суббота, 24 мая 2014 г.

ВелоАбхазия 2014, майские: предсезонная вкатка


Маршрут похода: Очамчира -> Сачино -> Ткуарчал -> Моква -> Отап -> р. Мачара -> крепость Цибилиум -> оз. Амткел -> крепость Цибилиум -> Абжаква (Беслетский мост) -> Новый Афон -> Лыхны -> Бзыпта -> оз Рица -> Авадхара -> оз Рица -> Бзыпта -> Пицунда
Сроки похода: 2 мая 2014 - 10 мая 2014

Полный трек похода с путевыми точками: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=jzmclgtufwrcvfcu

Идея похода: 
После того как идея сходить на майские в велопоход на Карпаты накрылась медным тазом (понятно по какой причине), было решено вместо полноценного горного велопохода за оставшееся время сделать что-нибудь простое, не требующее длительного планирования и поиска участников. За поход в Абхазию было много аргументов: не требуются визы, более того – даже не надо менять деньги, хороший климат: на майские там комфортно, низкая автономность, не очень дорогие продукты и проживание, красивая природа. Кроме того, эти места изъезжены велотуристами вдоль и поперёк, имеется масса отчётов, из которых можно понять, что нас ждёт и не наделать ошибок. Выстраивая маршрут по Абхазии, я хотел объехать все основные достопримечательности – как природные, так и рукотворные, в том числе в тех районах Абхазии, куда туристы предпочитают не ездить. Говоря «все» достопримечательности, я, конечно же, имею в виду «все достопримечательности, доступные в это время года», так как снег на майских в тех местах тает в лучшем случае начиная с отметки 1750, а реки очень полноводны, что делает невозможным осмотр самых интересных горных районов, которые можно отложить на следующих поход.

Другие материалы о походе:
1. Фото Алексея (KillFox)
2. Фото Насти (penteada)
3. Фото AlexStarina

Видео похода:
Видео KillFox:
Видео AlexStarina:



Участники:
ФИО, г.р. Подтв. опыт Ник на velopiter Обязанности
Савченко Иван Михайлович, 1987 ivansav Руководитель, завхоз, казначей, замыкающий
Данилов Роман Борисович, 1973 - romda Штурман, культуролог
Силин Алексей Владимирович, 1977 - Kill Fox Механик, видеооператор
Козак Владимир Александрович, 1985 vovik Второй штурман
Тревогин Алексей - AlexStarina Видеооператор
Волков Василий, 1983 - Фотограф
Жукова Анастасия - penteada Фотограф

График движения.
График движения
День пути Дата Участок пути Протяжен-ность, км Дорожное покрытие Набор высот, м
1 02.05 Очамчира-Ткуарчал 36 Асфальт, каменистый грунт 790
2 03.05 Ткуарчал – Отап – Цкрыш 65,7 Асфальт, каменистый грунт 944
3 04.05 Цкрыш - Мачара – Цибиллиум 67,9 Асфальт, каменистый грунт 403
4 05.05 Цибиллиум - Шакуранский вдп. – Амткел - Цибиллиум 43,4 Асфальт, каменистый грунт, тропа (пешка) 1181
5 06.05 Цибиллиум - Мачара – Новый Афон 76,4 Асфальт, каменистый грунт 1444
6 07.05 Новый Афон - Лыхны – Бзыпта 81,8 Асфальт 1024
7 08.05 Бзыпта – оз. Рица 62 Асфальт, каменистый грунт, тропа (пешка) 1200
8 09.05 оз. Рица – Авадхара - Бзыпта 84,3 Асфальт 1730
9 10.05 Бзыпта - Пицунда 22,2 Асфальт 163
ИТОГО: 539,7 8521

Список достопримечательностей.
День 1: Бедийский храм, Ткуарчал
День 2: Пещера Абрскила, Моквский собор
День 3: Сероводородный источник-гейзер, водопады реки Мачара, крепость Цибилиум
День 4: Вид на ущелье реки Кодор, вдп. Шакуранский, пещера Средняя Шакуранская, оз Амткел (включая интереснейшую дорогу к нему)
День 5: Беслетский мост (рядом - известковые печи), Древний известковый завод
День 6: Новый Афон (монастырь, Новоафонская пещера, грот Симона Канонита, Анакопийская крепость, ж/д станция Псырцна), храм в пос. Лыхны
День 7: оз. Голубое, вдп. Гегский, Юпшарский каньон, оз. Рица, оз. Малая Рица.
День 8: Авадхара, минеральный источник, вдп. Молочный, Дача Сталина
День 9: Пицунда (купание в море, Роща реликтовой сосны, центральная площадь с храмом), Олимпийская деревня (факел, стадион Фишт и т.д.)

День 1. Путь в город-призрак.

Утром 2 мая, плавно переходящим в день, фирменный Поезд «Северная Пальмира» выплюнул из себя пять человек и пять велосипедов на вокзале в Адлере – в месте, где не так давно триумфально завершились Олимпийские игры. Да-да, всё происходило именно в Адлере, а не в Сочи. Это я к тому, что после моего прошлогоднего посещения Сочи меня все наперебой спрашивали «ну и как там Олимпийские объекты?», «видна ли стройка?» =)
На платформе к нам срезу же подошёл Алексей Тревогин ака Старина, после чего мы собрали велосипеды и вышли из здания вокзала, где и встретили последнего нашего участника – Василия. Они с Алексеем приехали на день раньше нас и ночевали возле Олимпийской деревни.
Далее последовала небольшая закупка продуктами в магазине у вокзала. Самое необходимое из продуктов было заблаговременно закуплено в Питере, так что оставалось купить разве что воду на случай безводных стоянок. И вот, мы едем к границе. Поехали мы не через Олимпийскую деревню, а по основному шоссе – факел успеем посмотреть на обратном пути!
Граница была, конечно, не чисто номинальной, но много времени не отняла. Мы просто подъехали к пограничникам, минуя не очень длинную очередь из машин, предъявили Паспорта РФ (этого достаточно для прохождения Российско-Абхазской границы) и поехали дальше. На Абхазской стороне даже паспорта не у всех посмотрели. Если сразу же после Абхазской границы повернуть налево, вы попадёте на площадку с кучей маршруток, везущих в любой конец Абхазии за вполне приемлемые деньги. Момент про маршрутки как-то в отчётах особо не освещается, поэтому я сначала даже думал ехать на восток Абхазии своим ходом.

  Как только мы сказали слово «Очамчыра» нас тут же направили к нужному человеку, водителю жёлтой газели. Звали водителя Аляс и мы с ним договорились о подброске в нужную нам точку за 3000 руб. Наслушавшись рассказов о том, как водят абхазы, я ожидал шоковых ощущений от езды на маршрутке, но Аляс вёл надёжно (по крайней мере, мне так казалось). Вот только тормозил он очень резко, и при каждом «экстренном» торможении люди, сидящие за мной – в непосредственной близости к сложенным набок велосипедам, морально готовились ощутить затылком переднюю звёздочку железного коня. =) По пути был совершён заезд в Сухум для подключения к местному Аквафону, там же «инициативная группа» купила вина, которое было впоследствии выпито вечером этого же дня.
Недалеко от Очамчыры я увидел из окна маршрутки непонятный объект. Почему-то он напомнил мне только что подбитый танк, у которого вот как раз в этот момент взрывался в башне боекомплект. Впоследствии, мы этот объект рассмотрели поближе, но об этом позже.)) Аляс, видимо не очень хорошо понявший, куда нам надо попасть, пытался по ошибке увезти нас дальше, но Рома, чётко отслеживавший наше положение по навигатору, не дал ему ошибиться и мы выгрузились там, где и планировалось.
Подготовка к началу кручения педалей выдалась долгой, что приводило меня, мягко говоря, в лёгкое раздражение. Обидно понимать, что ты отстаёшь от графика не из-за того, что много времени проводишь в понравившихся местах, а из-за банальной несобранности. С другой стороны, часть времени мы могли отыграть за счёт того, что дорога, по которой нам предстояло ехать, была заасфальтирована, в то время как я был уверен, что там среднего качества грунтовка. Да, я люблю хорошее покрытие и никогда не понимал тех, кто брезгует асфальтом, руководствуясь исключительно аргументом «Фуу, это же асфальт!». В мире полно впечатляющих мест, куда человек в здравом уме на велосипеде будет добираться только по асфальту.
По дороге мы должны были заехать на гору Сачино – местную доминанту, которая на 300 метров возвышается над всеми окружающими объектами. Этот подъём, наряду со вторым на сегодня подъёмом до Ткуарчала, должен был стать хорошей вкаткой для группы. Проехав около десятка километров по асфальту и преодолев несколько крутых и высоких подъёмов по грунтовой дороге, мы достигли вершины Сачино. Подъёмы были настолько крутыми, что не всем удалось преодолеть их в седле – не все ещё вкатились как следует. По правде говоря, я ожидал, что с Сачино будет открываться более интересный вид, чем это было на самом деле. Как говорила Настя: «Когда я куда-либо еду, я стараюсь не формировать представление о тех местах, чтобы оно не оказалось ложным», а я, в свою очередь, не представляю, как можно куда-то ехать и не формировать представление о том, куда ты едешь, особенно если ты составляешь маршрут. =) Наоборот, мне кажется, что в этом есть своя прелесть – сравнить свои представления с тем, что увидишь по факту. Правда, с северной части горы, перед самым с пуском с неё, вид на горы за Ткуарчалом был неплохим, однако ему сильно мешали деревья. Самым высоким местом, откуда можно было что-то увидеть, являлось кладбище. Мы уже не раз замечали по дороге то, что многие принимали за беседки, а иногда даже за остановки транспорта. На самом деле это были захоронения, в некоторые из них даже был проведён свет – вот так в Абхазии принято хранить память о предках.

Спуск с горы прошёл с ветерком, однако на нём я умудрился пробить камеру, которая немного спускала, а я её вовремя не подкачал. Алекс Старина, оказавшийся рядом, помог мне заменить камеру на запасную, благодаря чему всё прошло оперативно.  Забегая вперёд, скажу, что кололся я в этом походе аномально часто, что постоянно заставляло меня вспоминать крылатую фразу, иронично употребляемую в таких случаях: «потому что победитель по жизни!»

Ещё немного усилий и перед нами главная на сегодня достопримечательность: Бедийский храм 10 века. Главное украшение Бедийского храма – его местоположение! Вот откуда открываются отличные виды! У храма под деревом был оборудованный столик и скамейки – ну как тут не устроить перекус? После окончания осмотра храма мы сбросили остатки высоты и начали новый подъём в город Ткуарчал, который, как говорили нам многие из местных – побратим Ленинграда, так как тоже выдержал страшную блокаду и множество обстрелов. Вряд ли найдётся город, пострадавший в войну за независимость сильнее – некогда цветущий промышленный центр, теперь именуется «мёртвым городом» или «городом-призраком».
По дороге в Ткуарчал многие местные интересовались, откуда мы, предлагали всяческую помощь. Рекомендовали останавливаться на ночь в людных местах, например, перед гор. администрацией Ткуарчала, мотивируя это тем, что так безопаснее – никто не обидит туристов на глазах у других людей. Ещё нам сообщили, что магазин там работает толи до полуночи, толи ещё дольше. Я засомневался: «ничего себе, мёртвый город». Насчёт стоянки в людных местах у меня было другое мнение, и мы поехали на заранее запланированную стоянку немного выше города.
Проезжая через Ткуарчал, я не верил своим глазам. Город, который во многих описаниях сравнивали с вымершими ацтекскими поселениями, был большим и довольно густонаселённым, горели фонари, работали магазины.
Уже в полной темноте мы доехали до места стоянки и, чтобы сэкономить время, решили вместо ужина попить вина с местным копчёным сыром, который Рома купил в Ткуарчале. Попив вино, все легли спать, подъём в 6:30.

День 2. Алкорайд.
Поставив будильник на 5:50, я сварил утром кашу к моменту запланированного подъёма группы. Крики «Подъём!» были не слишком эффективны в выполнении поставленной задачи сбора всех к столу, а вот возглас «Каша стынет!», напротив, возымел ошеломляющий эффект. Палатки сразу зашевелились и высунувшиеся головы спрашивали: «Как так стынет? Так бы сразу и сказал!». Оно и понятно –  что это за турист такой, который пожрать не любит? =)
Собирая палатку, я обнаружил, что в темноте поставил её прямо на свежую коровью лепёшку. В очередной раз порадовавшись, что у моей палатки дно двойное, отправился на ручей стирать это самое основное дно, что гораздо проще, чем чистить палатку. Перед отъездом мы пошли немного погулять по горе, на которой встали лагерем. Выяснилось, что на этой горе располагается хуторок с садом, огородом и прочим хозяйством. Впрочем, мы догадались об этом уже вечером, когда нас с дороги заметил хозяин этого хутора, а также при виде полчища свиней, которое удивлённо разглядывало наш лагерь. Познакомившись с обитателями хутора, мы купили у них молока.
Спуск к Ткуарчалу прошёл с ветерком, так как мы стояли существенно выше города. В городе мы ещё раз посетили знакомый магазин и купили там сыра, а также попробовали заехать на одну из основных достопримечательностей города, трубы которой виднеются издалека – Ткуарчалгрэс. Как оказалось, она тоже не полностью заброшена и там есть охрана, которая не пустила нас внутрь территории ГРЭС. Поехав дальше по шоссе Ткуарчал-Очамчыра, мы подъехали к заброшенному вокзалу Ткуарчала, около которого можно наблюдать знаменитую канатную дорогу, когда-то соединявшую «нижние районы» города с «верхними». Канатка давно уже не работает, но на толстом стальном тросе продолжает одиноко висеть кабинка для перевозки людей. Кстати, я читал в интернете перед походом, что она упала. Непонятно, толи её снова повесили, толи меня ввели в заблуждение.
Со склонов гор чуть севернее верхнего города открывается замечательный вид на Ткуарчал. В этот раз заезд на эти склоны не планировался изначально, а темп первого дня говорил о том, что расширить культурную программу за счёт посещения дополнительных мест без ущерба для основной программы не получится, так что пусть это останется на следующую поездку в Абхазию, которая, несомненно, состоится.
Днём Ткуарчал также не производил впечатления «города-призрака», но при большом желании можно было нафоткать давно заброшенных домов, увитых южными лианами, отснять улицы, редко используемые людьми, и потому пустынные, и написать таинственный абзац про «мёртвый город». Собственно, обычно посетители Ткуарчала так и делают. =)
Но вот город остался позади. Мы ехали по шоссе Ткуарчал-Очамчыра, река, через которую были переброшены оригинальные навесные мостики, текла слева от нас. Один из таких навесных мостиков даже оказался автомобильным! Я был очень удивлён, когда по нему проехала легковушка. Через несколько километров мы, как и было задумано, свернули с шоссе на грунты.
И снова начались серьёзные по набору и по крутизне подъёмы и спуски, закалявшие команду для новых свершений! Наверху одного из таких подъёмов, когда мы уничтожали купленное утром молоко, водитель белого мерседеса разговорился с нами. Он представился Бесланом. Он уже знал о нашем путешествии, так как народная молва – самое быстрое радио, а туристы в тех местах редки, так что мы были настоящим событием.
Наш путь лежал дальше, к пещере Абрскила в Отапе – одной из самых существенных достопримечательностей тех мест. Добраться без приключений туда не позволило абхазское гостеприимство. Мужичок, повстречавший нас в одном селении, пригласил как гостей угоститься в его кафе. «Если мои знакомые узнают, что тут были люди из Петербурга, и я их не угостил, со мной разговаривать не будут!» - привёл он весомый аргумент за то, что нам всё же стоит зайти к нему. Я сразу начал проводить с ним активную психологическую работу на предмет того, что мы не пьём. Вообще. Как человек, часто бывавший в сёлах в детстве, я знаю, что только такой метод приемлем для того, чтобы тебя не напоили. Любая «уступка» приводит к лавинообразному росту уверенности хозяев, что тебя можно поить и дальше.
Когда мы вошли в кафе, хозяин первым делом продемонстрировал бутыли с красным домашним вином и предложил его попробовать, выпить за встречу. И тут же как молния прозвучал в моих ушах крик Алекса: «Ооо! Давайте выпьем!». Я, естественно, тут же поругался на него, но было уже поздно – после такого отказываться пить уже просто неприлично. Как я и предполагал, заявленной одной рюмкой дело не ограничилось, выпили мы их в среднем по 2,5 на человека и ушло на это около 50 минут. Нас ещё пытались уговорить зайти теперь уже к гостеприимному абхазу домой на денёк и там продолжить. =)) «Легко отделались» – решил я – «зато теперь всем наверняка стало ясно, что не надо соглашаться выпить «всего одну рюмочку» и больше такого не повторится». Вино, кстати, было отличным на мой взгляд. Правильное домашнее красное вино.
Дальше без особых остановок (ну разве что на купание в холодной чистой речке) мы доехали до пещеры Абрскила. Абрскил, как говорит Ромин справочник по Абхазии, был «абхазским аналогом Прометея». Боги так же точно наказали его за помощь людям. Как вы думаете, что такого сделал Абрскил, от чего люди стали практически полубогами? Ни за что не угадаете – он показал людям метод борьбы с сорняками! Ну как же не посетить пещеру, носящую имя героя такого масштаба! По пещере течёт река, поэтому перед экскурсией всем выдают высокие резиновые сапоги. Дедушка-экскурсовод оказался очень увлечён своей работой, он живо рассказывал легенды про Абрскила, пояснял, что значит каждый камешек в пещере: «Это – медведь, это – бычье сердце, а это – домик русалочки!».

После посещения пещеры я рассчитывал пообедать в кафе, расположенном рядом с ней. Кафе работало, но нам сказали, что «еды нет». Мы ничего не поняли и поехали дальше не поев. Катаясь по глухим грунтовкам между абхазскими сёлами, мы упёрлись в тупик. Трек шёл прямо через чей-то двор. Пока мы стояли в тупике и крутили навигатор, вышел хозяин и пригласил нас к столу, при этом сообщив, что да, когда-то давно тут была дорога и что он нас проведёт через свой двор. Я снова начал психологическую обработку хозяина на тему «мы не пьём. вообще.» на сей раз уже в полной уверенности, всё пройдёт хорошо – мы хорошо поедим (что нам как раз надо было), но поить нас не будут, максимум одна рюмка на человека. Но тут за моей спиной снова раздался радостный крик Алекса: «Ооо! Давайте выпьем!». Развернувшись в его сторону, я прошипел что-то непечатное, что можно перевести на литературный как: «Зачем ты это делаешь? Ведь не в первый раз уже!». Мы просидели 2,5 часа и к концу мероприятия говорили заплетающимися языками. Надо отдать должное – мы при этом отлично перекусили вкуснейшим домашним сыром и другими существенными гостинцами. Из рук гостеприимного хозяина нас с трудом вырвала, если я правильно помню, его мать, а то мы наверно просидели бы ещё минимум час))
Едва отъехав на некоторое расстояние от дома, нам потребовалось заклеивать прокол – ох уж эти колючки! Замена камеры в пьяном виде – отличное развлечение, тем более для зрителей, которые тоже не очень трезвы. Нельзя было без хохота наблюдать за тем, как два бывалых велосипедиста вертят в руках колесо и не понимают с какой стороны за него взяться так, чтобы туда влезла камера и при этом ещё бы удалось и покрышку на него натянуть, а три других стоят неподалёку и с видом профессоров рассуждают об основах теории замены камер. =)
К следующей запланированной достопримечательности мы уже успели протрезветь – это был Моквский Успенский собор 10 века. Поиграв с лошадьми, пасущимися на территории собора, слазив на разрушенную колокольню и посетив сам собор (который специально для нас открыли), мы поспешили искать место для стоянки. План мы очевидно не выполняли, так что надо было найти хоть какое-то кафе перекусить на ночь и где-то встать.
По дороге нам встретился какой-то шумный и радостный праздник, который многие из нас сперва приняли за дискотеку. «Дискотека» оказалась свадьбой, на которую нас тоже очень настойчиво зазывали. Позже, когда утром следующего дня я ворчал на группу за «алкоголизм», мне отвечали: «скажи спасибо ещё, что мы на свадьбу не пошли!». =)
Тем временем необходимость посещения кафе всё росла, некоторые уже начали ослабевать без еды и подпитывались всяким фаст-фудом. Тут Рома решил позвонить нашему водителю Альясу, поинтересоваться, где тут можно поесть. Едва был набран его номер телефона, как откуда ни возьмись появился сам Альяс. Он сообщил, что если мы проедем по дороге чуть дальше, то обнаружим там заветное заведение абхазского общепита. «Кафе», до которого мы вскоре доехали, было исполнено абсолютно в местном колорите – помещение, сколоченное из досок, посередине каменный очаг, в котором горел костёр, сырое мясо висит под потолком, деревянные столы и стулья. Альяс назвал это место «апацха», что по-абхазски значит: «хижина». Еда тоже была исключительно местной – мамалыга подавалась даже без масла, благодаря чему я её много съесть не смог, в качестве специй – очень острый горох. Мясо было приготовлено по «местному рецепту» и мне оно напоминало сожжённый шашлык. Но нашёлся как минимум один человек, которому это мясо очень понравилось.
Поев (хотя я, признаться, толком не поел), мы, не мешкая, отправились на место стоянки, которое было выбрано Ромой по карте ещё по пути к кафе. Выбирая место, мы не учли, что, хоть там и было много воды, она была испачкана стоками из частного сектора и поэтому в пищу не годилась. Воды для лагеря у нас с собой не было, поэтому полноценного завтрака на утро не ожидалось, вместо него предстояло ограничиться чаем.

День 3. Красоты Мачары

Утром, как и планировалось, мы долго не засиживались в лагере. Заварив чай из остатков воды, и поев с этим чаем сладостей, мы отправились дальше – к речке Мачара, до которой не смогли доехать вчера. Первый интересный объект, который мы встретили по дороге, был как раз тем, что я принял за подбитый танк в первый день. Это был сероводородный источник, но какой! Вода била из металлических труб с шипением и рёвом создавая вокруг источника туман, и при этом она была довольно горячей. Вся вода стекала в тёплое озерцо, в котором, возможно, купаются люди, но мы не отважились – уж больно вода воняла (источник-то сероводородный как-никак).
Дальнейший путь до Мачары шёл по шоссе – другой дороги там нет. Движение на основном шоссе Абхазии довольно слабое, так что напрягало всё это не очень сильно. Больше беспокоило другое – надо было как можно скорее найти кафе для завтрака, пока не начался голодный бунт, а кафе, как на зло, не было. Около небольшого магазинчика я остановился спросить у местных мужиков, где тут есть кафе. Мне сказали, что оно «очень далеко, аж 12-15 км проехать надо». Мужики посоветовали кафе, положение которого описали как «после первого светофора, который вам встретится (там ещё храм справа будет), надо проехать 200 метров и налево». Светофоров там реально мало, наверно штуки 4 на всё шоссе, так что светофор вполне можно было использовать как надёжный ориентир, посылая людей хоть на 30 километров.
Честно говоря, едь я в начале колонны, мы бы, скорее всего, поели ещё до светофора – сразу после Дранды, немного не доезжая поворота на какой-то локальный аэропорт. Но ехал я сзади, будучи, как и на большинстве велопитерских походиков, замыкающим. Таким образом мы проехали одно неплохое кафе и в итоге доехали до светофора и нашли место, о котором нам говорили. Немного не доезжая до места, я поинтересовался у местного, где тут можно поесть. Он ответил на вопрос исчерпывающе: если дёшево и быстро, то вон то кафе (он показал на него рукой), а если вкусно и в красивом месте, то надо проехать ещё немного вперёд и около километра вглубь городка – там хорошая шашлычная. Я решил ехать в шашлычную, несмотря на то, что, кажется, не все были довольны этим выбором. По крайней мере, до приезда на место – точно. Я, понятное дело, тоже сомневался – может ли быть что-то реально хорошее так далеко от основной дороги?
Практика показала, что сомневался я зря – всё было очень вкусно, порции были очень большими и сидели мы в красивом месте на берегу маленькой речки. Тут я впервые попробовал местную аджику. Она не такая, как та, к которой мы привыкли в Питере. Эта аджика представляет из себя пасту, даже очень небольшого количества которой достаточно, чтобы приправить любое блюдо – она очень острая. Кстати говоря, при шашлычной имелся мало того, что бесплатный туалет, так ещё и с бумагой! По местным меркам это просто нереальный знак качества для заведения общепита – не любой дорогой ресторан может похвастать такой роскошью! Очень плотно «позавтракав», а, скорее, уже отобедав, мы отправились докатывать оставшиеся пару километров до Мачары.
Дорога вдоль реки шла в основном вверх. Подъём безумным по крутизне не был, но всё же замедлял нас. Тем не менее, через некоторое время мы, проехав по дороге известковую печь, каких в Абхазии можно встретить немало, приехали к первой на сегодня достопримечательности – водопадам реки Мачара. Выглядело это так: наш ведущий, Рома, в один момент просто взял, и остановился, сообщив нам: здесь мы спустимся вниз, к реке. Река была метрах в 20 внизу, а стены каньона реки были на всём протяжении ущелья крутыми, казалось, что Рома шутит. Но он не шутил: именно от этого места, которое мы нашли по GPS по точной наводке от Look-in, к реке спускалась едва заметная с дороги тропа.

Оставив велосипеды состёгнутыми у дороги, а также переодевшись для водных процедур, все спустились вниз. Прогулка по реке выдалась просто чудесной – очень красиво! Вода была не настолько холодной, как это обычно бывает в горных реках, поэтому в ней можно было плавать практически без ограничений по времени. Вдоволь нагулявшись по притоку Мачары мы отправились вниз по её течению для того, чтобы увидеть впечатляющий водопад. По пути туда я, а также все остальные, кому хотелось, успели накупаться и напрыгаться в воду с камней от души. Сам водопад представлял собой захватывающее зрелище – особенно впечатлял вид сверху. Было такое ощущение, как будто находишься в сказке. Спустившись по скалам рядом с водопадом чуть пониже, Рома, Вова и Вася ныряли в глубокую ванну, образованную водопадом.
Вернувшись на дорогу, мы отправились дальше вверх к сгустку достопримечательностей, расположенных в этом регионе Абхазии. Около одной из них, а именно у древней крепости Цибиллиум, было решено встать лагерем. По пути к крепости мы проехали какую-то военную базу и заехали в ворота, на которых висела табличка, строго запрещающая въезд. После ворот асфальт скоро кончился и от точки назначения нас отделяли несколько километров грунтовки с серьёзным рельефом. Кто-то потом назвал её «говномесом», но по факту «говна» там было не так уж и много – всего-то пара мест, а в остальном хорошая сухая грунтовка. Ближе к концу нашего пути участники похода могли любоваться живописными видами на окружающие горы и поля, а закат только добавлял красоты этим видам.
Подъём на полянку неподалёку от крепости, находящуюся на высоте более 500 метров, стал для некоторых участников в определённой степени значимым событием. Потратив немного времени на выбор места ночлеа, мы пришли к выводу, что лучше этой полянки места для лагеря не найти: у самой крепости встать было вообще негде. Плотно ужинать снова не стали – это уже стало традицией. Попив винца, раздобытого в уже известном вам сверхгостеприимном доме, а также молочка, купленного по дороге, группа отправилась спать.

День 4. Вылазка налегке.


Сегодня было решено не собирать лагерь, а оставить его как есть – под незримой защитой Цибиллиума и провести день в формате вылазки из-за крепостных стен с тем, чтобы успешно выполнив поставленную задачу, вернуться назад. Задача стояла такая: осмотреть Цибиллиум, ущелье р. Кодор с высоты более 600 метров, Шакуранский водопад, и, конечно же, озеро Амткел!
Позавтракав, первым делом мы отправились осматривать то, что осталось от крепости. Осталось от неё, надо сказать, совсем немного – разрушенные, заросшие лианами стены из белого камня. Более-менее сохранился только зал в дальнем конце крепости, ровно по центру которого росло дерево. Гораздо интереснее оказалась вторая достопримечательность, если это можно так назвать, расположенная вблизи нашего лагеря – река Кодор, расположенная чудовищно глубоко в ущелье, на отвесном краю которого мы любовались ей. Забавно, что узнав о наших намерениях идти «на реку Кодор», один из участников сказал: «О, а давайте наберём воды, она как раз кончилась!». Ну-ну, вот только найди верёвку длиной метров 700, тогда может и наберём. =) Большие деревья, росшие на бездонном дне ущелья, сливались в единый неровный ковёр, зрелище захватывало дух! По пути на верх края ущелья мы не раз натыкались на остатки крепостных стен и непонятного назначения «колодцы» в земле, так что под ноги стоило смотреть внимательно.
Но вот, всё, что находилось вокруг лагеря, осмотрено – можно начинать непосредственно «вылазку». Взяв только самое необходимое и немного еды, мы отправились на Шакуранский водопад. Для того, чтобы вернуться в лагерь с водой, был взят один велорюкзак и все пустые бутылки. По пути на водопад мы встретились с ещё двумя велопитерцами, которые изначально собирались к нам присоединиться для безопасных диких ночёвок в большом коллективе. Это были Ольга ака agust и Алекс Клён. На водопад поехали уже все вместе. После места встречи дорога к водопаду являлась крутым спуском по асфальтовой дороге, долетели до него быстро. Ещё немного грунтов – и мы на поляне, на которой уже стоит куча туристов, как пеших, так и автомобильных. До водопада есть две дороги: одна ведёт к его верху, а другая – к подножию. Обитатели полянки рассказали нам об обоих путях. Путь к верху, правда, нам посоветовали на удивление неоптимальный, но ничего, мы прошли и им. Река, образующая водопад, вырезала в камне причудливые фигуры и желоба, которыми мы любовались по дороге. Сам водопад был высоченным. Можно было посмотреть вниз, лёжа на животе на самом краю водопада в месте, где камень был сухим. Было видно как вода, пролетев много метров где-то вдалеке разбивается о большой каменный нарост, образованный водопадом наподобие того, как образуются сталактиты в пещерах.
Насмотревшись на камни глубоко внизу, мы отправились искать путь, который бы привёл нас к подножию водопада. Нам сказали идти по лесу и искать какое-то маркированное дерево и железную лестницу. Даже имея подробные треки (ещё раз спасибо Роме и Look-in), мы нашли спуск в ущелье реки не сразу. В самом начале спуска можно было наблюдать красивый природный как-бы навес, образованный толи вымыванием камня скалы, толи его выветриванием. Я до сих пор теряюсь в догадках, что это – скорее всего, это не вымывание, так как вода очень далеко, а ветер разве может так эффективно рушить камень? Спуск проходил через густой красивый самшитовый лес и оканчивался около ещё одного водопада, расположенного ниже Шакуранского. Несколько сот метров против течения реки – и мы у цели. Как дорога к водопаду, так и сам вид водопада снизу определённо стоили потраченного времени! Снизу было видно, что каменный нарост, образованный водопадом, сильно напоминал череп. Я полез купаться в водопаде – всё как обычно!


Кроме водопада, в долине реки находится много пещер. В одну из них нам категорически не советовали ходить из-за её опасности, вызванной наличием в ней глубоких провалов, а вот вторую мы посетили. Пещера всё сужалась и сужалась по мере продвижения нас вглубь неё до тех пор, пока даже самый отважный из нас – Вова, не отказался протискиваться дальше. Вернувшись из ущелья реки к месту, где были оставлены велосипеды, я обнаружил, что проколол на колючках ОБА колеса. Ну как там можно-то?! Пока все неспешно перекусывали, камеры заклеил KillFox.





Перекусив, мы отправились навстречу самому сложному приключению – покорению озера Амткел. Времени уже было немало, а путь до озера неблизкий – я беспокоился, что нам не успеть. Предстояло проехать ещё несколько километров вниз по асфальтно-каменной дороге и затем 9 км по грунтам до озера с хорошим подъёмом. Отворот на грунты начинался около моста через реку. По грунтовке, идущей посреди густой растительности, я ехал, со страхом наблюдая за любой палочкой, которая попадала под колесо: «Ааааа, это наверно снова колючка!» Через километров 5-6 мы доехали почти до границы, после которой ехать было невозможно. Дальше дорога местами превращалась в реку, а через пол километра и вообще становилась пешеходной тропой. Организованные туристы большими группами ходили по ущелью реки, у одной из таких групп я подробно расспросил, что нас ждёт дальше. В сухом остатке получалось, что велосипеды можно бросать уже здесь, а до озера быстрым шагом – 40 минут.
На озеро из нас идти расхотелось практически всем, но нашлись люди, которые поддержали идею всё-таки дойти туда, это были Вова и Настя, Рома вызвался посторожить наши велики внизу. Он, наверно, не очень хорошо подумал, прежде чем согласился сторожить наши велосипеды в течение трёх часов, но слово своё в итоге сдержал и дождался нас. =) Путь к озеру сперва пролегал через красивейший самшитовый лес. По ущелью текла живописная речка, скалы по бокам от нас изобиловали пещерами. Поход на озеро стоит затраченных сил уже хотя бы из-за замечательной дороги туда! Через некоторое время мы набрали несколько сот метров по крутой горной тропе, после этого прошли пару километров по лесу (уже далеко не такому живописному, как внизу) и, наконец, вышли к озеру. На озере перекусили, полюбовались видами и отправились назад.

Когда мы спустились, уже начинало темнеть, а Рома, которого мы встретили по дороге, честно ждал нас! Не теряя времени, мы поехали на стоянку около Шакуранского водопада, чтобы пополнить запасы воды. Когда мы доехали до поворота к водопаду, уже совсем стемнело. Рома, Настя и Вова остались подождать меня на асфальтовой дороге, Вова отдал мне свой шлем с фонарём, а я спустился к реке набрать воды. Новые обитатели лагеря недоумённо разглядывали меня: «Что за странный человек с непонятным рюкзаком и с фонариком, будто шахтёр?». Сидя у реки, я набирал бутылку за бутылкой, причём почти каждую бутылку надо было мыть, так как раньше в них было либо вино либо молоко – словом, процесс небыстрый. Девушки, спустившиеся из лагеря за водой, постояли в отдалении, постояли, да и ушли назад от греха подальше. Кто его знает, что за шахтёр? Потом спустилась к реке группа парней, постояли, посмотрели, пообсуждали: «Чего это он там булькает столько времени? А, да ну его!..» и тоже ушли.
Вернувшись на шоссе с тяжеленным рюкзаком, я раздал часть воды остальным и мы поехали в лагерь. По дороге до нас докопался какой-то пьяный джигит в милицейской форме, но, к счастью, без последствий. Прибыв в лагерь, мы с удовольствием присоединились к трапезе вернувшихся на 3 часа раньше нас. Сытно набившись гречей, мы разошлись по палаткам переваривать её. «Вылазка» прошла успешно!

День 5. Главное – найти мотивацию.



До сих пор погода была, преимущественно, благосклонна к нам – пусть солнце светило не всегда, но количество осадков стремилось к нулю. Всё хорошее когда-нибудь кончается, и в этом походе кончилось оно на утро пятого дня. Будучи, как обычно, дежурным, я лежал в палатке, смотрел на часы, неумолимо предвещавшие скорый подъём, и с отвращением слушал, как средней силы дождь барабанит по палатке. Но вот телефон, бывший по совместительству будильником, запищал – пора вылезать на улицу, готовить еду. Одев на себя одни трусы, я вылез из палатки под дождь и пошёл ставить кашу на горелки. Пока каша варилась, я думал о том, как же это противно – собирать лагерь в дождь. Когда каша сварилась, обычных криков «Каша стынет!» на этот раз оказалось недостаточно для того, чтобы обитатели палаток весело потянулись к столу. Вместо этого из палаток слышались пожелания принести им ужин в постель. Тем не менее, пусть и не сразу, в итоге все собрались к столу, а дождь чуть-чуть ненадолго приутих. Передышки дождя хватило на то, чтобы поесть и спокойно упаковать в рюкзаки мокрые палатки и остальные вещи.
С места мы снялись с задержкой всего лишь на пол часа относительно подъёма в хорошую погоду – вот это здорово, сразу видно, что в предыдущие дни народ времени даром не терял, а закалялся духом и телом! Последнее обстоятельство было заметно также и невооружённым глазом – накачанные ноги и подсохшие лица говорили каждому, что мы в походе уже не первый день и ездим далеко не по равнинам. Ольга и Алекс Клён остались в лагере, так как им тоже хотелось полюбоваться Кодором.
Сброс высоты происходил как обычно с ветерком, довольно быстро мы доехали практически до самого главного шоссе Абхазии. Когда мы ещё не доехали до шоссе, дождь начал резко усиливаться, и я понял, что надо ехать в магазин, который должен быть рядом. Едва мы заскочили под козырёк, как пошёл долгий и мощный ливень. В магазине устроили перекус с применением молока, которое купил утром Алекс Старина. Утром мне эта идея очень не понравилась, так как это – лишняя задержка, зато теперь я радовался, что молоко всё-таки купили. Также в магазине были пополнены запасы еды, чтобы группа могла в случае чего автономно жить на них полтора дня. Стоит отдельно отметить вкуснейшее мороженное за 8 рублей, которое напоминало зефир.
Ещё немного – и мы на шоссе. Дождь уже успел кончиться и мы ехали по ровному асфальту смотреть следующую достопримечательность: Беслетский мост, построенный ранее, чем в 10 веке. Свернув с шоссе к дороге на мост и проехав по ней некоторое расстояние, мы обнаружили непонятного происхождения колонны, которые некоторые посчитали опорами так и не достроенного моста. На одной из колонн, очевидно, когда-то была железная лестница, но она толи сгнила, толи её сняли от греха подальше, ато можно было бы посмотреть на округу сверху.

Но вот мы и подъехали к живописному мосту с довольно малым радиусом кривизны и неровным каменистым покрытием – это и был Беслетский мост. По такому мосту на машине, равно как и на телеге, проехать практически невозможно из-за его крутизны и камней, торчащих из него. Для меня загадка: зачем такой прочный и капитальный мост для пешеходов, ну максимум для конников? У моста также располагались ещё несколько старых аутентичных известковых печей. Группа начала требовать чая и купания в реке, и я было уже склонялся к этому, несмотря на то, что мы шли с опозданием в под дня. Нечто необъяснимое произошло, когда я предложил ехать сегодня до Нового Афона и там встать на ночь в частном секторе – просушить палатки и налегке поехать осматривать достопримечательности этого города. Как только все услышали волшебные слова «встать на ночь в домике», тут же чай и купание было моментально забыто, и группа понеслась вперёд с такой скоростью, что я даже забеспокоился, как бы не отстать! Главное – дать людям понятную им цель и проблема с мотивацией решается сама собой!

Дальнейший путь пролегал по небольшим горам сильно севернее Сухума, который посещать вообще не планировалось. Дорога ожидаемо круто забирала вверх, большинству участников периодически приходилось затаскивать велы на гору пешком. Удивительно, почему велопоходы практически никогда не идут по этому участку – это и объезд шоссе и отличные виды и достопримечательности! Ещё одна достопримечательность, находящаяся в том районе – древний известковый завод. Как ни странно, он до сих пор производит продукцию, и старые каменные печи причудливо переплетены с современными промышленными строениями. В непосредственной близости от завода находится непонятное недостроенное здание, на которое никто и не обратил бы внимания, если бы его не украшала башня, очевидно новодел, но очень хорошо сделанная под старину.
От завода мы поехали на самую верхнюю точку нашей альтернативной шоссе дороги – там располагалось кладбище. С кладбища открывается прекрасный вид на Сухум и море. По дороге к кладбищу мы с трудом лавировали между огромным количеством машин, с трудом ездивших по намокшим камням крутых подъёмов этой дороги. Такая активность объяснялась тем, что сегодня был день поминовения усопших. Не задерживаясь на кладбище, мы поехали дальше. Ещё пара километров живописных дорог на приличной высоте, и мы выехали на шоссе рядом с Гумистой. От нового Афона нас отделял сперва подъём от Гумисты, а затем спуск по шоссе, именуемый «Тёщин язык». На «языке» участники похода развивали скорости до 65 км/ч. Я бы ехал и побыстрее – благо, опыт езды по крутым асфальтовым серпантинам есть, но обгонять впереди едущих в таких условиях слишком опасно.

Когда мы подъехали к Новому Афону и сели поужинать в ресторане у пруда с лебедями, снова врезал ливень. Несмотря на статус ресторана и совсем недешёвое меню, туалета там не было – он был только платный поблизости, а руки помыть нам, так и быть, разрешили на кухне в визжащем смесителе. =) Но вот еда была вкусной – с этим не поспоришь! По ходу ужина мы разжились у официантки адресом хозяев, которые сдают жильё. Было оно, правда, в четырёх километрах от Нового Афона, но искать чего-то другого уже никому не хотелось и мы поехали туда.
Заселившись по комнатам большого дома, а также вдоволь помывшись и постиравшись, мы устроили за общим столом дегустацию четырёх сортов местных вин: Анакопия, Апсны, Лыхны и ещё какого-то белого вина, не помню уже. После такой дегустации спалось весьма хорошо! Наутро мы с Вовой договорились с Ромой и КиллФоксом ехать смотреть Анакопийскую крепость, а затем Новоафонскую пещеру. Настя, Алекс и Вася должны были поспать подольше и присоединиться к нам позже – при осмотре монастыря и других оставшихся достопримечательностей.

День 6. Новый Айфон.



Утром, как я и предполагал, из собравшихся ехать в Анакопийскую крепость смогли проснуться только я и Вова. Стояла противная погода – накрапывал мелкий дождик, висели плотные низкие облака, а постиранные вечером вещи ожидаемо не успели высохнуть. Попив чаю, мы поехали по мокрому шоссе к крепости, расположенной значительно выше всех объектов Нового Афона.
Без рюкзаков мы поднялись туда достаточно быстро и легко. Касса у входа в крепость ещё не работала, так что прошли мы на её территорию бесплатно. По дороге в крепость можно было наблюдать Новоафонский монастырь сверху, но начиная с высоты порядка 250 метров мы въехали в облако и ничего, что в низу, было уже не разглядеть. Конечно, обидно, что мы в итоге не смогли воспользоваться по назначению лучшей смотровой площадкой комплекса, тем более что облака рассеялись как раз тогда, когда мы уже ехали от Нового Афона дальше по шоссе.
А мы с Вовой тем временем доехали до начала основных крепостных стен и оказались на мощёной камнем древней дороге. Дальше ехать было нецелесообразно, мы оставили велики и пошли пешком. В плотном тумане мы переставали видеть друг друга уже на расстоянии пятидесяти метров, несмотря на то, что были в очень ярких куртках. Через некоторое время нам надоело подниматься по мощёному серпантину, и мы начали срезать витки, что сильно ускорило подъём к цитадели крепости. Там мы увидели известную башню, построенную значительно позже, чем цитадель, но самым интересным местом в крепости мне показалась каменная часовенка-храм – выглядит очень интересно.
Созвонившись с Ромой, мы договорились встретиться у Новоафонской пещеры в 9:30, так как примерно в это время, как нам сказали, она открывается. Прибыв к пещере, мы выяснили, что открывается она на самом деле в 11 часов и забронировали себе места на первую же экскурсию. Оставшееся время мы вчетвером посвятили осмотру всех оставшихся достопримечательностей Нового Афона: водопада, станции Абхазской ж/д Псырцна, а также мест, связанных с Симоном Канонитом, включая его грот и церковь, выдолбленную в скале. В грот решился слазить только я, так как проход туда был очень узким. Заканчивался грот небольшим расширением, где даже можно было сидеть на корточках, а не только ползти на животе. Наверно, такой грот хорош для защиты от всяких медведей – не факт, что он туда пролезет. В пещерной церкви, к которой можно было подняться от грота по хорошей лестнице, были две мозаичные иконы, одна из которых, похоже, действительно старая. Сам вход в храм выглядел как каменная лестница, уходящая куда-то в темноту. В общем, красиво и «готично». =)






Времени до экскурсии оставалось мало, но мы хотели успеть посетить и монастырь. Он тоже располагается довольно высоко и до него можно доехать либо по автомобильной дороге, либо по короткой, но очень крутой, пешеходной дороге, которой мы и воспользовались. Времени на монастырь было мало, так что осмотрели мы его очень бегло, но, в принципе, ничего важного не упустили. Как по мне, издали он выглядит лучше, так как вблизи видна обвалившаяся штукатурка и другие огрехи. Внутри главного храма красиво, а стиль оформления похож на всех абхазские храмы. От монастыря по автодороге мы буквально за 10 минут подлетели к пещере, как раз к началу экскурсии.
Для того чтобы попасть в эту пещеру сначала необходимо проехать вглубь на поезде специальной узкоколейной железной дороги по тоннелю, высеченному в камне, а затем немного пройти пешком от станции этого метро. Как заявлялось, эта пещера – одна из самых больших по объёму, и по ощущениям она действительно была немаленькой. В её залах можно было увидеть подземные голубые озёра, традиционные сталактиты-сталагмиты, высокий и длинный пешеходный мост, вереница людей, идущих по которому, очень напоминала сцены про гоблинов в пещере из фильма «Властелин колец». Как и было обещано экскурсоводом, залы, по мере нашего продвижения, становились всё красивее, а самым красивым был последний зал с пещерным водопадом. После осмотра всех залов мы так же на метро поднялись на поверхность. Дёшево и сытно перекусив в одном из кафе, мы отправились в дом собираться в путь. Через некоторое время подъехали Алекс, Вася и Настя, которые тоже посмотрели Анакопию и прочие места притяжения туристов.
Надо сказать, посещение пещеры изначально запланировано не было, но решение всё-таки туда сходить было принято из тех соображений, что это как раз доведёт наше отставание от графика до одного дня, который компенсируется отказом от посещения горы Мамзышка в последний день. Однако катастрофически долгие сборы перед выездом заставили «пускать под нож» ещё один элемент программы – Мюссеру и Пицундский заповедник. В соответствии с этим было принято решение ехать как можно ближе к началу подъёма на Рицу и снова искать там жильё в частном секторе, по дороге посетив известное село Лыхны.

«Эффект домика вереди» снова сработал, группа ехала быстро и увлечённо. Настолько увлечённо, что мы даже проехали поворот на Лыхны. По счастью, Алекс вовремя нас остановил, и возвращаться нам пришлось всего метров 500. В посёлке Лыхны нас ждал старинный храм, а также дворец князя. Осмотрев храм с дворцом, мы напрямую рванули к повороту на Рицу, имея намерение найти жильё. У самого поворота нам встретилась ещё одна группа велотуристов и пока остальные общались с ними, я поехал в магазин узнать насчёт жилья. Где снять жильё мне рассказали, но до места назначения мы не доехали, так как нас перехватили по дороге хозяева другого дома, в котором мы и заночевали. Чуть позже нас в дом приехали Оля и Алекс Клён.
Ночевали мы всемером вместе в одной комнате, а Оля и Алекс – в веранде. Перед сном нам приготовили плотный ужин. Поужинав, все отправились спать, нужно было набраться сил перед самой высокогорной частью нашего похода.

День 7. Километр над уровнем моря.



Проснувшись и позавтракав, мы были готовы к восхождению. От Рицы нас отделяли всего каких-то 40 километров и перепад высоты 1 километр. Основной подъём начинался после преодоления первой половины пути, а до этого момента дорога шла холмиками вверх-вниз. Первое, что мы увидели из запланированного – это было Голубое озеро. Я его представлял себе совершенно не так, думая, что там можно даже встать на ночлег. На деле озеро оказалось совершенно крошечным, около него бойко шла торговля сувенирами, предприимчивые абхазы предлагали всем желающим сфотографироваться с павлином, вокруг толпился народ. Так что не то, что встать лагерем – там и искупаться-то проблематично. Не особо задерживаясь, мы поехали дальше, дорога уже начинала заметно забирать вверх.
Проехав КПП на территорию Рицынского парка и заплатив охранникам экологический сбор 350 рублей, затем набрав метров 200 высоты, мы подъехали к повороту на Гегский водопад. Здесь случилась незадача: мы потеряли нашего штурмана Вову, который не заметил поворот и проехал дальше. Видимо, мы упустили его из виду, когда забирались на пригорок после поворота на водопад. Подождав его минут 7-10 и поняв, что он уже давно проехал, а также увидев, что телефонной связи в ущелье нет, мы констатировали, что ничего не остаётся, кроме как идти на водопад без него.
На водопад мы пошли пешком, и только Рома догадался ехать на велосипеде. В общем-то, он был в этом прав, так как большая часть пути представляла из себя отличную дорогу и только самое его начало было каменистым серпантином. По дороге на Гегский водопад мы осмотрели «Водопад влюблённых», а также оценили отличный вид с серпантина дороги на ущелье, по которому проходило основное шоссе. Через значительное время было преодолено расстояние, отделявшее нас от основной точки назначения. Водопад действительно был красивым и к нему то и дело подъезжали уазики с туристами. Я, будучи верен себе, помимо осмотра водопада и окрестностей, искупался в речке, питаемой им. На пути от водопада мы с Алексом посидели на бревне через бурный поток. Если долго смотреть на пенящуюся и бурлящую воду, с рёвом перепрыгивавшую камни, лежащие глубоко на дне, то кажется, что этот «стоячий взрыв», всё время меняя свои очертания, приближается к тебе. Смотреть на это можно было долго, но нужно было ехать дальше.
Учитывая, что я порвал покрышку, что было замечено как раз после отворота с основного шоссе на Рицу, мой велосипед нуждался в ремонте. Для этих целей мы отправили нашего механика на Ромином велосипеде, чтобы он управился к нашему приходу. Так оно и вышло: вернувшись, мы обнаружили переобутый велосипед и Алексея неподалёку. Перед длительным подъёмом (оставалось ещё 800 метров) было решено заварить чай и перекусить, после чего группа решительно двинулась в дальнейший путь.
Немного не доезжая Юпшарского ущелья, на месте слияния двух горных рек, есть автомобильный кемпинг, в котром, в принципе, вполне можно останавливаться и велотуристам по пути на Рицу. В самом ущелье, в самой его середине, молодой человек настойчиво предлагал нам сфотографироваться с совой: «Эй, слющай! Это настаящый ымпэрский сова! Больще нигде такой нэ найдёшь!». Естественно, в тот момент, когда я находился в красивом высоком каменном мешке, меня больше увлекала не сова, а контрастная картина, образованная двумя высокими скалами, расположенными по обе стороны дороги, одна из которых была ярко освещена солнцем, медленно шедшим к горизонту, а другая, напротив, находилась в глухой тени. С совой так никто и не сфоткался, и парень проводил нас обиженным взглядом и каким-то не очень добрым пожеланием.

С этого места начинался основной по крутизне подъём, и мы то и дело подходили к краю дороги, чтобы полюбоваться сверху на уже пройденный путь и на горы в тех местах, куда нам ещё предстоит доехать. Самое впечатляющее зрелище: смотровая площадка, с которой открывается вид на тот самый каньон, на реку, лес и дорогу, которую мы преодолели, только теперь всё это уже гораздо ниже нас. Немного не доезжая до этого места, мы снова встретили Вову, который уже успел доехать чуть ли не до Авадхары и вернуться назад.
Доехав до Рицы, мы решили не медля ни минуты и даже не ужиная идти на оз. Малая Рица, чтобы не терять на это время завтра. Первая часть пути до м. Рицы проходила по узкому асфальтовому серпантину, идущему по лесу. Видя такое, я даже вспомнил Францию. Глушь и отличный асфальт – в России такой роскоши не встретишь! Правда, в данном случае это была не такая уж глушь, а асфальтовая дорога была не такой уж и длинной, ну так это и не Франция. =)
Приехав в место, откуда водят экскурсии на Малую Рицу, мы состегнули велосипеды и начали карабкаться вверх по крутой лесной тропе. По пути на озеро я оторвался от группы, которая, в итоге, немного заблудилась – и вот уже не в первый за сегодня раз штурманы, идущие с навигатором и треком, делают мне замечание, что я «бросил группу», не показав вовремя дорогу. =)
На Малой Рице следы пребывания человека также видны невооружённым глазом: построен капитальный деревянный дом, для желающих на берегу лежит катамаран. Кстати, на Амткеле катамаран тоже был – на нём катались какие-то ребята. Вода  в озере немного цветёт, температура в мае вполне терпимая для купания, но слишком долго в воде не просидишь. Не спеша искупавшись и осмотрев озеро, мы выдвинулись назад, к велосипедам – нужно было успеть до темноты выйти из леса. В итоге эта задача была выполнена: стемнело как раз к тому моменту, как мы уже стояли у велосипедов.
Вопрос с местом ночёвки был нетривиальным. С одной стороны мы находились в очень неплохом месте, но с другой стороны охрана на въезде в заповедник строго запрещала дикие стоянки в произвольных местах, а нас точно видели, когда мы поднимались к Малой Рице. В итоге было решено спускаться к основному сгустку цивилизации – Рице, искать там еду и ночлег. Все кафе уже были закрыты, но на наше счастье мы заглянули в двухэтажное здание на берегу. Там нас и покормили и сдали комнаты на сутки. Комнаты, конечно, так себе – жуткое убожество с неработающим туалетом и матрасами, которые, наверно, не стирали годами. Хотели за них аж 500 рублей с человека (в итоге сторговались на 400), но как плацдарм для оставления вещей для завтрашней поездки на Авадхару – самое то.

День 8. Аиааира!



Сегодня наступило 9 мая – День Победы. В Абхазии этот праздник тоже активно отмечается, но что конкретно абхазы в этот день вспоминают, я так до конца понять и не смог. Если посмотреть плакаты по поводу 9 мая, которые в изобилии развешены по Абхазии, в голове создаётся шизофреническое переплетение из Второй Мировой и Грузино-Абхазской войны, так как на плакатах то Берлин, то радостные военные абхазы, ходящие с флагом своей республики по дымящимся руинам. Впрочем, наверно это логично – если у нас была только одна война, победа в которой была как рождение заново, то у абхазов таких войны было две, поэтом и день Победы у них «двойной». «Победа» по-абхазски: «Аиааира» - я не сразу понял, что это за слово такое красуется по всей Абхазии на каждом пятом рекламном щите и растяжке. Слово, действительно, «правильное» - все сошлись на том, что такое слово, кажется, невозможно произнести, находясь в плохом настроении, без хотя бы сдержанной улыбки на лице и без эмоционального подъёма!
Тем не менее, запомнить, как будет «победа» по-абхазски, сходу удалось не всем. Те, кому это не удалось сразу, придумывали правила для запоминания, например это слово можно расписать по-русски как «А я – Ира!». Отсюда родилась шутка про то, что в Абхазии, наверно, вместо имени Виктория (тоже – победа), должно употребляться имя Ирина.
На сегодняшний день план максимум был наполеоновским: съездить на Авадхару и, по возможности, добраться до озера Мзы, хотя последнее в мае представлялось малореальным. Все вместе мы сходили позавтракать в кафе на берегу Рицы, а дальше разделились: я, Рома и Вова, а также Оля и Алекс Клён, поехали воплощать наполеоновские планы в жизнь, остальные же остались отдыхать и любоваться озером. Подъём без рюкзаков снова был непривычно лёгким, скорость нашего продвижения вперёд и вверх сдерживалась только любованием красивейшими видами то и дело открывавшимися с набиравшей высоту дороги то на оз. Рица, то на горы. Охранники на въезде в заповедник пытались ввести нас в заблуждение, убеждая в том, что снег начинается уже с 1200-1300 метров, хотя было очевидно, что такого быть не может. Тем не менее, снег в горах таял и дорогу то и дело пересекали бурные ручьи с чистейшей водой, а также реки, через которые были переброшены мосты. Чем выше мы забирались, тем сильнее дорогу заливало водой, а местами даже начали встречаться пятна снега. Передвигаясь по этой дороге, я снова с удовольствием вспоминал про европейские асфальты, способные довести до красивых и живописных мест.
После того, как мы проехали лагерь Авадхара, пейзажи начали становиться всё более и более суровыми. И вот наконец мы доехали по места, где на дороге лежали снежные завалы – было это недалеко от альпийских лугов и разрушенного моста через р. Авадхара. В снегу застрял Land Cruiser, который мы помогли вытолкать из снега. Водитель и пассажиры джипа оказались кем-то типа местных лесников, и они в грубой форме дали оценку нашим намерениям идти на Мзы, так как во-первых Авадхару сейчас в брод не перейти (в этом сезоне трое так уже утонули), во вторых снега скоро должны стать непролазными. «Лучше, вон, сходите на минеральный источник, попейте водички, и возвращайтесь» - резюмировал он.
В принципе, река, через которую нам следовало перейти, была в 20 метрах от нас и представляла из себя бурный глубокий поток, так что было очевидно, что мужик в джипе дело говорит. В любом случае, нам не удалось доехать даже до брода – мокрый снег лежал на дороге сплошным слоем. Рядом с тем местом, где мы застряли в снегу, был домик, дверь в него была открыта. Здесь мы устроили пикник, а благодаря тому, что Оля с Клёном взяли горелку, несмотря на мою рекомендацию её не брать, мы даже вдоволь попили горячего чая.
Полюбовавшись суровыми пейзажами со снегом и голыми деревьями, мы отправились на минеральный источник. Вода в нём имела сильный железный привкус и была заметно газированной. Набрав воды во все ёмкости, которые были в наличии, группа вернулась на базу – в дом на оз. Рица. По пути к Рице мы с Вовой заехали на Молочный водопад и доехали до дачи Сталина. Через небольшое время после нашего прибытия к Рице, полил сильный дождь, но он успел прекратиться, пока мы пили чай. Я уже обрадовался, что сегодня нам удалось переждать все дожди и не промокнуть.
По плану на сегодня нам оставалось спуститься вниз, в Бзыпту, в тот же дом, где мы ночевали вчера вечером. Во время быстрого спуска по асфальту закладывало уши от резкого перепада давления, с витков серпантина над Юпшарским каньоном было видно, как под нами висят облака на фоне бескрайних далей. Дорога за день сильно раскалилась, от неё веяло жаром, поэтому холодно не было даже с учётом того, что небо было затянуто плотными тучами. Когда мы спустились к реке, то увидели чудесное зрелище: над холодной рекой на всём протяжении дороги стоял густой туман. Обычно он висел над рекой как приклеенный, но временами выползал на дорогу. Выглядит это очень красиво – туман над рекой и буйная растительность: прямо сказочный лес. Каждый раз, когда я попадал в такое облако воздуха, охлаждённого рекой, мне ничего не оставалось, как стиснув зубы терпеть дикий холод, ожидая, когда я, наконец, выеду из этой промороженной области. Вообще, казалось, что холодный и горячий воздух никак не смешивались и висели неизменными областями, последовательное пересечение которых бодрило покруче любого контрастного душа.
Мы с Настей внимательно высматривали медовые лавки по дороге: была поставлена задача купить медовухи на вечер. Тут как на зло снова врезал ливень, от которого мы успели спрятаться в беседку. Впоследствии ливень начинался и заканчивался несколько раз, и один раз мы спрятались от него как раз около медового магазина, в котором остались последние две бутылки медовухи: больше этого напитка нигде не было. Все говорили, что для медовухи сейчас не сезон. Обе бутылки были куплены и, переждав очередной ливень, мы поспешили до нового заряда доехать домой. Доехать домой мы не успели и снова забились под какой-то навес. Через некоторое время нам надоело там стоять, тем более, что уже темнело, и мы поехали дальше прямо под стеной дождя. Приезд в домик, который мы смогли легко найти в дождь по велосипеду, оставленному Ромой на дороге в качестве ориентира, был огромной радостью.
Первое, что все поспешили сделать после приезда – это развесить вещи, промокшие под дождём на просушку, а некоторые пошли мыться в душ. Можно подумать, дождя им было мало. Вова, который вчера проехал Гегский водопад, восполнил этот пробел сегодня, заехав на него. Понятно, что приехал он позже всех нас, уже в полной темноте. Ужин, впрочем, к его приезду готов ещё не был, так что Вова ничего действительно важного не пропустил. =)
За ужином мы осилили на семерых 3 литра медовухи, купленной по дороге, и пошли спать.

День 9. Олимпийский.


Было ясно, что сегодня толком посмотреть уже ничего не удастся, так как наш поезд отходит из Адлера в 17:40 и прибыть на вокзал надо хотя бы минут за 40. Ещё вчера было решено, что сегодня мы расслабляемся – встаём поздно и едем купаться в Пицунду на море, откуда на маршрутке едем на границу, а там уже своим ходом в Адлер с посещением Олимпийской деревни. Ещё до выезда, Рома заблаговременно созвонился с Альясом и договорился о подбросе на границу. После этого мы попрощались с нашими попутчиками: Олей и Алексом, а также с хозяевами, и поехали на море.
По дороге в Пицунду мы проехали мимо ипподрома, на котором ещё вчера, по информации, предоставленной нам Альясом на второй день похода, проходили скачки. Надо сказать, что посещение скачек с того времени стало прямо-таки навязчивой идеей для Ромы, и я делал всё возможное, чтобы на ипподром мы не попали – ещё пол дня задержки были мне не нужны. =) Дорога в Пицунду выглядит солидной только на карте, на самом деле движения там почти никакого, а зелени много, что радовало. По пути встретился заповедник толи с косулями толи с оленями. И вот мы доехали туда, куда хотели – в Сосновую рощу на берегу моря. На купание у нас оставался час, что, в принципе, нормально, я ещё в прошлом году для себя понял – больше часа на море делать нечего. =) Вообще, купание в солёной морской воде – это такой своеобразный ритуал. Почему-то всем нравится «мыться» водой, после которой необходимо мыться под душем.
Искупавшись, мы переместились на центральную площадь Пицунды, к храму и стали ждать Альяса. Альяс, бывший родом из Очамчиры, совершенно не знал район Пицунды и всё никак не мог найти центр города, где мы его ждали. Это заставило нас немного понервничать и в итоге сократило время на осмотр Олимпийской деревни. Когда он, наконец, прибыл, мы вчетвером погрузились в газель, и, попрощавшись с Алексом Стариной, Васей и Настей, поехали к границе.
От границы наш путь лежал к морю, где расположены все Олимпийские объекты прибрежного кластера. Времени до поезда оставалось уже немного и поэтому мы спешили. Вова, как оказалось, где-то немного проколол колесо и оно медленно спускало. Заклеивать не стали – и так на подкачках доедем. Проехав по длинной велодорожке вдоль моря, мы приехали к долгожданной цели. Об Олимпийских объектах люди высказывают обычно диаметрально противоположные мнения от «всё супер класс» до «полное убожество», а теперь и мы можем сформировать своё мнение. Вообще, если честно, то результаты достраивания объектов в страшной спешке сильно бросаются в глаза. Даже стоя возле факела, ловишь себя на мысли, что вблизи при свете дня он не такой уж и красивый, как на фотографиях, а уж про местами раздолбаный, а местами недостроенный асфальт в непосредственной близости к Деревне я вообще молчу. Тем не менее, было радостно от того, что мы находимся в месте, которое ещё недавно приковывало глаза всего мира и где состоялся настоящий триумф российского спорта. Рома со счастливой улыбкой на лице, хохоча, катался вокруг нас на велосипеде и снимал видео фонтана, расположенного у факела, струи которого танцевали в такт музыке русских классиков.



До вокзала оставалось километров 10, ничем особо интересным они не отличались. Ну разве что пересечением речки Херота. Ещё час, и фирменный поезд повёз нас назад – в Питер. Вот так и закончились наши майские праздники – до новых походов! =)



Рассчёт категории сложности

ПП1 Очамчира-Ткуарчал

L = 37 км, Кпр = 1,37
25 км асфальт (0,8); 12 км – гравий/каменистый (1,3); Кпк = 0,96.
НВ = 700 м, Кнв = 1,35.
Кв = 1,00
КС = 1,37*0,96*1,35*1,00*1,0=1,77

Препятствие 1 КТ

ПП2 Ткуарчал-Цкрыш

L = 55 км, Кпр = 1,55
45 км асфальт (0,8); 10 км – гравий/хорошая (1,2); Кпк = 0,87.
НВ = 550 м, Кнв = 1,275.
Кв = 1,00
КС = 1,55*0,87*1,275*1,00*1,0=1,72

Препятствие 1 КТ

ПП3 Цкрыш-Цибиллиум

L = 63 км, Кпр = 1,63
55 км асфальт (0,8); 8 км – гравий/хорошая (1,2); Кпк = 0,85.
НВ = 890 м, Кнв = 1,44.
Кв = 1,00
КС = 1,63*0,85*1,45*1,00*1,0=1,995

Препятствие 1 КТ

ПП 4 Цибилиум-Новый Афон

L = 75 км, Кпр = 1,75
В основном асфальт (0,8); Кпк = 0,8.
НВ = 750 м, Кнв = 1,425.
Кв = 1,00
КС = 1,75*0,8*1,425*1,00*1,0=1,995

Препятствие 1 КТ

ПП 5 Новый Афон - Бзыпта

L = 70 км, Кпр = 1,7
В основном асфальт (0,8); Кпк = 0,8.
НВ = 300 м, Кнв = 1,15.
Кв = 1,00
КС = 1,7*0,8*1,15*1,00*1,0=1,61

Препятствие 1 КТ

ПП 6 Бзыпта – Авадхара

L = 56 км, Кпр = 1,56
В основном асфальт (0,8); Кпк = 0,8.
НВ = 2100 м, Кнв = 2,5.
Кв = 1,00
30 км – 4,2%, остальное – 0% Ккр = (1,24*30 + 1*26)/56 = 1.13
КС = 1,56*0,8*2,5*1,00*1,13=3,52

Препятствие 2 КТ

Итого протяженные препятствия:
Номер ПП    Участок пути    Категория    Баллы
1    Очамчира-Ткуарчал    1    1,77
2    Ткуарчал - Цкрыш      1    1,72
3    Цкрыш-Цибилицм      1    1,995
4    Цибилиум-Новый Афон    1    1,995
5    Новый Афон – Бзыпта    1    1,61
6    Бзыпта - Авадхара    2    3,52

В зачет идет баллов:

За ПП 1КТ – 9 баллов (из 9,09)
За ПП 2КТ -3,52 балла

Итого в зачет  - 12,5 баллов

Расчет категории сложности маршрута

КС = С * I * А

С = 12,5; 

I = (Lф + ЛП)*1,2*Tн / Tф*Lн

Lф = 308, ЛП = 0, Тн = 6, Тф = 9, Lн = 300

I =(308)*1,2*6 / 9*300 = 0,821;

Автономность:
Дни начала и окончания откидываются, итого 7 дней.

Дни 2,3,4 с коэффициентом 0,8
Дни 5,6,7 с коэффициентом 0,5

ИТОГО  А=0,65

КС = 12,5*0,821*0,65 = 6,67
Поход имеет 1 категорию сложности


Выводы
1. Абхазия - страна хорошо приспособленная для не очень напряжённого велотуризма. Здесь практически в любом месте можно найти еду и доступное жильё, причём ни то ни другое даже не требуется заранее планировать, всё можно найти по факту появления потребности. Стоит, правда, отметить, что мы были в Абхазии не в разгар курортного сезона, в сезон жильё найти наверняка посложнее, особенно в прибрежных районах.
2. В Абхазии туристу следует готовиться к тому, что его часто и в довольно настойчивой форме будут звать в гости, где постараются напоить. =) Следует либо принимать меры для предотвращения долгих и частых застолий, либо изначально закладывать в план похода время на их посещение.
3. Впервые побывав в регионе с соответствующей растительностью, не могу не упомянуть про колючки. В Абхазии они есть и часто приводят к проколам. Следует принимать меры, снижающие ущерб от колючек, например применять устойчивые к проколам покрышки или антипрокольную жидкость.
4. Очамчырский район Абхазии, который считается особо опасным среди туристов, на деле ничем не опаснее всех остальных слабо урбанизированных регионов. Люди в этом районе, впрочем как и везде в стране, настроены к туристам преимущественно весьма положительно.
5. Отправляясь в Абхазию, возьмите с собой сувениров, чтобы их можно было дарить людям - они там пригодятся.
6. Также не могу не отметить, что уже не в первый раз убеждаюсь в том, что достаточное количество воды на человека при безводной стоянке: 3 литра. Именно столько и следует везти каждому, помимо воды для питья в бутылке на раме.

2 комментария:

  1. Иван, привет! можно поделиться треком? джипсиском не работает...

     nfedorova77@mail.ru

    На почту какую-то ссылку можешь скинуть?
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить