пятница, 6 июля 2018 г.

Бревет Балтийский 2018 (1200км)

Бревет Балтийский 1200



Вступление.

Итак, вот и закончился очередной бревет 1200 Калининград – Санкт-Петербург, проведённый совместно нашим клубом Балтийская Звезда и коллегами из Калининграда, клубом Westland Randonner. Изначально мероприятие планировалось как лёгкая прогулка по «плоскачу» и относительно хорошим дорогам, а направление «на север» было выбрано в соответствии господствующей розой ветров, где преобладает южный (по крайней мере, так утверждали организаторы). Однако что-то, видимо, пошло не так, и заезд превратился в эпическое преодоление, которое не блекнет даже рядом с такими известными бреветами как «1001 миля», и прочими эвентами, на которые ездят хорошо подготовленные люди, желающие напрячься на славу. Результат соответствующий: из 74 стартовавших треть сошедших и ещё треть приехали строго под лимит. О том, что же происходило на бревете, читайте в данном отчёте!))


Подготовка.

 

Анонимный инсайдер
даёт интервью
Что касается организации – опять узнаю родимый клуб. =) Вроде всё всегда делается в последний момент и через одно место, волонтёры инструктируются уже на старте, план осуществления поддержки прорабатываются «по ходу», а важная информация до участников доносится за день до старта путём публикации сообщения в чате-флудилке в вайбере (при наличии официального сайта-то), но почему-то каждый раз нам везёт, и всё проходит пусть и не без мелких косяков, но в целом на высоком уровне. UPD: Как позже сообщил на условиях анонимности один авторитетный член БЗ, обладавший инсайдерской информацией, просто в этот раз была применена инновационная «сетевая» методика организации бревета под девизом «центр взорван», когда бригады на каждом КП сами разбираются со своими вопросами, а также при необходимости связываются между собой, не обращаясь к главному координатору.

Предстартовый репортаж
Отдельно достойны упоминания метания с организацией старта. Изначально длина маршрута составляла 1265 км вместо 1200, и все ломали голову, что с этим делать – увеличить ли лимит, или может где-то срезать? Вышли из положения, я считаю, блестяще – просто сделали первые 50 километров до границы с Латвией «прологом», который едется вне зачёта, а сам старт от границы. Это привело к тому, что старт, фактически, был дан аж в пол первого, что в итоге, в сумме с дальнейшими событиями, для многих оказалось критично. Вот почему бы не разрешить забронировать кемпинг на той стороне границы, и не стартовать прямо с утра?..

«Пролог» стартовал в 8 утра (9 по Москве). Коллеги из Westland Randonner даже договорились с программой ВЕСТИ, которая сняла репортаж о событии, что, несомненно прибавило праздничности старту https://youtu.be/Z0CHUPJMXK4. Первые 50 километров проходили по российской Куршской косе, которую мы уже успели осмотреть в туристическом формате за день до этого. Интересное место – барханы, горы, смотровые площадки, пляжи… Кстати, искупаться так и не вышло, ветер был очень сильным, что вызывало высокие волны в море.

 

На бревете. День 1.

 

Прохождение границы
Наконец литовская граница пройдена, старт дан. Время уже 12:30, до первого спального КП 266 километров, до следующего («для быстрых») – 326. В планах было доехать до 326 километра где-то к пол второго ночи. Люди стартовали не все одновременно, а по мере того, как проходили границу, поэтому никакого пелотона сходу не получилось, но через некоторое время интенсивной работы мне удалось добрать группу, со скоростью которой мне было бы комфортно ехать.

Мы продолжали ехать по Куршской косе, но теперь уже по литовской, и не мог не броситься в глаза контраст между тем, как та же самая коса организована в двух соседних странах. Сравнение было не в нашу пользу: по литовской части через всю косу была проложена велодорожка, которая то и дело выходила ко всяким интересным рукотворным и природным объектам (а не как у нас, где до них ломиться километр по лесу), стояли симпатичные городки. Ехалось в целом довольно бодро, вот только когда дорожка выходила к побережью, штормовой встречно-боковой ветер легко сбивал скорость почти до 20 км/ч – вот они, 8 м/с в лицо, всё как по прогнозу. Сперва я пытался «поработать» группой, но народ не то, что не поддержал, а ещё и отвалился через какое-то время. Видя такое положение дел, я подождал, пока группа подъедет, и сам уселся ей на хвост – не хотите, чтобы я вас катал, так покатайте меня)) Однако, в какой-то момент мы отъехали от берега, ветер стих, и я снова оторвался.

Паромная переправа
Коса завершалась паромной переправой, через которую мы попали в Клайпеду. Наша небольшая группа подлетела к парому, когда он уже отдавал швартовы, но нам всё-таки разрешили запрыгнуть на борт, благодаря чему мы «догнали» тех, кто ждал этого рейса парома сколько-то минут (ходит раз в полчаса). Здесь я сразу же попытался зацепиться за лидеров, но на выезде из города на дорожном ремонте пробился, так что пришлось дальше ехать самостоятельно.

Следующей локальной целью была граница с Латвией (по Литве надо было проехать всего 100 км), и я ожидал доехать до неё на стартовом кураже «на одном дыхании», но не тут-то было. Густые леса кончились, и тот самый ветер 8 м/с в рыло начал крепнуть, достигнув кульминации за 15 км до границы. Работать сменами было не с кем, все, кто мог держать нормальный темп, уже впереди, а остальные – сзади, пришлось начать упираться. Особенно запомнился участок дороги, примыкающий к аэродрому (аэродром – абсолютно голое поле), где был просто какой-то шторм. Толстые деревья гнуло, летали какие-то пакеты… Ну ладно, допустим доехал я до границы, но наивные надежды на то, что небольшое удаление от моря существенно замедлит ветер, совершенно не оправдались, ехать со скоростью 22-23 км/ч было очень трудно, и очевидно что скоро её придётся сбросить до 20-21, иначе можно совсем сдохнуть. Надо бы остановиться отдохнуть и поесть, а до ближайшего нормального города, Лиепая, ещё 50 км, при том, что каждый километр даётся с трудом! 

Латвийская граница
А тут ещё эти дорожные ремонты с реверсивным движением зачастили… Блин, мы 2 года назад ездили по Прибалтике, они всё чинили свои дороги, всё было разворочено. Сейчас снова всё разворочено, снова чинят… Через 30 километров после границы я въехал в город Ница, и да – надежды оправдались, тут был нормальный магазин! Пополнил запас еды, и, главное, воды, перекусил. Кстати, меня удивило, что все поголовно понимают русский. 2 года назад в Прибалтике с этим всё было как-то гораздо хуже. Видимо, просто очень не везло. Пока ел, подъехало ещё 3 велосипедиста, а один проехал мимо.

Температура воздуха стала падать. Было градусов, наверно, 14, но ветер пробирал до костей. Ехать снова было не с кем, но после еды и короткого отдыха сил прибавилось. Я ехал, и всё время пристально изучал карту, чтобы понимать, что ожидать впереди: где больше леса, где дальше море, где угол атаки ветром трека не такой агрессивный… 20 километров до Лиепая не без труда, но преодолены, и вот он, КП2, здесь же у скамейки стоит перепаковывается Алексей. Хм, интересно, зачем делать КП у музея, почему не у кафешки какой-нибудь? xD Кафешка нашлась быстро, из неё как раз выходили ростовчане и Стародумов. Я решил, что ещё 110 км в одиночку – это совсем какая-то нерациональная жесть, и зацепился за них. 

Очередной дорожный
ремонт
Первые километров 10 от Лиепаи трек шёл под 45 градусов к ветру, и, на контрасте с остальным днём, эти условия казались «лёгкими». Затем вышли на 90-километровую прямую точно против ветра, и наши гонщики вломили. Помочь я им ничем не мог (разве что чуть-чуть для вида), но на хвосте болтался достаточно уверено. Через некоторое время нас догнала довольно большая группа, состоящая сплошь из отборных лосей во главе с Вяловым, и темп взвинтился. Ехали быстро и динамично, бодро ускоряясь после проезда многочисленных серий колдобин в асфальте, но помогало то, что людей было много, и временами можно было даже поймать такой отборный слипстрим, что почти не надо было крутить. Тем не менее, держаться в группе было очень тяжело, несколько раз нестерпимо хотелось бросить всё нафиг, и ехать «в своём темпе», но осознание того, что в этом самом своём темпе я поеду с немного  меньшим напрягом, но почти в 1,5 раза медленнее (а времени-то уже немало!), заставляло в очередной раз зубами цепляться за группу.

Однако в какой-то момент начался длительный сильный порыв ветра, причём, почему-то, скорее боковой, и группа вломила со всей силы, и тут уж я отвалился – покатали меня 50 км, пора и самому поработать. Чуть погодя от группы отвалился и Павел Скрипниченко, и через некоторое время я его догнал, дальше до КП ехали вместе. Почти перед самыми сумерками я пробился на очередном дорожном ремонте (или может просто заплатка с камеры отвалилась), мой напарник угостил меня камерой, чтобы не пришлось клеиться. Изучив MapsMe я обнаружил, что через 15 км есть заправка, решили на неё заехать, как раз нужно было пополнить силы перед оставшимися 40 км пути. (Кстати, всегда удивлялся жалобам после бревета: «мы не знали где поесть, так как в легенде не расписали все точки питания». У всех же с собой смартфоны, что мешало накачать оффлайн карты? Впрочем, это довольно распространённый феномен, когда вполне продвинутые и идущие в ногу со временем люди не в курсе каких-то очевидных вещей, и, например, пытаясь найти твой дом звонят по СМАРТФОНУ с картами и GPS на борту, и просят описать, как пройти o_0).

Холодноооо!!!
Поели, приободрились, и поехали добивать оставшиеся километры, посильно участвуя в групповой работе. Павел озвучил мысль, которая мне тоже уже приходила: «Если это нам так тяжело, то каково же тем, кто сзади? Будет много сходов!» Впрочем, я уже и сам краем мозга подумывал о сходе, другим краем мозга представляя, как я приехал на финиш в Ленобласти, швыряю велосипед об стенку, и начинаю его яростно топтать ногами с торжественным криком!.. В общем, доехали мы до КП. На улице холодина, ветер нещадно треплет палатку, в которой расположилась наша столовая. Хорошо хоть горячая вода в душе есть, хотя, конечно, бежать из этого душа по ветру и холоду тоже тот ещё квест)) Вспомнилось, что в чате кто-то возмущался, что КП «всего» на 266 километре, и кому он нафиг нужен, все поедут на следующий. Что-то как-то поехали только трое лидеров, и то это был скорее мазохизм, чем результат рационального планирования. Проблема была в обратном – до первого спального КП смогли дотянуть далеко не все, кто-то упал спать на заправках и магазинах. Но я был рад, что дотянул, положительный импульс от общения с волонтёрами, а также сон на хорошей кровати в тихом тёплом домике трудно переоценить.

 

На бревете. День 2.

 

КП4
Сегодня до ближайшего спального КП предстояло проехать аж 370 километров, но ободряло то, что теперь мы едем преимущественно на восток, в то время как штормовой ветер как и прежде дул с севера. Выехали вместе с Никулиным Максимом, но ему было как-то нехорошо, и он, в контраст первым километрам после старта, ехал довольно слабо. Вскоре нас догнала группа сильных ребят, и я влился в неё. До следующего КП доехали очень быстро, так как ветер скорее даже помогал, по пути собрали ещё несколько человек – кто-то зацепился, а кто-то не смог. На подъезде к КП увидели лидеров, которые как раз с него выезжали. Сам КП располагался, как показалось, в какой-то старой поросшей мхом школе. Место очень колоритное. Опять же, здесь есть волонтёры, а это значит много вкусной и правильной еды, которая подаётся безо всяких задержек, а также добрые напутствия. С хорошим настроением поехали на следующий перегон длиной 100 км. Выехал я с Вадимом, первые километры, до поворота трека в направлении «против ветра», болтали. Дальше стало не до болтовни, вернулись мысли о бросании велосипеда об стену и топтании его, однако в этот день безнадёга не была беспросветной, так как участков против ветра было всё-таки ограниченное количество, но сейчас мы въехали, пожалуй, на самый длинный. Вплоть до следующего КП мы видели впереди какого-то велосипедиста, который ехал явно быстрее нас, отрывался, но через километров 30 почему-то снова показывался впереди. Как выяснилось, это был Коля Кумец, который периодически останавливался перекусить.

Это наш маршрут до Риги))
В городе Талси попали на какой-то праздник с ярмаркой. Те, кто ехал позже, даже послушали концерт, а мы увидели только голую сцену. С переменным успехом доехали до трассы Р131, где ветер, напротив, должен был помогать. Он и помогал, только вот сама трасса – это жесть какая-то, на седло просто не сесть. Этот жуткий ямочный ремонт, после которого дорога выглядит как тигр в пятнах от асфальтовых нашлёпок, знаком мне по Псковской области, вот и здесь его минимум тридцатник. Доехали до КП (самоотметка), и обнаружили там ещё двоих рандоннёров, с которыми поехали в кафе, которое расположилось чуть дальше. Всё-таки нет, кафе злоупотреблять нельзя, слишком долго – потеряли минут 50. Зато дальше поехали втроём – теперь и с Колей.

Вид с моста в Риге
В Юрмале, которая была всего в 45 км, снова остановились у магазина попить кефиру, что мне, конечно, не особо понравилось, так как планировалось поесть в Риге или даже после неё. По пути к Риге Коля отсоединился от нас, чтобы заехать в город по делам, а мы вдвоём продолжили продираться к столице по раздолбанному асфальту велодорожек, а также следуя треку, запутанности которого позавидовал бы любой заяц, славящийся своим умением «заметать следы». Прямо перед мостом в Риге встретили Куценко и Аброськина. На мосту порывы ветра, казалось, вот-вот вырвут из седла и скинут в реку… Дальше ориентирование по городу продолжилось, мы все вчетвером ехали разными дорогами, пересекаясь в некоторых точках до тех пор, пока трек не вышел на прямую улицу, по которой предстояло выехать из города. Последним сдался Женя, который всё никак не хотел «нарушать», и пытался держаться велодорожек, которые периодически «перескакивали» на противоположную сторону от основного шоссе.

Рига
На выезде из Риги снова начался мордодуй, и Женя с Александром твёрдо решили остановиться поесть, а я потащил Вадима дальше, хотя он тоже не прочь был бы ещё раз поесть, и вскоре догнал калининградцев Павла с Сергеем. Сергей поехал очень бодро, да так не меняясь и протащил нас километров 15, практически до самого КП6. Вот это самое КП6 (заявленное как кафе 24 часа) – вообще редкостный фейл. Там был только мужик, который коптил рыбу (естественно, далеко не 24 часа), больше ничего в кафе не продавалось. Мужику большое спасибо – он угостил нас рыбой, хотя его уже достали велосипедисты, которые один за другим подъезжали и просили супа. Вот интересно, какого тем, кто приехал в эту глушь ночью без еды, рассчитывая на «24 часовое кафе», хе-хе. Но на КП был приличный туалет – уже хорошо, мы с Вадимом им воспользовались, и уехали с КП последними. Еда состоялась через 12 км на заправке, с которой мы уехали уже втроём: с Вадимом и Алексеем Сергеевым. Запланировали ещё одну остановку на поесть в Лимбажи на заправке, и поехали сменами (я с Алексеем), но километров через 25-30 я уже был никакой и вёл только Алексей. Перед Лимбажами огребли более 5 километров не просто грунта, а вообще какого-то отборного песка чередующегося с грейдерной гребёнкой, после которого – раздолбанный асфальт. «Они украли у нас 20 минут сна!» - сказал Алексей. Но, ура, вот мы уже едим на заправке, остаётся небольшое усилие, и можно будет поспать.
КП7

Ехалось до КП на удивление быстро, так как трек повернулся боком к ветру, долетели на одном дыхании. КП тоже был отличным. Столовая располагалась в большом каменном доме на втором этаже, в помещении горел камин. Мыться можно было в том же домике, где стоят кровати, так что беготни по холоду голышом здесь не предполагалось. Только вот спать было немного душновато, но это уже детали.

 

На бревете. День 3.

 

Утром, как и предсказывал прогноз, небо было свинцовым, в воздухе летала водяная пыль, на улице уже с утра стоял натуральный мороз. И ветер… ветер, блин, сменился с северного на северо-восточный, как раз чтобы дуть нам в рыло весь этот день! При выезде с КП сформировалась группа: Малаховский, Савченко, Аброськин, Куценко, и группа тут была очень не лишней! Я натянул на себя всю одежду и минут 5 стучал зубами, согреваясь по ходу раскатки. Собственно, весь день было очень холодно, отогреваться приходилось после любой остановки. Через 50 км от КП была заправка, именно на неё мы и рванули сменами. Когда мы туда вошли, у меня уже немного кружилась голова от постоянного холодного ветра, как здорово, что эта заправка там есть. Кроме того, я набил себе в дырявые ботинки бумаги, чтобы пальцы не охлаждались ветром. Далее до КП доехали всё той же группой, перед самым КП получили километра 1,5 грунтовки. Просидели, кажется, слишком долго, явно можно было как-то быстрее все дела сделать. Пока спутники «тормозили», я прилёг подремать, от напряжения на предыдущих 85 километрах клонило в сон.

Отепя. Биатлонная трасса.
Поехали дальше тем же составом + Кумец (кстати, с последним мы с этого момента надолго уже не разъезжались). По дороге добрали японца, которого на ветру просто швыряло из стороны в сторону, поехали вшестером. Японец посидел, отдохнул, да как начал вваливать на своих сменах, а тут ещё и горки подтянулись (подъезжаем к Отепя, как-никак, известная биатлонная трасса), куда японцу ввиду его малого веса было хорошо взлетать. Кроме того, говорят, он на предыдущем КП навернул борща, который, видимо, только по недоразумению всё ещё официально не признан допингом, наряду с мельдонием! Я на смены выходить вообще перестал, а просто сжав зубы пытался не отстать. В какой-то момент Коля сказал, что не – пора отваливаться, если так надрываться, то будет только хуже, и я вздохнул с облегчением. Дальше поехали спокойно, а Женя с Александром продолжили вваливать за японцем. Впрочем, он всё равно скоро уехал, а им это на пользу явно не пошло, группа развалилась на две. Проезд Отепя – отдельная статья. Два года назад я в эти горки влетал, но сейчас мы все были «убитыми», поэтому, бывало, в торчки по 15% приходилось ползти на 1-1 зигзагами. Мы с Колей запланировали посещение заправки через пару десятков километров. Километры, конечно, были отборными: ветер, рельеф, но магазин восстановил силы. Остаётся километров 35 до КП (самоотметка) в Тарту.

Поехали, меняясь. Через 10 км я словил прокол на стекляшке, заменили камеру. Последние 15-20 км до КП дались тяжело, ветер был крайне неудачным. На КП уже стоял и перекусывал японец. Хм.. вот что, нельзя было в качестве КП отметить нормальную столовую, которая, по сути, совсем рядом? Пошли, отобедали в тепле, пересеклись там на 10 минут с группой Зайцев + Скрипниченко.

Тарту
До следующего КП (с волонтёрами) – 80 километров, и расстояние это точно поровну делится заправкой, на которую и поехали. В лицо дул штормовой ветер, но Коля успокаивал: скоро будет лес, но никакого леса всё не начиналось. И тут стал накрапывать дождик. Сперва мелкий, потом чуть посильнее, а потом и вовсе полило! Напомню, что дело происходит в +8 градусов и ветре 7 м/с, так что дождь не падает сверху вниз как обычно, а летит почти параллельно земле, звонко стучит по шлему, и сливается с него с противоположной ветру стороны толстой струёй. Конечно же, всё моментально промокло, и хуже всего было пальцам ног, а никакой цивилизации не будет ещё 20 километров.  Как сказал Артём, мимо которого также не прошла подобная катаклизма: «А вот что будет, если в такой ситуации пробиться? Это же не просто сход, это – смерть!» Да, сойти очень хотелось, наверно больше, чем когда-либо за весь этот бревет. Откуда-то взялась мотивация вкручивать, и до заправки я доехал относительно бодро. Там же был и магазин, в котором я купил сухие носки, и надел сверху пакеты. Тут и Коля подъехал, он проделал такую же операцию на несколько километров раньше.

КП10
Покушали на заправке, и выехали дальше. Штормовой ветер уже успел почти насухо высушить дорогу, которая ещё недавно было похожа на реку. Сходить что-то расхотелось. Мой спутник не дождался меня всего пару минут, поэтому следующие 15 километров я мог наблюдать только его спину. Первые километры от заправки шёл сплошной затяжной подъём, который заканчивался у… озера! Необычно. На озере бушевал шторм, тёмно-серые волны с белыми гребнями неслись на берег. Впрочем совсем уж невозможного ветра было не так много – километров 5 перед самым КП.

КП11 - Валасте
Здесь навернули пельменей перед последним на сегодня перегоном. Его надо сделать обязательно, и тогда уже можно не волноваться за успешное прохождение, да и времени ещё не так много, оставаться на ночёвку рано. Выехали втроём: я, Кумец, Зайцев. Выезжать было страшно – был свеж в памяти ветер перед КП, но после отдыха, да втроём – всё это оказалось не так страшно. Через 25 км остановились попить чаю на заправке, а затем догнали японца. Особых событий больше не запомнилось, кроме того, что я пробился на рельсах (Коля дал камеру), а также сверхскоростной участок по ветру. И вот, Ура!!, водопад Валасте – последний наш ночной КП, до финиша 250 км. Мы сделали это! Да-да, по всем раскладам сделали мы это именно сейчас, а не на финише 1200ки, дальше должно быть значительно легче. КП, конечно, шикарный! Все удобства в доме, красивые панорамные окна на улицу, даже бехеровки налили перед сном!

 

На бревете. День 4.

 

Ивангород - граница с Эстонией
Утром в то самое вышеупомянутое окно было хорошо видно, как толстые деревья интенсивно трясут своими верхушками… Мы спросили волонтёров про прогноз по ветру, на что они ответили, что ветер улёгся, когда мы прибыли, сейчас он снова усилился, и таким и останется. Нда, если когда мы приехали ветер «улёгся», то что же творится сейчас?! Однако выйдя на улицу, я ощутил в первую очередь не ветер, а тепло! После вчерашнего дубака было непривычно тепло, ну всё, теперь и дождь не особо страшен.

Выехали втроём – я, Кумец, Зайцев. Ехать до границы с Россией оставалось всего 65км, но проливной дождь на двадцатом километре снова порвал группу. Встретились уже на КП, который я сперва долго искал, так как вход был непонятно где, а потом вообще чуть не уехал оттуда ни с чем, так как какой-то дядька, вышедший из хостела, сказал: «какие велосипедисты, никого здесь нет». Волонтёры сообщили, что у меня глаза всё уже и уже с каждым КП. ))

КП13
Но вот уже и граница позади – привет Ивангород. Дальше – 20 километров самого противного по России куска: Ивангород-Кингисепп. Отсюда и далее весь путь едем с Колей. Новым куском для меня оказался участок от Таллинки до Котлов по шоссе на Усть-Лугу. В котлах перекусили в магазине, и довольно легко доехали последние 30 километров до предпоследнего КП. Здесь уже чувствовались родные места – все названия знакомые, и даже дороги раздолбаны как-то по-родному, ветер перестал мешать. Как было хорошо на КП! Пляж, сосны пахнут, палатка с чаем и кашей с тушёнкой! Просидел бы там час, но надо успевать проехать как можно больше до дождя. 

Решили проехать последние 104 км с одной остановкой в Волосово: 61 км от КП. В общем, рассказывать тут нечего, доехали легко, ветер помогает. Перекусили творожным пирогом, и поехали дальше. О возможном дожде всё время напоминала водяная пыль, которая ограничивала видимость вокруг радиусом в 3 километра, причём выглядело это так, будто впереди дождь. И дождь этот всё отодвигался по мере того, как мы к нему приближались. Дальше всё бы хорошо, но дорога через Калитино – так себе, хотя относительно быстро даже по ней ехать можно было. За 10 км до финиша всё-таки врезал тёплый ливень, который растворился так же быстро, как и нагрянул. Но вот и финиш, как-то совсем буднично он наступил, без преодоления, бросания велосипедов об стенку и ломания спиц.

1 комментарий:

  1. Отличный отчет... но бросать и пинать коня(велосипед)... который протащил твое бренное тело 1200 км , жестоко и не по рандоннерски 😅😅😅

    ОтветитьУдалить