среда, 9 сентября 2015 г.

Париж-Брест-Париж 2015, и не только!


Маршрут: Париж -> (поезд) -> Дижон -> 600-ка по Бургундии -> Дижон -> Труа -> (поезд) -> Париж -> 1200 км "Париж-Брест-Париж" -> Париж

Сроки: 8 августа 2015 - 22 августа 2015

Треки: Супер 600ка, Париж-Брест-Париж, Общий трек с путевыми точками

Вступление.
Этот двухнедельный отпуск во Франции – тот случай, когда говорят: «больше устал, чем отдохнул». Основная идея поездки – приобщиться к масштабному велосипедному празднику под названием «18-й велопробег Париж-Брест-Париж». Однако мне показалось, что ехать во Францию ради одного только лишь ПБП – это как стрелять из пушки по воробьям, поэтому на данную поездку был намечен ещё один марафон – 608 км с набором чуть больше 10000 метров и культурная программа, связанная с осмотром Дижона, Труа и Парижа, а также их окрестностей.
Для меня это первый опыт «цивилизованного» велопохода без палатки с активным использованием гостиниц и минимумом только самых необходимых вещей.

Содержание:
Вступление
График движения
Первый день во Франции
«По холмам Бургундии»
Восстановление после супер-600-ки
Дижон
Дорога в Труа
Труа
За день до старта ПБП
Перед стартом
Париж-Брест
Брест-Париж
День после финиша
Мой ПБП «в цифрах»
Основные впечатления и мысли после ПБП
Версаль
Возвращение домой

Приложение 1: Общественный транспорт Франции
    Поезда дальнего следования
    Региональный транспорт Иль-де-Франс (Париж и пригороды)

График движения
(Вернуться к содержанию)
График движения
Дата События дня Пройдено, км Набор, м
08.08 Прибытие в Париж, переезд в Дижон, заселение в отель 5 15
09.08 Superrandone Cotes de Bourgogne (day 1) 254 4551
10.08 Superrandone Cotes de Bourgogne (day 2) 286 5537
11.08 Финиш superrandone, отдых в отеле 88 1452
12.08 Починка велосипеда, стирка формы, осмотр Дижона, закатка до Труа (day 1) 105 1000
13.08 Закатка до Труа (day 2), Осмотр Труа 55 150
14.08 Днёвка в Труа 0 0
15.08 Прибытие в Париж, осмотр Парижа, заселение в отель в Велизи-Вилакубл, проверка велосипеда перед ПБП 67 500
16.08 Отдых перед ПБП, вечером: старт ПБП, ПБП (день 0) 162 1217
17.08 ПБП (день 1) 356 2774
18.08 ПБП (день 2) 347 2704
19.08 ПБП (день 3) 363 2828
20.08 ПБП финиш (в 1:11), отсыпание, перевозка вещей из отеля в Велизи-Вилакубл в отель в Париже, церемония закрытия ПБП 29 226
21.08 Пеший осмотр Парижа, Версаль: осмотр города, парка и дворца. 0 0
22.08 Подготовка к отлёту, поиск коробок для транспортировки велосипедов в самолёте, осмотр Парижа, прибытие в CDG 0 0
23.08 Вылет в Россию 0 0

ИТОГО: 2112 22939

Ходовых дней: 10 (+ 1 день днёвка)
Средний суточный пробег (09.08-19.08, час 20.08 будет считаться за 19-е): 192 км  / 2085 м
Без учёта днёвки 14.08: 211 км / 2293 м



Первый день во Франции
(Вернуться к содержанию)

В эту поездку я отправился не один – мою идею поддержал Игорь, ещё один член питерского клуба «Балтийская звезда», чему я был очень рад! В Париж мы прилетели одним и тем же рейсом в а/п Шарль-де-Голль, откуда сразу же на RER (что-то вроде наших пригородных поездов) и метро доехали до вокзала Гар де Лион. Отсюда через несколько часов уходил поезд, который должен был доставить нас в Дижон – город, недалеко от которого располагался старт и финиш суперрандоне – специального марафона протяжённостью 600 километров с набором высоты не менее 10000 метров.

Как обычно перестраховавшись, я взял билет на поезд с «запасом» по времени, что предопределило довольно долгое ожидание на вокзале. Хорошо хоть, на всех вокзалах есть WiFi, который здорово помогает коротать время. В этот раз при регистрации подключения к сети я не обнаружил в выпадающем списке страны «Russian Federation», зато после недолгого поиска был найден «USSR». =)

Когда подошло время, мы погрузились в красивый и быстрый поезд TGV. Очень долго пришлось объяснять проводнице, что это у нас в коробках велосипеды, поэтому они провозятся бесплатно (с английским у них не всегда хорошо). Так же не без труда мы разобрались, куда эти самые велосипеды надо ставить – оказывается, место дня них предусмотрено в самом начале головного вагона (скорее всего, в конце последнего вагона их тоже можно разместить).


В Дижоне на вокзале собрали велосипеды, оставив коробки около мусорных корзин, и поехали в отель, который находился недалеко от старта в пригороде Дижона, городе Шенов. Без происшествий заселились, поужинали в пиццерии неподалёку и легли высыпаться перед суперрандоне.

«По холмам Бургундии»
(Вернуться к содержанию)

Примерно так и переводится название одного из «бреветов с рельефом», или суперрандоне, которое нам предстояло сегодня стартовать. Суперрандоне, как говорится на сайте «Парижского клуба отважных» (или ACP, центральный орган бреветного движения), представляет собой мероприятие, наполненное «духом рандоннёрского движения» больше, чем какое-либо ещё из организуемых Клубом. =) Действительно, бюрократии здесь абсолютный минимум. Ты выбираешь один из предложенных утверждённых маршрутов, а затем сам назначаешь дату и время старта, о чём уведомляешь ACP не менее чем за месяц до этой даты. И всё! Даже презираемая Балтийской звездой бреветная маршрутная карточка тут абсолютно неуместна. Вернее, её, конечно, отправляют тебе по почте, но вот что с ней делать, никто толком объяснить не может. =) Мы с Игорем ехали вообще без карточки, так как она не успела до нас дойти вовремя. Доказательством прохождения дистанции служат фотографии велосипеда участника в специально оговорённых местах, временем прохождения КП считается время снимка в EXIF фотографии (особо оговаривается, что участники должны правильно выставить время в фотоаппарате).

Старт состоялся практически в намеченное время после плотнейшего завтрака в гостинице. Погода была так себе – шёл дождь, температура при этом была довольно высокой, так что сильно парило. «Горы» начались сразу же, первый КП был всего через 10 км от старта и находился он на «горе Африка». До него доехали непринуждённо – со старта-то все свежие. Спускаясь с горы, наблюдали множество серо-бурых зайцев, убегающих с дороги едва завидев нас. Затем случился затуп с навигацией, на круговом движении мы поехали не туда, намотали лишних километров (а ведь нас же предупреждали, что с ориентированием тут будет непросто!)

В ходе дальнейшей дороги можно было наблюдать аккуратные поля, расположенные на высоких холмах, красивые и масштабные каменные ж/д мосты, старинные кладбища, местами попадались замки и ветряки, верхняя половина которых была полностью скрыта в густом тумане.

На следующем КП что-то весело отмечала группа французов, которая предложила нам выпить с ними. Игорь не отказался. ;) Дальше следовал продолжительный спуск, частично проходящий по узким петляющим улочкам аутентичного французского городка, где я чуть не навернулся на мокром металле решё
тки, закрывающей водоотвод. Почти точно через 100 км после старта мы прибыли в первый сгусток цивилизации, где можно рассчитывать на наличие еды: в красивый город Сольё (Saulieu). Здесь после долгих поисков мы нашли пиццерию, в которой заказали три больших пиццы! Также нам очень понравился лимонад, который есть практически во всех заведениях во Франции: что-то вроде прозрачной сладкой жидкости со вкусом лимона.

Пока наши пиццы готовились, я съездил прокатиться по городку, нашёл булочную, где закупился свежайшими круасанами и багетами впрок. Кроме того, Игорь не доел своих пол пиццы, так что она тоже пошла в резерв. Едва успели мы выехать из города, как случилось страшное – у меня порвался тросик заднего переключателя! «Ну всё, это провал!» – уверенно подумал я, однако немного подумав, добавил: «Но подёргаться ради приличия надо бы»! Решено было зафиксировать передачу на какой-нибудь компромиссной путём вставления камешка в задний переключатель. Путём проб и ошибок сошлись на передаче 1-4 (то есть 34х21), которая позволяла ненапряжно ехать по равнине 20-21 кмч и штурмовать в седле, пусть и не всегда без проблем, практически все горки, кроме самых крутых. Любая другая передача, будучи единственной, сильно нарушала этот хрупкий баланс.

Больше всего бесило, когда дорога шла с небольшим градиентом вниз, при этом не крутя педали ты едешь со скоростью 20-25 кмч. Блин, да я же могу тут ехать 40 кмч вообще без напряжения, но вынужден просто несколько минут сидеть в седле не крутя педали и созерцать. Также в таком режиме очень много лишних сил отнимал штурм низких холмов, а в особенности – проезд локальных низин. В нормальной ситуации такие препятствия берутся на высокой скорости, что позволяет «пролететь» большую часть подъёма мощным рывком, а потом докрутить чуть-чуть, если надо. Теперь же я никак не мог повлиять на ситуацию, пока скорость не опустится почти до 20 кмч.

Промежуток между КП4 и КП5 был очень большим и делился обедом примерно пополам. Ещё 40 км после аварии, и мы приехали к дамбе озера Кресан. Интересное и масштабное сооружение! Следующим «сгустком цивилизации» был городок Арлёф (Arleuf) примерно на 200-м километре. Здесь в харчевне мы заказали стейк и печёную картошку. И то и другое пеклось в фольге на живом огне, разведённом в общем зале, где все ели. Стейк, правда, мне не очень понравился, но антураж существенно спасает положение. =)

Стало темнеть, мы включили фары. Следующая наша цель – самая высокая тока всего маршрута: гора О-Фолен (Haut Follin) 901 метр над уровнем моря. С приходом темноты встал также и сильный туман, что, правда, не доставляло пока что особых неприятностей, так как дорога была широкой и хорошей, а качественный свет у меня был предусмотрен для движения в тёмное время суток. Отметившись на горе, мы начали спуск, который привёл нас в город  Глюкс-ан-Глен (Glux-en-Glenne), в котором жители что-то праздновали среди ночи. Все улицы были перекрыты для машин, а жители, заполонивншие их, пили и танцевали. =)) Видимо в этом городе я сильно порезал покрышку, что стало заметно уже через пол километра, когда вылезшая наружу камера протёрлась и спустила. Мы остановились заклеивать покрышку, что, несмотря на сильнейший порез, получилось, и заменили камеру. Во всё время ремонта мы наблюдали как над городом, оставшимся позади на горе, взметались феерверки, сопровождаемые громким ором.



Следующий КП, гора Бёвре (Beuvray), был уже неподалёку. Подъезд к горе был чрезвычайно крутым, что заставило меня идти его пешком: на 34х21 взять я такое не мог. Дальше следовал крутой спуск, проходящий по узким лесным дорожкам, заваленным брёвнами, ночью и в тумане. Это был замечательный аттракцион. =) Когда я спустился, у меня некоторое время плохо гнулись перенапряжённые пальцы, дежурившие на тормозе. Игорь, традиционно ездящий с плохим освещением, спускался существенно дольше.

Всю ночь был сильный туман, один раз мы уехали не туда под горку, пришлось забираться назад. Часа в 3 ночи было решено лечь поспать. Поспали где-то час-пятнадцать.

Ночью мы часто испытывали проблемы с водой. Если днём нам «наливали» везде, где только можно, то ночью, да ещё и в не самых густонаселённых местах, воду было достать трудно. Мне, с моими полутора литрами, воды хватало еле-еле, и я просто не понимаю, как Игорь не имел больших проблем со своей единственной поллитровой бутылкой. Тем не менее, однажды наступил момент, когда мы всю нашу воду выпили, и было вообще непонятно что делать. На счастье нам попался какой-то большой город.

Все эти приятные и аутентичные древние французские города ночью выглядят как-то по-волшебному! =) Все дома – старой постройки, улочки мощёные камнем, и все это освещается приглушённым светом фонарей с очень «тёплой» гаммой. Ореол таинственности на эти города набрасывает их пустынность и гробовая тишина, царящая там ночью. Действительно, я не привык, что относительно большой город может так «глубоко спать», будучи лишённым всякого движения и звука. Словом, сказка! В этот раз нам очень повезло, по пустынному городу гуляла группа из четырёх подростков. Они прониклись нашим положением, и повели нас по городу к своему общежитию, где нам наполнили все ёмкости бутылированной водой, денег не взяли.

На следующий день погода была гораздо лучше, чему я был очень рад. Радость омрачал только один мой существенный косяк – я забыл в отеле тормозные колодки, специально привезённые из России, а те, что были установлены на велосипед, уже почти отбыли свой срок, о чём предупреждали громким писком, как это и принято у всех правильных колодок. Я всё-таки надеялся, что «удастся доехать и так», но нет – не удалось, на одном из сложных спусков передний тормоз от перегрева перестал работать. Долго разбираться времени не было, передний тормоз я снял, а на его место поставил идентичный задний, после чего тормоза стал беречь, не допуская длительного воздействия на них.

Дальше до конца дня особых приключений не было, едальни всегда попадались вовремя, новых поломок не случалось. Кроме того, нам очень повезло, и на 510-м километре в городке Сен-Леже-Сюр-Дён (Saint Leger sur Dheune) мы нашли пиццерию, работающую в 9 часов вечера! А, надо сказать, в Европе в понедельник есть шанс не найти вообще ничего работающего, а тут работает, да ещё и в 9 часов! До зачётного лимита марафона оставалось аж целых 14 часов и около 100 км пути, из которых последние 30 очень лёгкие – можно было расслабиться и поесть.

После еды уже стемнело, и я включил свою фару. С удивлением обратил внимание на индикатор, который говорил о том, что она разряжена почти в ноль! Как такое может быть, если эта фара спокойно светит 20 часов на одной зарядке! Наверно не прошли даром дожди и туманы – аккумулятор промок и саморазрядился, или, может быть, саморазряд произошёл в самолёте – были и такие прецеденты у людей. Надо учитывать на будущее. Фары хватило, чтобы доехать до следующего КП (~515 км), на котором она вырубилась окончательно и бесповоротно. У меня про запас был налобный фонарь, и я полез за ним, тут же обнаружив, что он случайно включился в сумке и тоже серьёзно подсел – и без того неяркий свет был совсем уж тусклым. Но это лучше чем ничего.

Тем не менее, с высокой крутой горы, на которой был КП, пришлось спускаться пешком! Следующий КП был недалеко, и снова располагался на высоченной крутой горе, подъём на которую начинался в ещё одном волшебном ночном французском городке. Большую часть подъёма снова пришлось идти пешком, так как было очень круто для «фикса». Спуск, как вы уже, наверно, догадались, в целях сбережения тормозов тоже преодолевался пешком. Игорь спустился в город быстрее, и я рассчитывал его там увидеть. Тем не менее, внизу я его не нашёл, крикнул пару раз – никто не отозвался, из-за чего я решил, что он уже поехал дальше.
В дальнейший путь я отправился один. Несмотря на проблемы со светом и тормозами, от езды этой ночью остались приятные впечатления благодаря видам. Да-да, именно видам и именно ночью. Ярко светили своими красными огоньками ветряки, синхронно подмигивая мне, где-то далеко внизу виднелся какой-то большой, подсвеченный яркими огнями город (судя по всему – Шаньи (Chagny)). Вокруг тишина, мрак и абсолютно чистое звёздное небо, которое давало хоть немного света, которого, местами, даже было достаточно для езды по широким дорогам, проходящим вне леса.

Основная тактика езды в сложившихся условиях была следующая: ехать посередине дорог, выхватывая своим тусклым налобником центральную разметку, и держаться её. Если разметки нет, часто есть светоотражающие столбики, которые отлично видны и не дают пропустить поворот. Если нет ничего – ну тут уж извините, можно и пешком немного спуститься. =) Будто специально для поднятия боевого духа стало появляться много освещёнки, которая, впрочем, через некоторое время всё-таки кончилась. Один раз после этого я вообще повернул не туда, что заставило забираться на высокую крутую гору.

Доехав до предпоследнего КП (~565 км, 43 км до финиша) в 3:07 (за 8 часов до лимита), я решил, что стоит лечь поспать. Ну кому это нужно – ездить ночью без света, если ночью можно спать? Проспал примерно 1:45 и свежий отправился дальше. Спуски в основном были комфортной крутизны, чему я весьма радовался. Все, кроме одного. С высокого крутого холма как на ладони были видны освещённые улицы ещё одного «спящего города» – Буйан (Bouilland). Часть спуска я традиционно шёл пешком, а в самом городе неожиданно встретил велосипедиста! Это был Игорь, который, как оказалось, тогда не уехал, а лёг спать на 40 минут. Игорь указал мне на источник воды в городе, что было очень кстати, вода у меня кончалась.

Дальше из «сложного» оставался только достаточно большой и интенсивный набор высоты, который особых проблем не вызвал. После него начался затяжной интенсивный сброс высоты с очень красивыми видами, которые были предопределены частью утренним туманом, а частью рельефом местности. После сбросов оставалось ехать километров 10-12 без существенного рельефа, что не вызвало никаких затруднений. В лимит уложились, всё отлично – поехали отсыпаться в отель!

Восстановление после супер-600-ки
(Вернуться к содержанию)

Финиш был утренним, поэтому первым делом мы в очередной раз плотно позавтракали сразу после заселения в тот же отель! Всё-таки, завтраки в большинстве французских отелей при моём аппетите – это очень выгодно. За 6,5 евро, которые брали за завтрак, я могу съесть пищи хоть на 15. =) После завтрака с удовольствием завалились спать, проснулись где-то в 5 часов вечера, пошли прогуляться.

На прогулке первым делом зашли в ближайший Декатлон. Я купил тросик переключения передач для того, чтобы восстановить задний переключатель, а также шестигранники, так как свои я посеял, причём, скорее всего, при заклейке колеса после Глюкса. Сразу после Декатлона мы отправились в очередное заведение общепита, специализирующееся на приготовлении мяса. Как выяснилось, платить надо только за мясо, а гарнир, десерт и многое другое шло в режиме шведского стола. Вот это правильная столовка, сидели мы там долго! Взяли также бутылочку вина – отметить успешное прохождение суперрандоне.

После ужина вернулись в отель и продолжили отсыпаться. Несмотря на ранний отбой, мне еле-еле удалось проснуться чуть раньше десяти утра. Ёлы-палы, скоро же время завтрака кончается! Я быстро разбудил Игоря, и мы помчались завтракать.

Дальше началась эпопея по ремонту велосипеда. Первым делом я заменил порезанную заклеенную покрышку на запасную. Покрышка с таким сильным порезом не может дальше эксплуатироваться – хорошо хоть до финиша доехала. Затем развинтил и свинтил заново неработающий тормоз – заработал. =) А вот с переключателем передач всё оказалось не так просто.  Я обнаружил, что «пистолет» треснул в одном месте, что, скорее всего, и было причиной перетирания тросика. Причём, видимо, треснул он ещё до Франции, так как вёл себя странно он и раньше. Нового пистолета в Шеновском Декатлоне не было, пришлось отложить этот ремонт до поездки в Дижон.

Предварительно отстирав в раковине все вещи, мы выписались из отеля точно ко времени «выселения», 14:00. Сушили вещи уже на улице – на жарком дневном солнце, параллельно починяя велосипед. Когда вещи высохли, мы собрали рюкзаки и отправились в Дижон искать веломагазин. Магазин нашли отличный – там было всё! 105-й пистолет на 10 скоростей тоже нашёлся, за него пришлось выложить что-то около 130 евро. С закупленным пистолетом мы поехали искать магазинчик, чтобы там немного перекусить параллельно с заменой пистолета. Ковырялись довольно долго, «как бы ни было, впервой!» ((с), Василий Тёркин). Тут же оказалось, что задний тормозной  тросик всё-таки лучше купить новый, снова вернулись в магазин, докупили, но устанавливать его решили позже – задний тормоз не так уж и нужен.

Дижон
(Вернуться к содержанию)

Дальше по программе планировалось потратить конец дня на то, чтобы осмотреть Дижон, и проехать сколько-нибудь километров в сторону Труа, который тоже значился в программе на эту поездку во Францию.

В Дижоне, как и во многих других старинных городах Европы, самым интересным объектом был исторический центр, в котором можно было проникнуться духом старого города, пропитанным богатой историей, и оценить множество архитектурных памятников. Впечатление только сильно портила обычная для Франции «скученность» строений и отсутствие больших просторов в пределах жилой застройки даже вблизи основных архитектурных объектов, что мешало в полной мере их оценить. Тем не менее, город мы осмотрели хорошо и подробно, нам даже удалось попасть внутрь кафедрального собора, который уже закрывался. Ради дорогих гостей, приехавших издалека, его снова открыли. =) Обратил на себя внимание замок собора. Такое ощущение, что его не меняли с момента постройки: он был старинным и открывался большим кованым ключом.


На одной из центральных площадей было оформлено что-то вроде «шутейных фонтанов» Петергофа, когда вода «неожиданно» вырывается из-под земли, а люди с визгом пробегают «опасные» места: обрызгает или нет? =)

Помимо старого города в Дижоне можно зайти в сад Аркебуз – очень приятное место. Количество сортов роз, растущих там под открытым небом, вполне может поспорить с розарием в питерском ботаническом саду. В саду обнаружили интересной конструкции колонку с питьевой водой. Чтобы вода полилась, нужно крутить ручку, располагающуюся сверху. Недалеко от сада располагается старый монастырь Шартрёз де Шампмоль. Место, правда, не очень интересное, как мне показалось, но почему бы по дороге не заехать?

Завершилось наше пребывание в Дижоне походом в Макдональдс, где мы неспеша заправились перед марш-броском в Труа протяжённостью более 150 километров. Эти километры должны были поспособствовать ускоренному восстановлению физических сил, которые понадобятся на ПБП. (Ведь не секрет, что восстановление быстрее происходит при умеренных нагрузках, чем при лежании пластом).

Дорога в Труа
(Вернуться к содержанию)

Прямо из Макдональдса мы выехали в путь. Было уже 9 вечера и сегодня планировалось «сделать» километров 30-40 перед сном. В качестве маршрута было без затей выбрано основное шоссе Дижон-Труа, так как на нём был наименьший набор высоты по сравнению со всеми остальными возможными путями. Обычно под словами «основное шоссе» жители больших городов России сразу представляют минимум шестиполосную дорогу, до отказу загруженную вонючими фурами, но здесь всё было совсем не так. Трафик оказался минимален, а на въезде на эту «магистраль» неоднократно дублировался знак «Водитель! Берегись велосипедистов!» =)



Первые 30 километров пути оказались неожиданно холмистыми, чего я не ожидал. Но было ясно, что это означает только одно: дальше пойдёт такой отборный плоскач, какого не видели даже в Ленобласти (небольшой суммарный расчётный набор высоты-то никто не отменял). По пути мы проезжали через небольшие старинные городки, которые все, как на подбор, ночью обладали всё той же описанной выше «магией» - очень уютно. Кроме того, городки зачастую находились в отчётливых локальных низинах, благодаря чему сверху можно было наблюдать главные высоченные соборы этих городов, щедро подсвеченные тёплым жёлтым светом! Прямо романтика!

Когда рельеф кончился, мы поехали неожиданно быстро и легко. Ближе к полуночи мы постучались в светящееся окно, чтобы попросить воды. Дверь открыл средних лет француз. Он очень обрадовался, узнав, что мы из России, и сказал, что считает Путина великим и мудрым человеком! Мы тут же были приглашены выпить чаю с печеньями, от чего, ясное дело, не отказались. По ходу дела съели ещё и по спелому, сочному грейпфруту. Француз поддержал аплодисментами то, как быстро и качественно я почистил этот тропический фрукт.

Как раз настала полночь, и через несколько сотен метров после гостеприимного дома мы с Игорем свернули от дороги в поле, расстелили коврики, и заснули. Дождя нет, и отлично, а рандоннёру больше ничего и не надо для комфорта. =)

Утром встали, собрались, и поехали докатывать оставшуюся половину пути до Труа. По дороге мы немного отклонились от маршрута, чтобы осмотреть ещё одну церквушку со старинным интересным кладбищем, о которой очень заранее повествовали плакаты. Как раз когда мы начали осматривать древние захоронения, полил дождь, пришлось прятаться пережидать. Да Труа оставалось ехать уже совсем чуть-чуть, и скоро мы пересекли границу города.

Труа
(Вернуться к содержанию)

По дороге к центру города мы одну за другой проезжали разные изысканные церквушки. В архитектурном плане среди них сильно выделялась Нотр-Дам-де-Тревуа – здание из красного кирпича с крышей из разноцветной черепицы, составляющей определённый узор. Я такого больше не видел ни в Бургундии, ни в окрестностях Парижа. Скорее всего, это относительный новострой.


Исторический центр в Труа огромен и переполнен всякими интересностями – как старинной постройки, так и современными. Уйма старинных изысканных церквей, среди которых мне хотелось бы выделить базилику Урбана IV и кафедральный собор Труа, не сильно уступающий знаменитому Нотр Дам де Пари. Базилика вообще произвела на меня сильное впечатление – это совершенно «воздушное» здание, переполненное тончайшими декоративными элементами. Словом, постарались на славу.





Из современного надо выделить разные интересные скульптуры, установленные в середине центрального канала города: это и подводная лодка, и… ну, в общем, всякая неведомая хрень. Как говорится, «нет смысла описывать происходящее, лучше просто посмотрите фотографии» (с).

Игорь заранее договорился с одним из жителей Труа, Флораном, о размещении на время нашего проживания в этом городе. Дождавшись вечера, мы поехали к нему на квартиру, которая располагалась на одной из действительно старинных улиц Труа, Эмиля Золя. Какой же интересной была планировка этого дома! После входа в «подъезд», мы, после короткого лестничного пролёта, попадали в открытый внутренний дворик, после которого уже оказывались непосредственно на площадке с квартирами. Квартира тоже была двухэтажной – на первом этаже располагалась прихожая, из которой можно было попасть в жилое помещение по крутой деревянной лестнице.


Из окон квартиры открывался приятный вид на улицу, сплошь состоящую из красивых ярких домиков постройки 19 века и ранее, целиком мощёную булыжником, с огромной пешеходной зоной. Флоран тоже любит путешествовать и в его комнате на стене висит карта с планом будущего длительного путешествия по Европе! Выяснилось, что он, как и я, был в Исландии, а его девушка аж трижды. =) Мы рассказали ему о том, что уже успели посмотреть в Труа, и он посоветовал нам обязательно заглянуть в одну церквушку, находящуюся относительно далеко от центра.

На следующий день Флоран угостил нас круасанами с джемом на завтрак, оставил ключи от квартиры, и ушёл на работу. Всю первую половину дня я потратил на дочинивание велосипеда, продел новый тормозной тросик, но вот конфуз – с тормоза потерялся фиксирующий тросик винт! Теперь введение тормоза в эксплуатацию откладывается до посещения механика, то есть до Парижа, так как в Труа механика найти трудно.

Затем сходили осмотреть церковь, и не зря. Внутри она была очень красиво оформлена. Примерно так и выглядят самые шикарные церкви из фильмов про американскую мафию 30-х годов: ряды скамеек из тёмного дорогого дерева, огромный орган, скульптуры, витражи…

Вечером Флоран пригласил нас съездить с ним на вечеринку к его друзьям. Естественно, мы согласились! По ходу мероприятия нас угостили кучей самых разных сортов французского сыра, отпоили вином и замечательным пивом. Очень нам понравился также их паштет, и, конечно же, самодельный пирог-пицца, поданный под конец застолья. Поговорили о том, кто чем занимается по профессии. Среди ребят оказались те, кого у нас принято называть «молодыми учёными». Они рассказали о том, что в Москву на конференции ездить довольно непродуктивно, так как в России на научных мероприятиях больше колотят понты и водят по достопримечательностям, чем обсуждают непосредственно то, зачем собрались. =)

Завтрашним ранним утром мы с Игорем собирались на утренний поезд в Париж, вследствие чего ушли с вечеринки немножко раньше Флорана. Игорь вообще хотел уже сегодня с утра своим ходом доехать до Парижа, но я его убедил, что не стоит.

За день до старта ПБП
(Вернуться к содержанию)

В Париж прибыли на Гар-де-Норд примерно в 10 утра. Было холодно, пришлось натянуть рукава и надеть «штанины». Всё начало дня было посвящено поиску веломеханика, который бы мог найти мне недостающий винтик, чтобы починить тормоз.  В субботу многие магазины и мастерские не работали, так что пришлось их поискать. В одном из магазинов, который находился уже не особо далеко от центрального сгустка достопримечательностей, винтик мне подобрали, но, как потом выяснилось, проблему это не очень-то решило, так как без хоть какой-нибудь шайбы только одним лишь винтом тросик прихватывался очень ненадёжно.




«Проверка велосипеда» перед ПБП была назначена на 17:45, так что у нас было ещё полно времени покататься по Парижу, что мы и сделали. В общем-то, за имеющееся у нас время удалось осмотреть почти всё что хотели: Эйфелеву башню, Елисейские поля, музей армии, Нотр-Дам-де-Пари, и другие известные места. У Нотр Дама встретили рандоннёров из Сиэттла, которые сфотогнрафировали нас с Игорем на его фоне. В музее армии привлекли внимание надписи на русском языке на пушках, стоящих во дворе замка.


Часов в 14 мы выдвинулись в Велизи Вилакубл, где располагался наш отель, и заселились туда. Расстояние от отеля до старта составляло порядка 15 км, может чуть поменьше. Немного отдохнув, мы выдвинулись на «проверку велосипеда», на которой как раз и состоялись первые живые контакты с организаторами ПБП. В связи с серьёзными проблемами с задним тормозом, я сильно опасался этой процедуры, так как не очень понимал последствия для непрошедших «проверку».

Прибыв на велодром в Saint Quentin en Yvelines, мы сразу же встретили там ещё одного россиянина – члена клуба «Караван-Марафон» Антона Кадакова, который уже прошёл эту проверку и вкратце поведал, как она происходит. Наше с Игорем время уже подходило, поэтому мы сразу же встали в очередь. Очередь была длинная, и пока она шла, я пытался всё-таки как-то закрепить тросик заднего тормоза таким образом, чтобы он выдержал хотя бы проверку немногократным нажатием. Ничего в итоге не получилось, тросик при первом же нажатии оторвался, в связи с чем мне посоветовали посетить механика. Никаких санкций, к удивлению, не последовало, «проверку» мне засчитали. Более того, механик, который дежурил тут же, сделал всю работу по подбору подходящего крепёжного винта нахаляву, а ковырялся он долго. Кроме того, он оконцевал мне тросики, которые пришлось ранее заменять в «полевых» условиях.

Параллельно с решением моей проблемы, механика заставляли заниматься всякой ерундой: привинчивать флягодержатели, подкачивать колёса, подстраивать переключатели. Тушите свет – дайте народу халяву, и он будет ей злоупотреблять!

Далее следовало получение светоотражающей жилетки, бреветной карточки, и чипа, крепящегося на ногу, для автоматической регистрации времени на каждом КП, на чём всё мероприятие и закончилось. Во многих чипах, как я заметил, почему-то был песок, а в моём содержалась ещё и целая створка ракушки. =)

Мы с Игорем опять же своим ходом отправились в отель в Велизи-Виллакубл, поужинали, и, не теряя времени, легли спать. Надо было хорошо выспаться перед марафоном.

Перед стартом
(Вернуться к содержанию)

На следующий день, как обычно на всю катушку воспользовавшись шведским столом, мы оставили в отеле вещи, которые нам не пригодятся по ходу ПБП, и покатили в сторону старта. В этот день планировалось осмотреть версальский парк и дворец, но этим планам не суждено было сбыться, так как нас не пустили с велосипедами даже на прилегающую к дворцу территорию, а вне её велосипеды оставлять было опасно. Мы не растерялись и в ожидании первых стартов засели обедать в Quick, в котором просидели несколько часов.

Пока мы ели, нам встретился какой-то местный бомж, неплохо говорящий по-русски, который попросил у нас смартфон – посидеть в фейсбуке. У бомжа была гитара, и он на удивление неплохо наигрывал приятные мелодии, сидя рядом с нами. Репертуар выступления говорил о том, что вкус у него есть, особенно понравилась мне в его исполнении Nothing else matters (Apocalyptyca). Вы знаете, это был первый раз в жизни, когда подобное музыкальное сопровождение реально доставляло мне удовольствие! Я отдал ему немного мелочи, он был ужасно рад и искренне благодарил. Вот оно как – у человека явно не самая простая жизнь, а он так позитивен и радуется по малейшему поводу.

Попрощавшись с музыкантом, мы поехали на велодром, где стали искать «наших». «Наши» как-то решили проигнорировать «праздник» первых стартов, и появлялись позже – ближе ко времени своих стартов.

Для читателей, не ездивших ПБП и незнакомых с его кухней, надо отметить, что все 6000+ человек стартовали не в одно и то же время, а группами, у каждой группы – своё время старта. Время старта можно было понять по подрамному номеру каждого участника, который имел формат XYYY, где X – буква, YYY – трёхзначное число. Буквы от A до E стартовали раньше всех остальных, для них лимит марафона был установлен особый – 80 часов, вместо 90, как у большинства участников. Стартовали они раньше всех, чтобы, по меткому выражению с одного форума, «у них не путались под ногами всякие бреветчики и триатлеты». Буква F – участники на всяких «левых» велосипедах типа тандемов, рекумбентов, веломобилей и «эллиптических велосипедов», на которых райдер едет стоя.

Дальше стартовали 90-часовики с буквами от G до T. Среди них стартовал и я со своим номером M055. После нас стартовали 84-часовики, среди которых тоже была выделена подгруппа «левых» велосипедов, представленная, в основном, тандемами и рекумбентами. 84-часовики на нормальных велосипедах носили буквы X, Y и Z. По статистике сходов с дистанции с прошлых ПБП, да и по набору участников этого ПБП тоже, создавалось ощущение, что больший процент из тех, кто «знает, что делает», был в 84-часовой группе. По ходу марафона это ощущение только крепло.

Время, тем не менее, шло, стартовали всё новые группы, и вот уже и остальные наши ребята пришли на старт, мы с ними перекинулись парой подбадривающих слов, много времени на разговоры уже не было. Тут же не могу не отметить один из организационных ляпов французов – предстартовой еды всем не хватило! Ладно ещё, её не хватило тем, кто собирался платить за неё сейчас, её не хватило в том числе внёсшим предоплату! Также на старт не были доставлены аккумуляторные батареи для подзарядки смартфонов, которые участники собирались использовать на дистанции. Я уж не говорю про такую «мелочь», что в биотуалетах бумага закончилась почти сразу же. Бардак!

Вместе со мной в группе М на старт вышли Алексей и Гавриил – отлично, по крайней мере в начале один не поеду.

Париж-Брест
(Вернуться к содержанию)

Со старта поехали бодро, в группе шлось весьма хорошо. Казалось, что едем мы в основном под горку, хотя было это неправдой, мы ехали наоборот в гору, но воздушный мешок от десятков участников помогал. Через некоторое время наша «Тройка» из Балтийской Звезды вышла практически вперёд всей группы М, начали попадаться отстающие из группы L, а также рекумбенты и «шаго-велосипеды» из группы F, которые ехали явно хуже среднестатистического райдера. Причём что меня удивило, рекумбенты ехали хуже даже по равнине, хотя теоретически должны были иметь преимущество из-за отличной аэродинамики. Горки они преодолевали совсем плохо. Зато, глядя на некоторых из них, нельзя было сказать, что они едут марафон – человек спокойно лежит, сидит себе вконтактике или где ему там ещё можно сидеть, и в ус не дует.)) Правда, непонятно было на что они рассчитывают в плане укладывания в лимит… Впрочем, не всем это нужно – некоторые просто приехали поучаствовать в Большом Празднике!


Тем не менее, по ходу марафона, когда мне было тяжело, я всегда думал о том, что на самом деле _тяжело_ здесь как раз обладателям всякой левой экзотики из группы F, особенно «шаго-велосипедам», а у меня проблем-то особых и нет – так, просто надо чуть-чуть потерпеть.

Из всей огромной интернациональной массы рандоннёров отчётливо выделялись многочисленные японцы! Это люди с таким менталитетом, что они жить не могут без подвигов и без «умирания за идею», наверно поэтому среди них рандоннёрское движение развилось так сильно. Такое ощущение, что у японского рандоннёра, подобно русскому, средний возраст гораздо меньше, чем у их европейских коллег.


Более чем через пол сотни километров от старта рельеф стал весьма холмистым и тут от нас на горках к сожалению отвалился Гавриил, дальше мы весь марафон ехали с Алексеем. На 140-м км был первый КП, хотя, строго говоря, контроля там никакого не было, зато там было всё остальное – механик, врач, еда! Кстати, здесь не могу не выразить благодарность французам за организацию: механик (да ещё и бесплатный) и врач на каждом КП – это дорогого стоит! Это не как было на нашей супер-600-ке – сломал переключатель на 100-м км, едь ещё 500 км гор на одной передаче, тут главное дотянуть до КП, а там тебя починят.

Плотно, вкусно, и, по меркам Франции, недорого поели, после чело выехали дальше. Уже успела настать ночь, контролёры заставили всех включить свет и надеть светоотражающие жилеты. Для того, чтобы не сажать без необходимости основную фару, я прицепил на руль яркий маячок, отвечающий регламенту ПБП, фару включал только по необходимости. Местность, в которой мы ехали, всё ещё была очень холмистой, а люди, не успевшие растянуться, шли плотным потоком: это было необычное зрелище, наблюдать нескончаемую вереницу задних габаритов велосипедистов, которые в полной темноте французской ночи выдавали весьма пересечённый рельеф дальнейших километров маршрута.


Как высказался другой участник ПБП, спуски ночью напоминали полёт на космическом корабле в компьютерной игре. У меня, правда, такой ассоциации совершенно не возникало, но звучит красиво! ;)

Надо отметить, что для французов ПБП – действительно праздник! Люди приветствовали нас на улицах, кричали «Бон кураж!» и «Браво!», аплодировали и подставляли руки, чтобы мы дали им пядь, проезжая. Помощь была не только моральной – нам также раздавали воду, кофе, булочки, блины, причём зачастую эта помощь была расположена как раз там, где это было нужно!


За эту ночь и следующее утро к нам присоединился Коля (Кумец) из группы K и Игорь из группы N. Довольно долго ехали вчетвером, даже вместе поспали пол часа на первом КП. Мне поспать реально хотелось, а вот Игорь поспал больше за компанию. Затем он всё-таки от нас отделился, когда мы в очередной раз зачем-то встали. Следующий раз мы поспали пару часов в Кедийаке на 389-м километре.

Мы ехали и любовались пейзажами Бретани – приятные старые городки, обязательно с какой-нибудь большой и красивой каменной церковью, возделанные поля, Алексей отметил чистых коров. =) Через некоторое время Коля съел что-то не то и, чувствуя себя плохо, ехал медленнее обычного. «Лечить» недомогание Алексей предложил сном. Первый «сеанс лечения» занял 40 минут – мы полежали на травке около загона с коровами. Традиционно, загон обносится слаботочной проволокой, которая меня шарахнула током, когда я случайно коснулся её своим фольгированным ковриком.


Уже не помню где, помню только сам факт, как нам навстречу пронеслись лидеры группы А, которые уже возвращались из Бреста. Вроде на тот момент они были «дальше» нас на 300 км, значит дело происходило недалеко от Лудеака.


Затем нам повстречалось то, чем всегда пугают на ночь «маленьких рандоннёров» и чего никто никогда в реальности не видел – секретный КП. «Контроль сэкрэ, контроль сэкре, мьсью!» – орал мужик в жилетке персонала марафона. Секретный КП – это такой КП, которого нет в маршрутной книжке, который служит для того, чтобы выявлять жуликоватых рандоннёров, которые срезают углы и едут не по треку. На этом КП состоялся ещё один сеанс лечения сном на 2,5 часа. Против этого сна я был категорически против, ведь он означал, что нам придётся преодолевать последние километры до Бреста в самое неблагоприятное и холодное время, а в Бресте всё равно мы будем спать – не часто ли? Но мне довольно сердитым тоном напомнили о клубной солидарности – пришлось спать! =)


После каждого сна я инстинктивно оглядывался вокруг себя – какие же номера у участников, которые едут рядом со мной? Если в начале с нами ехали группы от L до N (ну и F, конечно же), то с каждым затупом начинали медленно, но верно появляться участники из групп вплоть до S или даже T, что не могло не беспокоить. Надо отметить, что периодически попадались даже номера A и B. Учитывая, что стартовали они почти на 4 часа раньше нас, а от 80-часового графика мы пока что отстаём, возникал резонный вопрос: а на что же они вообще рассчитывают? Группы A и B точно приехали не «просто на праздник», эти люди хотят показать результат, или, как минимум, квалифицироваться, а плетутся, как беременные черепахи.

Выехали с КП глубокой ночью, было очень холодно – всё как и предсказывал прогноз. В районе Бреста ночью дубак, и пик этого дубака настанет через 4 часа. Чтобы не застудить колени я намотал под тонкие наколенники туалетной бумаги – очень помогло! Всю дорогу я ехал и думал: блин, что же будет, если я сейчас проколю камеру? Остановившись ведь и околеть можно! По дороге то тут, то там на обочине валялись полумёртвые рандоннёры в одежде, совершенно не пригодной для сна в +8 и при 100%-ной влажности, на них было страшно смотреть. Думаю, бесследно для здоровья такое пройти не может.

Холод высасывал силы и подрывал боевой дух, и очень кстати в городе Сизен попался магазин, рядом с которым стоял бойлер с бесплатным кофе. Магазин был открыт специально для того, чтобы рандоннёры могли погреться. Мы с Лёшей этим воспользовались и съели также по пол багета, подремали 15 минут в тепле. Далее безбашенный ночной спуск с длинной горы, езда в плотнейшем тумане,  наборы высоты перед Брестом, обалденные виды с моста через брестскую бухту на фоне восхода солнца, и вот он – последний КП на пути «туда».


На КП было настолько хорошее спальное место, что мы решили всё-таки поспать там, причём аж 3 часа! На самом деле, это было правильно – сон в отдельной комнате восстанавливал силы на отлично, в отличие от сна в общем помещении, где постоянный громкий гул, шуршание «спасательных одеял», то и дело долетающие до тебя обрывки фраз на разных языках, отражающиеся от всех стен и потолка. Всё это не давало полноценно спать, поддерживая «спящего» в состоянии некого бреда, заставляя то и дело переспрашивать себя: а не схожу ли я с ума? Примерно такой приём и используется киношниками, когда надо показать, что человек вот-вот потеряет сознание: неясные обрывки каких-то приглушённых, но вместе с тем врезающихся в голову слов, с эхом, туманящееся изображение на экране.

Но здесь всё было не так – через 3 с небольшим часа мы были как огурчики!
Так, просто посмеяться, на пути «Париж-Брест» мы проспали, без учёта сна в Бресте, 5 часов + совершили три гигиенические процедуры в виде душа с мылом и переодеванием в чистое. Нас прямо можно записывать в ряды рандоннёров-гедонистов! =)

Брест-Париж
(Вернуться к содержанию)

В Бресте Коля спать не стал, сразу же поехал обратно, мы снова остались вдвоём с Лёшей. Время суток было близко к полудню, мы отлично выспались и с новыми силами поехали назад. Перед тем как выезжать, встретили множество наших из числа тех, кто ехал не особо спеша чётко под лимит.

Путь до следующего КП, практически 85 км, прошёл незаметно, так как сил было много. На спусках сразу после Бреста я развил свою рекордную за ПБП скорость – порядка 72 кмч. Дальше я ожидал длинный и крутой подъём, так как ночью по пути в Брест, вроде бы, был длинный и крутой спуск. Подъём оказался весьма пологим – зря я переживал. На подъёме встретили украинцев – обсудили их замечательную 1200ку по Карпатам. Завершался утренний рывок чередой длинных и крутых спусков. Странно – длинных и крутых ночных подъёмов я как-то не запомнил вовсе. =)



Сил всё ещё было много, мы выехали на следующий перегон. Люди уже в значительной степени растянулись, много кто уже и сошёл, о чём свидетельствовала куча оставленных в Бресте чипов регистрации, а основная масса тех, кто едет в нашем темпе или быстрее, была далеко впереди из-за наших вчерашних затупов, поэтому мы в основном всех обгоняли. И тут стали появляться 84-часовики из групп X,Y и Z. Всегда, когда меня кто-то обгонял, я не сомневался, что на номере увижу букву X или Y. «Ооо, это иксы поехали!» – уважительно провожали мы их. Всё реже встречались веломобили, сильно напоминавшие мне плывущие над землёй самоходные гробы на колёсах, всё ещё встречались «шагисты» на «эллиптических велосипедах». Упорство и форму последних мы с Лёшей не могли не отметить – это ж как надо хотеть финишировать, чтобы продолжать ехать на этой конструкции вот уже более семиста км!

Поспать в следующий раз планировалось в Фужере и мы старались доехать туда не позже пяти часов, чтобы поспать там хотя бы 2 часа утром. Последний ночной перегон по ощущениям длился очень долго, но по факту скорость была нормальной и на КП мы были как раз в 5. Вернее, в 5 там был я, а Лёша, засмотревшись на навигатор, не заметил поребрик и пробил оба колеса за километр до КП. До КП он дошёл пешком и отдал велик механику. К моменту его прибытия я уже закончил перекусывать и расположился спать на матах. Спалось плохо и некрепко, впрочем, об этом я писал в конце главы «Париж-Брест».


Утром, выехав на маршрут, я понял, что меня всё-таки заметно рубит. Видимо, «биологическое время» у меня сместилось, и «ночь» длилась с 8 утра по 7 вечера – наверно это результат дурацкого вечернего старта. Насколько же проще всё-таки 1000 и 1200 стартовать утром! Остановились у очередной палатки с кофе и блинами, которые пеклись тут же болельщиками. Я выпил кофе и съел блинов, но рубить особо меньше меня не стало, хоть блины и придали сил, поехали дальше… Почти сразу же после начала глобального спуска Лёша проколол колесо на огромной французской улитке, которую с хрустом раздавил. Пекло солнце, и спать вот так просто на земле было нельзя, поэтому я в свободное от помощи по починке время залез в колючий кустарник хоть немного вздремнуть. «Ну ты даёшь» – удивился мой спутник. Перед тем как продолжить путь, мне удалось подремать минут 10 в прохладном теньке.

Дальше мы нагнали группу итальянских спортсменов, которые «работали интервалами», иногда взвинчивая скорость по равнине до 40+ кмч и отлично проходя спуски, в отличие от большинства других рандоннёров. Мы с Лёшей не могли поверить своим глазам: как мы вообще догнали эту группу, если усидеть за ними так сложно? o_0 Откликнувшись на «зов природы», мы их отпустили, доезжать до следующего КП оставалось не так и много. Следующим КП был Виллэн-ла-Жуель, долгожданная 1000 км. Везде висели плакаты болельщиков «Слава прошедшим 1000 км! ;)», а сами болельщики орали не жалея глоток, на сцене играли на всяких музыкальных инструментах. Надо сказать, сейчас это очень помогало, и, видя этих радующихся людей, я даже на некоторое время забывал, что едется-то настолько плохо, что даже посещают, пусть и весьма теоретические, мысли о сходе. В противовес «весьма теоретическим» мыслям о сходе в той же самой голове присутствовали совершенно конкретные мысли, что финишировать нужно, и, более того, можно – ведь уверенный запас по времени чуть менее чем в 10 часов всё ещё есть, и, более того, он растёт на каждом КП даже с учётом получасовых снов после каждого преодолённого перегона.

На КП поспал пол часа в столовой, немного полегчало. Лёша тоже поспал за компанию. Вообще, в этот раз мы вдвоём ехали по принципу «если у кого-то проблемы, то стоят все», что, конечно, не экономично по времени, зато в случае чего тебя всегда морально и физически поддержат, и «схода на пустом месте», как у некоторых других рандоннёров, не получится.

После этого КП начинался ожидаемо холмистый рельеф – последнее испытание для потративших немало сил участников. Всё чаще попадались люди (кстати, какое совпадение – в 100% случаев это были именно японцы), которые просто-таки спали на ходу. Одного мотает по всей дороге, другой в канаву съехал, третий бессистемно дёргается на велосипеде, пытается ехать… На таком контрасте было видно, что мне ещё спать хочется слабо, тем более что сидя на велосипеде я был абсолютно адекватен, приступы «предобморочного состояния» наступали, когда я с велосипеда слезал и становился на землю.


На следующем КП в городе Мортан мои проблемы с «рублением» достигли своего апогея. Кстати, там же мы догнали Валеру Лебединского. Купив еду, я понял, что мне уже так хочется спать, что я даже не могу есть. Тем не менее, всё купленное я быстро съел и пошёл на улицу спать, что, как сошлись все остальные, мне сделать следовало. Этот получасовой сон на свежем воздухе придал уверенности несравнимо больше, чем такой же сон на полу на предыдущем КП! Спать мне уже практически не хотелось. Дальше Лёша вместе с Валерой рванули по пересечённому рельефу с множеством спусков и последующими подъёмами. Сперва я сильно отстал, так как у моего циклокросса на спусках накат значительно хуже, чем у шоссеров коллег, а сил куртить вниз со всей дури, как я это делал после старта, уже не было, но на подъёмах удалось всех успешно накатить. Колесо у Алексея всё-таки немного спускало, пришлось остановиться и подкачать – так мы отпустили Валеру.

На следующем КП в Дрё мы были практически ещё засветло. Я был бы не прочь ещё поспать, хоть особой необходимости в этом не было, но тут подъехал Вадим, и было решено сразу же ехать на финиш. КП, кстати, очень коварное – на нём некоторым на плохо работающую голову показалось, что это уже финиш, и они потеряли много времени. Мы выехали в ночь проглатывать наши последние 65 км. Вадиму как-то не ехалось, пришлось от него оторваться. Весь путь до финиша был в основном спуском, хотя мне этот участок казался спуском и по пути в Брест. Не доезжая финиша около 30 км, мы обнаружили там веломобиль, у которого явно были какие-то проблемы – он скрипел как немазаная телега и еле двигался. Уж не знаю, как там дальше шло дело у водителя, но я бы в крайнем случае просто бросил «болид» на дороге и финишировал бы пешком, благо, время позволяло. Это ж не суперрандоне, где строго контролируется, чтобы твой велосипед присутствовал на каждом КП.


Настроение на последнем отрезке было отличным, сон легко гнался прочь. Последние километры перед финишем проходили по гоночному кольцу велодрома, по которому во всю носились кролики. Часть кроликов велосипедисты уже успели сбить, а другая часть носилась между ними. Кролики носились совершенно хаотично, поэтому, когда один из них бросился мне под колёса, ничего не оставалось, как жать на тормоз до такой степени, что велосипед аж встал на переднее колесо. Но в целом обошлось – зайчатину не сбил, сам не навернулся.

День после финиша
(Вернуться к содержанию)

На финише аплодировали и поздравляли, а я чувствовал себя на удивление нормально. Отметив финиш в карточке, и перекусив макаронами с отвратно приготовленной курицей, я пошёл искать место для сна. Сперва я вышел на улицу осмотреть обещанное организаторами место для сна на финише. Это был какой-то трэш! «Местом для сна» организаторы называли огромный неотапливаемый шатёр, внутри которого лежали маты. Рандоннёрам предлагалось спать в +12 фактически на улице, пусть даже с защитой от дождя и некоторой защитой от ветра. Там я увидел Алексея Ланцова с выпученными глазами на измученном лице, который сидел на мате, раскачиваясь, и говорил: «Блин, но это же невозможно!»

Поняв, что тут мне ничего не светит, я пошёл спать на велодром, предварительно помывшись перед сном. Спал я прямо на полу, подстелив свой коврик, и когда я проснулся утром, то обнаружил, что нахожусь внутри какого-то импровизированного стенда, на котором были выставлены некоторые примечательные велосипеды. Никто меня оттуда не прогонял, так что я поспал ещё пару часов.

Я и самый молодой финишер ПБП-2015
Окончательно проснувшись, мы с Игорем решили потратить часть дня, предшествующую празднику закрытия ПБП, на то, чтобы перевезти вещи из отеля, в котором мы стояли перед ПБП, в отель, в котором мы будем жить всё оставшееся время. Шёл дождь, на велике мы уже накатались вдоволь, так что ехать решили на общественном транспорте по «единому» однодневному проездному за 13 евро. Отель, расположенный недалеко от Монмартра и базилики Сакре-Кёр, оказался весьма интересным. Он находился в очень старом семиэтажном доме, имел крутую деревянную лестницу в качестве альтернативы лифту, и комнаты, напоминавшие мне о наших советских хрущёвках. Туалет был на этаже, а за душем надо было ехать на первый или второй этаж. И то и другое тоже живо напоминало о нашем советском зодчестве. )) Из окон открывался довольно экзотический вид: на глубоченный колодец лифта и крыши, а из другого окна – на узкую мощёную улочку, на которой стоял отель. Комнаты рядом с нашей ремонтировались вот прямо в данный момент, наверно из-за этого мы на одну ночь остались без света. После заселения мы вернулись на велодром как раз к началу праздника.

Больше всего на празднике мне запомнилось награждение Игоря, как самого молодого финишера ПБП (да ещё и с каким временем – 67 с чем-то часов!), еда отпуза, вино и обсуждение прошедшего марафона с Балтийской звездой, остальными россиянами и членами других клубов. Происходил тотальный обмен майками – забавно было видеть классического загорелого индуса в форме Балтийской звезды! =) Наши-то сразу смекнули, что раз уж такое дело, надо бы по-быстрому обменять наши китайские, паршивого качества клубные майки, на что-нибудь хорошее. ))

Праздник кончился, мы с Игорем вернулись в отель и с удовольствием начали отсыпаться.

Мой ПБП «в цифрах»
(Вернуться к содержанию)

В Как всем известно, «бревет – не гонка», но статистика всё равно всегда всех интересует. Оно и правильно – всегда полезно сравнить свою тактику с тактикой других людей и взять на вооружение стиль прохождения дистанции тех, кому она далась легче и/или прошлась быстрее.

Времена на КП (доступно по ссылке http://suivi.paris-brest-paris.org/M055.html):


Распределение времени по дистанции таково:
Париж-Брест: 37:15
Проведено времени на КП в Бресте: 4:35 (с учётом сна ~3 часа)
Брест-Париж: 36:35.

Сон распределялся следующим образом: 
Париж-Брест: 0,5ч (220), 2ч (389), 0,5ч (~ 460), 2,25 ч (493) = 5,25 часа
В Бресте: 3,1ч (614)
Брест-Париж: 2ч (919), 0,5ч(1008), 0,5ч(1089), 0,15ч(по мелочи) = 3,15 часа.
Всего: 11,5 часов или чуть больше.

Чистое время в движении: 49:30. В общем и целом, вывод традиционный и уже набивший оскомину: для улучшения общего времени прохождения дистанции важно именно не терять лишнего времени на КП, а не поддерживать высокую скорость в движении. 17-18 часов на КП (без учёта сна) – это многовато, не говоря уже о том, что спать даже 7 часов мало кто себе позволял.

Благодаря замечательному сервису, сделанному энтузиастами (http://www.staff.city.ac.uk/~jwo/pbp2015/?chartTypeRB=positionRB), можно посмотреть всю наглядную статистику по каждому участнику с самых разных сторон. Вот, например, зависимость места участника среди всех остальных от километра дистанции (как раз то, что я инстинктивно пытался "вычислять" по ходу движения, используя буквы на номерах окружающих велосипедистов):

"Интуиция", судя по всему, не подводила. "Матрасное" преодоление участка Париж-Брест не могло не скинуть нас далеко вниз, зато потом мы существенно наверстали упущенное. Как и следовало ожидать, тяжело было на второй половине не только нам.


Основные впечатления и мысли после ПБП
(Вернуться к содержанию)

Сперва по организации:
[+] Отлично промаркированная трасса. Почти всегда было понятно, куда ехать, так как везде висели стрелки со светоотражающим покрытием. Проблемы бывали разве что в городах, где нас, и тех, кто ехал за нами, выручал навигатор.
[+] Наличие медика и бесплатного механика на каждом КП. Оно, конечно, сильно противоречит идеологии бреветного движения, но также сильно повышает шансы доехать.
[+] Вкусная, разнообразная, и за цену ниже средней, еда на каждом КП. О том, как и где есть, думать не пришлось совершенно.
[+] Умеренные очереди на регистрацию прибытия и в столовую с учётом такого количества народа.
[+] Часто патрулирующие вдоль колонны офицеры безопасности, к которым, в случае чего, можно обратиться за экстренной помощью. Чрезвычайно быстрая эвакуация людей с серьёзными проблемами со здоровьем.

[] Нехватка предоплаченной предстартовой еды, не предоставленные вовремя предоплаченные аккумуляторы для подзарядки мобильника.
[] На старте в туалетах не докладывали бумагу, так что она быстро кончилась. =)
[] В бреветных карточках, вне зависимости от того, когда стартовал участник, стояли одни и те же времена работы КП, что вносило путаницу. Неужели нельзя было напечатать правильные времена, ведь карточка-то именная?
[] Спальное место на финише – натуральное издевательство над людьми. Спать при уличной темперетуре было невозможно. Если организаторы не могут или не хотят обеспечить нормальное спальное место бесплатно (в счёт стартового взноса), значит пусть сделают либо платное, либо вообще никакого не делают. Так люди хотя бы не будут зря на него рассчитывать.

А в общем и целом, действительно получился отличный велосипедный праздник, на котором встречается множество единомышленников со всего мира, некоторые из которых выступают на самой невероятной технике! =) Атмосфера была именно праздничная, чему в немалой степени способствовала огромная армия болельщиков, которые очень помогали, особенно на обратном пути, когда силы уже кончались. Маршрут при этом, особенно по меркам Ленобласти, сложный – требует не только силы воли, но и подготовки! Погода была, можно сказать, наиболее комфортной для езды, если не учитывать +8 и 100% влажность ночью у Бреста – но тут сами виноваты, можно было легко успеть «проскочить» перегон до Бреста при нормальной погоде.

Если меня спросят, что бы я поменял, если б имел возможность «перепроехать» ПБП с чистого листа, я бы в первую очередь отметил выбор мест для сна. Сон на травке на свежем воздухе без многоязычного громкого галдежа во много раз эффективнее сна в помещении, где присутствуют вышеперечисленные напасти. Выбирай я место для сна тщательнее, время сна реально было бы сократить на несколько часов без особого ущерба для самочувствия.

Остальные траты времени вроде частого принятия душа и переодевания в чистое перед сном стоит признать оправданными. На марафонах 1000+ внимание к гигиене сильно влияет на общее впечатление от пройденной дистанции, а иногда может даже предотвратить сход.

Если говорить про сон в необорудованных местах, то характерно, что некоторые надеются на чудодейственность одеял спасателя и спят прямо в них на холодной земле, что не совсем хорошо, так как такие одеяла не рассчитаны на использование без хоть какого-нибудь теплоизолятора. Я в этом плане поступаю по-другому – везу только лёгкую (~ 100 гр.) и компактную фольгированную «пенку», на которой можно поваляться на земле с куда меньшим риском отморозить почки и всё остальное. Одеяло спасателя, напротив, взято не было, так как мне не было очевидно, где его целесообразно использовать, если в часы утреннего мороза я валяться вне помещения не собираюсь, хотя, надо отметить, оно вполне могло бы пригодиться для защиты от сквозняка при сне на некоторых КП.

Что же было самым тяжёлым на дистанции? Мне кажется – психологическая усталость, усугубляемая недосыпом. Физическое напряжение - это всегда стресс, который, будучи приложен в течение длительного времени, существенно бьёт по нервной системе, которая и без того ослаблена отсутствием нормального сна. В результате в самых "запущенных" случаях начинаются совсем уж "потусторонние" явления, самое безобидное из которых - засыпание за рулём, иногда на 5 секунд, а иногда до падения или аварии. "Don't ride when you sleep, don't sleep when you ride!" - не все прислушиваются к этому предстартовому предостережению организаторов. Ну ещё бы, финишировать-то хочется, а время на сон есть не у всех.

Вторая стадия "сноса крыши" характеризуется некоторым обезумиванием участника, при котором он может быть полностью убеждён в чём-то, чего на самом деле нет. Например, у многих вдруг появлялась полнейшая уверенность, что они уже финишировали, хотя до этого было ещё очень далеко. Нередко такие люди не в состоянии потом ничего вспомнить из этого периода. Иногда они делают различные странные действия, например срывают с ноги чип, бросают велосипед и идут пешком на КП.
Даём слово одному из участников:
« Я на дистанции, не доезжая ночью до Дрё где-то около 10 км, почему-то сорвал с ноги чип, бросил велосипед, мною овладела полная апатия, было единственное желание уснуть хотя бы на час-другой. А вот уснуть, сколько раз я не пробовал укладываться покемарить на обочине, не получалось. И ещё мне почему-то казалось, что я уже финишировал, и всё происходящее со мной сейчас мне просто снится. В то же время у меня было какое-то отрешённое состояние, то есть я как будто видел себя со стороны. Видел как я брожу по улице какой-то деревушки, подхожу то к одной закрытой калитке, то к другой, пытаясь найти хотя бы небольшой комфорт для отдыха, поскольку на улице заснуть не удавалось. В общем, случилось то, что не могло присниться даже самом ужасном кошмаре...
На КП в Мортень-О-Перш (1089 км) у меня было, насколько я правильно помню, около 9 часов запаса и на КП в Дрё (1166 км) ещё бы часок прибавился. А на финиш в конечном итоге я приехал с опазданием часа на полтора от своего контрольного времени. И поскольку на моей ноге и на КП в Дрё и на финише не было чипа, то поэтому и не было отсечки времени на этих точках.
Таким образом, за 150 км до финиша свой десятичасовой запас я благополучно расфигачил на бесцельные брожения где-то без велосипеда в пограничном состоянии сомнамбулы, на сон на КП в Дрё (где я оторвался на всю катушку на матрасе и под пледом часов на 5-6) и на объяснения с организаторами своей ситуации. Я благодарен организаторам, и в частности Саманте на КП в Дрё, что они достаточно быстро вникли-разобрались, организовали поиски моего велика, нашли его (пока я спал), далее меня Саманта разбудила и проконтролировав, чтобы я не забыл покушать, «выпиннула» меня из Дрё в сторону финиша, объяснив, что не всё потеряно, что финишировать в любом случае нужно, так как мою ситуацию будет рассматривать спец. комиссия и есть шанс, что она зачтет мне финиш. »
Но и это ещё не всё! Некоторые, в том числе абсолютный лидер, побивший в этот раз рекорд ПБП, начинали видеть галлюцинации наяву. То им мерещилась фура, перегородившая дорогу, то велосипедисты, едущие перед ними, которых в реальности не было.

Словом, я как считал, что на марафонах самое важное - это нормальный сон, так и считаю! Если есть возможность, спать продолжительное время необходимо каждый день. А уж старт "на ночь глядя", как на ПБП, мне совсем не нравится.

Версаль
(Вернуться к содержанию)

Оставив велосипеды в гостинице, мы вышли на прогулку по Парижу. В первую очередь была посещена красивейшая базилика Сакре-Кёр. С холма, на котором она располагалась, был виден Париж. Вид, однако, был неинтересным. От базилики мы отправились осматривать те части Парижа, которые не были нами охвачены в ходе осмотра перед ПБП.


Дойдя до Гранд Оперы, и насмотревшись по пути на другие объекты архитектурного наследия, мы решили всё-таки поехать осмотреть Версаль. Доехав до Версаля на метро и RER, мы обнаружили, что наш расчёт оправдался: очереди в Версале к двум часам дня практически кончились!


Версаль, по сути, состоит из трёх основных частей: дворец, основной парк, и Трианон (когда-то так называлась деревня, а теперь – часть версальского парка). Основной парк можно посетить бесплатно, а вот во дворец и в Трианон придётся купить билет.

Вот что-что, а дворец Версаля – это действительно произведение искусства! Внутреннее убранство залов просто-таки шикарное, полностью оправдывает ожидания. О самом парке, напротив, такого не скажешь. Я ожидал увидеть что-то посолиднее Петергофа, а увидел его жалкую тень, которую с ним и сравнивать-то как-то неудобно. Траинон, в который я, благодаря невнимательности контролёров, прошёл по билету, действительному только на дворец, положения не спас – скукотища.

Вдоволь находившиеся и голодные, мы с Игорем зашли перекусить в Quick, около которого я обнаружил остроумный плакат, убеждающий людей не выбрасывать мусор в неотведённых для этого местах. На обратном пути Игорь обнаружил, что из метро в одном месте открывается замечательный вид на Эйфелеву башню и сделал удачную фотографию последней.











Возвращение домой
(Вернуться к содержанию)

На этом вся программа на Францию была успешно выполнена. Оставалось только надёжно упаковать велосипеды и отправиться в аэропорт. Поиск коробок проходил довольно нелегко, но в итоге нужное количество упаковочного материала мы всё-таки достали.

В ходе поисков мы наткнулись на окраине Парижа на блошиный рынок – чего там только не было! Произведения искусства, фортепьяно, разные пульты, французские оловянные солдатики, старые чайники, ноутбуки Apple, и т.д.

Последнюю ночь во Франции мы провели в аэропорту Шарль-де-Голль, лёжа на чём придётся. Хорошо, что здесь так принято, и охрана не гоняет спящих. По прилёту в Питер выяснилось, что у Игоря раздавили одну бутылку с французским вином, которое было взято в качестве гостинца. Ну ничего – главное что не подавился наш сыр в рюкзаках. =)

Воспользовавшись тем, что живём мы рядом, из аэропорта подкинулись на одном микроавтобусе. Игоря встречали родители, которые угостили меня вкусным тортом собственного приготовления в виде Эйфелевой башни.

Я был очень рад, что вернулся домой, Франция за две недели успела сильно поднадоесть. =)


Приложение 1: Общественный транспорт Франции
(Вернуться к содержанию)

Поезда дальнего следования
Поезд - один из самых простых, дешёвых и быстрых способов путешествия по Франции и многим другим странам Европы. Почти на всех маршрутах предусмотрена возможность провозки велосипеда. Условия провоза велосипеда могут быть разные, и есть некоторая корреляция между ними и типом поезда:

TGV: зачастую на поездах TGV, которые являются предпочтительным транспортом при перемещении на 200 км и более, велосипед в разобранном и упакованном виде провозится бесплатно, собранный за 10 евро. В типе поезда, в котором ехали мы (TGV тоже бывает разный), габаритный груз складируется в первом и последнем вагоне. Велосипед придётся переть туда вне зависимости от того, где вы сидите, так что лучше сразу брать билет поближе к одному из этих вагонов.
TER: это тоже поезда дальнего следования, но более медленные. Если TGV идёт из Парижа до Дижона 1,5 часа, то TER - 2,5 часа. В этих поездах обычно разрешён провоз велосипеда как в собранном, так и в разобранном виде без взимания дополнительной платы.
INTERCITIES: поезда, курсирующие между близкими городами (например, Париж и Труа). И собранный и разобранный велосипед разрешается провозить бесплатно почти на всех рейсах.

Для того, чтобы абсолютно точно узнать, можно ли провозить велосипед на конкретном выбранном вами рейсе, можно воспользоваться сайтом продажи билетов на европейские поезда: Voyages-sncf.com. Обратите внимание, что на разных языках у сайта разные возможности. На момент нашей поездки указать и оплатить велосипед можно было только при французском языке интерфейса. Для этого надо выбрать "расширенный поиск" (кнопка "+ de criteres") и нажать там "Voyagez avec votre velo" (путешествие с велосипедом). Дальше указывается, будет ли велосипед разобран и упакован. И всё, после этого при поиске эта информация будет учтена, цены будут представлены с учётом провоза велосипеда.

Транспорт Парижа и пригородов
Транспорт в регионе Иль-де-Франс (Париж и пригороды) произвёл на меня очень хорошее впечатление. Он действительно эффективен, хоть, возможно, и дороговат, особенно при нынешнем курсе. Весь общественный транспорт региона обслуживает одна компания RATP, в отличие от того, как это принято в России, где городским и пригородным транспортом заведуют 4-5 компаний. Такое единоначалие приводит к абсолютно прозрачной и удобной системе тарификации.

Виды общественного транспорта:
Метро: ездит как под землёй так и над землёй по всему Парижу в черте города. Станции понатыканы очень часто, что удобно. На разных ветках, что интересно, ходят поезда разной системы. На некоторых ветках, где станции идут особо часто, ездят поезда на резиновом ходу, разгоняющиеся и тормозящие с бешеным ускорением - только держись! С неразобранным велосипедом на практике в метро проехали без проблем и без дополнительно платы.
Схема метро довольно сложная, часто люди в ней путаются. Правда, мне она такой уж сложной не показалась, но всё равно пару раз приходилось обращаться к местным за помощью.
Есть также официальное приложение для Android производства RATP (только на фр. языке, но более-менее понятно). Строит маршруты оно, правда, не всегда вменяемо.
Наземный транспорт: представлен в основном автобусами, но мы так же видели и монорельсовый трамвай на резиновом ходу. Велосипед в неразобранном виде провозить нельзя. Водители прям упираются рогом и не хотят ехать.
Пригородные электрички или RER: собственно, навороченные, часто двухэтажные электрички. Едут во все пригороды, включая Версаль, аэропорты и т.д. Велосипед провозится в собранном виде и бесплатно. Лучший способ добраться до аэропорта или из аэропорта в город: остановка прямо в терминале.

Тарифы:
В основном всё просто: можно купить Ticket t+, и это будет одна поездка на всём, кроме RER. Есть "проездной на день", который даёт право неограниченное количество раз проехать на всех видах транспорта. Таких проездных 2 вида: для перемещения только по городу (1-3 зоны) и полный (1-5 зоны). Полный стоит 13 евро. Отдельно стоит отметить "билет в аэропорт": 10 евро, позволяет доехать до аэропорта с любым количеством необходимых пересадок.
Одноразовый билет на RER покупается как у нас на электричку: стоимость зависит от того, откуда и куда тебе надо ехать.

Кстати, в метро обнаружили интересную станцию в "русской тематике", на которой на стене была написана сказка про курочку Рябу на русском и французском =) Вот, полюбуйтесь!





Комментариев нет:

Отправить комментарий