вторник, 17 января 2017 г.

Тибет 2016

Маршрут похода: Баркам – Трасса G317 – Трасса S211 – река Хинзхаджоу – перевал 4470 – озеро Чангхайзи – река Тайянг – Ретакун – Дорога Х179 – Даву – Трасса S303 – река Йирик – река МайКью – перевал 4700 – Трасса S217 – Трасса G317 – Гардзе (Ганзи) – Дорога Ганбай – Асееркун – река Хуеке – Трасса G317 – озеро Хинлухай – Трасса G317 – Дэге – река Янцзы – Цзяньшэ (уезд Бэю) – Ронггайкун – река Дахилонг – река Жаирулонг – перевал 4870 – перевал 5000 – Трасса G317 – Литанг   <<Ссылка на трек>>

Сроки похода: 4 октября 2016 - 26 октября 2016
Все фото из похода: альбом vk (Тибет 2016)

Вступление.
Уже вторую осень подряд наша группа практически в том же составе посещает Тибет в рамках очередного велопохода. Учитывая опыт, полученный в прошлом году, мы чувствовали себя в экзотическом Китае, если не как дома, то во всяком случае вполне комфортно. Тем не менее, без сюрпризов не обошлось и на этот раз: обычно сухая осень Тибета вылила на нас, по уверениям местных жителей, рекордное за несколько десятков лет для октября количество осадков в виде дождя, снега и града.

Каждые полчаса падающая под тяжестью мокрого снега палатка, вечно мокрые ноги и непрекращающаяся морось, были фоном всей первой половины экспедиции. Подобный моральный и физический прессинг привёл к тому, что практически половина группы вынуждена была завершить поход досрочно, а остальные участники отправились искать приключения дальше, и, естественно, нашли их!

Содержание:
Обзор достопримечательностей маршрута
Участники похода
Описание похода по дням
    День 0. Прибытие и заброска (автобус).
    День 1. Разрушенный мост, недостроенные тоннели, ночёвка в саду.
    День 2. Китайское гостеприимство, крутой серпантин в горы.
    День 3. Первый перевал взят, авария на спуске.
    День 4. Психованый як, непокорённый перевал.
    День 5. Навёрстывая упущенное: два перевала за день.
    День 6. Очень красивая деревня и страшный ливень с градом.
    День 7. Прибытие в Даву. Женя приболел.
    День 8. Пол дня в Даву, разделение группы.
    День 9. "Техничная" дорога, пешка, град и снегопад.
    День 10. Прохождение "сдвоенного" перевала, солнце печёт через облака.
    День 11. Обед в жилище тибетцев, опасности горных шоссе, и приезд в Гардзе.
    День 12. Осмотр Гардзе и подъём на следующий перевал.
    День 13. Пологий перевал-плато и красивый храм.
    День 14. "Самый бездорожный велоперевал".
    День 15. Самый высокий дорожный перевал 4880, живописное озеро Хинлухай.
    День 16. 100% шоссе, буддийские культовые объекты, сход Жени и Марины.
    День 17. Снова 100% шоссе, город Цзяньше (Бэю), и самый красивый храм!
    День 18. "Тибетская Турция", ещё одна авария на спуске с перевала.
    День 19. Впечатляющее горное озеро и начало авантюры.
    День 20. Ни шагу назад: в предвкушении великого велопоноса.
    День 21. Великий велопонос и ночёвка на камнях.
    День 22. Завершение велопоноса и большое приключение.
    День 22+1. Завершение похода, Литанг.
    День 22+2. Трансфер Литанг-Чэнду.
    День 22+3. Последний день в Китае.
Что нужно знать туристу про регион похода (ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ ТИБЕТА 2015)
    Карты: прокладка маршрута и ориентирование
    Транспорт: заброска, выброска, и перемещение по Тибету
    Топливо: на чём готовить еду?
    Язык
    Полиция =)
    Деньги и финансовые расчёты
    Климат и погодные условия, одежда.
    Дороги: покрытие и рельеф

Статистика похода.

Основные параметры.
Категория сложности: 6
Сроки проведения похода: с 4 октября 2015 года по 26 октября 2015 года.
Всего пройдено: 1142 км
Общий набор высоты: 22820 м
Ходовых дней: 22 (включая 4 полуднёвки)

Треки.

ИТОГО ~ 53000 руб.

Обзор достопримечательностей маршрута.
(Вернуться к содержанию)

На самом деле, Тибет – одна сплошная достопримечательность, и российский путешественник, в ходе продвижения по любому из возможных маршрутов, то и дело будет встречать что-нибудь достойное осмотра, фотографирования, или посещения. К интересным объектам, которые вы обязательно будете встречать на маршруте с определённой периодичностью, относятся:

Тибетские деревни. Почти во всех из них дома построены по одним и тем же основным правилам, к которым относится трапециевидная форма, окна только с одной стороны, оформление наличников, и многое другое. Дома бывают покрашены в разный цвет: белый, серый, коричневый, бордовый, но все они однотонные, и в одной деревне, как правило, дома имеют одинаковый цвет.
– Буддийские культовые сооружения: ступы, барабаны, ленты с молитвенными флажками. Встречаются барабаны, вращаемые силой воды. Сюда же относятся мантры, выложенные огромными буквами на стенах ущелий. Реже можно встретить храмы и монастыри.
– Стада яков, как один из элементов быта высокогорных народов.

Кроме этого, стоит также особо отметить несколько объектов:

День 4: Озеро Чангхайзи: популярное у китайских туристов место со смотровыми площадками и деревянной туристической дорожкой по периметру.
День 7-8: Даву – один из крупнейших городов Тибета.  В самом городе ничего особенного нет, зато неподалёку располагаются храмовые комплексы, которые, однако, из всей группы осмотрели только Женя и Марина.
День 11-12: Храмовые комплексы в Гардзе (Ганзи). Их несколько и все доступны для посещения. Один из них имеет современную систему иллюминации и подсвечивается ночью, а с другого открывается прекрасный вид на город и окружающий горы. Также есть интересные храмы почти в самом центре города.
День 15: Озеро Хинлухай. Живописнейшее горное озеро рядом с трассой G317. Официально вход для осмотра стоит 30 юаней с человека, но никто не мешает воспользоваться мостиком и зайти с «черного хода».
День 16: На G317 много культовых буддийских объектов, а также крепость.
День 17: Храмовый комплекс в Цзяньшэ. Это, пожалуй, самый большой и красивый храм в этом походе. К тому же с него открывается отличная панорама всего города.
День 19: Живописнейшее озеро образованное каменным завалом в узком ущелье. Изумрудная вода, скалы, лес и снежные шапки в дали, все как полагается.
День 23: Литанг. Основная достопримечательность: храм. Также рядом с Литангом находится термальный источник (по найденной информации – не особо интересный, мы не посещали).
ЧэндуЦентр разведения панды: один из немногих зоопарков, в которых можно посмотреть на гигантскую панду.

Участники похода.

Описание похода по дням.

День 0. 2 и 3 октября

В этот раз в Чэнду прилетели поздно, и из планов было только закупиться в Ашане и пойти спать в хостел. Если с первым пунктом программы проблем не возникло, то Chengdu Panda Baby Youth Hostel, номер в котором мы забронировали на booking.com, найти нам оказалось не по силам. 😢 Ещё в прошлый приезд в Чэнду мы заприметили укромное место в одном из парков города, где и заночевали в этот раз.

Около одного из Ашанов Чэнду

Утром сразу же отправились на автостанцию с тем, чтобы сесть на автобус в Баркам, начальную точку похода. Проблем заброска не вызвала, хотя для Никиты и стало сюрпризом то, как долго наш транспорт ехал до места назначения. Когда мы наконец прибыли, было уже темно, и оставалось только купить бензин на ближайшей заправке, да искать любое подходящее место для ночёвки. Бензин параноидальные китайцы, как и в прошлой поездке, продали очень нехотя. Дескать, мы тут машины заправляем, а не бутылки для горелок (про пластиковые бутылки я вообще молчу – многие китайские заправщики боятся их как огня).

Украшение над входом кафе

Лагерем встали в нескольких километрах от города. Тут же испытали за ужином интересную новинку, взятую в этот поход: бензиновую горелку Soto Muka, от которой в итоге была в восторге вся группа, и по которой обязательно будет отдельный пост.

День 1. 4 октября
(Вернуться к содержанию)

Утром выяснилось, что лагерь мы поставили среди деревьев, на которых растут грецкие орехи. Вскоре после подъёма к нам пришла, в прямом смысле этого слова, белочка. Часа пол мы наблюдали за тем, как она прыгала по веткам и ела орехи.

Первые километры похода проходили целиком по асфальту. К обеду группа доехала до того места, где должен был быть мост через широкую реку, но на месте стало очевидно, что мост уже давно смыт и надо ехать параллельной дорогой. Благо, её как раз построили, почему, видимо, мост и не стали восстанавливать. На обеде, помимо всего прочего, перекусили экзотическими китайскими фруктами, купленными в Ашане.

Тут же бросился в глаза недостроенный тоннель… Китайцы почему-то не очень долго думают, прежде чем что-то начать рыть. Другое объяснение такому количеству заброшенных инженерных сооружений трудно найти. Этот вывод сформировался на основе далеко не одного наблюдения. Одним из таких заброшенных тоннелей (на этот раз – полностью достроенным и когда-то функционировавшим) мы воспользовались в конце дня, чтобы ценой увеличения набора метров на 200 срезать километров 7.

Дорога, по которой в итоге поехала группа, была новым, качественным шоссе, активно «нырявшим» в тоннели, чтобы избежать лишних подъёмов и спусков. Проезжая один из посёлков, мы дозаправились бензином, так как в Баркаме нам продали только одну бутылку 0,7 литра (и то в виде невероятного одолжения). Также в посёлке мы обратили внимание на местный китайский фэтбайк, и девушку, подметавшую улицу розовой метлой, на высоких каблуках и в платье.😄

Ночевать в этот день нам повезло в каком-то яблоневом саду. За ужином наелись вкусных кисло-сладких яблок. Вечером меня почему-то стало «накрывать», хотя высота была сильно меньше 3000, и выражалось это в сильной сонливости. Делать совсем ничего не хотелось – только лежать.

День 2. 5 октября
(Вернуться к содержанию)

Утром пришла хозяйка сада, угостила нас яблоками дополнительно к тому, что мы уже съели. Едва мы выехали на маршрут, как пошёл лёгкий дождь. Помня опыт прошлого года, все были уверены, что он скоро прекратится, но нет – он усилился и шёл довольно долго. Как раз к завершению дождя группа въехала в какую-то деревеньку, где было закуплено ещё немного риса.

По дороге то и дело встречалась буддийская религиозная атрибутика – «автоматизированные» силой течения рек молитвенные барабаны (один оборот молитвенного барабана приравнивается к прочтению молитвы, поэтому сообразительные тибетцы стали делать барабаны, работающие по принципу водяных мельниц), ступы и характерные высоченные каменные башни, установленные в горах.

Асфальт закончился и начался очень крутой подъём по дороге из глины и грязи. Из-за вышеупомянутых дождей, превративших дорогу в липкое месиво, и уклона, ехать по дороге было очень сложно как физически, так и технически. Все сошлись на том, что такой подъём – слишком жёстко для начала похода. К концу дня нам всё-таки удалось подняться практически на высоту перевала, где местные жители разрешили нам поставить палатку в пустующем каменном хлеву. Было это очень кстати, так как вскоре полил сильный, затяжной дождь, который барабанил по крыше пол ночи.

День 3. 6 октября
(Вернуться к содержанию)

Утром мы увидели, что вся долина, из которой мы поднялись, залита туманом. Туман то и дело менял очертания, то полностью заливая высокие хребты, видимые вдали, то частично отступая. В путь вышли под низкими серыми облаками. Дорога теперь не поднималась всё время вверх, а шла «качелями» по плато до тех пор, пока мы не достигли конца более-менее качественной дороги. Здесь грязи стало куда больше, а уклон стал ещё круче – это была новая часть дороги, которую не так давно вырыли, и ещё толком не успели укрепить. Ух держитесь ноги и дыхалка! 💪

Дорога шла к кошу под перевалом, и затем пропадала. На перевал вела пешая тропа, еле проглядывавшая в склоне, которой мы и воспользовались. По ходу подъёма снова пошёл дождь, давший нам возможность оценить яркую радугу. С перевала открылся отличный вид в обе стороны, все фотографировались на огромной куче камней (такая есть на всех перевалах) с двумя черепами яков, валявшихся на ней.

Спускаться решили на велосипедах, что в моём случае, наверно, было ошибкой, так как задний тормоз работал что-то не очень хорошо. Для меня спуск закончился тем, что на особо крутом участке я полетел через руль и погнул переднее колесо. 😳 Было решено дойти до лагеря пешком и уже там с ним разбираться.

На этот раз лагерь разбили около красивого озера, к которому вела деревянная пешеходная лестница/дорожка.

День 4. 7 октября
(Вернуться к содержанию)

Ночью снова шёл дождь. Сразу же после подъёма Никита занялся перетяжкой спиц на моём гнутом колесе, на котором я предварительно «попрыгал», чтобы привести обод в какое-то приемлемое состояние. Сильно много времени на это не было потрачено, так как параллельно с ремонтом участники похода ходили любоваться озером, и делали другие утренние дела.

Дальше нам предстоял подъём по дороге, с которой открывался вид на это же самое озеро, только с большой высоты. Сперва дорога была бетонной, что особенно радовало на спуске, начавшемся в большой деревне, затем дорога стала грунтовкой хорошего качества. Здесь же начался пологий подъём на следующий перевал. На дороге периодически попадались стада яков, которых жители деревень гнали на пастбища. Обычно як – животное крайне спокойное, и транспорта не боится совершенно, но один из яков, встреченных нами, был какой-то психованный. Он метнулся в сторону и шарахнул копытом по велосипеду Никиты, как итог – одна погнутая заезда на системе.

Ближе к обеду снова полил дождь. Обедали, накрывшись «пенкой». Очень противно, когда постоянно идут дожди, но вдвойне противно, когда их при этом, по всем данным, не должно было быть совершенно. После обеда дождь врезал ещё сильнее, и нам даже пришлось его пережидать в каком-то каменном гараже-хлеву. Под конец дождя подошёл тибетец (видимо хозяин гаража), мы подарили ему зажигалку.

Вскоре группа достигла перевального взлёта, на котором дорога была похуже. Качеству дороги не способствовал и дождь. Подняться на перевал до ночлега неожиданно не удалось, так как Толя совсем не ехал, пришлось встать за несколько километров до него. Ночью выпало очень много мокрого снега, который то и дело валил палатку, не приспособленную к таким условиям, угрожая поломать дуги. Приходилось постоянно вставать и стряхивать с неё снег.

День 5. 8 октября
(Вернуться к содержанию)

Выйдя из палатки, мы не узнали место, в котором нас застигла ночь! 😳 Ещё недавно пестревшие на все лады склоны гор теперь были чёрно-белыми из-за выпавшего снега. Толе как-то сразу с утра покатило, и на перевал он заехал вообще первым. А вот про некоторых других такого не скажешь – мне пришлось сидеть на перевале довольно долго, пока остатки группы наконец завершили подъём. Из-за снега ультрафиалетовое излучение было очень сильным – такое ощущение, что «снежную слепоту» можно было получить даже в очках, если не прикрывать глаза, оставляя лишь узкие щёлочки для обзора.

Из-за того, что дорога была грязной, спускаться приходилось медленно. 🐌 Крылья ведь никто не взял, все рассчитывали на сухую погоду. Сбросив метров 500-800, мы выехали на свободное от снега пространство, а вскоре и доехали до большой деревеньки. Перед деревенькой удалось сфотографировать голову жирного сурка, который, как в каком-нибудь тире, опасливо высовывал голову из норы. Деревня оказалась основательной, содержала большой храм, множество ступ и «серий» барабанов, которые молящийся может крутить один за другим. Здесь нами очень заинтересовались, и даже в итоге подарили риса, которого у нас почему-то было маловато. Дома также были красиво украшены традиционным тибетским ярким орнаментом.

От деревеньки дорога пошла, в основном, вверх, через некоторое время стали видны горы с заснеженными вершинами. После обеда начался длинный и относительно крутой перевальный взлёт. Поднимались долго и напряжённо, но зато дорога на спуске была качественной и проходила по ароматному сосновому лесу. Лагерем встали, когда спуск был уже практически завершён.

День 6. 9 октября
(Вернуться к содержанию)

До обеда ничего особенного не происходило – мы просто плавно набирали высоту по качественной дороге. Природных красот особо не было, зато продолжали попадаться разнообразные ступы и барабаны. После обеда въехали в небольшой посёлок городского типа, примечательный тем, что резьба на некоторых домах была просто произведением искусства! После посёлка также стали обильно попадаться всякие храмы и прочие диковинки.

На очередной заправке пополнили запасы бензина. Замечено, что у заправщиков «на периферии» параноидальность по поводу заправки в пластик существенно меньше! Они там спокойно заправляют 5-литровые бутылки из-под минералки. Но, учитывая предыдущие многократные «пролёты», мы всё ещё боялись, поэтому в этот раз притащили металлические бутылки.

Снова начал собираться дождь. В этот момент мы находились в небольшом городке, напоминающем коттеджный посёлок. Марина с Женей пытались убедить группу, что надо тут задержаться и переждать возможный дождь, но в итоге было решено ехать дальше. Дождь на этот раз был очень сильным, все промокли до нитки, а град больно хлестал по лицу. Стало ясно, что надо где-то прятаться, и, едва завидев какой-то «хутор», все свернули с дороги к нему. Залезли в сенохранилище, переждали основной удар дождя, во время которого Марина ругала на чём свет стоит Никиту, который всё-таки решил не пережидать дождь в городке. Едва дождь ослаб, отправились осматривать хутор – нельзя ли где-то встать под крышей? Единственным живым человеком, которого мы там обнаружили, был какой-то китайский дед. Даже с отличным переводчиком, и прокачанным навыком общения с китайцами, мы от него добились мало чего, пошли сами искать хоть что-нибудь открытое (на всех домах висели замки). Нашли в итоге сарай, на котором не было замка. Долго думали, как же его открыть, пока кто-то не догадался, что дверь у него типа «купе». Внутри стояла кровать, стеллажи, тумбочки, было также место для печи и дырка в потолке для трубы.

Окно, украшенное резьбой

Как здорово было оказаться в тёплом, сухом помещении! Пол был очищен от репы, разбросанной по нему, после чего Никита поставил палатку (без тента). Развесив вещи сушиться, мы стали готовится к ужину. И тут приехала толпа китайцев! Такое ощущение, что сперва они были настроены несколько агрессивно, но по ходу дела подобрели, притащили нам печку и развели огонь, чтобы можно было греться и сушить вещи. Посидев немного с нами, они ушли в дом, оставив нас ужинать наедине.

День 7. 10 октября
(Вернуться к содержанию)

С утра висел сильный туман, который так и не успел рассеяться до того момента, как мы выехали из него сами, набрав метров 200 высоты в ходе подъёма на следующий перевал. «Молоко» так и осталось под нами ниже в долине – забавная картина. Было видно, что Женя чувствует себя не очень хорошо. Обычно едущий в голове группы, сейчас он отставал даже от Толи, который всё никак не мог вкатиться.

Проехав ещё один посёлок по недавно построенной бетонке, мы оказались перед очередным взлётом на перевал. Подъём был достаточно скучным почти до самого конца, зато виды на спуске радовали. И вообще, почему-то в этом походе так получалось, что перевалы были, в среднем, интереснее на спуске. На самом перевале можно было наблюдать традиционные для Тибета молитвенные флажки и каменные сооружения, рядом с которым мы сделали «перевальные фотографии» и начали спуск. Пейзаж по ходу спуска постоянно менялся, открывая нам то поражающие воображение своим масштабом витки серпантина, то многоуровневые китайские поля, в течение многих лет создаваемые на склонах крутых гор. Ближе к концу перед нами открылся Даву – один из трёх больших городов, лежащих на нашем треке. Пока ещё он был минимум на 400 метров ниже нас. Здесь дорога приобрела асфальтовое покрытие, и сброс завершился в считанные минуты.

В городе закупились, и, как обычно в населёнке, устроили себе праздник живота в местной кафешке. Дальше, учитывая плохое состояние Жени, решили встать в гостинице – вдруг он до завтра восстановится? Подходящую гостиницу, как обычно, нашли с помощью полиции. Не думайте, что это шутка – полиция в Китае готова помочь иностранцу по абсолютно любому вопросу! От поиска гостиницы до содействия в покупке бензина у параноиков-заправщиков. Полицейский в Даву нам так и сказал в ответ на наш комплимент о том, что он хорошо знает английский, в отличие от большинства китайцев: «У полиции в Китае одна из основных функций: помогать иностранцам».

День 8. 11 октября
(Вернуться к содержанию)

Начало дня потратили на краткую прогулку по городу, после которой Женя сказал, что шансов поправиться за остаток дня у него практически нет. Надо попить антибиотики хотя бы дня три. На том и порешили – мы втроём едем дальше по маршруту, а Женя с Мариной лечатся в Даву, после чего едут на автобусе на встречу с нами в Гардзе.

После совместного обеда в Даву у «активной части группы» оставалось пол дня для того, чтобы уехать с трассы S303, на которой стоит Даву, и встать лагерем в тихом месте, удалённом от цивилизации. Эта задача была выполнена в полном объёме – за вторую половину дня удалось проехать более 70 километров. Здесь тоже не обошлось без дождя, который немного подпортил настроение ближе к вечеру. Опасаясь усиления осадков, мы даже немного посидели в здании, содержащем молитвенный барабан. Тибетцы, кстати, если вдруг кто не в курсе, очень любят свастику – это у них символ, обозначающий множество разных понятий, никак не связанных с Гитлером (это скорее последний позаимствовал свастику из восточных религий). За этот день свастик встретилось большое количество – на ступе, на храме, на грузовиках, везде...

Место для лагеря искали долго, так как ущелье было густо заселено. Проезжая мимо посёлков, мы видели, как строятся местные жилища. Делается это силами всей деревни, и в результате получаются традиционные красивые деревянные дома, раскрашенные в яркие краски и покрытые ярким резным орнаментом. «Некрасивых» домов тибетцы не строят в принципе.

Лагерем в итоге встали немного не доехав до места, где хорошая дорога подходит к концу и начинается тропа на перевал.

День 9. 12 октября
(Вернуться к содержанию)

Дорога быстро становилась всё «техничнее» и «техничнее», и очень скоро стала представлять из себя навал из камней. Здесь я радовался, что всё-таки успел перед походом собрать себе найнер. На найнере плохое покрытие проезжается несравнимо проще и приятнее – в этом мне пришлось убедиться ещё много раз.

На некоторое время дорога превратилась в полноценную реку, пришлось спешиться и обходить поток по «берегу». Дальше была возможность проехать ещё какое-то расстояние, но скоро дорога как таковая закончилась, став пешеходной тропой, в самом начале которой располагался мостик из бревна, перекинутый через бурный ручей. Через лес пришлось продираться, кажется, больше двух километров, при этом преодолевая заросли и крайне крутые подъёмы. По пути встретился какой-то заброшенный огород с низкими деревянными домиками (вероятно использовавшимися как хлева).

Обед устроили в лесу, так как надо было немного отдохнуть. Ещё немного усилий, и мы вышли в поле, по которому шла отличная тропа с твёрдым покрытием. Сам перевал, тем не менее, был пешим – и на подъёме и на спуске. На самом верху перевала мне приспичило поменять тормозные колодки. Очень неприятное это занятие, когда дует сильный ветер и на дворе заметный минус. Пешком спускаться пришлось недолго, очень скоро тропа стала пригодна для езды. В идеале, конечно, весь поход ехать по таким тропкам, но увы, такой маршрут построить невозможно.

К вечеру погода снова испортилась, подул штормовой ветер. Мы стали судорожно искать складку местности, чтобы разбить там лагерь. Уже во время установки палатки начал сыпать крупный, частый град, больно бивший по пальцам. Как только палатка была установлена, град сменился на густой снег. Мы договорились, что будем по очереди выходить из палатки каждый час, и обтрясать снег, чтобы палатка не сломалась. В итоге пришлось выходить каждые полчаса. Через час снег закончился.

День 10. 13 октября
(Вернуться к содержанию)

Утром ущелье было не узнать. Из жёлто-зелёного оно стало чёрно-белым. Переодевшись в кроссовки для пешки, мы отправились к следующему сдвоенному перевалу. По пути встретился обитаемый кош и стадо яков рядом.

Перевал переходили полдня, и «благодаря» снегу снова подверглись ультрафиалетовому облучению. Из-за излучения стояла нестерпимая жарища (при отрицательной-то температуре воздуха), Толя даже решил, что у него температура за 40. 😆 Про крем для загара как-то забыли, за что потом и поплатились. Этих нескольких часов хватило, чтобы сжечь всю кожу лица, не защищённую очками так, что она впоследствии отваливалась клочьями. Восстанавливалось лицо потом весь оставшийся поход.

Спустившись ниже уровня снега, мы практически сразу же смогли ехать. Тропа, по которой мы ехали, была очень живописна, и несколько километров траверсировала крутой склон. Спуск по тропе завершился выездом на дорогу, которую вот прямо сейчас строили, и на которой была страшная грязища. Снова пошёл дождь, и хотелось встать лагерем как можно быстрее, поэтому решили разбить лагерь у основной реки ущелья, которая, как это обычно и бывает, идеально чистой не была. Впрочем, выяснилось, что рядом тёк её же рукав, в котором вода была практически идеальной.

День 11. 14 октября
(Вернуться к содержанию)

Дорога, на которой мы остановились, к счастью была построена дальше всего на километр, поэтому превосходная грязе-каменная тропка, планировавшаяся дальше по треку, не пострадала. Здесь я снова радовался найнеру. Приятно ехать по всяким говнам, если велосипед едет как танк!

Участок «говн» через некоторое время сменился качественной узкой тропой по полю, покрытому жёлтой травой, на которой паслись яки. Также в поле встретился ансамбль из ступ и каких-то маленьких домиков. Я склонен предположить, что это может быть кладбищем.

Вскоре мы уже были на качественной грунтовой дороге, по которой планировался длительный спуск до хорошей асфальтовой трассы, ведущей в Гардзе. Во время нашего спуска, жители посёлка, живописно вписанного в окружающие горы, проявили своё гостеприимство. Тибетцы народ простой – если они кого-то хотят пригласить к себе в дом, сразу же показывают знаками «мы тебя будем кормить»! Было как раз время обеда, и мы с удовольствием согласились.

В доме посередине широкой комнаты стояла печка, на полу сушился продукт, который мы называем «ячий сыр». На печи стояла традиционная тибетская еда – рис, мясо, жареное с овощами, а также специфические хлебные изделия, которые Толя назвал баурсаками. Всё это было очень вкусно, овощи и травы в мясе пресными не были, но и никакого перебора со специями тоже не было замечено. Словом, знаменитая «ужасная еда» - это больше относится к китайской культуре. Традиционная тибетская еда – это хорошо!

Пока мы ели, на нас приходило смотреть всё село. Наевшись, и поблагодарив хозяев, мы отправились дальше. По ходу дела становилось понятно, что сегодня мы можем успеть в Гардзе, причём даже засветло.

Засветло, правда, не получилось, и дело здесь даже не столько в красивых храмах вдоль шоссе, каждый из которых хотелось посмотреть и сфоткать, а в неожиданной аварии. В горной местности на шоссе постоянно сыплются камни, которые, конечно, убирают, но далеко не сразу. Когда едешь «паравозиком», такой камень на дороге не всегда можно вовремя увидеть. Так получилось и в этот раз. Никита, едущий спереди, не посчитал нужным предупредить сзади едущих о таком камне, вследствие чего я раздолбал на нём задний переключатель. Тут надо сказать, что если бы переключатель не был Shadow Plus, скорее всего отделался бы он лёгким испугом, но лапка наиболее технологичного переключателя от shimano предпочитает ломаться, вместо того чтобы спружинить.

Тем не менее, в Гардзе (по-китайски правильнее читать «Ганзи/Ganzi») приехали в разумное время, хоть и затемно. Благодаря ночному приезду удалось оценить ярко подсвеченный храмовый комплекс, расположенный в нижней части города. Затем встретились с Женей и Мариной, заселились в отель. Отметили воссоединение глинтвейном!

День 12. 15 октября
(Вернуться к содержанию)

Пока остальные закупались продуктами, я съездил в основной храм города, расположенный высоко на горе. Самое интересное там – это не сам храм, а вид, который от него открывается. Интереснее несколько других храмов, которые мы осмотрели вместе. Кстати, в этот раз мы разработали лайфхак по закупке всякой сладкой выпечки. Выпечка в Тибете будет гораздо лучше, если покупать её в частных пекарнях или на рынке. Там шанс затариться несъедобной хренью гораздо ниже, чем в магазине.

Здесь же закупились ячьим сыром на суверниры, пообедали и поехали в дальнейший путь. Весь экшн в этот день представлял из себя асфальтовый подъём на перевал. Дорога была красивой и живописной, ближе к концу дня перед глазами встали скалистые заснеженные горы. Сегодня было решено остановиться на ночлег пораньше, так как был шанс не найти хорошего места для стоянки выше по дороге, да и картошку со всякими другими тяжёлыми фруктами тащить в гору дело неблагодарное.

Место для ночёвки было действительно очень красивым, источник воды был. Почему бы и не расслабиться?

День 13. 16 октября
(Вернуться к содержанию)

Перевал, на который мы поднимались, был асфальто-грунтовым, как и многие другие перевалы Китая, то есть сперва подъём идёт по асфальту, а самый верх перевала – грунт. Почему так? Потому что многие дороги строились изначально из расчёта на то, что перепады высот будут сглажены за счёт строительства тоннелей. Тоннели построить ещё не успели, а асфальт довели только до уровня, на котором строится тоннель.

Довольно скоро асфальтовая часть нашего перевала закончилась, и осталось добрать несколько сот метров по хорошей грунтовке. По ходу подъёма на перевал открывался вид на витки серпантина, а также на заснеженные горы, остававшиеся позади. Сам перевал, как и все перевалы Тибета, был щедро украшен флажками. Спуск снова был интереснее, чем подъём, а просторы, вид на которые открывался с него, масштабнее.

После завершения спуска, и набора сотни метров на следующий перевал, состоялся обед. На сегодня планировалось взять ещё один плоский перевал, у которого отсутствовала чёткая вершина. Это, скорее, было плато, на которое надо сперва подняться, а затем спуститься. Пока мы поднимались на плато, большую часть времени дул ветер и шёл снег. На спуске перед нашими глазами открылись красочные картины гор, изюминкой которых была фиолетовая скала.

Ещё одна существенная достопримечательность за сегодня – большой храм с массой одинаковых заброшенных «паломнических избушек» рядом.

Уже вечерело, но Никита всё никак не хотел вставать на ночлег за что в итоге получил очередную порцию проклятий от Марины после того, как задержка с установкой лагеря привела к попаданию всей группы под плотный снего-дождь. Учитывая последний фактор, выбирали место для лагеря спешно, встали посреди какого-то прибрежного болота на сухом островке.

День 14. 17 октября
(Вернуться к содержанию)

Утром сразу же начался пологий подъём на очередной перевал. По ходу подъёма Никита решил съехать с основной дороги, чтобы, ценой значительного ухудшения дорожного покрытия, «срезать» мини-перевальчик высотой метров 100. Веселья получили немеряно, так как покрытие в итоге оказалось куда хуже, чем прогнозировалось – приходилось переходить реки по качающейся доске, ездить по залитым водой камням, рискуя промочить ноги, а перед возвращением на основную дорогу, так и вообще продираться через целину, покрытую высокими кочками. Времени потратили, естественно, куда больше, чем если бы просто взяли стометровую «кочку».

Вскоре основная дорога тоже растворилась, превратившись в тропу, которая и оставалась таковой в течение многих километров. Этот перевал был, пожалуй, самым «бездорожным» из числа тех, которые вся группа эффективно преодолевала верхом на велосипеде. Не многие дороги могут похвастаться тем, что так здорово ловят этот хрупкий баланс. По ходу подъёма мы попали под сильный снег, а на спуске подул шквальный ветер в лицо и начался град, хлеставший по лицу благодаря ветру. Завершив основной спуск, и перейдя широкую мелкую речку вброд, мы попали на основную дорогу ущелья, которая, из-за сырости, была очень грязной и скользкой.

Здесь встретили толпу китацйев на моцыках, которые выталкивали из грязи застрявший местный «КАМАЗ» (аналогом КАМАЗА в Китае я бы назвал ДунФэн (DongFeng) – очень распространённая местная марка грузовиков). Сбросив по этой дороге несколько сот метров, встали на речке около ледника, за холмом, скрывавшим нас от глаз путешествующих по дороге.

День 15. 18 октября
(Вернуться к содержанию)

Сегодняшний трек предполагал большое количество километров по одной из основных асфальтовых магистралей, а начало дня должно было стать спуском к ней из нашего ущелья. Логично было бы ожидать, что самые впечатляющие горные виды мы оставили выше, там, где китайцы выталкивали грузовик, а по мере спуска к шоссе горы будут всё «скучнее» и «скучнее», но не тут-то было: именно здесь, на средних высотах, можно было наблюдать самые впечатляющие картины. Ожидание постоянного спуска, правда, тоже не оправдалось – местами приходилось и штурмовать подъёмы, что было непросто из-за скованного утренним минусом и вчерашней жидкой грязью переднего переключателя.

Выехав на шоссе, решили устроить обед у запланированного красивого озера. До озера доехали практически ко времени обеда, и, расположившись у речки, оставили Никиту готовить, а сами пошли смотреть озеро. Тут я, кстати, заметил, что забыл свою ветровку у выезда на шоссе из ущелья. Ну ладо, как-нибудь выживу. Отфоткав и осмотрев живописное озеро, вернулись обедать.

На вторую половину дня Никита запланировал взятие самого высокого ездового перевала похода. Перевал носил название Шола, и был асфальтово-грунтовым (по причине, описанной в предыдущих днях отчёта). Подъём на перевал проходил траверсом по крайне крутому склону, крутизна которого в какой-то степени компенсировалась агрессивным серпантином. Снизу можно было наблюдать, как огромные грузовики, выглядящие словно мелкие копошащиеся муравьи, ползут по верхним виткам перевальной дороги. Перевал традиционно украшали флажки, стояла табличка, говорившая, что высота перевала – 5050 метров. На самом деле, высота по навигатору составляла 4880 метров – тоже неплохо. Уже темнело, дул холодный ветер. Ветровку мне с успехом заменила пуховая жилетка – отличная вещь в любом походе, если ожидаются низкие температуры и не ожидается осадков.

Спускались очень долго по такому же крутому склону, как и на подъёме. Огромные грузовики с трудом разъезжались на узком серпантине, а мы лавировали между ними. По ходу спуска открывался вид на масштабные просторы долины, в которую нам предстояло спуститься – разница высот была огромна. Жалко, что мы всё-таки решили ехать на этот перевал на ночь глядя, так как приближающаяся темнота не дала в полной мере оценить все ракурсы этих впечатляющий картин, и, тем более, запечатлеть всё, что хотелось.

Спустились уже в темноте. Пока мы ставили лагерь, снова пошёл густой снег, и, как это уже бывало, пришлось периодически выходить и стряхивать его.

День 16. 19 октября
(Вернуться к содержанию)

Вчера мы разбили лагерь как раз в том месте, где перевальная грунтовка снова становилась асфальтом. По этому асфальту нам предстояло ехать сегодня весь день. Тем не менее, неинтересным этот день назвать было никак нельзя, ведь данный участок дороги изобиловал объектами буддийско-тибетской культуры.

Начало спуска проходило по засыпанному толстым слоем мокрого снега шоссе. Чуть ниже снег сошёл на нет, и перед нами открылись витки нашей магистрали, уходящие глубоко вниз, в долину, склоны которой сплошь были покрыты заснеженным лесом. Вскоре после начала спуска мы доехали до крупного буддийского комплекса и погуляли по нему. Позже на шоссе нам встретилось ещё одно большое поселение с храмом, расположенное очень живописно. Далее, уже перед самым городом Дэге, нам повезло встретить ещё один масштабный комплекс с храмами, большой ступой и, самое главное, огромной статуей Будды, высеченной в скале.

В Дэге первым делом пошли в кафе обедать. Здесь Женя сказал, что чувствует себя плохо, и не видит смысла дальше продолжать поход. Мрина тоже решила без Жени не ехать. Таким образом, я, Толя и Никита продолжили поход втроём – на сей раз, окончательно. Потеряв много времени на процедуру «прощания», мы уже не могли выполнить весь запланированный на сегодня объём, вместо этого пришлось ограничиться выездом из Дэге и установкой лагеря в первом же хоть сколь-нибудь пригодном для этого месте.

День 17. 20 октября
(Вернуться к содержанию)

Из-за вчерашней задержки, после обеда много проехать не удалось, и поэтому сегодняшний день, как и вчерашний, получился на 100% асфальтовым. Основной объект на сегодня – город Цзяньшэ (уезд Бэю), к нему мы и совершаем марш-бросок, нигде особо не задерживаясь.

Тибетская крепость
Остановка на осмотр достопримечательностей до прибытия в город была только одна, и в ходе неё была осмотрена тибетская крепость на высоком холме, и храм, расположенный ниже. Крепость, кстати, я в тех местах увидел вообще впервые. Большая часть нашего пути в этот день проходила по границе с запретным для иностранцев районом ТАР.

На трассе нас угостили водой

В Цзяньшэ прибыли к обеду, и, уже на въезде в город, смогли оценить его главную изюминку! Если другие города в Тибете очень неохотно располагают свои районы по склонам гор и ущелий, то Цзяньшэ, напротив, «размазан» по склонам долины метров на 200 по вертикали. На самых высоких его участках расположен огромнейший храмовый комплекс – я такого в Тибете ещё не встречал! Храмы располагаются на нескольких уровнях высоты, и, чтобы добраться от одного объекта до другого, иногда приходится долго петлять по лабиринтам горно-городских дорожек и троп, которые, временами, проходят прямо по крыше дома, расположенного на уровень ниже! Если выбрать правильную точку обзора, то видно, что всё это напоминает гигантский амфитеатр. Подъём к верхним храмам – запредельно крутая бетонка. Если на подъёме приходилось очень напрягаться, то спуск иначе как «городским даунхиллом» не назвать!

Пока мы с Толей несколько часов катались по храмам, Никита ждал нас с нетерпением в кафе внизу. После встречи оперативно закупились и потратили оставшееся до темноты время, чтобы выехать как можно дальше загород.

День 18. 21 октября
(Вернуться к содержанию)

Асфальт наконец-то закончился, и трое туристов полезли на очередной перевал по хорошей грунтовке. Природа, окружавшая нас на начальном этапе подъёма, не очень выдавала, что мы находимся в Китае. Такое вполне можно встретить в какой-нибудь Карелии. Зато начиная с обеда можно было бы подумать, что мы находимся в Турции! Тот же хвойный лес, те же хорошие грунтовки и те же лихие серпантины. Даже горы были похожи. Кстати, пока мы обедали, мимо нас проехало, наверно, машин 20 с полицейскими, включая автобусы спецназа. Непонятно, куда направляется такой отряд.

Почти в самом конце спуска с этого перевала я решил не слезая с велосипеда поправить рюкзак, который сползал набок, благодаря чему снова слетал через руль и снова погнул переднее колесо. Был уже вечер, так что я просто дошёл пешком 2,5 км до места стоянки, где мы с Никитой принялись прыгать на ободе, чтобы привести его в чувство. Даже сделали небольшую трещину по шву, но она быстро заделалась герметиком (колесо было бескамерным).

В этот вечер разгорелся спор – стоит ли идти на абсолютно велопоносный перевал 5000 метров, что обещало к тому же много километров пешей тропы плохого качества, или всё-таки проехать по приятному лёгкому маршруту, а потом спокойно завершить поход в Литанге с небольшим запасом по времени относительно плана. Большинством голосов решили идти на 5000… Я, естественно, был против. Никите в прошлом походе пару раз повезло с прокладкой маршрута по спутнику, и, пребывая в эйфории по этому поводу, он решил, что и сейчас повезёт, если мы решим прорываться наугад. А Толя… Он сказал, что «раз уж мы сюда приехали, надо пройти и этот перевал – когда ещё тут будем?» И его не смущало, что мы ни при каком раскладе не пройдём ещё минимум полторы сотни перевалов, которые есть в этом регионе.

День 19. 22 октября
(Вернуться к содержанию)

Завершив последние метры сброса, мы оказались в большом посёлке, где пополнили запасы сладкого. Из посёлка до поворота на грунты шла хорошая бетонка. Учитывая твёрдое покрытие, я решил подкачаться, и сломал ниппель – так заднее колесо из бескамерного стало камерным.

Дорожка, ведущая на первый перевал, была просто чудесной, и шла через хвойный лес. В общем, как и вчера, я сравнил бы это с Турцией.

После череды высоких и крутых витков серпантина, на нашем пути показалось невероятно голубое озеро, расположенное в ущелье. Остановились полюбоваться, сделали фото, устроили обед. После обеда продолжили подъём, и почти сразу же Никита словил прокол. Заклеиться удалось не с первого раза. И не со второго… И даже не с третьего. В общем, потратили очень много времени.

Тут надо сказать, что Никита ещё вчера вечером установил дедлайн: если мы сегодня не поднимаемся на первый перевал (целиком велосипедный), то дальше нам делать нечего, и мы возвращаемся. Учитывая это, я поинтересовался, что мы теперь будем делать, ведь, с учётом темпа нашего подъёма, мы не доберём процентов 20 высоты как минимум, не пора ли разворачиваться? На это Никита сказал «давай проедем ещё немного, там видно будет»…

В общем, сумерки и вечерний холод застали нас в тот момент, когда нам оставалось добрать ещё почти треть подъёма. Треть, Карл! Но «официальная позиция» была такова, что «всё идёт по плану», завтра продолжаем подъём и идём на перевал 5000.

День 20. 23 октября
(Вернуться к содержанию)

Подъём на перевал был продолжен. Виды, по мере приближения к вершине, становились всё красивее и красивее. Пожалуй, завершение этого перевала – один из самых красивых участков похода. Сверху можно было наблюдать причудливые крутые витки серпантина, скалистые горы, и яркое зеленовато-голубое озеро, мимо которого мы проехали час назад на подъёме. В другую сторону можно было наблюдать долину с кошем, а также ещё одно озеро в горах – как раз там лежал наш дальнейший путь.

Увиденное говорило, что небольшой перевальчик, который на карте высот был принят за «глюк», на самом деле существовал, и это – лишь первый из длинной обоймы сюрпризов сегодняшнего дня. Забравшись по насыпи крупных камней на этот «глюк на карте высот», я отметил для себя, что обещанной тропы по ущелью с другой стороны перевала что-то не видно. На это Никита сказал, что «вооон она, щас спустимся, поедем по ней». Спустившись, нашли только нечто, что можно определить словами «лет 20 назад тут была тропа», и продолжили велопонос. Никита приободрил: «никто никогда и не обещал тропы в этом ущелье, вот в следующем ущелье точно будет тропа, местами можно будет ехать».

Завершив 7 км велопоноса по первому ущелью, и дойдя до долгожданного «с тропой» мы обнаружили, что «местами ехать» – это значит ехать 15 метров через каждый километр, и то только в самом начале, пока умеренность градиента компенсировала каменистость тропки. Однако стоит отметить, что катить велосипед здесь было удобно, так как не было кустов и высоких камней.

Пикантности участку, по которому мы шли, добавляло то, что чем дальше, тем менее уверенные ориентиры тропы можно было найти на спутнике, а под конец (как раз после этого ущелья), было несколько десятков километров, нарисованных абсолютно вслепую, основываясь на предположениях, что «ну уж тут-то точно должна быть тропа». Учитывая это, я за этот день успел уже пару раз предложить вернуться, но азарт Никиты и Толи был настолько велик, что им хотелось во что бы то ни стало пройти отрисованный трек. Видя это, я запасся виртуальным попкорном, и, смирившись, стал просто наблюдать, что будет дальше.

Река, параллельно которой мы поднимались, вскоре почти пропала под камнями, и мы набрали воды в бутылки, чтобы не остаться без неё на стоянке. Это решение было мудрым, так как дальше река действительно ушла глубоко под землю.

Лагерем встали прямо перед началом основных перевальных взлётов, которые, на сей раз, начинались за много километров до самого перевала.

День 21. 24 октября
(Вернуться к содержанию)

Утро выдалось морозным, вследствие чего на маршрут мы вышли только после того, как горячее горное солнце зашло в наше ущелье. К этому моменту мы уже успели собрать палатку, то и дело отогревая промёрзшие в процессе руки.

"Раскачиваться" с утра сегодня не предполагалось, так как крутые длинные взлёты находились уже в пятиста метрах от нашей стоянки. Судя по высоте ночёвки, набирать на перевал, высота которого разменяла шестую тысячу, предстояло не менее 750 метров. Уже меньше чем через час стоянка осталась далеко внизу, а с тропы открылся замечательный вид на покидаемое нами ущелье.

Подъём был крутым на всём его протяжении, но последние сотни метров, проходившие по узкой тропе из сыпучих камней, мне как-то совсем не шлось, приходилось часто останавливаться и по долгу отдыхать. Перевал уже был виден между двух высоких скал. На него я забрался с большим отставанием от Никиты и Толи. Самую высокую его точку, практически соответствующую отметке 5000, венчал тур, который можно было бы назвать "горой строительного мусора", содержащей старую одежду, палки (похожие на куски арматуры), и камни, почему-то похожие на ломаный бетон.

Далее последовал долгий спуск по крутой каменистой тропе, содержащей "живые" камни среднего размера - надо было быть внимательными, чтобы не спустить камень на идущего ниже. Первую часть спуска завершили чуть раньше времени обеда, но озеро, расположившееся на нашем пути, сподвигло нас на то, чтобы пообедать именно здесь. Обратили на себя внимание камни на временно обмелевшей части озера, изрезанные водой, которая покрывает их в полноводный сезон.

Изначально планировалось, что дальнейший спуск можно будет продолжить "верхом", и пару участков по несколько десятков метров я действительно даже проехал. Однако по мере спуска в глубь ущелья дорога становилась всё хуже и хуже и скоро только Никита временами взбирался в седло, чтобы снять очередной ролик, как бы говорящий зрителям: "смотрите, мы тут везде ехали". Вскоре дорога стала совсем плохой, велосипед приходилось даже не катить, а таскать через навалы крупных камней.

Дальше - больше. Такое ощущение, что эту тропу никто уже лет 30 не поддерживал: местами она смыта рекой, и приходится то и дело осуществлять броды с одного берега на другой, где-то она завалена осыпью крупных камней, а где-то буреломом. Местами трудно было понять - где вообще тропа. Река довольно скоро ушла под камни и я даже набрал побольше воды, чтоб без неё не остаться. Несколько раз мы спускались почти по отвесной "леснице" высотой метров 20, которая в сырой сезон представляет из себя огромный водопад.

Наполовину пересохшее озеро
Через несколько часов передвижения по узкому ущелью без дороги с велосипедами и рюкзаками, Толя выразил недовольство Никите. Я при этом ощутил злобную радость и подумал про себя: "Ну что, ты хотел полюбоваться видами на этом участке? Теперь жри!"👹 В борьбе с дорогой прошёл весь оставшийся день, и вставать пришлось не на хорошей ровной площадке, а "где придётся", так как в ущелье выбора особого нет. Встали в итоге на относительно ровной площадке у реки, которая когда-то была её дном. Площадка была узкой, так что тент установить не получилось, поставили "голую палатку", благо осадков не ожидалось. Рассматривался также и вариант спать вообще без палатки.

Камень, обточенный водой за много лет

Проведение ночи на речных камнях - очень интересный опыт! В первый момент, когда ложишься на пенку, тебе везде неудобно, всюду впивается какой-нибудь камень. Однако пол часа работы по целенаправленному перемещению камней под спальным местом (всё это делается лёжа) - и вуаля, ты уже лежишь на прекрасном ортопедическом матрасе, идеально повторяющем твои формы.

День 22. 25 октября
(Вернуться к содержанию)

Уже ко вчерашнему вечеру стало понятно, что основная стратегия нашего дальнейшего поведения - выбираться как можно скорее, иначе просто можно опоздать на самолёт. Тут ещё и выяснилось, что на "тропу", которую "увидели" на спутнике, и которая должна была вывести нас из ущелья на дорогу, в реальности нет даже намёков. Да что там намёков - нет даже ущелья, по которому тропа якобы шла. 😆 Оставалось только прорываться около 20 км сложнейшей тропы вниз по ущелью до заброшенной части трассы G318, которая выведет нас в итоге на саму G318, а там уже можно будет и подброситься на машине.

Тропа становилась всё изощрённее и "рельефистее". Часто приходилось залезать на высоту нескольких десятков метров по корням и камням, а затем спускаться вниз по крутому земляному склону, сползая под своей же силой тяжести, при этом ещё и пытаясь волочь велосипед.

Один раз на пути неожиданно попался капитальный мост с бетонным основанием. И это на такой раздолбай-тропе! Мы пришли к выводу, что отличная тропа здесь, несомненно, когда-то давно была, но потом случилась какая-то катастрофа, и её забросили.

В какой-то момент в основную реку нашего ущелья втекло несколько притоков, и из почти высохшей она стала довольно полноводной - уже так просто не перейдёшь где угодно, но и тропа, казалось, наконец-то "выбрала", какой берег ей больше нравится. Местами, правда, она оказывалась подмыта рекой, но во всех случаях был обход по верху.

Когда мы в очередной раз упёрлись в смытый бурлящей рекой участок тропы, оставивший на нашем берегу отвесную скалу, торчащую из бурного потока, от которого шла почти отвесная "обходная" тропа на высокую часть берега, я ещё не подозревал, что мы подошли к самому весёлому приключению нашего похода. Сперва мы полезли осматривать "объезд" без велосипедов. Начинался он с почти вертикального подъёма по земляной "стенке" высотой наверно около 3,5 метров, из которой торчали корни деревьев. Дальше это была осыпающаяся тропка по краю обрывистого берега, с которого до каменистой реки лететь метра 4 или больше. С места подъёма на стену перед глазами открывалось лишь несколько метров этой тропы, и казалась она ещё более-менее проходимой, однако по мере продвижения по ней становилось ясно, что дальше она становится совсем уж опасной. Блин, остаётся ведь каких-то два километра, и мы на дороге! За что ж такое невезение?

Вместе с тем, река мне не показалась такой уж прям непроходимой, как это было оценено Никитой при первом беглом осмотре. Ну да, течение быстрое, глубина по колено, сплошные пороги и камни. Навернуться, конечно, можно хорошо, но это маловероятно - благо, опыт подобных препятствий есть. А вот на скалодром с велосипедом я не ходил.😕 Видя непреодолимое желание Никиты идти "по верху", я заявил, что пойду туда, только если мой велосипед и рюкзак перенесёт он.

Никита пошёл в разведку со своим велосипедом, и провёл в этой разведке, наверно, около часа. Я за это время поднял по отвесной стенке свой велосипед - пусть тащит когда вернётся. Вернувшись, он сообщил, что туда идти без страховки всё-таки не стоит, и лучше уж бродить реку. Сказано - сделано, мы укрепили велосипеды на рюкзаках для большей массы и устойчивости, а затем форсировали реку "треугольником". Форсировать реку пришлось и второй раз - буквально через 10 метров, чтобы вернуться на тропу. Времени на этом потерялось очень много, поэтому до наступления темноты мы всё-таки не успели выйти на G318. Впрочем, до неё оставалось всего 500 метров качественной тропы. Заночевали на территории заброшенного мини-завода по добыче щебня.

День 22+1. 26 октября. Окончание похода.
(Вернуться к содержанию)

Вся еда закончилась ещё вчера в обед, поэтому сегодня мы покончили с утренними делами особенно быстро. Ещё 5 минут - и мы уже на отличной грунтовке, которая когда-то была куском G318, форсировавшим перевал, а теперь используется лишь местными жителями, так как G318 ушла в тоннель.

Ура, все сложности позади - теперь едем на трассу ловить машину. По дороге, правда, словили ещё один прокол - но это уже особо никого не беспокоило, рано или поздно доедем. Долгий отдых мышц, ответственных за кручение педалей, обеспечил прилив сил и бодрости, так что 10 километров бетонки прошли незаметно.

Машину поймать удалось далеко не сразу, и стоил проезд до Литанга нам 400 юаней (4000 руб) на всех. В принципе, из Кингисеппа такси стоит примерно столько же. В Литанге сразу же договорились о подброске в Чэнду и пошли обжираться. На рынке затарились "ячьим сыром" в качестве сувенира, а также всякими сладостями и другой едой, часть из которой бралась "на попробовать" - можно ли это вообще есть?

День 22+2. 27 октября. Подброска в Чэнду.
(Вернуться к содержанию)

Утром, как и было условлено, мы с велосипедами погрузились в минивэн. По прошлому году мы помнили, что путь в Чэнду занимает более полусуток, и морально готовились к этому. Однако, вот сюрприз, в к этому году успели завершить значительную часть работ по усовершенствованию дорог, и на некоторые перевалы мы даже не заезжали, используя вместо них тоннели, не говоря уж о том, чтобы делать крюк километров в 150 через Шимянь.

По пути можно было видеть следующий виток апгрейда дорожной сети. Через гигантские ущелья перекидывали мост. Мост просто потрясал своими масштабами - если бы я такое увидел на фотографии, мог бы принять это за компьютерную графику.

К Чэнду подъезжали даже ещё засветло. Здесь Марина с Женей уже подготовили нам отель, в который мы сразу же поехали. Ну, вернее пошли, так как ещё один прокол уже было лень заклеивать.

День 22+3. 28 октября. Последний день в Китае.
(Вернуться к содержанию)

На следующий день Толя, как единственный, не видевший пандового зоопарка, пошёл глядеть на чёрно-белых медведей, а все остальные отправились обжираться. В условленное время встретились для закупки в Ашане, после которой вернулись в хостел.

Уже выписавшись из номера, мы коротали время, играя в настольный теннис во дворе хостела. Вечером поехали в аэропорт, где и переночевали в ожидании нашего утреннего рейса. На этот раз перелёты были долгими, особенно второй - почти 10 часов из Гуанчжоу в Москву.

Так и закончился наш очередной поход. Все, включая "больных", получили массу положительных эмоций, увидели новые Тибетские горы и ущелья, а также открыли для себя специфику Китая ещё глубже.

Спасибо всем, кто интересовался нашим походом, и читал его описание!

Что нужно знать туристу про  регион похода (тибетская часть провинции Сычуань) – ДОПОЛНЕННАЯ ВЕРСИЯ Тибета 2015

Карты: прокладка маршрута и ориентирование
(Вернуться к содержанию)
Основной особенностью карт Китая является то, что большая часть из них содержит "защитный сдвиг", который, по задумке, должен служить для дезориентирования возможного противника на местности. Сдвиг этот хитрый, и в разных точках карты существенно отличается, достигая, местами, двухсот метров. Выбирая векторную карту для навигатора, необходимо убедиться в том, что вы нашли версию с компенсацией сдвига (обычно это особо оговаривается). Например, CityNavigator China выпускается в обоих версиях: со сдвигом и без. Собственно, эту карту и можно рекомендовать в качестве векторной для Тибета – особо точнее ничего нет.

Тем не менее, точность всех векторных карт в Тибете недостаточна, поэтому придётся подготовить спутниковые снимки для навигатора. В Китае, в зависимости от района, лучшую детализацию демонстрируют либо Google либо Bing.

Многие для построения маршрута рекомендуют использовать карты Baidu, считая, что они обладают наилучшей детализацией. На нашем маршруте было очень мало таких мест, где на картах Baidu содержалась бы информация, которую нельзя было бы получить с других распространённых сервисов.

На всякий случай не лишним будет предупредить, что Гугл в Китае тотально забанен, поэтому пользоваться онлайн-версией гугл-карт без специальных программ для смартфона не удастся. Как вариант, гугл-карты можно заменить всё тем же приложением Baidu для Android, или картами Bing. Bing и Baidu при текущей реализации Великого Китайского фаервола работают быстро, а сервисы, сервера которых расположены за пределами Китая, практически невозможно использовать - так всё медленно.

Также в качестве векторных оффлайн-карт для смартфона можно рекомендовать Maps.ME

Транспорт: заброска, выброска, и перемещение по Тибету
(Вернуться к содержанию)
За редчайшим исключением, туристы, планирующие поход по провинции Сычуань, выбирают аэропорт города Чэнду в качестве точки въезда в Китай. Такое решение обосновано тем, что Чэнду располагается в непосредственной близости к Тибетскому нагорью, и в то же время является самым значительным транспортным узлом провинции, что позволяет добраться до любой точки региона сравнительно быстро и недорого.

Из всех существующих видов транспорта, для собирающихся в Тибет актуален в первую очередь автобус, так как поезда в нужном направлении не ходят, а самолёт, помимо дороговизны, имеет ряд других очевидных недостатков в случае путешествия с велосипедом.

Разузнать информацию о маршрутах и расписании автобусов по интернету возможно, но только если речь идёт про автовокзалы Чэнду. Во всех остальных случаях найти хоть какую-нибудь информацию весьма проблематично. Не могу не упомянуть о рекомендации, которую мне дали на этот счёт люди, уже трижды сходившие в велопоход по Тибету: вбить в Гугл названия городов (на китайском), трансфер между которыми вас интересует, и затем разбирать ссылки с иероглифами, среди которых может содержаться нужная информация.
В моём случае такой метод показал низкую эффективность – максимум, что удалось выяснить, это примерные цены и время в пути.

Я, в свою очередь, могу посоветовать действовать иначе, и план действий будет зависеть от того, находится ли наша точка отправления в крупном городе (в идеале – в Чэнду). Если да, то расписание отлично ищется в интернете, и безо всяких иероглифов. Междугородние автобусы из Чэнду ходят от множества автовокзалов, список и описание которых смотрите по ссылке, а также прямо из аэропорта (расписание смотрите по ссылке). Выбрав по описанию нужный вокзал, просто ищете в Гугле "{Название_вокзала} timetable", и почти наверняка найдёте актуальное расписание и цены. Ну или если не совсем актуальное, будет во всяком случае ясно как часто ходят автобусы в нужный город и сколько это стоит. Очевидно, что из того города в Чэнду автобусы ходят примерно так же часто.
Если проброска планируется между небольшими населёнными пунктами, можно расслабиться – заранее найти ничего не удастся. Но вот что нужно сделать обязательно, так это отметить в навигаторе местонахождение всех автовокзалов в регионе, по которому планируется перемещаться. Автостанции есть в Литанге (Litang), Мули (Muli), Даочене (Daocheng), Яцзяне (Yajiang), Шимяне (Shimian), Яане (Ya'an), Кангдинге (Kang Ding), Деге (Dege), Даву/Даофу (Dawu), Гардзе/Ганзи (Garze/Ganzi) и некоторых других городах. В каждом городе из этого списка несложно найти микроавтобус с водителем, который довезёт вас куда потребуется. Рекомендуем в первую очередь присматриваться к частникам, так как они, как правило, довезут гораздо быстрее, а возьмут меньше ("тусуются" они всегда именно на автовокзалах). Из других, более мелких поселений, «выброситься» также возможно, но, с учётом отсутствия конкуренции в них среди транспортников, цены будут в разы выше.

Неважно, откуда вы планируете выезжать – из Чэнду, или из более мелких городков, вам всё равно потребуется выписать на бумажку название населённого пункта, в который планируется попасть, иначе кассир может не понять, куда вам надо. Лучше выписать все названия, которые могут пригодиться, заранее.

При финишной выброске стоит учесть, что, к примеру, путь Литанг-Чэнду занимает целый день с ранним выездом и ночным приездом, и это не предел. Так что стоит приезжать на автостанцию заблаговременно, чтобы впоследствии не опоздать на обратный самолёт из Чэнду. В городе, кстати, при наличии времени можно найти целые коробки для велосипеда (обычно их продают по 5 юаней). За коробками рекомендуем в первую очередь обращаться в ближайший магазин GIANT.

Кстати, в аэропорт Чэнду из нескольких разных точек города ходят специальные автобусы-шаттлы. Ими можно воспользоваться, чтобы не ехать в аэропорт своим ходом с коробками на перевес, как мы делали в первый приезд в Китай. В этот раз мы тащили коробки только до остановки шаттла, где упаковали велосипеды и благополучно добрались до аэропорта. Вот расписание и маршруты автобуса: http://www.cdairport.com/front_en/jt4.jsp

Топливо: на чём готовить еду?
(Вернуться к содержанию)
В Чэнду можно найти множество туристических магазинов (вбейте "outdoor shop" в Гугл-Картах), в которых продаётся в том числе и газ. Мы купили 2 кг газа FireMaple по 50 юаней (500 руб) за пол кило. Учитывая качество газа ("зимняя" смесь) - ценник нормальный. Для сравнения, в Исландии пол кило Colemann'овского, весьма посредственного газа, стоило те же 500 руб до взлёта евро.

Бензин, естественно, тоже может быть использован для приготовления пищи, но надо учитывать некоторые нюансы:
– В Китае очень строго блюдут правило не наливать бензин в пластиковую тару. Мы получили бескомпромиссный отказ на трёх подряд заправках, причём всё настолько запущено, что нам даже отказались перелить бензин в бутылки, использовав в качестве "промежуточного звена" канистру. В конце концов вопрос решился с помощью полиции, которая уговорила заправщиков продать нам канистру бензина, которую строго-настрого запретили разливать по пластиковым бутылкам. =) Надо сказать, что при удалении от больших городов и шоссе, заправщики имеют тенденцию становятся более сговорчивыми, вплоть до того, что во всяких глухих сёлах запросто наливают бензин в любую ёмкость, которую им дают. Тем не менее, имейте в виду, что наличие трёх заправок на пути следования – не гарантия покупки бензина, и что в случае чего вам всегда поможет полиция (подробнее – в соответствующем разделе) =).
– Бензин в Китае довольно плохого качества. Уже через пару дней на дне вашей бутылки-бензовоза осядет характерный красный осадок – масло. В горелке всё это тоже будет оседать со страшной силой, чистить придётся часто.
– В Китае в наличии бензин марок 90, 93, 97, ДТ (на заправках зачастую обозначается как "0" и "-10" (зимний ДТ)). Мы использовали 93-й, так как 90-й купить в Тибете практически невозможно, скорее всего по причине, описанной в этой статье.
– "Калошу" aka "White fuel/White gas", мы не нашли в туристических магазинах.

Язык.
(Вернуться к содержанию)
На территории, по которой проходит поход, в ходу два языка: китайский и тибетский. На китайском, соответственно, говорят все и везде, а на тибетском – жители горных районов провинции Сычуань. Учить китайский совершенно бесполезно, можно даже не пытаться, но уметь говорить как минимум "здравствуйте" (нихао) и "спасибо" (сесе) всё-таки стоит – китайцам будет приятно. =) Приветствовать вас также могут словом "Хой!" (привет!), или, если дело происходит в "глухом Тибете", скорее всего встречный поприветствует вас "фирменным" тибетским "Таши деле!"

"МЖ" на китайском, тибетском и английском. Иероглифы "М" и "Ж" (в нижних углах) запомнить полезно =)

Существенно упрощают общение следующие программы, установленные на смартфон (андроид):
Hanping Pro - относительно понятно переводит отдельные слова и фразы, в т.ч. довольно специфичные, иногда даже выдает краткую справку. Позволяет набирать английскими буквами, пиньинем, рисовать иероглифы. Программы платная (199р), но есть бесплатная урезанная версия.
Hanping Camera - cканирует и качественно распознает иероглифы. Программа платная (599р.), но своих денег однозначно стоит.
Pleco (аналог Hanping)
Google Translate – переводит довольно коряво, но, в отличие от Hanping, можно переводить не только короткие фразы, но и целые предложения. Иногда понятен общий смысл переведенного как нам, так и китайцам. Но в большинстве случаев вылазит полнейшая ахинея, поэтому для перевода на китайский следует писать максимально лаконичный текст, в идеале – одно слово. При этом вероятность, что вас поймут, будет наиболее высока. Необходимо заранее скачать словари дома, чтобы можно было пользоваться оффлайн
Google Pinyin Input – для ввода пиньинем
Google Рукописный ввод – чтобы рисовать иероглифы (заранее скачать языки дома)

Есть также специфика с названиями китайских (особенно тибетских) городов, которая иногда приводит к недоразумениям. Если Вы откроете разные карты одного и того же района Тибета, то вполне можете обнаружить, что один и тот же город на разных картах называется по-разному. Например, Цзяньше (Jianshe) может спокойно называться Бэю (Baiyu), Баркам может называться "Нгава" и т.д. Разгадка в том, что зачастую столицей округа в "малонаселённом" по меркам Китая Тибете является населённый пункт, имеющий статус села (подумаешь, каких-то 50-100 тысяч жителей), и поэтому, к примеру, те же Гугл карты (и многие другие) на месте названия этого "села" пишут название округа – так город "Цзяньше" становится городом "Бэю", хотя на самом деле это название огромного округа, а не конкретного города.

Кроме того из-за не совсем корректной "романизации" названия некоторых городов звучат для уха китайца неузнаваемо. Например, Даву (Dawu) правильнее произносится как Даофу. Самый "запущенный" пример - Гардзе (Garze), который, на самом деле, называется Ганзи и на всех указателях отмечен как "Ganzi". Но в основном общепринятое латинское название города достаточно точно передаёт его название.

Также стоит отметить, что "на пальцах" с китайцами объясниться непросто – язык жестов они воспринимают несколько иначе, чем мы, так что махать руками можно долго и без толку. Однозначно они понимают разве что знак "я хочу спать" в виде головы, положенной на соединённые ладони, который означает: "мне нужна гостиница", а также цифры в соответствии с рисунком, приведённым справа (особенно полезен крестик (цифра 10) – все и всегда уверены, что вы его поймёте). Цифры, однако, проще показывать на калькуляторе – там все иностранцы так делают, и все местные к этому привыкли. Кивками головой "да"/"нет" тоже можно пользоваться, в Китае они значат то же, что и у нас.

По возможности, держите в быстрой доступности ручку и бумагу – рисование они понимают лучше, чем жестикуляцию, и, зачастую, это самый быстрый способ объясниться в "сложных" случаях. Только не удивляйтесь, если в ответ вам на бумажке напишут иероглифы. =) У китайцев с севера и юга разное произношение, поэтому они рисуют при разговоре иероглифы, чтобы понимать друг друга. При этом, если вы их не понимаете, значит у вас просто принято другое произношение, думают они.

На английском почти никто не говорит, если не считать слова "Hello", которое знают все – вы будете слышать это слово раз пятьдесят на дню. Проблем с английским не будет разве что до тех пор, пока вы не покинете аэропорт Чэнду, потом английский будет ограничиваться самыми важными дорожными плакатами (включая указатели на города) и редкими людьми, знающими его, которые обычно всегда помогают в общении с другими китайцами. В Литанге, кстати, все вывески магазинов принято дублировать на английском, но это, скорее, исключение.
Чаще можно встретить дубляж иероглифов на пиньине - общепринятой системе романизации китайского. У тибесткого языка, кстати, тоже есть свои "латинские варианты": тибетский пиньинь и Вайли.

В этом разделе нельзя снова не упомянуть про полицию – они английский обычно знают, или, как минимум, позвонят своим родственникам, которые его знают, чем и выручат вас при необходимости.
По поводу того, как общаться в общепите, смотрите соответствующую статью.

Полиция =)
(Вернуться к содержанию)
Для туриста, путешествующего по Китаю, местная полиция – это что-то вроде джокера в карточной игре, или чит-кода в компьютерной. Очевидно, одна из основных функций китайской полиции – во всём помогать иностранным туристам, тем самым создавая благоприятный имидж стране. Именно так прямым текстом нам и заявил полицейский в Даву в ходе длительного разговора во время прогулки по городу. Мы на своём опыте убедились в том, что какая бы у нас ни возникла проблема, нужно лишь добраться до ближайшего полицейского участка, и нам её решат.

Вот какие "подвиги" совершила полиция:
– Заставила заправщиков на АЗС продать нам бензина. При этом пока шло разбирательство, зачем мы пришли (английский в этом участке знали плохо), нас напоили отличным зелёным чаем.
– Убедили продавца в деревенском магазине продать нам ячьего сыра, выступив переводчиками.
– Предлагали подбросить нас до Литанга на своём пикапе (40-50 км)
– Давали подробные консультации по самым дешёвым гостиницам в разных городах, а в некоторых случаях даже сопровождали в гостиницы и выполняли там функцию переводчиков.

Помогали при этом всегда с радостью и охотно. У нас даже ходила шутка, что полиция здесь преимущественно занимается продажей дефицитных товаров туристам. А если без шуток, то "в любой непонятной ситуации идите в полицию".

Деньги и финансовые расчёты.
(Вернуться к содержанию)
Валюта Китая: юань (также обозначается: CNY, RMB, ¥,). В 2015/2016 годах 1 юань стоил примерно 10 рублей. Также в Китае имеется более мелкая денежная единица - wu jiao, десятая часть юаня.

Настоятельно рекомендуется снять юаней на весь поход в банкомате аэропорта, там это сделать гарантировано удастся. В любом другом городе тоже есть шанс на успех, но он не очень велик – бОльшая часть банкоматов, которые вы найдёте на карте, будут принимать только карты UnionPay (китайская платёжная система), а те, которые принимают VISA/Mastercard, в подавляющем большинстве случаев с непонятной ошибкой отказываются обслуживать карты любого не местного банка. Мы имели с этим большие проблемы, когда к концу похода наши юани израсходовались, и было нечем платить за подброску до Чэнду. В Чэнду банкоматы, работающие с нашими картами, можно найти не только в аэропорту. Обойдя два или три банкомата, деньги вы получите. Это нас и спасло, с водителем расплачивались уже в Чэнду, причём ему пришлось ждать, пока мы найдём подходящий банкомат, и вернёмся назад.

Для оплаты карточки (VISA/MasterCard) не принимают почти нигде, кроме крупных магазинов в Чэнду, да и то не во всех. В одном из Ашанов нам пришлось идти в банкомат снимать деньги, так как терминала для MasterCard категорически не нашлось (хотя такая ситуация – скорее исключение из правил). В Китае гораздо шире распространена платёжная система UinonPay, карты которой можно оформить в том числе и в Российских банках. Такие карты иногда принимают даже в небольших городах. Однако полноценной альтернативы наличке в Тибете не существует, и снять её лучше сразу же по прилёту.

Если вдруг остались лишние юани, то на рубли их можно поменять и в крупных городах России с не очень большой потерей. Например, в Санкт-Петербурге разница между курсом покупки и продажи юаня составляет около 5%, что несравнимо выгоднее, чем менять юани в китайском аэропорту на доллары.

Климат и погодные условия.
(Вернуться к содержанию)
В Тибете можно выбирать из двух вариантов: "тепло и сыро" или "холодно и сухо", то есть количество осадков напрямую связано с температурой. Для наглядной оценки климата Тибета можно смело рекомендовать изучить климатические данные по Литангу (ссылка), так как он находится на высоте 4000 метров, и температура в этом городе ниже, чем в среднем на данной высоте, а осадков больше. То есть вы получите представление, к чему готовиться в "худшем случае".

Как нам кажется, наилучшее время для выхода на маршрут этих походов – начало или середина октября. Однако опыт второго похода говорит о том, что в случае катаклизмов с погодой, подобных тем, что были в 2016-м, при раннем выходе на маршрут есть риск словить ежедневные дожди на 2 недели. Так что, наверно, всё-таки предпочтительнее стартовать в районе 10 октября.

Наш первый поход стартовал ближе к середине октября и дождей, можно сказать, не было совсем, облачность очень слабая, подавляющее большинство дней небо было абсолютно чистым. Температуры за весь поход колебались от -15 до 25 градусов. То есть, непромокаемая одежда не пригодится, а вот тёплыми вещами пренебрегать ни в коем случае не стоит.
Второй поход, стартовавший в начале октября, отметился аномально сильными для Тибета осадками всю первую половину маршрута.

Дороги: покрытие и рельеф.
(Вернуться к содержанию)
Горная часть провинции Сычуань содержит как большое количество грунтовых дорог разной степени сложности и интересности, так и большое количество асфальтовых шоссе. Учитывая, что Тибет – динамично развивающийся регион, характеризующийся активным дорожным строительством, шоссе можно неожиданно обнаружить там, где в подавляющем большинстве источников на него нет даже намёка (вместо него на спутнике и карте можно увидеть как грунтовку, так и тропу). Это обстоятельство привело к тому, что в походе 2015 года мы проехали гораздо больше асфальтовых километров, чем предполагалось.

При подготовке к Тибету 2016 это обстоятельство было учтено, и в ходе планирования маршрута руководителем было специально уделено внимание тому, чтобы на нашем маршруте не оказалось таких вот неожиданных шоссе вместо грунтовок.

Если говорить про китайские шоссе, то в первую очередь хочется отметить великолепное качество и высокие стандарты их строительства. Асфальт ровный, без трещин, а крутизну набора скрупулёзно доводят до комфортных 3-6% (в среднем 3,5-4%) вне зависимости от того, насколько крут склон, по которому проложена дорога. Если для этого необходимо делать витки серпантина по 2 километра, отстоящие друг от друга на 20 метров, то так и сделают. Движение, если это не какая-нибудь основная трасса класса G, достаточно умеренное. Единственный нюанс заключается в том, что в горах периодически сходят сели, и асфальт, не смотря на все защитные сооружения, смывает. Это приводит к тому, что, передвигаясь по отличному шоссе, запросто можно напороться на 30 километров каменистого "вибростенда". Особенно стоит этого беречься шоссерам, так как такие 30 километров выльются в кучу потерянного времени, мучения, и штук пять пробоев. =) Кроме того, на шоссе, проложенном в горах, в любом месте может лежать одинокий большой камень – не стоит терять бдительности, даже если в целом дорога отличная.

Но асфальта в этом походе было куда меньше, чем в прошлогоднем. Неасфальтированные дороги в Тибете бывают совершенно разными, но и какие-то общие черты в них можно выделить: на этих дорогах обычно нет острых камней, которые могут порезать покрышку, в сухой сезон нет грязи (в этом походе, однако, мы и её нашли в больших количествах), а микрорельеф, зачастую, умеренный. Кроме того, на маршруте встречаются и полузаброшенные  дороги и тропы, которые и составляют, пожалуй, самые интересные километры похода, если по ним ещё можно как-то ехать. Жаль, что не всегда выполнение последнего условия можно гарантировать при прокладке маршрута – вот и в этот раз не обошлось без значительного количества "велопоноса", которого, без сомнения, было бы ещё больше, если бы мы не отклонились от запланированного трека в самых неоднозначных местах.

Градиенты на грунтах бывают серьёзными в течение многих километров подряд, отсутствие мощных передач гарантирует велосипедисту проблемы во многих местах.

Ночлег и гостиницы.
(Вернуться к содержанию)
Китай - не дешёвая страна, но к услугам размещения это не относится. В любом городе или большом посёлке нетрудно найти крышу над головой на ночь, которая обойдётся не более чем в 50 юаней (500 рублей). Например, две ночи на четырёх человек в отлином хостеле в Чэнду обошлись нам всего в 256 юаней (2560 руб), что соответствует цене 32 юаня за человека за ночь. Многие китайские отели и хостелы в больших городах представлены на booking.com, так что это привычное средство также можно использовать для их поиска. Отмена бронирования, кстати, почти всегда бесплатная. В небольших городах отель, вероятнее всего, придётся искать на месте. Если с этим возникнут проблемы, можно обратиться в полицию, они помогут, проконсультируют, а иногда даже и проводят до недорогого отеля.

Wi-Fi, кстати, есть почти в любом отеле, даже если дело происходит в не очень большом городе, и касается это даже крайне бюджетных вариантов размещения.

Чтобы китаец в любой деревне понял, что вам нужно размещение на ночь, достаточно показать ему жест "я хочу спать" в виде головы, положенной на соединённые ладони. Это там понимают сразу и однозначно.

Есть, правда, один нюанс с недорогим жильём на высокогорьях. Следует сразу приготовиться к тому, что в вашей спальне температура воздуха может быть хоть и выше уличной, но тоже не очень высокой. Надо отдать должное китайцам, по крайней мере, одеяла в таких номерах кладутся толстенные и тёплые, а в самых суровых местах кровати снабжаются специальными электрическими грелками, которые кладут под простыню.

Еда и вода.
(Вернуться к содержанию)
С водой проблем нет ни малейших, об этом и писать нечего, а вот про еду такого не скажешь! Местная еда, пожалуй, одна из самых больших неожиданностей, ждущих путешественника. Стала она неожиданностью и для нас, несмотря на то, что вопрос этот прорабатывался перед поездкой. К счастью, провинция Сычуань и Тибет, это не северный Китай, где едят собак и творят прочие непотребства, но и того, чем приходилось довольствоваться нам, было достаточно для того, чтобы превратить еду из удовольствия в набивание желудка белками, жирами и углеводами. Встреченные иностранные туристы шокировали нас своими откровениями: "знаете, а я уже привык", "ооо, мне очень нравится китайская еда!", но мы пошли другим путём, и вместо привыкания всё-таки разобрались на месте, что нужно делать, чтобы питаться вкусно в соответствии с восприятием среднестатистического европейца. Итак, обо всём по порядку.

Традиционная тибетская еда
Что же такого ужасного в китайской кухне? Первое, что делает китайскую еду невыносимой – это специи. Обычно специи придают еде особую изюминку и аппетитность, но это не про Китай. Здесь специи бывают только двух видов: 1. Чрезмерно острые, 2. Вонючие. Проезжая через городки, в которых много кафешек, невозможно не ощущать насыщенный смрад от специй, висящий в воздухе.

Даже если мысленно исключить специи, всё равно всё далеко не радужно, так как в Китае довольно трудно закупить молочные продукты, масло (и подсолнечное и сливочное), хлеб и нормальные мясные продукты. Отсутствие всего это сильно ощущалось. Что касается колбас и сосисок, то они все СЛАДКИЕ(!), и имеют совершенно непередаваемый вкус, от которого начинаются рвотные позывы. Причём, что интересно, мясо в Китае производят, и мы много раз видели в магазинах и фастфуде прилавки, на которых были разложены все части курицы: жареные головы (зрелище не для слабонервных), лапы, шеи, не было только одного – мяса. Куда они его девают? Возможно, делают консервы. Однако консервы, купленные нами, тоже особой радости не принесли: "свинина" оказалась кусками жира, плавающими в слабом соевом соусе, а рыба была щедро начинена каким-то специями, благодаря чему есть её смог только я. Также в продаже имеются осьминоги и куриные лапки в вакуумной упаковке, выглядит так мерзко, что пробовать не стали.
Ну, пожалуй, и последнее разочарование – сладости к чаю. В основном они не особо вкусны.

Чего в Китае нет, все, наверно, уже поняли, но что же там есть, и как наиболее безболезненно заместить отсутствующее?
Во-первых, в Ашанах в Чэнду есть практически всё, что пожелаете. К тому же, в столичных гипермаркетах велика вероятность найти англоговорящего консультанта, который не даст купить какую-нибудь несъедобную ерунду.
Подсолнечное и другое растительное масло всё-таки есть, но! Подсолнечное масло продаётся бутылками начиная от 5 литров и больше, а в остальное растительное масло зачастую кладут какие-нибудь специи (нам попался вонючий сычуаньский перец, от которого немеет язык). Если очень хочется, то можно попытать счастье, и купить с N-ной попытки вкусное растительное масло. Здесь главное случайно вместо него не купить какой-нибудь коньяк, потому что их порой сложно отличить. Для надёжности лучше проверять бутылку на наличие иероглифа "масло": 油.
Сливочное масло хоть и редко, но можно встретить. Гарантировано оно есть в Литанге, но в обычных магазинах оно не продаётся, за ним следует зайти в один из специализированных ларьков на главной улице, который будет называться как-нибудь вроде "Butter shop" и будет весь завален головками масла (в Литанге, напомню, магазины имеют вывески на английском).
Также масло замечено на рынках в Даву и Гардзе (Ганзи). Наверняка оно есть и на рынках других крупных городов. Главное не купите случайно головку теста – она выглядит практически также, как и масло.
Обнаружено большое количество сухого молока. Тащить его с собой на весь поход не нужно.
Сухое молоко
 С крупами тоже всё более-менее нормально. В продаже есть рис (но стоит учесть, что в небольших посёлках он иногда продаётся только мешками по 15 кило) и множество видов каких-то мелких бобовых, которые бывают зелёными, бордовыми и ещё какими-нибудь, но по сути это всё одно и то же. Мы покупали зелёные мелкие бобы, которые приходилось замачивать в воде минимум на сутки, но даже в этом случае они варились катастрофически долго и до конца всё равно не разваривались. Также встречается кукурузная крупа разной степени помола и пшено. Несколько раз видели овсянку.
Голод по мясу можно утолить в общепите, очень рекомендуем заказывать жареную свининку с луком – объедение. Можно также играть в лотерею с консервами – с какой-то попытки вам может повезти, и там окажется приемлемое мясо или рыба. Для любителей экзотики – осьминоги, гусиные головы, куриные лапки и прочая дичь в вакуумной упаковке. Для еды вне общепита стоит захватить сушёное мясо.
В Китае сушёное мясо (в основном ячье) на развес можно встретить на рынках крупных городов.
Повсеместно продаётся какая-то "колбаса" (см. фотографию), которая непонятно из чего сделана, но уж точно не из мяса. Наверно, смесь сои с чем-то. В какой-то степени заменяет мясо, но довольно быстро приедается при ежедневном употреблении, после чего не лезет в горло. Но попробовать стоит!
"Колбаса"
С печеньями/кексами к чаю вы не ошибётесь, если будете покупать эту продукцию производства только фирмы Daliyuan. Заметив, что их сладости всегда самые вкусные, мы покупали только их.
Кроме того хорошо зарекомендовала себя практика покупки выпечки в частных пекарнях, ларьках, специализирующихся на продаже выпечки на развес, а также на рынках. Но этот способ применим только в крупных городах, где всё это есть.
При определённой удаче можно найти ячий сыр. Он бывает в виде сушёных шариков, а также в виде больших "головок" прессованного творога. Использовать его можно при приготовлении любой еды – каши, супа и т.д. Во всех случаях он к месту.
В магазинах его обычно нет, но если спросить продавца в каком-нибудь сельском магазине про сыр, то есть небольшая вероятность, что продадут. Два раза у нас получилось его купить, но такое ощущение, что продавали люди из собственных запасов, чтобы сделать приятное дорогим гостям (магазины были совмещены с домом, и за сыром бегали далеко).
Классический сушёный сыр
В больших городах сушёный ячий сыр почти всегда можно найти на рынках. Стоит от 15 до 30 юаней за пол кило.

Сыр-творог
Лапша б/п, использовавшаяся в качестве обеда. Вроде лапша как лапша, но специи – это просто что-то невероятное. Обязательно купите попробовать, только осторожно! =)
Хлебные изделия редко, но встречаются! В магазинах зачастую можно найти вкусную "французскую булочку" от Daliyuan, но она сладкая. Это же касается и большинства лепёшек, которые продаются на улицах (всячески рекомендую). Кроме этого в кафе можно найти полоски из теста, варёные в масле (см. фото) – просто отличная вещь! Лишь бы только масло попалось без всякой традиционной китайской гадости. Здесь же нельзя не упомянуть про традиционный пресный хлеб, готовящийся на пару. Китайцы поглощают его в огромных количествах, и снять с него пробу стоит, так вы поймёте, нравится он вам, или нет.
Пресный хлеб
"Пончик"
Чай. В любом магазине продаётся уйма сортов зелёного чая, чёрного найти очень трудно. Это, впрочем, не беда, так как хороший зелёный чай это здорово. Не стоит слишком сильно на нём экономить, по возможности выбирая хорошие сорта, например Улун (Oolong). У нас такой чай стоит намного дороже чем в Китае.
Обязательно попробуйте китайские фрукты! Их, правда, тоже далеко не везде можно купить, но если увидите – берите. Так вы попробуете дорогие экзотические плоды за копейки. Самый лучший выбор фруктов в наиболее крупных супермаркетах. Например, в Ашане в Чэнду.
В продаже есть яйца. Главное, не купите случайно знаменитое тысячелетнее яйцо! Хотя... можно и попробовать. Жене вроде даже понравилось. =)
Есть и ещё много чего съедобного, например сушёные кольца кальмара (такие же как у нас), чипсы Lays (со всякими странными вкусами), иногда попадается йогурт и т.д.
Далее рассмотрим, на что можно рассчитывать в китайском общепите:

Первое, что нужно знать про кафе в Китае, это то, что там, в подавляющем большинстве случаев, совсем не говорят на языке Шекспира, при этом, кажется, даже не осознавая, что для кого-то это может быть серьёзной проблемой. Меню в кафе, и даже в солидных ресторанчиках, обычно лишено картинок или каких-либо других подсказок, представляя собой "шифровку" из непонятных значков и цифр. Второй момент – это узкая "специализация" многих местных заведений общепита типа "забегаловка". Где-то можно купить разнообразные момошки (тибесткие "пельмени") и другие блюда из теста, готовящиеся на паровой бане, где-то поесть супа с лапшой, а где-то могут даже предложить жареную картошку (которую, кстати, в сыром виде купить вряд ли получится), реже предлагается всё и сразу.

Здесь я особо отмечу, что поход в "момошную", которую легко идентифицировать по паровой бане, стоящей у входа, уже сам по себе является крайне быстрым, сытным и вкусным обедом без проблем с языковым барьером (показываешь на калькуляторе, сколько тебе пельменей, и всё)! Также нельзя не отметить, что мясные пельмени никогда не бывают по умолчанию острыми, это та еда, которая гадкой не окажется ни при каких обстоятельствах. Кроме мясных пельменей в таких кафе почти всегда продают пресный хлеб на пару. Гораздо реже можно найти также пельмени с капустой, картофелем, жирный рис, завёрнутый в тонкое тесто из рисовой муки (всё это рекомендуем). Есть ещё пельмени с бобами – но они такие острые, что есть их невозможно.

Если же всё-таки хочется устроить праздник живота, а не просто набиться пельменями, то в хороших кафе-ресторанчиках можно рассчитывать на такие блюда:
 Варёный рис, который подаётся на стол в большой ёмкости, из которой каждый набирает сколько ему надо. Стоит такая бадья риса всегда очень дёшево.
 Жареное мясо с овощами (в идеале – свинина с луком безо всяких других трав и специй).
 Лапша с мясом и овощами (не в виде супа). Лапшу можно заказать и прозрачную рисовую, которая у нас считается "элитной" и подаётся в недешёвых ресторанчиках восточной кухни.
 Яичница с помидором – очень вкусно.
 Жареная картошка.
 Жареные овощи (они всегда очень жирные и сытные, и это хорошо). Например, мы ели жареные огурцы – отличная вещь.
 Различные супы. Чаще всего предлагается острый суп с лапшой. Не острым, увы, его делать категорически не умеют, как ты ни проси об этом. Всё равно туда добавят красной острой жидкости, которую, иногда, в неразбавленном виде подают к пельменям (в этом случае даже миллиграмм этой специи, капнутый на пельмень, вызывает острое желание запить еду большим колличеством молока). Ещё есть суп с картошкой, ели такое один раз. Но самое лучшее – суп с помидорами и яйцом (си хун ши цзи дань тан), который мы случайно попробовали в самом конце похода 2015 года и активно ели в этом году

Все, посетившие Китай, при заказе блюд в кафе настоятельно рекомендуют действовать следующим образом. Надо пойти вместе с поваром на кухню, и показать ему пальцами на то, что вы хотели бы съесть. Затем показать на все специи, и сделать руками отчётливый "крест", желательно не один раз. Повар обязательно сделает круглые глаза, и переспросит, уверены ли вы в этом, на что надо продолжать уверенно показывать "кресты". Надо отдать китайским поварам должное, беседуя с иностранцами, они скрупулёзно показывают на каждую травку, которая лежит у них на кухне (а их там много!), и спрашивают, надо ли её добавлять в блюдо. На всё, кроме зеленого лука, или других знакомых вещей, ставьте уверенные кресты, так вы гарантировано не испортите еду. Если повар говорит по-английски, и вроде бы сам отлично понимает, что европейцу нужно, а что нет, не расслабляйтесь! Если в явном виде не понаставить крестов на специях, их обязательно навалят, хотя и существенно меньше чем обычно. Также надо понимать, что из одних и тех же ингредиентов могут приготовить разные блюда. Яйца и помидоры могут быть как яичницей с томатом, так и уже известным вам "си хун ши цзи дань тан", мясо и лапша могут предстать не в виде "макаронов по флотски", а в образе острого супа, картофельную же соломку могут сварить вместо того, чтобы пожарить. Постарайтесь объяснять как можно более однозначно, хотя совсем без "сюрпризов" всё равно вряд ли обойдётся. И вот ещё что. Старайтесь всё-таки по возможности не брать супы, особенно с лапшой. =) Объяснить китайцу, что в суп с лапшой не надо лить острую жижу просто невозможно, он покивает головой, "да-да", и всё равно нальёт. =)

Что ещё можно сказать про общепит? Цены во всех заведениям примерно одинаковые (возможно, за исключением пафосных ресторанов), искать "где подешевле" смысла нет, туристами завышенную цену не заламывают (как, например, в Турции). Ложки вам дадут в любой забегаловке, если попросите. Ни разу такого не было, чтобы ложек не нашлось. Просто сделайте рукой движение, как будто хотите черпать из миски, и повар сразу поймёт, что вам нужно. К слову, многие забегаловки в Поднебесной выглядят как тёмная грязная нора, что совсем не обязательно говорит о том, что накормят там невкусно.

Что касается автономности по питанию, то сельские небольшие магазинчики попадаются довольно часто (есть в большинстве деревень). Только вот в них, как правило, особо ничего интересного не найти. Лучше закупаться всё-таки в городах, расстояние между ними – не более 250 км.

Интернет в Китае, Великий Китайский фаервол
(Вернуться к содержанию)
Для многих людей, отправляющихся в Китай, ограничения на использование целого ряда онлайн-сервисов и сайтов оказываются неприятной неожиданностью. Всё дело в том, что в Поднебесной введена жёсткая интернет-цензура, и обращение ко всем серверам, находящимся вне Китая, происходит посредством Великого Китайского фаервола, который, как мы убедились, существует не только на бумаге и блокирует нужные большинству ресурсы, среди которых и абсолютно все сервисы Гугл, включая почту, карты и PlayMarket.

Для обхода этого фаервола необходимо использовать специальный софт для смартфона, предназначенный для этих целей. Учитывая, что экран достаточно умный, и постоянно совершенствуется, не любой VPN способен с ним справиться – стоит установить несколько разных программ. У нас успешно заработал SuperVPN. Естественно, при использовании подобных программ, вы значительно теряете в скорости интернет соединения, поэтому VPN стоит активировать только для входа на блокированные ресурсы.

Впрочем, про это я был в курсе, но вот другой побочный эффект от этого фаервола стал для меня сюрпризом. Текущая реализация данного "экрана" явно обладает недостаточной производительностью, и поэтому сайты, сервера которых находятся за пределами КНР, работают настолько медленно, что пользоваться ими невозможно при всём желании. На месте были выработаны следующие "костыли" для обхода проблемы:
– Заходить в интернет ночью или ранним утром. В это время в сети сидит мало пользователей, поэтому сайты открываются гораздо быстрее.
– Иногда помогает установленное на смартфон приложение, которое способно заменить соответствующий сайт. Например, у нас получалось пользоваться приложением Booking.com, в то время как дождаться открытия сайта было практически невозможно. Другой вопрос, что если вы не позаботились о том, чтобы заблаговременно установить нужные приложения, сделать этого в Китае не получится, так как Google.Play заблокирован.
– Некоторые полезные сайты имеют распределённую сеть серверов, включая и сервера в Китае. Такие ресурсы работают быстро и без проблем. К ним относится ВКонтактик и Microsoft. У Microsoft особенно полезны "Карты Bing", по которым можно найти много чего полезного в условиях отсутствия Гугл Карт, а также поиск.
Кроме использования вышеперечисленных сервисов, очень рекомендую установить на смартфон приложение Baidu Maps. Это – точные и детальные карты Китая, которые активно использовались нами при решении требующих хорошего ориентирования в Чэнду вопросов. Там, правда, всё на китайском, по искать можно на английском или пиньине, так что пользоваться можно.

Особенности дорожного движения
"Велосипедный переход" =)
Таких в Чэнду немало.
Ещё одна интересная особенность Китая – это то, как построено дорожное движение в городах. Основную характеристику манере езды китайцев обычно формулируют как: "они не соблюдают никаких правил, и у них очень много велосипедов". Действительно, в Чэнду (четырнадцатимиллионник, кстати), правая полоса выделена под "всяких духколёсных" – мопеды и велосипеды, причём выделена она конструктивно, с помощью металлопластикового забора. Табуреточников и велосипедистов просто уйма, и вся конфигурация дорог оптимизирована таким образом, чтобы для них не возникало никаких препятствий в ходе перемещения по городу, и чтобы они с машинами как можно меньше мешали друг другу. Интересно, что широкие трёхколёсные мопеды ездят примерно по тем же "правилам", что и все двухколёсные транспортные средства, то есть могут, например, попереть по встречке на дороге с односторонним движением.

Правила, в привычном понимании этого слова, все участники движения соблюдают действительно не очень скрупулёзно. Проехать на красный свет, горящий уже секунд 15 – норма, причём те, кому сейчас зелёный свет, могут и немного притормозить, если надо, не испытывая при этом никаких негативных эмоций. Всё в порядке вещей – сейчас пропустил ты, потом пропустят тебя. И вообще, право преимущественного проезда имеет не тот, кому зелёный свет, а кому ехать в данный момент "логичнее". =) Что характерно, вся эта "логика" становится понятной уже через час езды по городу, после чего ты органично вливаешься в дорожную жизнь китайского мегаполиса.

Сигналы светофора соблюдают настолько плохо, что на пересечениях самых больших улиц ставят регулировщика с флажками и свистком. Регулировщика уже никто не игнорирует, так как он живой, а светофор просто железяка, и не может знать лучше людей, как надо ездить. Китайцы действительно знают, как надо ездить, и, несмотря на вольную трактовку правил, делают это в высшей степени безопасно.
Словом, езда на велосипеде по Чэнду – это необычный опыт и море положительных эмоций!

Езда по междугородним дорогам даёт куда менее положительные эмоции (по крайней мере, что касается взаимодействия с другими участниками движения). Основным раздражающим фактором является постоянное бибиканье, причём понять, зачем тебе сигналят, практически невозможно. Кто-то так приветствует, кто-то просит уступить дорогу, а кто-то вообще сигналит не тебе, а просто предупреждает водителей, которые могут ехать за невидимым поворотом, чтобы они не "срезали" по встречке. Что характерно, сигналят в любом из этих случаев от души, так что невольно вздрагиваешь. Тем не менее, к иностранным туристам в Сычуане относятся хорошо, так что это они не со зла, а просто у них так принято. =)

Виза и всё остальное
(Вернуться к содержанию)
Виза в Китай дешёвая и делается быстро. Единственный разумный вариант получения китайской визы – это обращение в турфирму. Из документов потребуются только паспорта (загран и РФ).
Китайская розетка

Стоит отметить, что только с одной китайской визой нельзя попасть в ТАР (Тибетский Автономный Район), но ни один из наших походов на территорию ТАР не заходит, так что это не проблема.

В Китае принят свой стандарт электрических вилок и розеток, но на практике обычную евро-розетку найти очень просто. Во всех гостиницах и кафе розетка обычно похожа на универсальный переходник, куда можно втыкать и европейские, и китайские, и японские вилки. Розетки можно найти практически в любом кафе, а также во всех гостиницах.