пятница, 22 мая 2015 г.

Турция 2015


Маршрут похода: Анталья -> Çimenova -> Kesme -> хребет 1700м -> Çaltepe -> Altinkaya (Selge) -> Burmahan Köyü -> D687 -> Ormana -> пещера Алтынбесык -> Ormana -> Akseki -> Namaras Yaylasi -> Gündoğmuş -> Ortakonuş -> Yeniköy -> Gökbel yaylasi -> Аланья

Сроки похода: 1 мая 2015 - 11 мая 2015
Полный трек похода: ссылка
Контакты для связи с автором: Вконтакте

Вступление.
Турция стала для меня настоящим открытием в качестве региона для проведения велопоходов. Отправляясь туда, я испытывал некоторые сомнения: будет ли там интересно, насколько красива там природа и горы? Завершив поход, могу сказать, что все наши самые лучшие ожидания оправдались - маршрут был достаточно сложным, а природа горной Турции никого не оставила разочарованным. Крутые хребты и серпантины, живописные каньоны, памятники древней архитектуры, аутентичные коши и постапокалиптические виды "вымерших" деревень на высокогорном плато, вселяющие лёгкую тревогу, мелодичное пение мечетей, гостеприимные и добрые люди в горах - всё это запомнится нам надолго и послужит серьёзным аргументом для того, чтобы проложить один из следующих наших маршрутов по этой стране. Вот уж чего-чего, а веломаршрутов по Турции можно проложить великое множество, все они подарят незабываемые впечатления и при этом каждый будет в чём-то уникален.

Содержание:
Вступление
Обзор достопримечательностей маршрута
Участники похода
Описание похода по дням
    День 0. Анталья
    День 1. Анталья-р. Küçükaksu (Haspinar)
    День 2. р. Küçükaksu (Haspinar)-Çukurca
    День 3. Çukurca-Çaltepe
    День 4. Çaltepe-р. Köprüçay (по дороге к Gaziler)
    День 5. р. Köprüçay (по дороге к Gaziler)-Burmahan Köyü
    День 6. Burmahan Köyü-Başlar
    День 7. Başlar-Akseki
    День 8. Akseki-огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü
    День 9. огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü-Gündoğmuş
    День 10. Gündoğmuş-Yeniköy
    День 11. Yeniköy-Аланья
    День 12. Аланья
    День 13. Анталья
Подведение итогов
    Треки похода
    Бюджет похода
    Статистика похода
        Основные параметры похода
        График движения
        Ходовое время
        Расчёт протяжённых препятствий
        Расчёт категории сложности
    Что нужно знать туристу о Турции: делимся опытом
        Карты Турции: прокладка маршрута и ориентирование
        Транспорт: как добраться до начальной точки маршрута?
        Транспорт: на чём перемещаться по Турции?
        Топливо: на чём готовить еду?
        Язык
        Деньги и финансовые расчёты
        Климат и погодные условия, одежда.
        Дороги: покрытие и рельеф
        Экипировка: вело и прочая
        Ночлег и гостиницы
        Вода
        Еда

Обзор достопримечательностей маршрута.
(Вернуться к содержанию)
В данном разделе я кратко опишу все достопримечательности и интересные места, которые были осмотрены за время похода. Достопримечательности приведены в порядке осмотра, для каждой из них указывается стоимость осмотра в турецких лирах (если он платный).
День 1: Руины древнего города Перге (20 TL/чел, часть города можно осмотреть бесплатно) - интересно, зайти советую.
День 2: В этот день стоит выделить перевал ок. 1900 м с очень характерными для горной Турции пейзажами, вид на нацпарк Копрулу Каньон на спуске с перевала, а также каньончик ближе к началу дня после съезда с асфальта, в глубине которого располагаются живописные каменные ворота, прорубленные рекой.
Кроме того весьма примечательно место стоянки среди причудливой формы камней выветривания.
День 3: Подъём на хребет ок. 1700 м и спуск с него с отличными видами, вид с моста на реку Копрулу c красивыми каменными высокими берегами.
День 4: Столбы выветривания вдоль дороги, развалины древнего города Сельге, каменный мост через реку Копрулу.
День 5: Каньон недалеко от деревеньки Gaziler - обязательно заедьте посмотреть!
День 6: Живописный спуск к дороге D687.
День 7: Пещера Алтынбесык (30TL/группа из 6 чел), долина этой пещеры. Заехать стоит однозначно!
День 8: Живописное высокогорное плато, множество заброшенных в это время года кошей, сложенных из камней. Место стоянки в большущем аутентичном коше.
День 9: Живописное высокогорное плато, каменоломня (мини-Рускеала), заброшенные коши, красивые виды в зоне полного снежного покрова.
День 10: Вдп. Алдара - отличное место для обеда (5 TL/чел), дорога в каньоне.
День 11: Дорога, идущая прямо по самому краю гигантского каньона - начало спуска в Аланью.
День 12 (Аланья): Огромная крепость Аланьи (в саму крепость вход бесплатный), башня Аланьи (вход платный - не знаю сколько), Цитадель (15 TL/чел - того не стоит совершенно), пещера Дамлаташ (5 TL/чел).
День 13 (Анталья): набережная Антальи, Старый Город, водопады реки Дюден (не посещали).

Участники похода.
(Вернуться к содержанию) 
Слева направо:

1. Кокина Ольга Александровна (1986 г.р., фотограф)
2. Савченко Иван Михайлович (1987 г.р., Р2, У3, руководитель, штурман, летописец)
3. Дорошенко Константин Петрович (1987 г.р.)
4. Козак Владимир Александрович (У3, 1985 г.р., фотограф, механик)
5. Дорохов Артемий Дмитриевич (1985 г.р., ответственный за сушёное мясо и закупку газа)
6. Барсуковский Павел Сергеевич (1985 г.р., завхоз, фотограф)

Ольга из Москвы, все остальные из Санкт-Петербурга.


Описание похода по дням.

День 0. 30 апреля: Анталья
(Вернуться к содержанию)

Для меня, а также для Паши с Костей, поход начался в пол третьего ночи 1-го числа, когда мы добрались наконец до а/п Антальи. На месте собрали велосипеды, получили в банкомёте 2000 лир на всю группу в качестве "общака". Главное задание на сегодня - добраться как можно быстрее до гостиницы и залечь спать, чтобы на следующий день нас не клонило в сон. Дорога к гостинице заняла порядка 15 км, спать мы легли примерно в 5 часов утра - в то время, когда дежурный обычно уже вставал варить кашу.

Наша гостиница, Han Hotel, для активного отдыха с велосипедом никуда не годилась - нам даже не предоставили нормального места для хранения велосипедов, сказав оставить их прямо в неохраняемом дворе. Также персонал гостиницы отказался принять на хранение на время похода наши чехлы от велосипедов, без которых вкручивать по горам было бы сподручнее. Для сравнения, всем остальным участникам похода отели не отказали в такой просьбе.
При ночном прилёте лучше заранее бронируйте гостиницу при а/п - так хотя бы не надо будет далеко ехать.

Остальные прилетели раньше - днём тридцатого апреля. Артемий и Вова заблаговременно закупили газа и круп на первый день похода.

День 1. 1 мая: Анталья-р. Küçükaksu (Haspinar)
(Вернуться к содержанию)

Утром, как и было условлено, мы, позавтракав в отеле, к двенадцати часам вышли на улицу ожидать прибытия остальных участников похода. Вова с Артемием приехали практически точно к назначенному времени, а вот Олю, которая немного заблудилась в Анталье, пришлось подождать.


Сразу после сбора группы отправились осматривать первую и единственную на сегодня достопримечательность, которая должна была не дать вполне себе утилитарному дню, в который мы просто перемещались из точки А в точку Б, остаться совсем без изюминки. Хотя, правда, изюм в итоге был и кроме неё, но об этом позже… =) Итак, проглотив первые 15 километров, мы добрались до неплохо сохранившихся развалин древнего города Перге.


Проехав мимо большого амфитеатра, закрытого на ремонт, мы начали осмотр города с объекта, похожего на ипподром. От ипподрома переместились к основной части экспозиции, которая была уже платной – вход стоил 20 лир с человека. Завершив осмотр Перге, группа отправилась дальше – наматывать километры, отделяющие нас от цели похода, гор.


По пути был один участок, представлявший собой пересечение реки, который вызывал у меня большие сомнения в плане того, можно ли там проехать. На большинстве карт он был отмечен как «автомобильная дорога», но на спутнике, равно как и на фотографиях с того места, никакой дороги там не было видно. Проехав красивую пальмовую аллею, я наконец получил возможность удовлетворить своё любопытство и убедиться в том, что дороги там действительно нет. После тщетных попыток найти хороший объезд, было принято решение переходить реку шириной метров 300 вброд! Большим подспорьем нам послужила бетонная «дорожка», на которой по всей ширине реки расположились местные рыбаки, уровень воды над которой едва достигал половины высоты колена.

В остальном, ничего особо примечательного в этот день не было, если не считать методичных попыток сжечь пластиковую защиту теплообменника Олиной кастрюли в ходе приготовления ужина. Кстати, место стоянки неподалёку от дороги оказалось вполне удачным и располагалось оно как раз в начале серьёзных подъёмов, так что можно считать, что план на сегодня был выполнен – мы доехали до гор.

День 2. 2 мая: р. Küçükaksu (Haspinar)-Çukurca
Сегодня прямо сразу после подъёма начался интенсивный набор высоты. При этом сказать, что мы попали без утренней раскатки на самые сложные участки, было нельзя – первые несколько километров набор шёл по асфальту, что гарантирует разумные градиенты и дорожное покрытие, не отнимающее лишних сил. Асфальт кончился при подъезде к деревеньке с мечетью, которая живописно смотрелась на фоне гор. После деревеньки началось уже серьёзное испытание в виде крутого и длинного грунтового подъёма на высокий хребет. Здесь я впервые за поход обнаружил, что сомнения насчёт достоверности топокарт Турции зародились при подготовке маршрута не на пустом месте – подъём проходил не совсем так, как было нарисовано на карте. Впоследствии мы много раз сталкивались с тем, что дорога идёт совсем не так, как показано на карте.


В ходе подъёма мы обнаружили справа от дороги в глубине долины красивые и высокие каменные «ворота», видимо, прорубленные за много столетий рекой. Дальнейший путь проходил по хорошим лесным грунтовым дорожкам, а деревья в существенной степени защищали нас от солнца. То тут то там попадались источники с питьевой водой – это традиция такая есть у мусульман, строить источники и писать на них свои имена, чтобы путники в жаркий день поминали их добрым словом.

Мы уже приближались к окончанию основной части подъёма и виды становились всё более «горными» - вот уже и чёрные горы, испещрённые снегом, кажутся такими близкими! После завершения подъёма на плато, нам предстояло ехать по более живописной дороге с менее качественным покрытием, а постоянные подъёмы и спуски не давали расслабляться. Перед самым обедом нам предстоял ещё один небольшой перевальчик, взятие которого завершилось прибытием в село Чименова.


Село было довольно большим, в нём мы пополнили запасы продовольствия. Обедать планировалось сразу после села, но жители, которые были рады нашему приезду, пригласили нас расположиться во дворе мечети, где были столики, питьевая вода и даже туалет, в общем, все удобства. Комфортно пообедав, мы продолжили путь, который сразу же вёл нас в крутой подъём на очередной перевал 1900 м. Эта дорога мне очень понравилась, с неё открывались хорошие виды. Здесь обратили на себя внимание как-бы искусственного происхождения земляные площадки, которые превращали склон в гигантскую лестницу вместо земляной насыпи более-менее равномерного уклона. Мы до сих пор не разобрались, действительно ли эти площадки естественного происхождения, или турки «от нечего делать» бродят по горам и учиняют везде ландшафтный дизайн. =)


На верху перевала можно было встретить снег по краям дороги. Перевалив на другую сторону, мы попали в средней плотности туман, который, однако, довольно быстро рассеялся с потерей высоты, и открыл замечательные виды на хребет, который нам предстоит штурмовать завтра, а также на каньон реки Кёпрюльчай, до которой мы вскоре бодро спустились с потерей более 1,5 км высоты. На мосту через реку с нами пообщались местные, которые на удивление владели английским.


Уже вечерело, но, тем не менее, было решено проехать чуть дальше перед сном. Как это обычно и бывает, источники с питьевой водой, которой ещё недавно было в избытке, кончились, и мы уже усиленно думали о том, где бы достать воду. Проезжая мимо водопроводных труб я думал о том, что где-то здесь должна быть вода, и действительно – вскоре мы обнаружили поилку для скота, в которую выливалось содержимое одной из таких труб. Едва мы успели начать наполнять бутылки, как нас окликнул турок на джипе. Он жестами объяснял, что эту воду пить не стоит и приглашал проехать за ним туда, где есть питьевая вода. Проехали мы не далеко – в какой-то рабочий вагончик. Нам там мало того, что наполнили все бутылки, так ещё и покормили вдоволь на кухне!

Заночевать решили прямо тут же – на очень красивой поляне, окружённой скалами причудливой формы, которые образовались, скорее всего, в результате выветривания.

День 3. 3 мая: Çukurca-Çaltepe


Старт этого дня снова проходил по дорогам с асфальтовым покрытием, на нашем пути вскоре ожидалась большая деревня Кешме, до которой, однако, предстоял значительный набор высоты. По ходу этого набора открывались красивые виды на окружающие горы и долины, на турецкий флаг, реющий на фоне гор со стороны р. Кёпрюльчай. Кешме оказалось очень большим, с приличного размера базаром, на котором продавались сочные и сладкие фрукты по весьма божеским ценам. Затарившись продуктами, мы отправились дальше – на перевал.

В данном случае мы собирались пройти перевал не самым традиционным образом. Вместо того, чтобы взобраться на хребет с одной стороны и затем спуститься с него с другой, маршрут предполагал спускаться по той же самой стороне хребта, что служит для подъёма на него. По ходу подъёма, крутизна склона становилась всё круче, что компенсировалось всё более «агрессивным» серпантином. Виды, как и полагается при подъёме на крутой склон, становились всё более впечатляющими при приближении к вершине.




Точка подъёма на хребет имела высоту порядка 1750 метров. Почти сразу после подъёма, у источника с совершенно лютым напором воды, состоялся обед. С этой стороны хребта открывались виды на чёрные скалы, все трещины которых завалены белым снегом, а над всем этим висят низкие облака – суровое зрелище. Набрав ещё порядка 40 метров, мы снова вышли на ту сторону хребта, по которой поднимались. Отсюда был виден маршрут нашего спуска – витки серпантина, высеченные в скале, на фоне глубокой долины захватывали дух.
Спуск был весьма каменистым, и поэтому происходил не так быстро как мог бы. В конце спуска мы обнаружили, что наша дорога перекопана и на ней ведутся какие-то масштабные работы, но найти объезд стройки не составило большого труда. Вернувшись на асфальт, мы снова устремились к реке Кёпрюльчай и посёлку Чалтепе, расположенному на ней. В посёлке у магазина мы встретили двух немецких туристов, которые попытались утащить наш только что купленный хлеб (по-турецки: экмек). Хлеб мы, правда, отбили, и шутили потом по этому поводу, что это был наш Сталинград, так как посягательствам немцев на наше имущество и здесь не суждено было осуществиться! Немцы, кстати, сказали, что дальше по пути нашего следования воды совсем нет. Эти сведения заставили встать лагерем у реки, неподалёку от села. Кстати, с моста через реку Кёпрюльчай перед селом открывается очень интересный вид на каньон этой реки!

В итоге лагерь разбили на другом берегу реки напротив села, на чём день и закончился.


День 4. 4 мая: Çaltepe-р. Köprüçay (по дороге к Gaziler)
Позавтракав, мы снова направились в село Чалтепе, намереваясь пройти через него с тем, чтобы впоследствии забраться в очередные горы. Забираться-то мы в итоге забрались, вот только был это напрасный труд, так как дорога, по которой предполагалось дальше ехать, километров на 5 превращалась в жёсткую горную пешеходную тропу. Ломиться по ней смысла никакого не было, так как существовал отличный объезд пешеходного участка по хорошей дороге. Тем не менее, и в нашем тщетном подъёме можно найти пользу – виды с серпантина на село и окружающие горы радовали, да и сама дорога из оранжево-серых грунтов была живописна.



Итак, мы поехали в объезд. У моста через речку (рядом со стоянкой) мы оказались через 2 часа после выхода на маршрут – именно столько времени было потрачено на блуждания. И вот ещё несколько километров асфальта – и мы снова пересекаем Кёпрюльчай, на этот раз уже в другом месте. Дальнейший подъём от реки запомнился очередными поисками воды, которой, как и говорили немцы, не было. Воду нам налили в посёлке, встретившемся после завершения основного подъёма. В месте расположения посёлка, а также много километров вдоль нашего дальнейшего маршрута, можно было наблюдать причудливые скалы выветривания.


Дальнейшая дорога по национальному парку Кёпрюлю Каньон на всех картах была отмечена как грунтовая, но по факту она была заасфальтирована, хоть и был этот асфальт довольно крупнозернистый. В самом начале эта дорога характеризовалась крутыми подъёмами, но вскоре она вышла на более-менее постоянную высоту. После горного посёлка дорога всё-таки стала грунтовой. Вскоре после изменения покрытия, дорога вышла на площадку, с которой открывается отличный вид на горы и глубокую долину слева от неё. Набор по грунту тоже присутствовал, но оставалось его немного – уже скоро мы полетели вниз к развалинам древнего города Сельге, наблюдая по пути интересной формы конические горы, обложенные кольцами из огромных камней. Приехав на место, мы обнаружили, что от Сельге, как и предполагалось, остался один амфитеатр, но он стоил посещения. Фон в виде живописных гор прибавляет амфитеатру привлекательности в любом ракурсе!



А дальше, что вы думаете? Правильно – снова спуск к реке Кёпрюльчай. =) Спустившись с ветерком к известному каменному мосту через эту реку, мы встретили очень навязчивого турка, который предлагал сплав по реке. Сплав нам был не нужен, а вот уговорить себя поехать в ресторан пообедать мы позволили. Для этого нам пришлось проехать немного вниз, где мы наши ещё один красивый каменный мостик, а потом ещё немного – до ресторана. Ресторан почему-то никого сейчас не обслуживал, поэтому мы просто расположились на столиках и приготовили себе еду своими силами.

После обеда по плану предстояло проехать как можно дальше к ещё одному красивому месту – каньону у деревни Газилер. По ходу продвижения к нему стало очевидно, что мы туда точно не успеваем, и надо искать место для стоянки. Таким местом стала отличная полянка у реки Кёпрюльчай, ради попадания на которую пришлось отъехать около километра от основной дороги и разобрать забор из набросанных веток, который эту поляну ограждал от грунтовки, шедшей рядом с ней.

День 5. 5 мая: р. Köprüçay (по дороге к Gaziler)-Burmahan Köyü
(Вернуться к содержанию)

Рассвет окрасил ярко-оранжевым цветом высокую отвесную скалу, которая служила берегом реке, около которой мы встали – а это значило, что пора выходить в дальнейший путь, к каньону Газилер. От каньона нас отделял маленький перевал и полтора десятка километров асфальтированной дороги, что не могло надолго задержать нас.

Когда мы приехали на место, там ещё никого не было, ведь для обычного туриста, который приехал в Турцию на all-inclusive, 9 часов – ещё не повод вставать. =) До места, с которого происходит осмотр каньона, от дороги следует пройти пешком несколько сот метров. Увиденное ни у кого не оставило сомнений, что поехали в эту радиалку мы не зря. Отвесные стены каньона высотой метров 300 и зелёная полоска речки где-то вдалеке – масштаб объекта впечатляет!

После осмотра каньона группа сразу же отправилась назад к каменному мосту, который был пересечён вчера, откуда мы снова спустились ниже, ко второму каменному мосту через приток Кёпрюльчай, и устроили там обед. К обеду были заказаны 6 лепёшек (3 с картошкой и 3 с сыром). Лепёшки всем понравились, поэтому ещё столько же было взято на вечер.

С обеда поехали в направлении очередной большой деревни Бурмахан, попутно любуясь зелёной рекой, пока дорога не ушла от неё. Дорога снова начала уходить в горы, и по пути к деревне мы могли наблюдать глубокие долины то слева, то справа по ходу движения. В деревне мы нашли магазин, купили еды и пополнили запасы воды (последнее, как выяснилось позже, можно было и не делать).

После деревни снова начались грунты, по которым группа проехала ещё километров 5-10 и остановилась на ночлег в месте, где чистая горная речка, точно повторявшая наш трек, решила уйти в сторону от него. Пройдено за день было довольно немного – уж не знаю, почему так, может просто слишком долго каньоном любовались. =)

День 6. 6 мая: Burmahan Köyü-Başlar
День в очередной раз начался с крутого подъёма на склон хребта, траверсом которого предстояло заниматься в течение следующих трёх десятков километров. Первое примечательное явление, которое нам довелось сегодня наблюдать – это пересекающие дорогу группы гусениц, которые демонстрировали на удивление отлаженные алгоритмы взаимодействия между собой. =) Эти гусеницы передвигались не кто во что горазд, а вереницей, или «поездом», где «начало» каждой гусеницы было всегда соединено с «концом» следующей. В случае, если на пути «поезда» поставить преграду, ведущая гусеница находила объезд, и весь остальной состав следовал за ней, а удаление гусеницы из центра вереницы приводило к остановке «головы» до тех пор, пока цепочка не соединится снова.

Первый населённый пункт, который попался нам на пути, Akpinar yaylasi, оказался небольшой деревенькой, живописно расположенной на склоне хребта. В принципе, я вообще не ожидал увидеть в той местности населённых пунктов, но пора было бы уже и привыкнуть – в Турции они повсюду. Кстати, перед этой деревенькой у нас произошёл очередной затуп с ориентированием, в результате которого мы свернули не на ту дорогу и сбросили лишних метров 100 – пришлось вылезать назад. Во всём виновата, конечно же, снова неточная карта! =) Езда по склону хребта не баловала такими впечатляющими видами, как можно было бы ожидать на основании увиденного в предыдущие дни, но горы есть горы – скучно всё равно не было.


Наверно не более чем через 10 км произошёл следующий затуп, на этот раз уже исключительно из-за неточно прорисованной карты. Причём со склона, на котором мы находились, дорога, по которой должен был продолжаться наш путь, была видна, только вот было неочевидно, как на неё попасть, ведь по карте правильное направление вело в тупик. Всё оказалось проще – надо было просто ехать по дороге дальше, а там она уже сама выходит куда надо.

Почти сразу после этого «неочевидного поворота» начались финальные метры подъёма, который на этот раз проходил по крутой дороге, обильно посыпанной «живыми» камнями. Надо сказать, что на данном маршруте нам в основном везло – дорога подобного качества попадалась, в основном, на спуске, но сейчас нам надо было поработать. Ещё немного, и мы наверху этого «локального перевальчика». На горе, которая была видна с дороги в ходе подъёма, была заметна переходная тропка, на которую можно было попасть как раз с этого перевала. Наверно, там прогуляться тоже интересно.

Спуск привёл нас в красивую долину, поросшую хвойными деревьями среднего размера, отлично смотрящимися на фоне серых турецких скал. В долине располагалась небольшая пасека. Ещё немного усилий, и с дороги, высеченной в очередном крутом склоне, перед нами открылась панорама с видом на море! Я для себя отметил, что это были первые виды за день, которые достойны горного велопохода. Дальше нам предстоял спуск с большим сбросом до шоссе D687, на котором мы надеялись найти кафе и пообедать. Спустившись, мы обнаружили, что это, с позволения сказать, «шоссе», является основной магистралью, идентичной Анталья-Аланья, только на картах, а по факту оно не имеет даже асфальтового покрытия, и почти никакого движения по нему нет, если не считать те 2 машины в час, что там проезжали, «траффиком». Естественно, никакого «кафе» на этом «шоссе» тоже не было, и надо было искать место для приготовления обеда. Вопреки опасениям, такое место было найдено довольно быстро – как только шоссе свернуло в горы, мы расположились в тени деревьев около источника питьевой воды и пообедали.


Дальше нас ждал затяжной и крутой подъём. Радовали знаки ограничения скорости «20» на шпильках серпантина. Ну магистраль – ни дать ни взять! После подъёма следовал затяжной спуск в живописную долину к городу Башлар. В Башларе затарились продуктами и набрали воды в источнике у мечети. Встали на ночь в итоге через 5 км от города. Источника воды на нашей стоянке не было, но в остальном отличное место – красивая зелёная поляна и вид на горы!

День 7. 7 мая: Başlar-Akseki

Начальные километры выдались лёгкими. После непродолжительного подъёма последовал долгий сброс, первая часть которого завершилась в городке Ормана. Ормана – достаточно крупный город, в котором, очевидно, туристы не в диковинку. Правда, велосипедная группа всё равно привлекла внимание – это ж не обычный автобусный тур, которые тут формируются в изобилии. Дело в том, что данный город является одним из перевалочных пунктов на пути к известной достопримечательности – пещере Алтынбесык, в которой располагается одно из крупнейших подземных озёр мира.

Перед тем, как начать спуск к пещере, мы перекусили в местном ресторанчике и съели по мороженному. Спуск можно было условно разделить на две части: от Орманы к деревне Юрюнлю, и от Юрюнлю к пещере. Первая часть – обычное хорошее шоссе со слабым движением, вторая часть – живописная асфальтированная дорога, проходящая по национальному парку Алтынбесык магараси. Дорога до пещеры в месте пересечения реки, текущей в долину, была перекрыта шлагбаумом, который мы, однако же, перелезли. На завершающих километрах эта дорога приобрела совершенно лютый уклон – не уверен, что я видел где-нибудь ещё такие градиенты на асфальтированных дорогах. Хорошенько погрев тормозные диски и колодки, мы спустились к пещере, у которой ещё никого не было. Странно, 10 часов уже есть, пещера должна работать. Впрочем, гиды скоро появились и устроили нам заплыв в пещеру на лодке. Всё удовольствие стоит 30 лир за группу из шести человек! Пещера посещения однозначно стоила, была она нескучной.

Дальнейший план был таков: вернуться в Ормана, там перекусить в кафе и за сегодня доехать до Аксеки. Начальные километры подъёма от пещеры давались не очень просто – ну ещё бы, такая крутизна! В ходе этого подъёма можно было неспеша любоваться видами долины, в которой располагалась пещера, со всё увеличивающейся высоты. После преодоления самых крутых подъёмов мы остановились искупаться в речке, а дальше прибытие в Орману было уже делом времени. В городе, согласно плану, плотно и вкусно перекусили и поехали дальше.

Для того, чтобы добраться до Аксеки, надо было набрать примерно 600-700 метров, а перед этим примерно столько же сбросить. Сброс проходил с ветерком по хорошей дороге, а виды радовали. Подъём выдался прямой противоположностью. Никаких особенных видов на нём не было (ну разве что в самом начале), а вот дорога была просто отвратной. Мы могли выбирать на свой вкус, что же нам больше не нравится: вонючий асфальт с плавящимся гудроном, который клеил к дорожному полотну колёса и ботинки, или неасфальтированные участки, на которых редкие машины взметали облака пыли, которые всё никак не хотели оседать. Через пару километров после начала грунта дорога приобрела-таки нормальное дорожное покрытие и ехать стало веселее, тем более что и подъёмы на этом закончились.

Ещё несколько километров хорошего шоссе – и мы в Аксеки. Аксеки – очень крупный город. В нём много кафе, минимум четыре мечети, есть даже две гостиницы, в одной из которых мы остановились. Здесь пение мечетей было особенно громким и атмосферным. Вечером поужинали в ресторанчике шавермой/шаурмой (раз уж в нашем походе есть и московские участники=) ), а вернее денёр кебабом, как это блюдо называется в Турции.

Из окна номера гостиницы Star Hotel открывался замечательный вид на нижнюю часть Аксеки, на горы, которые его окружают, и на одну из мечетей. Помывшись в кои-то веки тёплой водой, все легли спать.

День 8. 8 мая: Akseki-огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü

Утро в этот раз началось с громкого пения мечети прямо под окнами. Слушая сквозь сон громкую, мощную, красивую мелодию турецких молитв, начинаешь путаться, снится ли тебе всё это, или этот звук есть на самом деле. Наиболее примечательно, как мне кажется, то, что эта мелодия не раздражает и не сгоняет сон, под неё можно отлично спать.

Завтрак мы заказали в отеле, и был он, как обычно это в турецких отелях и бывает, ужасно скудным, что было очень некстати, учитывая то, что нас сегодня ожидало. А ожидали нас самые высокие горные районы за весь поход. На выезде из города нас ожидало кое-что ещё, а именно вонючая свалка на протяжении более трёхсот метров. Затыкая носы и кривясь, мы проехали эти метры и надолго съехали с асфальта, которым успели «наесться» за вчерашний день. Дальше шёл подъём с 1100 до более чем 2000 метров. На высотах более 1700 начиналось самое интересное – природа изменилась и теперь пейзажи вокруг были похожи на те, что характерны для высокогорной Турции. Серые горы, низкие хвойные деревья с «плоскими» макушками, оранжевый грунт, красивые каменные домики и цветочные поляны – вот что такое горная Турция.



С набором высоты стал всё чаще появляться снег, с течением времени он даже стал немного «залезать» на дорогу. Поначалу мы радовались этому, забирались в самую гущу снега, который лежал не на дороге, и делали фото в стиле «сфоткай типа я по снегу иду с великом». После окончания подъёма на высокогорное плато энтузиазма немного поубавилось, так как снега становилось всё больше и больше и дороги из-за него местами было уже не разглядеть – мы сверяли наш курс по навигатору. Дальше больше – при выходе из одной долинки мы вообще проигнорировали дорогу и полезли напрямик по очищенному от снега участку склона – так было проще.


Вскоре мы подъехали к краю большой долины, внизу которой было озеро и просто каких-то невероятных размеров кош. С начала спуска в долину открывался красивый вид на горы, окружавшие её. Спустившись в аутентичный кош, мы обнаружили, что в нём нет ни одной живой души, прям перевал Дятлова какой-то. =) Впрочем, особых эмоций отсутствие людей в этом коше не вызвало, ведь пусть он даже и такой огромный, но явно, что это – сезонное поселение. Боевой дух группы был слаб, поэтому пришлось встать лагерем прямо в этом коше на 1,5 часа раньше планового времени и пройдя всего чуть более 30 км. Погода в высокогорной южной Турции в мае – не подарок, вот и сейчас она показывала, что «халява» в виде отличной погоды за весь предыдущий поход, включая и начало этого дня, кончилась. Примерно через час после установки палаток нас накрыло сильным дождём, так что легли спать мы очень рано, что мне, в общем-то, было на руку – завтра с утра я был дежурным.

День 9. 9 мая: огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü-Gündoğmuş

Вопреки ожиданиям, что всё самое сложное в плане снега уже пройдено, градус велопоносности до середины дня только нарастал. Тем не менее, начало дня было оптимистичным – основную часть пути мы даже могли ехать. Правда, местами приходилось взбираться по крутым снежникам, но это – ничего, это всё локальные проблемы. Доехав до посёлка, который был отмечен на всех картах, имел мечеть, и не производил впечатления сезонного коша, я уже забеспокоился, не обнаружив там людей. Начиналась лёгкая тревога по поводу того, а до какой степени тут вообще всё завалено и где этому конец? По карте через некоторое время должна была быть дорога высокого ранга и большой посёлок рядом с ней, и было принято решение идти не по треку через перевал 2250, а просто объехать его по дороге, добавив километража, но избежав лишено снега.


На дорогу мы вышли, миновав карьер по добыче камня, напомнивший мне Рускеалу. «Шоссе» оказалось точно так же всё засыпано снегом! Вид «вымершего региона» ясно давал понять, что много километров снега нам ещё обеспечено, причём не факт, что по «шоссе» мы доедем до места быстрее. Ну а если не видно разницы, зачем идти больше километров? =) Пошли в итоге как и планировалось изначально – через перевал.

Дальше снежный покров стал 100%-ным, теперь велосипеды ехали на нас. После поворота с «шоссе» на перевал мы прошли через ещё один кош, по дороге миновав чистейшее горное озеро из талой воды, в котором, как в гигантском зеркале, отражались окружавшие горы – ради такого зрелища стоило переться сюда! =) Дальше пошёл планомерный подъём по снегу на 2250. Высотна набиралась довольно бодро, мы шли, любуясь заснеженными горами и долиной.

По пути нам повстречались турецкие пешие туристы, которые очень удивились увидев нас и даже сфотографировались с нами на память. Они же нас немного ободрили, сказав, что вам надо «перевалить вон тот хребет», а дальше будет спуск, где вскоре можно будет уже пересесть на велосипеды. «Только берегитесь» - предостерегли они – «там будет очень крутой снежный склон»! Я сходу не понял, о каком крутом снежном склоне идёт речь, если мы идём, в общем-то, по широкой автодороге, только засыпанной снегом. Впрочем, скоро этот самый «склон» увидели все – последние витки серпантина, ведущего к перевалу, были засыпаны снегом настолько, что от дороги, выдубленной в крутом хребте, не осталось даже намёков. Ну чтож, пришлось поднапрячься и пройти эти трудные сотни метров.




На самом верху перевала устроили обед с отличными видами. Настроение было хорошим – на южной стороне хребта снега несравнимо меньше, чем на северной, да и сброс высоты делает перемещение с велосипедом по снегу лёгкой задачей. Чтобы эту задачу себе ещё упростить, мы начали «срезать углы» серпантина, скатываясь вместе с велосипедами по крутым снежным склонам. Это как горные лыжи, только горный велосипед!


На этом грунтовая часть похода, в общем-то, по факту почти окончилась – дальше до самого конца дороги были преимущественно асфальтированные. Конец дня ушёл на то, чтобы доехать до крупного города Гюндогмуша, в чём нам очень помогло большое количество сбросов высоты при несерьёзных подъёмах. На сбросах нам открывались прекрасные виды на долины и витки серпантина, которые ещё предстоит проехать. По дороге обнаружили камень, выступающий на фоне долины – каждый сделал себе фото в стиле «медный байкер», который является символом Велопитера.

После закупки продуктами в Гюндогмуше, мы сразу же спустились от него к реке, около которой и заночевали. Место для ночёвки было обнаружено с витков серпантина дороги, пересекающей реку. Несмотря на крутизну склона, на нём было множество больших ровных площадок искусственного происхождения, на которых можно было всем разместиться. Видимо, это чьи-то бывшие огороды.

День 10. 10 мая: Gündoğmuş-Yeniköy

Утром группа вышла на маршрут уже без Артемия – ему, как изначально и планировалось, было необходимо возвращаться в Питер раньше других, и у него был уже заказан автобус на 12:00 из Гюндогмуша. Он остался на стоянке ждать полудня, а остальная группа поехала докатывать оставшиеся километры похода, которые, несмотря на их «асфальтовость», местами тоже дарили впечатляющие виды и незабываемые эмоции. Тут надо отметить, что изначально планировалось и после Гюндогмуша проехать немало грунтов, но с учётом аномально сильного снежного покрова на высотах выше 1800, эти планы были скорректированы.

После непродолжительного утреннего набора, начался интенсивный сброс высоты до реки Алара. С моста через Алару в самом конце утреннего спуска открывался интересный вид на русло этой реки, которая пробила себе глубокий каньон живописной формы в скалах. Впрочем, после вида с моста на реку Кёпрюлю на третий день, этот «вид» выглядит весьма блёкло. Я, наверно, даже не стал бы акцентировать на нём внимание, если бы не читал о нём в других отчётах.

Почти сразу после моста располагается кафе, в котором каждый съел по мороженому. Дальнейший маршрут пошёл вдоль реки Алара и логично привёл нас к известному одноимённому водопаду. У красивейшего водопада была оборудована детская площадка, столики, присутствовало кафе. Здесь мы устроили обед (на горелке – без помощи кафе). Во время нашего пребывания у водопада, местные жители праздновали тут же свадьбу. За пребывание у водопада с нас взяли по 5 лир, после чего мы поехали дальше.

Подъём от реки был высоким и крутым, что предопределило прекрасные виды в течение многих километров дальнейшего пути. Между городками Каябюкю и Акьяр дорога шла по одной из крутых стен красивейшего каньона. Сразу после развилки Акьяр – Еникёй нам встретилась весьма интересная картина: столб линии электропередач, висящий на проводах. Всё правильно: много лет столб поддерживал провода, теперь их очередь подержать столб. Дальше снова пришлось сделать сброс высоты к реке и подъём от неё – всё это по асфальтовым дорогам, по которым сегодня планировалось добраться до посёлка Чамлианан.

Планам этим не суждено было осуществиться, и вот по какой причине. В районе посёлка Еникёй на асфальте лежала россыпь из невероятно острых камешков, которые с лёгкостью прорезали мою заднюю покрышку, которая прошла перед этим уже 2 похода, один из которых – 1000 километров по Исландии, отличающейся жестоким для покрышек покрытием, и откатала полтора сезона. Я был уверен, что и этот поход она спокойно доедет, после чего пойдёт на выброс – но вот как-то не сложилось, пришлось заменить её на запасную покрышку. Для того чтобы неспеша исследовать причины моих проколов, которых случилось 2 штуки на протяжении километра, пришлось встать лагерем сразу же после посёлка Еникёй рядом с ещё одним «висячим столбом».

В принципе, стоянка была не такой уж и плохой – хорошие виды вокруг, ровная травянистая полянка, вода есть в посёлке (правда, до неё надо спускаться метров 50-100). Ночью мы заметили, что минарет мечети подсвечивался зелёными неоновыми кольцами – красиво. Единственное, стояли мы почти аккурат под ЛЭП – но ладно, одну ночь можно. =)

День 11. 11 мая: Yeniköy-Аланья

В соответствии с изначальными планами, финишировать в Аланье предполагалось сегодня, и мы не хотели от них отступать. Для того, чтобы эти планы гарантированно осуществились при любых обстоятельствах, необходимо было использовать самый простой и предсказуемый маршрут до Аланьи, который предполагал, как считалось, не более 3 км грунтов. Недолгое интенсивное вкручивание привело нас в Чалиманан, который вчера оказался недосягаем по техническим причинам. Ещё немного асфальта, и дальше начались глинистые противные грунты, которых как раз и планировалось порядка 2,5 км – «перемычка» между двумя сёлами. Перемычка проходилась не так-то просто, в основном из-за дорожного покрытия, крутизна подъёма тоже добавила проблем. После перемычки по карте шла дорога с лучшим покрытием, которое было мной интерпретировано как асфальт. По факту это оказался гравий, что тоже является значительным облегчением после глинистых грунтов.  Новое «ожидание асфальта» было смещено на несколько километров – в городок Гёкбель Яйла, после которой наша дорога переименовывалась на карте из «Дорога» в «Гёкбельское шоссе».

Чтобы добраться до асфальта, пришлось набрать высоту 1650 метров, что удалось сделать как раз к концу перевальчика, венчавшегося красивой дорожкой по стене хребта, немного выступавшего над остальным плато. В Гёкбель Яйла была большая мечеть с двумя минаретами, городок стоял в окружении серых гор, характерных для Турции. Дальнейший асфальт характеризовался, в основном, сплошными спусками с незначительными подъёмами местами – так и долетели до основного шоссе, ведущего в Аланью, параллельно любуясь скалами по обе стороны от дороги. На шоссе перекусили в кафешке лепёшками с чаем.

На этом шоссе во всю шли строительные работы, его спрямляли, причём капитально – с вырубанием тоннелей в скалах. Через несколько километров после кафе мы выехали к потрясающему своей глубиной ущелью, живописности которому добавляла дорога, вырубленная в, казалось, отвесной стене этого ущелья. Виды были особенно великолепными в самом начале этого спуска: здесь останавливались полюбоваться на горные красоты почти все водители. Дальше по ходу спуска наша дорога перевалила на другую сторону хребта – на ту, с которой должно было быть видно море. Море, правда, мы увидели не сразу, так как после перевала оказались в густом тумане. Туман, следуя своей извечной тенденции, растаял при снижении высоты. Последние километры до Аланьи пролетели быстро, максимум через час после начала спуска мы уселись в кафе ужинать, а через некоторое время заселились в отель. Консьерж в нашем отеле, Аланья Дримс, хорошо говорил по-русски, для велосипедов было отведено отличное место на нулевом этаже здания.


Велопоход на этом, в принципе, закончился, дальше начался расслабон. Вечером мы сходили на берег моря поужинать в кафе с видом на крепость Аланьи, которая оказалась неожиданно огромной.

День 12. 12 мая: Аланья

Сегодня планировалось осмотреть достопримечательности Аланьи, и в первую очередь – крепость Аланьи. К этому масштабному сооружению мы отправились с самого утра, по пути пройдя по пристани. Здесь Паше пришла идея, которая была поддержана всеми и впоследствии осуществлена вечером – покататься на кораблике.

Вход в крепость Аланьи абсолютно бесплатный – вы можете гулять по ней хоть весь день. В принципе, на это и надо планировать пол дня, так как ходить придётся много. Вдоволь находившись по крепости и насмотревшись на неприступные каменные стены, расположенные на и без того неприступных скалах, Паша и Костя отправились вниз, а я, Вова и Оля продолжили осмотр, в ходе которого посетили цитадель крепости. По общему мнению, 15 лир посещение этой цитадели точно не стоит. =) Ещё в крепости есть достаточно древняя мечеть, которая тоже была осмотрена.




После осмотра крепости Оля отправилась в город бронировать себе гостиницы на несколько следующих дней индивидуального путешествия, а мы с Вовой пошли осматривать пещеру Далматлар. Вход в пещеру стоит 5 лир/чел, сама пещера короткая, но довольно интересная. Эта пещера славится своей атмосферой, которая почти без изменения поддерживается там круглый год, и которая является благоприятной, в частности, для больных астмой. Мне, правда, пещерный климат благоприятным не показался – душновато как-то.

Вечером, как и планировалось, мы вчетвером с Вовой, Костей и Пашей, прокатились вокруг крепости на кораблике, причём трое последних ещё и искупались в море прямо с борта судна. Вид крепости с корабля однозначно стоит того, чтобы его посмотреть.

День 13. 13 мая: Анталья

Последний день в Турции предназначался для осмотра Антальи. Утром все неспеша собрались, позавтракали и поехали в автобусный терминал. Там попрощались с Олей, у которой самолёт был на 3 дня позже нас, и вчетвером поехали на автобусе а Анталью.

Через 3,5 часа мы уже были а автобусном терминале Антальи, который располагался довольно далеко от центра города, куда мы направились своим ходом. Весь остальной день был посвящён прогулкам по историческому центру Антальи, набережной и базару. В историческом центре Антальи, кстати, весьма много недорогих гостиниц, на которые следует обращать приоритетное внимание при бронировании номеров в этом городе.


Вечером я, Паша и Костя отправились в аэропорт, а Вова проводил нас с десяток километров. При выезде из города мы попрощались с Вовой, пожелав друг-другу, соответственно, «хорошего отдыха» и «хорошо долететь», и продолжили путь к намеченной цели. Только мы успели прибыть в аэропорт, как врезал ливень – удачно. Наш рейс почему-то вылетал не из того терминала, из которого планировалось, и нас, равно как и остальных пассажиров, перевезли на автобусе в другой терминал, который находится в пяти километрах от международного. Дальше всё прошло без приключений и мы благополучно добрались домой.
Читателям спасибо за интерес, проявленный к нашему походу!

Подведение итогов. 

Треки похода.
(Вернуться к содержанию) 
В данном разделе приведён полный нередактированный трек похода с путевыми точками достопримечательностей и ночёвок, а также второй трек с полезными путевыми точками остальных объектов, расположение которых будет полезно знать туристу (источники воды, банкоматы, заправки и т.д.).
Полный трек: ссылка на gpsies.com (если вы решите ехать по этому треку, настоятельно рекомендуется прочесть комментарии к нему в этом разделе ниже).
Полезные путевые точки: ссылка на gpsies.com
Комментарии к треку:
– Точка «!!!WARN1!!!»: результат недостаточной проработки трека перед выходом на маршрут. Изначально предполагалось, что мы можем пройти из Чалтепе к дороге на Ballibucak не возвращаясь к месту ночёвки Night 3, так как по карте Sigma Topo там была велопроезжаемая дорога. По спутнику, правда, ничего толкового не было, но мы решили попробовать, и в итоге накатали лишние километры горного серпантина. Ехать к точке !!!WARN1!!! не надо, но свернуть с основного трека на точку Night 3 стоит, так как около места ночёвки можно наблюдать красивый вид на русло реки с моста, а в Чалтепе закупить продуктов.
– Точка «!!!WARN2!!!»: случайно свернули не на ту дорогу (в месте развилки на карте была отмечена только одна дорога). На развилке, предшествующей точке, следует повернуть налево.
– Точка «!!!WARN3!!!»: "петля" трека на обратном пути от пещеры в реальности пройдена не была - мы поднимались из долины тем же очевидным путём что и спустились - по асфальту. На треке она появилась в результате сильной ошибки определения местоположения garmin'ом в условиях глубокой долины с крутыми стенами.
– В местах ночёвки Night 2, 6 и 10 нет воды непосредственно рядом с лагерем, что определяет невозможность полноценно помыться.
– Несоответствие трека и карт в ряде мест на протяжении высокогорного плато после Аксеки объясняется наличием снежного покрова, который позволял "срезать" витки серпантина, скатываясь по снежному склону и, местами, заставлял искать пути обхода. Во всех остальных местах следует больше верить треку, чем карте, так как карты Турции, местами, неточны.

Бюджет похода.
(Вернуться к содержанию)
Самолёты LED<->HEL<->AYT (туда и обратно): 15200 руб + за велосипед LED<->AYT 9900 руб ~ 25100 руб.
Здесь следует отметить, что самолёты на майские в Анталью достаточно дороги, да и билеты покупались пусть и не на пике падения курса рубля, но тоже не по 50 руб за евро, так что билет вы купите, скорее всего, значительно дешевле.
Кроме того, можно лететь до Стамбула - это значительно дешевле, а из Стамбула ехать на автобусе. Минус такого метода в том, что это долго и утомительно (автобус идёт часов 8), да и следует учесть, что автобус тоже не бесплатен. Расписание автобусов и цены удобно смотреть здесь: www.neredennereye.com.
Автобусы. Маршрут Аланья-Анталья: 20 TL + 10 TL (велосипед) = 30 TL ~ 600 руб.
Питание. Мясо для засушки закуплено: 800 руб/чел. Затрачено на питание в Турции (не считая общепита): трудно точно посчитать, но пусть будет порядка 150 TL ~ 3000 руб/чел. Общепит пусть будет чуть больше (общепит там дорогой): 4000 руб/чел.
Итого, питание: 7800 руб/чел.
Гостиницы. В Анталье в ночь прилёта: 1333 руб/чел, в Аксеки: 45 TL ~ 900 руб/чел, в Аланье 2 ночи: 66 TL ~ 1350 руб/чел.
Итого, гостиницы: 3600 руб/чел.
Достопримечательности: Перге (20TL), Замок Аланьи (Цитадель - 15TL, можно смело не посещать), Пещера в Аланье (5TL), Пещера Алтынбесык (30TL за 6 человек).
Итого: 45 TL ~ 1000 руб.
Итого, все затраты на поход: 38000 руб/чел

Эту цифру можно очень сильно уменьшить, избегая частого использования общепита и гостиниц, разумно торгуясь там, где не указаны фиксированные цены (в основном это касается "нецивилизованного" общепита), а также полетев в Анталью не в майские праздники (хотя бы на 3 дня позже), что уменьшит в двое цены на перелёт. Итоговая сумма может получиться порядка 20-25 т.р.

Статистика похода.

Основные параметры похода.
(Вернуться к содержанию)
Категория сложности: 3 с эл. 4
Сроки проведения похода: с 1 мая 2015 года по 11 мая 2015 года.
Всего пройдено на велосипеде: 643 км (в т.ч. 315 км по дорогам без асфальт. покр.).
Общий набор высот: 16350 м
Ходовых дней: 11
Общее ходовое время (от окончания завтрака до ужина):  116 часов.


График дивжения.
(Вернуться к содержанию)
График движения
День пути Дата Участок пути Протяженность, км Дорожное покрытие Набор высот, м
0 01.05   а/п Антальи - Отель 15 Асфальт 0
1 01.05 Анталья - р. Küçükaksu 62 Асфальт 750
2 02.05 р. Küçükaksu - Çukurca 62 Гравий, асфальт 2350
3 03.05 Çukurca - Çaltepe 67 Гравий, каменистый гравий, асфальт 1650
4 04.05 Çaltepe - р. Köprüçay 55 Асфальт 1500
5 05.05 р. Köprüçay - Burmahan Köyü 45 Асфальт 1350
6 06.05 Burmahan Köyü - Başlar 58  Гравий, каменистый гравий 1750
7 07.05 Başlar - Akseki 65 Асфальт 1700
8 08.05 Akseki - Огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü 33 Гравий, тропа (снег) 1400
9 09.05 Огромный Кош недоезжая оз. ilvat gölü - Gündoğmuş 50 Гравий, асфальт, mропа (снег) 800
10 10.05 Gündoğmuş - Yeniköy 52  Асфальт 1700
11 11.05 Yeniköy - Аланья 79 Асфальт, глинистый грунт, гравий 1400
ИТОГО: 643 16350


Ходовое время.
(Вернуться к содержанию)
Ходовое время
День пути Дата Выход со стоянки Остановка на ночь Ходовое время
1 1.05 11:45 18:45 7:00
2 2.05 7:55 19:45 11:50
3 3.05 7:45 18:25 10:40
4 4.05 8:05 19:25 11:20
5 5.05 7:40 18:15 10:35
6 6.05 7:45 18:50 11:05
7 7.05 7:55 19:25 11:30
8 8.05 8:15 17:50 9:35
9 9.05 7:40 19:35 11:55
10 10.05 8:10 19:00 10:50
11 11.05 7:55 17:30 9:35



ИТОГО: ~ 116 часов

Расчёт протяжённых препятствий.
(Вернуться к содержанию)

КТ = Кпр * Кпк * Кнв * Ккр * Кв * СГ
Г = 1


ПП1. Анталья – село на р. Кючюкаксу (2 КС)
L = 65 км; Кпр = 1,65
Практически целиком асфальт. Кпк = 0,8
НВ=1100м, Кнв = 1,55
20 км: 5,5%; Ккр = (1,55*20 + 45)/65 = 1,17
В<500; Кв = 1
КС = 2,39;

ПП2. Село на р. Кючюкаксу – Чукурка (3 КС)
L = 50 км, Кпр = 1,5
В основном хороший гравий, Кпк = 1,2
5 км: 5%; 12 км: 7,5%, 6 км: 10%, 13 км: -10% Ккр = (1,4 * 5 + 2,15 *12 + 3 * 6 + 14)/50=1,296
НВ = 1900 м; Кнв = 2,3
31 км выше 1000, 12 км выше 1500; Кв = (1,05*31+1,1*12+7)/50 = 1,055
КС = 5,66

ПП3. Чукурка – шоссе на Чалтепе (3 КС)
L = 42 км, Кпр = 1,42
Асфальт 15 км, гравий 19 км, грунт/каменистый грунт 10; Кпк = (15*0,8 + 19*1,2 + 10*1,4)/42=1,162
7км: 3%; 8 км: 8,75%; 10 км: -10%: Ккр = (1,1*7 + 2,5*8 + 1,5 * 10 + 17)/42 = 1,42
НВ = 1200 м; Кнв = 1,6
Нср = 1250м; Кв = 1,075
КС = 4,03

ПП4. Шоссе на Чалтепе – Бурмахан Кёйу (3 КС)
L=77 км, Кпр = 1,77
6 км гравия, остальное – асфальт разного качества; Кпк = (6*1,2+71*0,8)/77 = 0,83
11км: 6.5%; 16 км: -7%; 20 км: 4.5%: Ккр = (11*1,85 + 16*1,2 + 20*1,3 + 30)/77 = 1,241
НВ=1900м; Кнв = 2,3
10 км выше 1000 м; Кв = (10*1,05 + 67)/77 = 1,006
КС = 4,22

ПП5. Бурмахан Кёйу – Башлар (3 КС)
L=55км, Кпр=1,55
100% гравия; Кпк = 1,2
10км: 3%; 8 км: 3,5%; 5 км: 7%; 9 км: 9,5%; 10 км: -8%; Ккр=(1,1*10+1,15*8+2*5+2,8*9+1,3*10+13)/55=1,48
НВ = 1700м; Кнв = 2,1
40 км со ср выс 1150 метров: Кв = (1,07*40 + 15)/55=1,05
КС = 6,07

ПП6. Башлар – Аксеки (2 КС)
L=55 км; Кпр=1,55
100% асфальт; Кпк=0,8
12км: 3,5%; 12 км: 7%; 4 км: 11,5%; 12 км: -9%: Ккр = (1,15*12+2*12+3,2*4+12*1,4+15)/55=1,5
НВ=1700м; Кнв=2,1
Кв = 1
КС=3,91

ПП7. Аксеки – Прембелик (4 КС)
L=52 км; Кпр=1,52
18 км – гравий; остальное – закрытая дорога со снежными заносами, в конце – 100% снежный покров. Пусть будет 3. Кпк = (18*1,2+34*3)/52=2,26
7км: 3,5%; 11 км: 6%; 6 км: 8%; 5 км: -12%: Ккр = (7*1,15+11*1,7+6*2,3+5*1,7+23)/55 = 1,22
НВ=1700м; Кнв = 2,1
Нсредняя = 1800 м; Кв = 1,16
КС = 10,21

ПП8. Прембелик – Гёкбель Яйла (3 КС)
L=78км; Кпр=1,78
3 км – глинистый грунт (1,4), 5 км – гравий, остальное – асфальт: Кпк = (3*1,4+5*1,2+70*0,8)/78=0,85
10 км: 3,5%; 12 км: 5%; 12 км: 9,5%; 20 км: -8%: Ккр = (10*1,15+12*(2,8+1,7)+20*1,25+24)/78=1,47
НВ = 2350м; Кнв = 2,7
Кв ~ 1
КС = 6

ПП9. Гёкбель Яйла – Аланья (1 КС)

L=60км; Кпр=1,6
100% асфальт: Кпк=0,8
Нв = 500 м; К нв = 1,25
30км: -8%; 8 км: 4%: Ккр = (30*1,25+8*1,2+22)/60=1,15
Кв=1
КС=1,84


Протяжённые препятствия
№ ПП Название Баллы КС
1 Анталья – село на р. Кючюкаксу 2,39 2
2 Село на р. Кючюкаксу – Чукурка 5,66 3
3 Чукурка – шоссе на Чалтепе 4,03 3
4 Шоссе на Чалтепе – Бурмахан Кёйу 4,22 3
5 Бурмахан Кёйу – Башлар 6,07 3
6 Башлар – Аксеки 3,91 2
7 Аксеки – Прембелик 10,21 4
8 Прембелик – Гёкбель Яйла 6,00 3
9 Гёкбель Яйла – Аланья 1,87 1

За ПП 1 КС идёт в зачёт 1,87 баллов
За ПП 2 КС идёт в зачёт 6,3 балла
За ПП 3 КС идёт в зачёт 25,98 баллов
За ПП 4 КС идёт в зачёт 10,21 балл

С = 34 балла (максимум для 3 кс).

Расчёт категории сложности.
(Вернуться к содержанию)
Автономность.
Автономность - низкая. Считаем А=0,8.

Интенсивность.
I = (Lф*Кэп + ЛП)*Tн / Tф*Lн
Lф = 550.
Кэп = (0,8*336 + 1*277 + 1,2*10 + 1,8*20)/643 = 0,923
Lн = 500.
Тф = 11.
Tн = 10.
I = (550*0,923*10)/(11*500) = 0,923

КС = C*I*A = 44,36 * 0,923 * 0,8 = 25,1.
Вывод: поход имеет третью категорию сложности и содержит препятствие четвёртой к.с.



Что нужно знать туристу о Турции: делимся опытом. 

Карты Турции: прокладка маршрута и ориентирование
(Вернуться к содержанию)
Турция, обладая развитой сетью неплохих дорог, характеризуется очень большой свободой в выборе маршрута для велопохода, что с одной стороны позволяет менять планы "на лету" в случае возникновения непредвиденных ситуаций, но с другой стороны требует тщательного планирования маршрута, которое позволит выбрать наилучший вариант из многих возможных.
Приступив к подготовке маршрута, я сразу же столкнулся с тем, что нормальную топокарту Турции, будь то обычная карта, или карта для навигатора garmin, найти не так-то просто. К картам garmin это относится в первую очередь: на форумах по этому поводу можно было нередко встретить полушуточное предположение, что все эти карты засекречены.
В результате поиска я остановился на картах проекта OpenTopoMap, у которого есть "Garmin версия" всех карт, которую можно найти на сайте: http://garmin.opentopomap.org/. Эти карты являются очень удачной для велотуриста сборкой OSM: все дороги класса "сплошная тонкая чёрная" и выше - велосипедные, пунктир - "велопонос", причём, по крайней мере в условиях Турции, это правило работает абсолютно безошибочно. Кроме того, к основной карте в OpenTopoMap прилагается карта, содержащая контуры высот, что иногда удобно.
Кстати, карты эти есть не только для Турции, так что теперь я в первую очередь буду пользоваться картами именно этого проекта в будущих походах.
И всё-таки эти карты, если речь идёт о Турции, тоже не без серьёзных недостатков. Обладая отличной детализацией по сравнению с другими картами, они, тем не менее, "ничего не знают" о существовании огромного количества качественных дорог, а часть нанесённых дорог изменилась. Это обстоятельство заставляет активно прибегать к использованию Google Earth для уточнения возможных срезок там, где они не очевидны по карте.
По факту прохождения похода Артемий внесёт массу правок в OSM - будут отрисованы километры новых дорог, подправлено местоположение старых, изменено покрытие реконструированных и добавлены соединения между дорогами, которые, по какому-то недоразумению, на карте отмечены как не соприкасающиеся, что вызывает проблемы с автоматической прокладкой маршрута на всех сервисах. Так что со следующего сезона OpenTopoMap на этом маршруте будет радовать исключительной точностью. =)

Транспорт: как добраться до начальной точки маршрута?
(Вернуться к содержанию)
Самый дешёвый способ добраться до Антальи - прилететь самолётом в Стамбул, и оттуда уже на автобусе доехать до Антальи. Недостаток этого способа в том, что при его использовании придётся довольно много времени провести в автобусе, что утомительно, да и отпуск тоже не резиновый.
Ну и, конечно, самый очевидный и удобный способ - прилететь на самолёте сразу в Анталью. Им мы и воспользовались.

Транспорт: на чём перемещаться по Турции?
(Вернуться к содержанию)
На автобусе. Этим видом транспорта можно перебрасывать группу между более-менее крупными городами. Расписание, стоимость и наличие автобусов можно узнать на сайте neredennereye.com. Если всё пойдёт по плану, то вам понадобится только маршрут Анталья-Аланья (не более 3 часов в пути и порядка 30 TL, включая перевозку велосипеда). В автобусах при посадке почти всегда требуют за велосипед дополнительных 10 TL несмотря ни на какие заверения при покупке билета, что велосипед бесплатный. При покупке билета на автобус также убеждайтесь, что данный рейс обслуживает большой автобус, а не какая-нибудь маршрутка, иначе будут проблемы с перевозкой велосипедов.
Терминалы автобусов в Аланье и Анталье обозначены на карте.

Топливо: на чём готовить еду?
(Вернуться к содержанию)
Здесь каждый может использовать то топливо, которое ему нравится. Наличие огромного количества сушняка предполагает лёгкое разведение костра, газ можно купить в Анталье (магазин отмечен на карте точкой "Stove gas"), а бензин можно купить в том числе и на маршруте (на карте точки "Gas station").
Видится наиболее рациональным использовать горелочный газ в резьбовых баллонах - наиболее быстрый и беспроблемый способ приготовления еды.
Мы закупили на группу из 6 человек 3 литра газа (6 баллонов по 0,5), и этого впритык, но хватило на весь поход даже с учётом трёхразового питания. В случае нехватки газа, мы докупили бы топлива на заправке (у нас были МТ горелки). В случае использования газовых горелок, стоит купить газа чуть больше (4 кг), чтобы его точно хватило.

Язык.
(Вернуться к содержанию)
В Турции государственным языком является турецкицй - это единственный язык, на котором говорят вдали от туристических мест (то есть как раз там, где, преимущественно, и проходит поход). Объясниться с турками в случае необходимости можно и "на пальцах", но рекомендуется иметь хотя бы "разговорник" с названиями еды, так как это сильно облегчит жизнь и уменьшит время закупок в местных магазинчиках. Очень удобную и исчерпывающую таблицу я нашёл здесь.
Возможно использование турецко-русской практической транскрипции, которую можно найти, например, здесь. Она поможет правильно произносить названия и другие турецкие слова.
В местах, где есть туристы, с языками проще. Тут, пусть и в основном довольно плохо, говорят на английском, немецком, а иногда и на русском.

Деньги и финансовые расчёты.
(Вернуться к содержанию)
В Турции в ходу турецкая лира (TRY, в неофициальном написании: TL). На момент совершения похода одна лира стоила порядка 20 рублей.
Считается, что выгоднее всего брать в Турцию доллары и там менять их на лиры, однако я не вижу аргументов против того, чтобы просто снять лиры с карточки прямо в аэропорту (в итоге мы так и поступили). Единственное, перед отъездом заграницу стоит позвонить в свой банк и предупредить, что карта будет использоваться не в России, что предотвратит возможную блокировку этой карты по соображениям безопасности. (Для ВТБ24 это неактуально - они не блокируют карты по использованию в "подозрительных местах").
В туристических местах иногда даже принимают доллары, чуть реже евро. В ресторанах в крупных городах также всегда можно расплатиться карточками.
Стоит отметить, что Турция - дорогая страна для туриста, по крайней мере несравнимо дороже Санкт-Петербурга. В туристических местах это, наверно, вполне естественно, но касается это также и маленьких горных деревенек, где, судя по всему, иногда к иностранцам применяется какой-то "коэффициент", который всё делает дороже.
Сколько понадобится денег на траты в Турции? Мы сняли 2000 лир на группу из 6 человек и этого почти хватило с учётом всех "излишеств" вроде гостиниц и общепита.
В случае, если денег всё-таки не хватит, их можно "доснять" из банкоматов по дороге. Они отмечены на карте как "ATM".

Климат и погодные условия, одежда.
(Вернуться к содержанию)
Климат довольно приятный. Днём в мае в районе совершения похода порядка 25 градусов, ночью даже в горах среди снегов температура не опустится ниже 7 градусов (ну может максимум до 5 дойдёт). Сильный крем от загара строго обязателен.
С осадками сложнее. Судя по всему, в районе первой половины похода (до Аксеки) их гораздо меньше чем во второй, и дело тут даже не в высоте над уровнем моря, а именно в районе. Наряду с более сырой погодой, вторая часть похода характеризуется также глинистыми грунтами, что, видимо, и предопределяет желание групп ездить в тех местах преимущественно по асфальту.
Что касается снежного покрова, то, видимо, в нашем случае было аномально высокое количество осадков зимой, и высокогорное плато после Аксеки с высоты 1800-2000 было завалено снегом (чем выше тем плотнее), который в значительно степени замедлил продвижение. Перед походом проверяйте этот момент.
Из одежды рекомендуется иметь непромокаемую/непродуваемую куртку (водозащитные штаны здесь не обязательны), "запас прочности" по холоду обеспечить до +5 градусов. "Зимний комплект" из шапочки, перчаток с пальцами и двух пар лёгких шерстяных носков также настоятельно рекомендуется.
Не могу не упомянуть слышанные мной рекомендации о том, что следует избегать голых ног, и другой "откровенной" одежды, которая может смущать жителей горных, мало цивилизованных районов. Тем не менее, из всей группы в штанах ездил только я, и люди в аулах от этого не переставали быть дружелюбными и радовались нашему приезду.
Световой день где-то с 5:30 до 19:30.

Дороги: покрытие и рельеф.
(Вернуться к содержанию)
Рельеф классический горный. Долгие подъёмы с набором до 1500 метров чередуется с такими же продолжительными спусками. Местами подъёмы на некоторых отрезках очень крутые.
На маршруте присутствуют как асфальтовые дороги, так и гравийные и грунтовые разного качества. В первой части похода дороги без асфальтового покрытия в основном гравийные, иногда весьма каменистые, во второй части похода (после Гюндогмуша) в основном асфальт, дороги без асфальтового покрытия преимущественно глинисто-грунтовые, очень плохо переносят осадки.

Экипировка: вело и прочая.
(Вернуться к содержанию)
Наличие крутых подъёмов определяет необходимость наличия мощных передач и неизношенной трансмиссии на вашем велосипеде. Рекомендуемый набор передач - не слабее 22x32 при 26" колёсах.
Никаких других специальных рекомендаций нет, так как основная сложность похода именно в рельефе, что, естественно, не отменяет необходимости наличия стандартного набора запасных частей и инструментов для ремонта велосипеда.
Традиционно рекомендуются лямки на рюкзак при их наличии, хотя в данном походе можно обойтись и без них.
Про одежду написано в разделе Климат и погодные условия, одежда.

Ночлег и гостиницы.
(Вернуться к содержанию)
Встать с палаткой можно практически везде где захочешь. Единственное, стоит предпочитать места где есть вода, чтобы была возможность помыться после жаркого дня и не было необходимости везти на стоянку лишние килограммы воды.
Остановиться в гостинице на маршруте можно только в Аксеки. Этой возможностью мы воспользовались и остались довольны. Самый дешёвый в городе отель, Star Hotel, может похвастаться отличным видом из окна.
Также мы стояли в гостиницах в Аланье и в Анталье. Основная часть группы прилетала в Анталью ночью, поэтому основным критерием в выборе гостиницы была близость к аэропорту. В гостинице при а/п дешёвых мест уже не было (бронируйте заранее, а не как мы, и тогда будут ;) ), в ещё одной близкой гостинице FarmHouse стойка регистрации не была круглосуточная и в итоге мы остановились на Han Hotel. Это не отель, а просто ужас велосипедиста, уж лучше прокатитесь дополнительных 5 километров до чего-нибудь нормального, желательно в историческом центре Антальи. =) Мало того, что наши велочехлы в отеле отказались хранить на время совершения похода (чтоб их с собой не таскать), что является нормальной практикой, так ещё и не разрешили закатить велосипеды внутрь - пусть стоят на улице (а у гостиницы даже надёжно защищённого двора нет)! Завтрак мне тоже тогда не понравился, но потом, сравнив его с завтраком в других гостиницах, я понял, что в Han Hotel он ещё был весьма хорош.
Кстати, обычный "завтрак" в турецкой гостинице - это просто шляпа. =) Пара ломтиков брынзы, накрошенный помидор, оливки. Завтрак, по возможности, лучше не брать.

Вода.
(Вернуться к содержанию)
Существует распространённое мнение, что в Турции никаких проблем с водой нет. На самом деле, это не совсем так, и если вы всё время будете ехать только с бутылочкой воды на 0,7 литра, то рискуете местами облизывать потрескавшиеся губы сухим языком. =)
Самое противное, что вода может закончиться внезапно - вот только что была куча источников вдоль дороги, которые любезно сделали для путников турки, проявляя похвальное человеколюбие, а вот уже и ничего нет в течении многих километров подъёма. И турков тут обвинить не в чем - если воду брать не от куда, питьевого фонтана при всём желании не сделать. Верно и обратное - в самом неожиданном месте вдруг начинается вереница питьевых фонтанов.
Если есть сомнения, лучше везите с собой дополнительную воду в бутылках.
Это же касается и стоянок. Там, где вам надо будет становиться на ночлег, вы далеко не всегда найдёте реку или источник. Если есть сомнения в доступности воды в месте стоянки, необходимо брать воду с собой из расчёта 3 литра на человека (для этого заблаговременно запаситесь бутылками - желательно ещё до вылета в Турцию).
Гарантированные источники питьевой воды я отметил на карте по ссылке под названием "Water". Источники там отмечены не все, но их достаточно для понимания общей картины.

Еда.
(Вернуться к содержанию)
Еда была спланирована трёхразовой: завтрак, обед и ужин. На каждом из приёмов пищи также практиковалось чаепитие с местными восточными сладостями.
На завтрак было запасено сухое молоко из расчёта 50 гр/чел в день (по весу сух. молоко на весь поход практически ничем не отличается от свежего молока на одну готовку). В качестве крупы для завтрака был выбран булгур (раз уж овсянки не купить в Турции).
Обед состоял из картофельных хлопьев "Картошечка", сушёного мяса, и сушёных трав: укроп, петрушка, перец в качестве приправы. Картофельные хлопья заливались водой, в которой разваривалось мясо, и таким образом получалось пюре. Полторы пачки по 250 гр. хлопьев - рацион на 6 человек на один обед + 50 гр сушёного мяса на каждого.
Ужин состоял из риса + 50 гр сушёного мяса / чел.
Крупы, естественно, из Питера не везлись, а закупались на месте. Закупиться крупой на маршруте можно было почти в любом горном посёлке - автономность по питанию нулевая, крупы брались лишь на текущий день и следующий завтрак. Единственное место где стоит сделать небольшой запас на сутки - высокогорные районы после Аксеки. Там можно застрять в снегу и пройти меньше запланированного.
Временами использовался турецкий общепит. Он довольно дорогой, на мой взгляд вполне вкусный.
Хочу особо подчеркнуть, что в Турции при пользовании общепитом, очень желательно всегда заранее уточнять, что сколько стоит, иначе можно легко получить счёт с весьма крупными цифрами.

(Вернуться к содержанию)

Комментариев нет:

Отправка комментария