довезла нас домой.
Поужинав, мы легли спать, набираясь сил перед последним неполным днём нашего похода.

День 17. Заключительный
Сегодня вечером, в 7 часов, наш поезд отправлялся в родной Питер. Самое полезное, что можно было сделать в этот день – это подготовиться к отъезду и снова пойти на дикий пляж, провести там пол дня.
Валяясь на пляже, мы поедали арбуз. Съели мы арбуза на двоих, наверно, килограмм 20. Семечки от арбузов за нами оперативно подъедали голуби – спасибо им, а то я уж беспокоился, что своими семечками мы пачкаем пляж.

Когда пришло время, мы снова поехали в ту же пиццерию подкрепиться, после чего заехали на квартиру, забрали все вещи и убыли на вокзал.
Когда мы садились в поезд, Вова, задумавшись о чём-то, сел не в свой вагон. Причём задумался он так крепко, что даже не услышал моего достаточно громкого оклика – мы должны были ехать мало того, что в одном вагоне – в одном купе. Самое интересное, что проводник, видимо, тоже о чём-то задумалась, и без вопросов пустила его в вагон.
Когда я сел в поезд, выяснилось, что со мной в купе, помимо отсутствующего Вовы, едет бабушка с внуком. Бабушка оказалась не очень приветливой, было видно, что туристов она не сильно жалует. Я тут же был отправлен мыть ноги, что, не высказывая никаких возражений, тут же и выполнил. Более того, имея достаточный запас носков – надел чистые носки. Как я и предполагал, бабушку это не удовлетворило. Ну естественно, я думаю, все представляют, что рюкзак после похода далеко не всегда благоухает розами. =) Тем не менее, понимая, что я больше ничего не могу сделать при всём желании, никаких конкретных требований от неё больше не поступало, вместо этого я постоянно выслушивал всякие нелестные оценки своей личности и что в купе воняет как в свинарнике.
Когда мы доехали до ближайшей крупной станции, Вова, который всё-таки понял, что сел не туда, вместе с вещами отправился в мой вагон. Бабушка тем временем уже успела за время стоянки рассказать другой бабушке, какая тяжёлая судьба её постигла. Когда Вова уже грузился в вагон, и я нёс его велосипед к нашему купе, вторая бабушка, проходя мимо меня, кипя от возмущения сказала: «Вы что, совсем немытые?!». Вот тут уже третья бабушка, не выдержав, поддержала нас: «Да сама ты немытая, парни вон – по горам ездили!» Это нам очень помогло – вторая бабушка не нашлась, чем крыть такой аргумент и отправилась в своё купе.
Когда моя соседка увидела, что Вова грузит свой велосипед в наше купе, её чуть инфаркт не хватил – два туриста, это хуже, чем один! Теперь мы были в большинстве и при Вове она почти ничего не говорила, только брезгливо убирала матрас с той части нижней полки, на которую мы садились. Зато когда Вова куда-либо отходил, тут уже она отрывалась по полной – я вновь и вновь слушал про свинарник в купе. =)
Так прошёл остаток нашего последнего дня на юге.

Дни 18 и 19. Окончание
Долго ли коротко ли, бабушка, видимо, принюхавшись, исключила из словаря часто употребляемых слов «свинарник» и практически весь следующий день мы уже вполне дружили. Бабушка, внук, а также соседи с боковых полок нашего купе с интересом смотрели фотографии на моём фотоаппарате.
Поезд был хорошим – фирменным, кондиционер исправно работал, поэтому день, монотонный стук колёс которого разбавлялся разговорами о походе и прогулками на больших станциях, пролетел достаточно быстро.
Рано утром следующего дня мы прибыли на вокзал в Петербурге, откуда я всё-таки смог доехать до дома десяток километров, несмотря на существенные грыжи на задней покрышке! Ну всё, дело сделано, теперь можно освежать в голове приятные воспоминания, которые остались от прошедших трёх недель, и, обменявшись фотографиями с Волгоградом, потихоньку писать отчёт!

=================================================

Рассчёт категории сложности похода и выводы

Протяжённые препятствия:

Протяженность препятствия – 10,2 км
Максимальная высота – 2800 м
Набор высоты  – 800 м
Тип дорожного покрытия: Заброшенная горная дорога с промоинами, профилированная горная дорога, Каменистая горная дорога со значительными неровностями

Коэффициент набора высоты (Кнв) – 1,3
Коэффициент абсолютной высоты (Кв) – 1,4
Коэффициент дорожного покрытия (Кпк) – 2,0*3/10,2 + 1,3*4,7/10,2 + 1,6*2,5/10,2 = 0,6+0,59+0,39=1,58
Сезонно-географический показатель (СГ) – 1,1

Протяженность препятствия – 5 км
Максимальная высота – 2000 м
Набор высоты – 400 м
Тип дорожного покрытия: Каменистая горная дорога со значительными неровностями

Коэффициент набора высоты (Кнв) – 1,1

Протяженность препятствия – 70 км
Средневзвешенная высота – 1600 м

КТ = Кпк*Кпр*Кпер*Кв *СГ

Коэффициент дорожного покрытия (Кпк) – 2,0*15/70 + 1,3*55/70 = 0,43 + 1,02 = 1,45
Коэффициент протяженности препятствия (Кпр) – 1,7

Итого в зачет  - 24,63 балла

Локальные препятствия:

ЛП 1 Брод р.Ингушли

Переправы через реки с небольшой скоростью течения (не более 0.5 м/сек); глубина 0.5-0.6 м; переходы по бревну или вброд при ширине потока менее 5м.

ЭП = 2км

ЛП 2 Брод р.Ингушли

ЛП 3 Брод р.Ингушли

ЭП = 2км

Итого ЛП – 6км

Примечание: Перевалы Балкбаши и 73-х не учитываются для расчета сложности, т.к. изначально их предполагалось преодолевать с рюкзаками на плечах и для их преодоления  используется преимущественно горная техника (особенно для перевала 73-х). А протяженность данных препятствий не позволяет рассчитать их как локальные. Также нежелательно искусственно поднимать сложность велосипедного маршрута за счет препятствий преодолеваемых не верхом на велосипеде.

В некоторых отчетах перевал Балкбаши рассчитывается как велосипедное препятствие 5-й или 6-й категории. Я вполне допускаю данный подход для расчета походов 5-й и выше категорий сложности, т.к. перевал является логичным звеном маршрута по Северному Кавказу, имеет хорошие подъезды с обеих сторон и может преодолеваться с велосипедом без применения профильного снаряжения других видов.

Расчет категории сложности маршрута

КС = П * I * А

П = 24,63;

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн

Lф = 728, ЛП = 6, Тн = 10, Тф = 13, Lн = 500

I =(728+6)*1,2*10 / 13*500 = 1,35;

Автономность:
Дни  начала и  конца  выкидываются
Итого 12  дней
День 2-4  с  коээфициентом  1,4
День 5-6 с  корэффициентом  1,0 (поселки  хурзук теберда карчавеск)
Дни 7-9 с коэффициентом  1,4
Дни  10-13  с коэффициентом  1,0  (поселки  зеленчукская  пхия  рожкао)

ИТОГО  А=6*1,4/12+6*1,0/12=1,2

КС = 24,63*1,35*1,2 = 39,9

Выводы: Поход получился сложным, включил в себя 2 высоких горных перевала. Для преодоления перевала 73-х потребовалась слаженная работа всей группы и навыки преодоления технически сложных горных подъемов и спусков, отработанные на тренировках перед походом. Благодаря грамотности групповой и индивидуальной подготовке маршрут был пройден без отставания по графику, а также без каких либо происшествий как внешних, так и внутри группы. Отлично показали себя ребята и с психологической стороны. Даже в самые тяжелые моменты мы радовали друг друга улыбающимися лицами и каверзными шуточками.
Погода в общем была очень хорошей для Кавказа. Только в Приэльбрусье мы почувствовали всю силу стихии, а в остальные дни наслаждались если ни ярким солнышком, так небольшими облаками, скрывающих нас от жары но не заслоняющих прекрасные виды.
Контактов с населением практически не имели. Вспоминаются только пасечники в самом начале похода, которые всем очень понравились.

Как регион для велотуризма Кавказ был и остается очень заманчивым. Напряженная обстановка последних десятилетий уже давно начала спадать и уже начиная от Северной Осетии путешествовать можно практически без риска.

Для совершения удачного похода не стоит пренебрегать длительной подготовкой. Хорошая физическая форма позволит любоваться окрестностями во время тяжелых физических нагрузок, а грамотно подобранное и проверенное снаряжение сэкономит драгоценные минуты отдыха и защитит от травм.

1. Пхия в брод не является локальным препятствием?

1. Пхия - не такой уж и пеший перевал, ехать можно более чем 80% пути. А как уж там руководитель считал "пешие" препятствия, это лучше ему вопрос задать. =)

2. Как всё сложно...в этом году первый раз сам собираю группу- задолбался считать. У меня маршрут гораздо проще, но все опытные говорят "третья смело", а тут у вас такая жесть всего-лишь третья...

3. Основная "сложность" происходит из-за вечной необходимости что-то подтасовывать и подгонять. Здесь приведён официальный рассчёт, в котором не должно было быть ничего выше 3 кс, так как руководитель не имел права вести 4ку. Так то это рассчитывается как 4 кс или 4 кс с эл 5 кс.
      Это всё-таки велопоход, поэтому даже переход перевала 73 3/4 не может считаться препятствием, повышающим категорию. Такие пешки повышают лишь интенсивность. Особенно это касается метолики, принятой в 2014 году (она серьёзно переработана относительно предыдущей).