пятница, 4 января 2019 г.

Гималаи 2018: Разведка. Долина Спити.


Маршрут похода (фактический):г. Реконг Пио –> пер. Нако –> г.Каза –> пер. Лагударси –> п.Лосар –> п.Пангмо –> г.Каза –> п.Лонгза –> п.Хикким –> п.Комик –> п.Лиданг –> п.Данкар –> г.Каза ––(автобус)––> п.Лосар –> п.Пангмо –> г.Каза

Маршрут похода (план):      г. Реконг Пио –> пер. Нако –> г.Каза –> пер. Лагударси –> п.Лосар –> { пер. Балало –> оз. Чандра –> Батал –> Грамфу –> Килонг –> пер. Шинго-ла –> Падум –> пер. Пенси-ла –> Рангдум –> пер. Умба-ла –> Драс }                   *{} – непройденный участок

Сроки похода: 26 сентября 2018 - 4 октября 2018
Полный трек похода: ссылка
Контакты для связи с автором: Вконтакте

Вступление.
В этом году мы открыли для себя новую страну, Индию! Естественно, в первую очередь нас интересовали Гималаи, где мы провели большую часть времени. Не сказать, чтобы удача в этот раз была на нашей стороне, скорее напротив: масштабный циклон, накрывший не только огромную площадь Гималаев, но и почти весь Тибет, не оставил шансов на осуществление запланированной программы похода из-за огромного количества снежных осадков, которые наглухо блокировали сразу несколько перевалов в самых красочных и впечатляющих районах, которые мы планировали посетить. В результате нам пришлось довольствоваться частью маршрута, которая, по сути, представляла собой лишь вкатку перед настоящим походом. Но даже то, что мы увидели здесь, позволило понять, что такое Гималаи, и почувствовать их «изюминку», которая не позволяет спутать эти места с любыми другими, в которых я побывал. Это высокие и крутые стены ущелий, с которых открываются умопомрачительные виды, это извивающиеся серпантинами асфальтовые дороги на огромных высотах, которые почему-то именно здесь абсолютно гармонично сливаются с окружающей природой, это и древние монастыри, и тибетская кухня, и многое другое. Мы обязательно вернёмся сюда в ближайшее время.


Содержание:
Вступление
Краткое описание похода
Участники похода
Описание похода по дням
    Заброска в Реконг Пио. День 1.
    Заброска в Реконг Пио. День 2.
    Заброска в Реконг Пио. День 3.
    Реконг Пио. День перед началом похода.
    День 1. Реконг Пио – Слияние рек Спити и Сатледж
    День 2. р. Сатледж – Шалкхар
    День 3. Шалкхар – Каза
    День 4. Каза – Киато
    День 5. Киато – Лосар
    День 6. Лосар – Каза
    День 7. Каза – Хикким
    День 8. Хикким – монастырь Данкар
    День 9. монастырь Данкар – Каза
    Сидение в Казе.
    День 10. Лосар – Каза
    Выброска в Дели
    Шимла
    Дели
Подведение итогов
    Треки похода
    Статистика похода
        Основные параметры похода
        График движения
        Технический отчёт
    Что нужно знать туристу о регионе: делимся опытом
        Карты для навигатора
        Транспорт: на чём перемещаться по региону?
        Визы, пермиты
        Топливо: на чём готовить еду?
        Язык
        Деньги и финансовые расчёты
        Еда

Краткое описание похода.
(Вернуться к содержанию)
Заброска в Реконг Пио: Прилёт в Дели. От аэропорта на такси доехали до автовокзала Kashmiri Gate. Затем на автобусе до Шимлы. На следующий день на частнике до Реконг Пио. Попутно с заброской проходим акклиматизацию. Всё время идут дожди, местами сходят сели: бушует циклон.
Реконг Пио. День перед походом: Завершаем прохождение предпоходной акклиматизации прогулкой на 2800. Закупка продуктами, бензином, получение пермитов для долины Спити.
День 1: Погода нормализовалась. Весь день едем по асфальту с пологим подъёмом.
День 2: Перевал Нако (3800). Встали на ночлег в карьере, что вызвало вопросы у местных.
День 3: Весь день пологий подъём по асфальту. Посещён монастырь в г. Табо. Финишировали в г. Каза уже сильно затемно, встали в хостеле. Незадолго до прибытия начался дождь.
День 4: Закупка продуктов. Посещён монастырь Ки (попали на праздник). Перевал Лагударси, отличные виды на спуске. Встали на ночь не доезжая Лосара. Ночью аномально холодно для этого времени и высоты.
День 5: В Лосаре узнали, что дорога закрыта, так как все перевалы далее завалены снегом. Ближайший к нам перевал, Кунзум-ла, расчистят не ранее чем через 5 дней. На дорожном КПП никого не пропускают дальше. Принято решение вернуться в Казу катать радиалки.
День 6: Вернулись в Казу другой дорогой, заселились в хостеле.
День 7: Посещён посёлок Лангза: храм, большая статуя Будды. Через перевал 4500 доехали в посёлок Хикким, встали в хостеле. В посёлке посетили самую высокогорную почту в мире (4440), отправили открытки. На 4500 снег лежит почти повсеместно.
День 8: Посещён монастырь Комик. Через перевал 4700 доехали до шоссе на Демул. Спуск с перевала в долину Спити с отличными видами. Прибыли в монастырь Данкар, встали в гостинице.
День 9: Прогулка в горы от монастыря. Отличные виды на монастырь. Вернулись в Казу.
Сидение в Казе: 3 дня провели в Казе, попутно мониторя информацию по состоянию дорог за Лосаром. Проникались местной культурой, гуляли по городу. После появления информации, что дорогу могут скоро открыть, на автобусе едем в Лосар.
День 10: Из беседы с офицером на КПП узнаём, что дорогу окончательно закрыли на зиму. Своим ходом возвращаемся в Казу.
Выброска в Дели: Едем на автобусах до Шимлы с пересадкой в Реконг Пио.
Шимла: У нас целый день в Шимле. Осматриваем город. Утром выезжаем в Дели.
Дели: Два дня в Дели. Осматриваем достопримечательности.

Участники похода.
(Вернуться к содержанию) 


Слева направо:
1. Савченко Иван, 1987, штурман, финансист, Санкт-Петербург
2. Сергей Шонин, 1983, руководитель, медик. Санкт-Петербург
3. Сабанова Анастасия, 1988, завхоз, хронометрист, Екатеринбург
4. Павел Мандрыгин, 1991, механик, фотограф, Екатеринбург


Описание похода по дням.

Заброска в Реконг Пио. День 1.
(Вернуться к содержанию)

Наш рейс прибыл в Дели ночью. Первым делом после прилёта затарились валютой в банкомате банка SBI (State Bank of India). Этот банк, в числе немногих других, не берёт комиссию за снятие с чужих карт. Учитывая, что в ближайшие дни нам предстояли несколько пробросок на транспорте, велосипед не то, что не стали собирать, даже из коробки не достали, а прямо так и потащили на улицу, чтобы погрузить в «такси», которое должно было доставить нас на автовокзал Kashmiri Gate, откуда ходят автобусы в Гималаи. Частника найти оказалось легко, договориться с ним – тоже, благо во всей Индии, включая глухие деревни, почти все говорят по английски. Только вот приходится отбиваться от незваных «носильщиков», которые тут же подбегают, чтобы погрузить твои вещи, а потом попросить «чаевые». «Чаевые» также иногда пытаются просить и водители по прибытии на место. Впрочем, это единственный «развод», которого можно опасаться. В остальном всё нормально, цены не ломят.

И вообще, я много слышал и читал негативных отзывов про менталитет индусов, но на практике оказалось, что далеко не всё так плохо. Например, ленивыми их точно не назвать, суетятся, предлагают свои услуги. Ну и нельзя не отметить, что, несмотря на общий низкий уровень культуры и бедность, как-то совсем не ощущается опасности, что тебя могут обмануть или обокрасть.

По пути на автовокзал, мы отметили, что движение на дорогах было просто бешеным, несмотря на ночные часы. Хорошо что мы не поехали туда своим ходом. Вокзал просто поразил своей депрессивностью. Везде грязища, где-то наблёвано, где-то справили малую нужду, и между всем этим вповалку прямо на полу спят люди, причём, в том числе, и более-менее приличного вида, при пиджаках. Впрочем, для урбанизированной части Индии это норма. В конце похода, во время двухдневного пребывания в Дели, мы окунулись в эту реальность уже более обстоятельно.

Заброска в Реконг Пио. День 2.
(Вернуться к содержанию)

Офис автобусной компании
Ранним утром мы вышли грузиться на автобус. Автобусы там бывают разного класса, и мы заранее заказали билет на Volvo, у которого было привычное нам отделения для багажа внизу. Билет до Шимлы даже на таком автобусе стоил всего чуть более 1000 руб, так что экономитиь смысла нет. Кстати, тот самый циклон, о котором говорилось во вступлении, прилетел в Дели как раз одновременно с нами. Если утром небо было свинцово серым, то начиная с середины дня начались всё усиливающиеся дожди, перешедшие к вечеру в ливни. Если бы велосипедные коробки лежали на крыше, плохо бы им пришлось.


От вокзала Шимлы до отеля также поехали на «такси», которое нашли прямо на вокзале. Благо в Индии всё недорого. С этим же автомобилистом договорились о завтрашней подброске до Реконг Пио. Шимла находится на высоте около 2000 метров, поэтому наша акклиматизация уже началась (собственно, заброска была совмещена с акклиматизацией по изначальному плану). Этим же вечером впервые ознакомились с традиционной индийской кухней. Несмотря на то, что эта кухня, на мой взгляд, ужасна, первый блин комом не вышел. Рис он и есть рис, а мутон кофта (мясные шарики, вроде бы, из буйволятины) тоже ничего, хоть и островаты.

Заброска в Реконг Пио. День 3.
(Вернуться к содержанию)

Как и было условлено, утром за нами заехал наш вчерашний водитель. Лил дождь, поэтому коробки с велосипедами тщательно обматали пакетами и мешками. Сегодня мы продолжили «погружение» в индийскую кухню. На сей раз перекусили самым популярным образом, заказав тхали. Это, по сути, комплексный обед, подаваемый на одном блюде с перегородками, включает в себя рис, овощи, соусы, иногда чечевицу и мясо. Соусы всегда сверхострые, да и вообще всё как-то не очень вкусно. :( Можно есть исключительно чтобы с голоду не помереть.

Уже к середине дня стало известно, что в горах из-за аномальных дождей сошли сели и оползни, и не факт, что нам удастся доехать даже до Реконг Пио. Действительно, один раз пришлось объезжать оползень по альтернативной дороге, а чуть позже в другом месте наша машина чуть не застряла в грязевой луже, но здесь удача была с нами, и мы таки прорвались в начальную точку нашего похода. Здесь наш водитель помог нам найти недорогой хостел, в который мы и заселились. Понимая, что за пределами города сейчас небезопасно, он взял с нас обещание, что мы не выдвинемся в путь, пока погода не нормализуется.

Реконг Пио. День перед началом похода.
(Вернуться к содержанию)

В этот день мы планировали завершить предпоходную акклиматизацию, для чего предусмотрели пешие прогулки в окрестностях города. Гималайские ущелья очень крутые, поэтому и город, расположенный в одном из них, был крайне растянут по высоте. Таким образом, с базовых 2300 метров мы поднялись почти на 2800 и к вечеру вернулись в отель.
По дороге видели множество яблочных садов. Яблоки, огромные и бордовые, висели на каждом дереве в огромном количестве. Как мы потом узнали, здесь такие же точно сорта выращивают повсеместно на высотах до 3500. Здесь же встретился первый комплекс со ступой и другими религиозными сооружениями.

В этот же день завершили остальные дела: сделали пермит в долину реки Спити и купили бензина для горелки (в Индии с бензином всё просто: есть Diesel и Petrol. Petrol какой-то жёлтый и вонючий, но, как показала практика, для горелки он – то, что доктор прописал. Почти не засоряет испаритель.)

В ресторане отеля продолжили проникаться индийской кухней. Попробовали бириани. В двух словах я бы охарактеризовал его «как плов, только невкусно». В общем, этакое блюдо, основа которого рис с какими-то специями, также могут быть любые наполнители (мясо, яйцо).

Неожиданное приятное кулинарное открытие пришло оттуда, откуда не ждали! Уличная индийская кухня представлялась нам чем-то по определению несъедобным (что уж говорить про неё, если традиционное тхали даже во вполне себе приличных кафе – такой ужас), но всё же решились попробовать блюдо, которое выпекалось из картофельной пасты и подавалось с разными овощами и большим количеством соусов. Невероятно, но это было даже очень вкусно, и все специи в тему!

День 1. Реконг Пио – Слияние рек Спити и Сатледж
(Вернуться к содержанию)

Ну вот, наконец настал этот день – поехали! Первые 5 километров, спуск от Реконг Пио до дна ущелья, пролетели моментально. Дальше началась относительно скучная дорога с плавным подъёмом вдоль реки Спити. Часто можно было встретить технику, которая расчищала дорогу от селей и завалов, вызванных недавними ливнями. Ливни, собственно, прекратились как раз за день до начала похода, и сейчас сияло солнце.


Плакакт Stop Look Go
Скучная природа компенсировалась затейливостью плакатов BRO (Boarder Roads Organisation) – дорожно-строительной фирмы, которая как раз ответственна за все высокогорные дороги в Индии. Это чтиво на не всегда безупречном английском, и с, местами, истинно индийским юмором, вполне могло развлекать хоть целый день: “After whiskey driving risky”, “Driving faster will see disaster”, “Be gentle on my curves”… Очень понравился плакат, информирующий об опасности камнепадов, и, соответственно, требующий проезжать данное место как можно быстрее. Три слова: stop, look, go – это как «казнить нельзя помиловать», где всё решает запятая. «Stop, look, go» – остановись, осмотрись, езжай, или «Stop look! Go!» – Чего уставился?! Гони отсюда! Что они имели в виду, одному Шиве известно. Вот вам ещё индийской дорожной мудрости в ленту: https://lingvo-ru.livejournal.com/32408.html Также очень удобной особенностью километровых столбов в горной Индии является то, что на них пишется расстояние до ближайших населённых пунктов.

Ещё до обеда у нас проверили пермиты, полученные вчера… Обедать устроились у притока Спити. До воды надо было спускаться далеко вниз по крутому склону, а мимо нашей импровизированной кухни то и дело сновали индусы с коробками тех самых ярко-бордовых яблок. Последним городом, который нам встретился на сегодня, был Пух. Он стоял на возвышенности, так что после него нас ожидал лихой спуск к реке, вскоре после которого мы доехали до запланированного места ночёвки недалеко от реки Сатледж. Палатку поставили на ровной площадке за магазинчиком, хозяин которого любезно разрешил нам там разместиться.

День 2. р. Сатледж - Шалкхар
Прямо с утра начался подъём на перевал Нако – первые наши 3800. Здесь же и первые серьёзные серпантины, и дорога, идущая прямо вдоль высоченного обрыва, и настоящие горные пейзажи. Солнце жарило очень прилично, я аж весь покрывался потом. Ехали, орали песни, всё как обычно. Где-то к обеду прибыли в деревню Нако, расположенную под перевалом. Обед, как и было запланировано, состоялся в очередной дхабе (кафе).

Благо, мы уже достаточно углубились в горы, и индийская кухня начала плавно уступать место тибетской, так что нам удалось из ассортимента дхабы выбрать блюда, которые можно есть без отвращения. Основной удар нанесли по традиционным местным вареникам (мо-мо), их было два вида, с капустой и мясом, ну и без риса с овощами и карри к сожалению тоже не обошлось )) Затем мы переместились из кафе в какое-то прилегающее помещение, и там продолжили трапезу с чаем, приготовленным на горелке, и сладостями. В дальнейший путь не спешили, так как от жары уже болела голова, что явно не шло на пользу организму в период акклиматизации.

После обеда до перевала оставались считанные километры. Перед перевалом стоял традиционный для тибетских регионов молитвенный домик, где мы ещё немного отдохнули. Далее перевал, и бешеный спуск назад к реке. Дороги хорошие, чего бы не погонять? Только, конечно, всегда надо было помнить, что здесь левостороннее движение. На второй день это ощущение ещё не воспроизводилось на автомате.

Наступление темноты застало нас после деревни Шалкхар. Воды мы из колонки уже предусмотрительно накачали ранее, но хорошего места под стоянку было не найти. И тут мы обнаружили какой-то мини-карьер чуть выше дороги. Там и защита от ветра, и ровная площадка!

Поужинали, почистили зубы, отправились спать, но день на этом не закончился!  Уже в глухой темноте из рабочего лагеря над «карьером» спустились люди.  Было очень трудно понять, что же им собственно от нас надо. Я, конечно, писал, что практически невозможно найти индуса, который не говорит по английски, но вот, мы нашли. Они часто повторяли какое-то слово, «гоуинг», и что-то похожее на «тигли-мигли», вот, собственно, и всё что мы вынесли из беседы с ними. ))) Паше с Серёгой пришлось подняться в лагерь вместе с этой делегацией, где всё-таки нашёлся человек, который по английски понимал хотя бы слово через три. Как-то удалось объясниться, что они хотели, чтобы мы перенесли палатку в их лагерь, чтобы с утра, когда они начнут работу, наша палатка не стала бы помехой. Когда они услышали, что мы уезжаем рано, то вопросов у них не осталось.

С тех пор мы стали называть жителей этого лагеря, а позже и других местных, «гоингами» ))

День 3. Шалкхар – Каза


По плану вчера мы должны были доехать до Сумдо, но встали на несколько километров раньше. Сегодня эти километры были преодолены за считанные минуты, и вот уже перед нами второй блокпост, на котором проверяют пермиты. За Сумдо началось узкое серое ущелье, по которому мы приехали в Табо – город с древним монастырём. В монастыре осмотрели храм, покрутили огромный барабан! Ну и, конечно, перекусили омлетом с помидором, имбирным чаем.

Дальше обнаружили недавно расчищенные завалы. Похоже, вчера проехать бы не удалось – всё наш циклон, будь он неладен! Пейзажи стали поживее, начали попадаться жёлтые осенние деревья, вдоль дороги росло море облепихи.  Вскоре устроили обед №2 в очередной дхабе, на сей раз целиком из мясных мо-мо.


На сытый желудок пришла шальная идея ликвидировать отставание от графика, и доехать сегодня до Казы, даже если придётся ехать по темноте. А почему бы и нет? Доехав до Казы, мы встанем в хостел и тем самым сэкономим время по сравнению с тем, как если бы пришлось ставить палатку. Сказано – сделано, поехали! Идиллию омрачал только сильный встречный ветер, и то, что собирались тучи. Ну и ещё то, что Насте как-то плохо ехалось. Как позже выяснилось, плохо ехалось не просто так: из переднего ротора вывинтились два винта, которые тёрлись об вилку (!) до такой степени, что уже успели протереть канавку.


Полная темнота опустилась на долину, когда нам оставалось ехать не менее 10 километров до города, а уже на самом подъезде начал накрапывать всё усиливающийся дождь. Уже чуть-чуть подмокшие, мы нырнули в первый же отель, который нашли.

До нас уже неоднократно доходили слухи, что после Лосара (завтра мы там будем) проехать нельзя, так как перевалы завалены снегом, и на блокпосте никого не пропускают. Была надежда на то, что пока мы едем, снег расчистят. Но, собственно, мы всё узнаем завтра.


День 4. Каза – Киато
Выезд из Казы предполагался не очень ранний, так как было необходимо дождаться открытия магазинов и произвести закупку на следующие дни. Первое что я увидел на улице при свете дня – это снег, лежащий на склонах гор чуть выше города. Ничего себе! В это время года столько снега быть не должно, видать прилично его нападало. Ладно, до Лосара доедем, а там посмотрим.

Первым объектом на нашем пути оказался монастырь Ки (Key) – это комплекс сооружений, плотно облепивший высокий горный шпиль, выдающийся из склона ущелья. В монастыре, как оказалось, проходил какой-то праздник. Во дворе раздавали еду, которой подкрепились и мы. Правда, там надо было подходить со своими тарелками, и пока мы за ними бегали, еда вся кончилась )) Также удалось посмотреть на праздничное шествие и на буддийскую службу.


Дальше начался крутой подъём на перевал Лагударси, в ходе которого мы пересекли глубокое ущелье одной из втекающих рек по масштабному мосту. Говорят, мост был построен недавно, и ещё несколько лет назад туристы переправлялись там на вагонетке! Наверно ощущения на миллион! Почти сразу после моста устроили обед.


После обеда ещё немного крутого подъёма, и мы на перевале. Верх перевала был плоским, саму точку перевала определить трудно. Перевальная ступа стояла перед самым началом крутого спуска. Спуск проходил по хорошей узкой асфальтовой дороге, а виды были просто потрясающими!  Многие туристы объезжают этот перевал по нижней дороге, и зря! В походе нужно не проехать как можно больше, а увидеть как можно больше впечатляющих мест! Учитывая это, правильный походный трек практически всегда будет не совпадать с оптимальной с «транспортной» точки зрения траекторией.

В какой-то момент стало ясно, что в Лосар сегодня мы уже не успеваем, и надо думать о ночлеге. Тут вышел некоторый спор. На нашем пути было два посёлка, в каждом из которых точно есть какой-нибудь гестхаус. Было бы логично со всех точек зрения встать в нём, но Паша считал это неспортивным, и было решено встать между посёлками в складке местности, образованной очередным притоком реки Спити.

Ночью, прямо скажем, было холодно, температура явно опускалась ниже нуля!

День 5. Киато – Лосар
(Вернуться к содержанию)

В том, что в тех местах ночью заметный минус, мы воочию убедились, едва отъехав от места стоянки: все лужи были покрыты не очень тонким слоем льда. Дорога до Лосара в какой-то момент разделяется на две, и идёт по обе стороны реки Спити, которая всё никак не могла приобрести свой фирменный ярко-бирюзовый цвет, оставаясь грязно-серой после дождей. Одна из этих дорог была закрыта из-за завала, но мы поехали именно по ней, и не ошиблись – на велосипеде всё было вполне проезжаемо.

Перед самым Лосаром нам повстречалась пара путешественников, которые, как это и принято у наших «западных партнёров», путешествуют годами. Они приехали в деревню уже больше недели назад, и возвращались оттуда, поскольку ситуация с открытием перевала, по их данным, была безнадёжной. Но раз уж мы сюда доехали, надо самим во всём убедиться. Доехали до блокпоста, на котором расспросили полицейского о ситуации. Он сказал, что точно никто ничего сказать не может, но если дорогу и откроют, то не раньше, чем через 4-5 дней. Когда нагрянул циклон, снега насыпало более одного метра, и людей с озера Чандра пришлось эвакуировать вертолётами.


Далее мы заселились в местный отель Samsong, и начали прикидывать как быть. Сперва казалось единственно верным сидеть тут до победного, и как только откроют дорогу, сразу же ехать. Но дело в том, что дорогу могут открыть и через неделю, и в этом случае мы вообще никуда не попадём, поэтому было решено завтра вернуться в Казу, и покатать радиалки от неё по разным интересным местам, после чего вернуться, и следить за новостями.

День 6. Лосар – Каза
Было принято решение ехать назад «максимально непохожим» маршрутом. В данном случае можно было проехать так, чтобы «повторить» только треть, несмотря на то, что дорог в горах не так уж много. Для этого надо было из Лосара выезжать по дороге, идущей по тому же берегу реки, где располагается деревня, а на подъезде к перевалу Лагударси уйти направо, на нижнюю дорогу.

Конечно, при таком выборе маршрута, мы лишились видов, открывающихся с перевала Лагударси, но зато увидели пару интересных деревенек, и монастырь Ки с другого берега реки Спити. Также мы встретили иностранных туристов, которые также катали радиалки из Казы как раз по тем местам, куда мы собирались: Лангза, монастырь Комик, Хикким (в котором, если верить туристическим указателям, располагается самое высокогорное почтовое отделение в мире!) Они же рассказали, что отрезок Комик-Демул не проехать, так как он завален снегом.

Серёга читал, что в Казе есть какой-то рекомендуемый всеми отель Махабудда, к нему мы и направились. Заселились, правда, в хостел, который располагался сразу справа от него. Наш «хостел» был типовым точечным многоквартирным трёхэтажным гималайским домом. Мы занимали весь третий этаж (две квартиры), хозяева второй, а на первом – всякие хозяйственные помещения. А ещё у дома была отличная смотровая площадка. С неё был виден весь город и храм Казы.

День 7. Каза – Хикким

Я уже начинал довольно отчётливо понимать, что, даже если нам и удастся проехать дальше Лосара, то времени у нас останется только на то, чтобы доехать до Манали, так что «внеплановую радиалку», старт которой предстоит сегодня, нужно воспринимать не иначе как основную горную часть нашего похода. Здесь ожидаются и высоты до 4700, и соответствующие виды. Других «гор» в этот раз, скорее всего, уже не будет.

Первой точкой, куда мы направились, был посёлок Лангза. Там должен быть какой-то храм, и большая статуя Будды. Поднимаясь всё выше вверх по агрессивному серпантину, мы могли видеть долину реки Спити как на ладони. Река, наконец-то вновь обретшая свой ярко-бирюзовый цвет, извивалась множеством рукавов по чрезмерно широкому для её текущего состояния руслу, а вокруг стояли покрытые снегом горы.

Вид на Лангза и статую Будды
Вскоре мы достигли развилки Лангза-Хикким. Учитывая, что мы всё-таки хотели попытать счастье, и проехать дальше Комика, единственным логичным решением было всё-таки сначала заехать в Лангза. Когда статуя Будды и храм уже были видны с дороги, у меня кончилась питьевая вода. Я решил пополнить её из ручья, стекавшего со склонов, но вода на вкус почему-то была очень солёной, пить не стал. Когда мы доехали до храмового комплекса, время подходило к обеду, решили перекусить сразу после осмотра статуи.

На обеде
Рядом со статуей кто-то из местных запускал квадрокоптер, видимо, пытаясь сделать хороший кадр. Ах ты ж чертяка! Полиции на тебя нет! Подобное оборудование здесь запрещено, за нарушение вряд ли отделаешься одной конфискацией. Обед устроили чуть поодаль, за большой поленницей, которая защищала от ветра. Воду, кстати, нашли в бочках – уж не знаю откуда её местные собирают. Прибежали местные дети, и, пока я готовил обед, Серёга катал их то на багажнике, то в седле, параллельно подкармливая конфетами. Нельзя не отметить, что ему даже как-то удалось объяснить карапузам, что фантики бросать на землю нехорошо. Лучшее воспитание – собственным примером!

Пообедали, и отправились в Хикким через перевал, достигающий в своей верхней точке высоты чуть более 4500 метров. Ну чтож, на сегодняшний день это наш гималайский рекорд. Везде вокруг дороги лежал снег, в котором паслись неприхотливые яки. Вершины противоположных стен ущелья уже не казались такими недосягаемо высокими, а вливались в общую снежную картину, которую мы могли наблюдать прямо тут, под ногами.


Дальше сброс 100-150 метров, и мы в Хиккиме с его «самым высокогорным» почтовым отделением. Заселились в хостел, и пошли отправлять открытки. Кстати, открытки успешно дошли)) Отделение выглядит так, как и положено выглядеть самому высокогорному post office’у: само здание – мазанка, на крыше сушится хворост, полы глиняные, внутри бегают босиком какие-то дети, ощущение как от самой обычной избы)


Кстати, наш хостел выглядел, в целом, так же. А ещё из окна нашей комнаты открывался обалденный вид на горы вокруг! Ужин и завтрак, включённые в стоимость проживания, подавались в кругу семьи, за общим столом.

День 8. Хикким – монстырь Данкар

Первая цель на сегодня, монастырь Комик, была совсем рядом. Проехать пару километров, да «взять» 150 метров. В деревне Комик стоял плакат, гордо вещавший, что Комик – самая высокая деревня в мире из тех, в которые можно добраться на машине! А ещё рядом стояло побеленное здание, на котором гордо красовалась надпись «самый высокий ресторан в мире»! А-ха-ха, да идите вы в баню, ну нельзя уж настолько-то переигрывать! В самую высокую почту на 4440 я ещё, пожалуй, верю, но в самую высокую деревню с транспортной доступностью на 4587 – нет. Кого не забанили в Гугле, легко может найти информацию про 50-тысячный город Ла-Ринконада расположенный на высоте 5100 метров. Почты там, правда, нет, а вот ресторанов как грязи.

Ладно, во всяком случае тут есть древний монастырь, который, конечно же, был осмотрен. А теперь самое время попытать счастье – удастся ли проехать от Комика до дороги на Демул, если ещё день-полтора назад велосипедисты не смогли тут проехать? Как ни странно, удалось, причём на самой дороге снега уже практически нигде не было, зато встретилось несколько каменных завалов. На транспорте здесь не проедешь. Сама дорога каменистая, сильно разбита козлами и баранами, использующими её, чтобы перемещаться между пастбищами.

Больше всего на этом куске мне понравилось начало спуска до долины Спити. Перед асфальтовой дорогой – живописные камни, торчащие из земли, а с асфальтовой дороги – виды на долину реки. Сам спуск – очень драйвовый, впрочем, как и с остальных существенных перевалов в этих местах. Поскольку времени было ещё не очень много, мы решили не возвращаться сразу в Казу, а съездить ещё в монастырь Данкар, который не был запланирован к посещению, и поэтому мы его пропустили на пути из Реконга в Казу.

Все склоны рядом с монастырём активно возделывались. Для компенсации крутизны склона применялась техника, характерная для горных районов, когда поля насыпаются на склон каскадом ступенек, формируя горизонтальные площадки, пригодные для земледелия. Многие из этих полей вспахивались волами как раз в то время, как мы поднимались по серпантину к монастырю, и до нас долетали обрывки песен пахарей.

Время было позднее, так что сразу по прибытию мы заселились в гостиницу, и отложили все дела и осмотры на завтра.


День 9. монастырь Данкар – Каза

оз. Данкар Цо
Данкар. "Новый храм".
В горах недалеко от монастыря Данкар располагается «священное озеро» Данкар Цо. Мы с Пашей пошли его осмотреть. Само озеро было, прямо скажем, так себе, зато виды на горный амфитеатр, приютивший монастырь, открывающиеся с тропы, ведущей к озеру, однозначно стоили прогулки. Вернувшись от озера, мы уже все вчетвером прогулялись по монастырю, после чего приготовили обед. Обедали в этот раз на отличнейшей смотровой площадке отеля!


Пообедав, отправились в Казу, куда прибыли ближе к обеду. Заселились всё к тому же хозяину (так и планировалось заранее – у него была оставлена существенная часть вещей). Теперь нужно мониторить новости, что происходит за Лосаром. Ничего толкового сегодня узнать не удалось, так что, видимо, мы просидим в Казе ещё не один день.


Сидение в Казе

Следующие три дня мы сидели в Казе, пытаясь выяснить обстановку. Источников информации было много. Один из самых вменяемых источников: таксисты, офис которых находится рядом с автовокзалом. Также кое что можно было узнать от туристов, которые ездят туда-сюда. В частности, пару раз мы пересекались с испанским мототуристом, на котором эти катаклизмы отразились ничуть не лучшим образом, чем на нас.

Но было чем заняться и помимо этого. В частности, полицейский на блокпосте сказал, что его начальство – в Казе, и он сможет нас пропустить, только если они одобрят это. И Серёга предпринял определённые попытки получить такое одобрение! Надо сказать, даже что-то получилось, удалось встретиться с каким-то чиновником, отвечающим за спорт, которому неслабо проехались по ушам, что мы тут спортсмены, участвуем в чемпионате России, пустите нас… Но, в общем, что-то там почему-то не сложилось, так что пропуска мы не получили.

Храм Казы
Также все эти дни мы обстоятельно расхаживали по магазинам и выбирали сувениры. Каза для этих целей – чуть ли не лучшее место. Можно найти хорошие вещи недорого. Платки из ячей шерсти, изделия из самоцветов и кости, брелки с местными рунами и символами, и многое другое. Правда, в Дели всё равно выбор намного больше.

Что ещё можно делать в Казе? Конечно же есть. Мы выбрали для себя пару кафе с тибетской кухней, и активно их посещали. Тибетская кухня в Индии обычно ограничивается блюдами из лапши (тхукпа и чоумейн), супом с яйцом и помидором (и некоторыми другими) и мо-мо. Всё это мы с аппетитом поглощали, пока жили в «столице долины Спити». Кстати, тут я впервые попробовал такой вид мо-мо, как «C Mo-Mo»: жареная мясная момошка, подаваемая с очень интересным кисло-сладким соусом с содержанием чили (C - Chilli).

Chilli tea с омлетом
За эти три дня мы здорово подружились с хозяином, много времени проводили вместе в его кухне (кухня – такая же квартира, как и все остальные, но с печкой и варочной поверхностью), где разговаривали на самые разные темы, шутили, а также посвящали друг друга в нюансы национальных кухонь. Он любил готовить традиционный индийский масала чай (дословно: чай со специями, также в него ещё всегда добавляют молоко). В какой-то момент мы тоже начали экспериментировать, и стали делать вариации масала чая на основе привезённого из России чая с чабрецом, при этом бухая туда двойную или даже тройную дозу перца (все были простуженные, а такой чай приятно дерёт горло). Уж на что индусы щедры на специи, но наш напиток впечатлил даже бывалого жителя Гималаев: «Ууууххх! Ну и забористый у вас chilli tea! Вы что, всегда такой в России пьёте?» Уезжая, мы подарили ему банку чая с чабрецом. Из еды он больше всего оценил наш омет с накрошенным хлебом и тушёным томатом.

Как-то раз мы гуляли с ним по городу, и я увидел странную картину. На крыше доного из домов лежала кипа сена, и мужики пилили его бензопилой на куски. o_0 Да, вот прямо натурально брали, и пилили! У всех, конечно, глаза полезли на лоб, но наш хозяин спокойно объяснил: «А что тут странного? Сена не так много, и, если его давать большими порциями, то его быстро сожрут, и не хватит на всю зиму. А так его пилят, и дают небольшими кусками. Здесь все так делают.» =)

И вот, в какой-то момент поступила информация «из непроверенных источников», что завтра могут открыть дорогу. Мы тут же вскочили на автобус до Лосара, который ходит вечером, и уже к ночи были там. Что показалось интересным, на индийских автобусных линиях «в глубинке» пассажиры сами отвечают за закрепление багажа на багажниках, размещённых на крыше. Причём на последних может даже не быть верёвок! Сперва это очень напрягало, но после Н-ного раза мы уже стали привычными, на автостанцию без верёвок не ходили, и воспринимали это будто так и надо.


День 10. Лосар – Каза

Прямо ранним утром мы вылезли из отеля Самсонг, и поехали к полицейскому блокпосту, взламывая толстенький ледок на дорожных лужах. Собственно, ехать-то всего 400 метров. Полицейский сообщил нам обалденную новость: с нашей стороны расчистку завершили, и выяснилось, что бригада с той стороны на расчистку просто-напросто «забила», причём с самого начала! xD Вот это я понимаю координация служб! Короче, до перевала Кунзум-ла дорога расчищена, но с другой стороны остались полностью заваленные куски, из за чего дорога остаётся закрыта на зиму. Серёга и тут попытался поездить ему по ушам о чемпионате России, но всё напрасно. Нас не пустили даже на расчищенную часть с условием возврата в тот же день. Зато полицейский пригласил нас в КПП, там мы посидели с ним и его друзьями. Желающих угостили местной «водкой» – уж не помню из чего она. И закуска была какая-то оригинальная. Осталось только пофоткаться с полицейским на фоне плаката «STOP. Policecheck Post Lossar». По мотивам наших утренних приключений родилось стихотворение:

КПП Лосар
Утро. Группа спорттуристов едет вдоль села.
Police station преградил им путь на Кунзум-Ла.
Молвил тут руководитель: «I’m from МЧС!
Let us go, bloody bastard, мы проедем здесь!»
Но ответил полицейский: «Как ты задолбал!

Road is closed, go to Kaza! Я кому сказал?!»

В общем-то, это был финиш. Пытаться обходить КПП ночью уже не было времени. Если обходить, это надо было делать сразу, несколько дней назад, а теперь был риск застрять в снегу и опоздать на самолёт. Также несколько дней назад можно было за 2-3 дня автобусами доброситься до Манали через Реконг Пио… Но это всё можно было когда-то, а сейчас только go to Kaza.


Автобус в Казу уже ушёл (уходит он в какую-то невероятную рань), так что назад снова поехали своим ходом. А ведь шутили же вчера, что велосипеды с крыши автобуса нет смысла отвязывать, всё равно на нём же и поедем. =) В Казе поселились у того же человека, и купили билет на утренний рейс автобуса в Реконг Пио.


Выброска в Дели

Как нас и предупредил хозяин, народу на Реконг будет много, так что надо занять очередь в кассу сильно заранее, чтобы быть первыми, и паковать велосипеды на крышу тоже первыми, иначе места может не хватить. По ходу дела также надо было внимательно смотреть, чтобы велосипеды не растоптали в ходе погрузки чужих вещей. Народ там иногда не парится: если есть хорошее место, занятое чьим-то чужим тюком, его можно вынуть, и поставить свой на его место, а тот пусть хоть сваливается! Один акт такого саботажа мне удалось предотвратить в ходе наблюдения за велосипедами. «Мужик, ты совсем что ли долбанулся, делать такое на глазах у других людей?» И мужику пришлось нехотя крепить чужие вещи так, чтобы и они гарантированно доехали. Надо сказать, несмотря на все меры предосторожности, за вещи мы никогда не были абсолютно спокойны, и на каждой кочке смотрели в окна – не сыплются ли сверху велосипеды :)
Закрепление багажа

И началася «автобусный марафон» – почти два дня не вылезать из автобусов, большинство из которых не «вольво повышенной комфортности», а самые обычные гималайские. На горных дорогах людей укачивает, кого-то в автобусе почти обязательно вырвет. А это вам не турецкие автобусные линии, где в таком случае останавливают весь автобус пока всё не помоют и не проветрят)  В Реконг приехали поздним вечером. Прямо в автобусе кассир продал желающим билеты до Шимлы, так как предполагалось, что этот же автобус разу туда и отправится. Однако что-то пошло не так, и в Шимлу поехал другой автобус, но спасибо водителям, они договорились подогнать автобусы борт к борту, чтобы мы могли перекидать вещи с одной крыши на другую. Пока мы с Сергеем грузили велосипеды, Настя с Пашей купили горячей еды и упаковали её в специальные пакетики. По другому поесть времени не было.

Теперь предстоял ночной автобусный перегон. Ко всем остальным проблемам добавлялось то, что во сне на каждом повороте людей скидывало с сидений в проход, а ведь кто-то же ещё и стоя ехал, и им тоже хотелось спать, так что они периодически падали. Но вот доехали и до Шимлы. Изучили расписание автобусов, и купили билет на завтрашнее утро на Вольво. Отлично, у нас есть день в Шимле. Заселились в тот же хостел, что и на пути «туда», и пошли осматривать город.


Шимла

Билет на лифт
В этом размазанном по склону городе определённо есть что посмотреть! Всё самое интересное находится сверху, на базарной площади и чуть выше неё. Поскольку город сильно разнесён по высоте, там предусмотрен лифт, с помощью которого с нижних ярусов можно подняться на верхние за 30 рупий. Естественно, мы им воспользовались! Базарная площадь – рай для покупки сувениров, есть практически всё, что относится к индийской теме, да и к китайской тоже. Зашли в пиццерию Pizza Hut вспомнить вкус «нормальной» еды. Цены в ней были на таком же уровне, как и в России, но на контрасте со всеобщей индийской дешевизной, по уровню цен пиццерия ощущалась заведением для сливок общества. Из её окон открывались отличные виды на Шимлу, оформленную в индийских традициях: с яркой окраской домиков, которые, казалось, стоят один у другого на крыше, и так на сотни метров вверх и вниз.

В Шимле, в её верхней части, есть множество зданий западной архитектуры, включая христианскую церковь, библиотеку в немецком стиле и другие.  Много обезьян, которые гуляют повсюду. На самом высоком холме стоит огромная статуя Будды.


За прогулками по городу прошёл весь день, а уже ранним утром мы приехали на вокзал Шимлы и погрузились в комфортный автобус. Ещё 8 часов, и мы в Дели, здесь у нас будет 2 дня и один вечер. Отель в пяти километрах от вокзала забронировали заранее.


Дели

Ещё в начале отчёта я писал, что постпоходное пребывание в Дели – путёвка в мир антисанитарии, беспорядка и нищеты. В общем-то, так оно и есть, после прилёта в Москву я на контрасте испытал просто-таки культурный шок, насколько чисто, красиво и просторно бывает в больших городах.

На дорогах, естественно, ужасные пробки, коровьи повозки (уж не знаю, в чём выражается священность коров в Индии) толкаются с тук-туками (трёхколёсное такси) и мешают проехать всем остальным )) Везде, конечно, грязища, какого-то градостроительного плана совершенно не прослеживается. Не прослеживается его даже в масштабах одного конкретного дома, при строительстве которого, зачастую, даже не могут сразу определиться, сколько нужно построить этажей. На последнем этаже просто остаётся торчащая арматура, на которую, при необходимости, можно достроить ещё парочку этажей. Всё это в сумме создаёт полное ощущение «осаждённой крепости», в которой из-за постоянных обстрелов стоят одни развалины. В Индии так выглядят все урбанизированные области.

Акшардхам
Дворец президента
При этом в Дели и окрестностях тоже есть что посмотреть. Естественно, большинство сразу же вспомнит про Тадж-Махал, но его мы не посещали, так как по ошибке запланировали его как раз на тот единственный день недели, когда он закрыт. Но это ничего, на активную двухдневную программу и без него достаточно материала. В Дели нет такого «центра города», к которому мы привыкли по европейским городам, где куда ни глянь, увидишь что-то интересное. В Дели все достопримечательности раскиданы как редкие жемчужины по навозной куче. )) Каким-то подобием такого «центра города» можно считать лишь правительственный квартал, квадрат километр на километр, который всё-таки смогли отмыть и куда пускают только через металл-детектор и не кого попало.

Акшардхам
Итак, поехали, что же есть интересного в Дели. Недавно (буквально лет пять назад) на пожертвования верующих был построен масштабный и впечатляющий храмовый комплекс Акшардхам! Несмотря на молодость и повсеместное применение новых технологий в строительстве, смотрится очень аутентично, огромная территория богато украшена статуями и другой резьбой по камню (в основной массе это красный песчаник). Особого внимания стоит скульптурная отделка фундамента главного храма, где по всему периметру нет ни одной повторяющейся сценки, практически в каждой из которых фигурируют слоны.

Ворота Красного Форта
Лал-Кила, или Красный форт. Пожалуй, единственный достойный образец подлинной индийской средневековой архитектуры, я бы обязательно рекомендовал посетить! Больше всего мне в нём понравились сами стены и главные ворота, но и внутренние дворцы, мечети и бани тоже не лишены интересных архитектурных деталей.

Сад пяти чувств. Приятная зелёная зона, украшенная скульптурными композициями и экзотическими, по нашим меркам, растениями.

Сад пяти чувств
Вид на Базар из кафе Эверест
Естественно, нельзя не посетить в Дели и базарную улицу. Шум, гам, велорикши, различные лавки с самыми разными сувенирами – вот она, атмосфера индийского города. «Лавки», кстати, самого разного уровня и направленности. Встречаются и довольно большие и приличные сувенирные магазины. На прилегающих улицах можно купить местных экзотических специй, а где-то готовы сделать рисованную «татуировку» по местным индийским технологиям. Ближе к центру этой улицы (там небольшая площадь, вся уставленная торговыми точками) есть несколько панорамных кафе, расположенных на высоких этажах зданий, с которых можно наблюдать за бурлением всей этой уличной жизни сверху. Серёга из интернета ещё до поездки узнал про кафе Эверест, поэтому пошли мы прямо в него. Надо сказать, вполне удачный выбор.

Также интересным может быть местный транспорт Дели – Тук-Тук. Этакий трёхколёсный недорогой рикша, прокатиться стоит. Метро в Дели тоже понравилось – удобное. Только, как и в Париже, надо к нему немного привыкнуть.

Осматривали мы и некоторые другие объекты, но по сравнению с перечисленными они не стоят внимания.



Подведение итогов. 

Треки похода.
(Вернуться к содержанию) 

Трек на Gpsies.com: https://www.gpsies.com/map.do?fileId=avexpkxaabneuicx







Статистика похода.

Основные параметры похода.
(Вернуться к содержанию)
Сроки проведения похода: с 26 сентября 2018 года по 4 октября 2018 года.
Всего пройдено на велосипеде: 426 км
Общий набор высот: 9200 м
Ходовых дней: 9


График движения.
(Вернуться к содержанию)
График движения
День пути Дата Участок пути Протяженность, км Набор высот, м Высота ночёвки, м
1 26.09 Реконг Пео – р. Сатледж 73.78 1195 2600
2 27.09 р. Сатледж – Сумдо 54.32 1706 3050
3 28.09 Сумдо – Каза 79.61 1288 3650
4 29.09 Каза – Киато 44.85 1276 3950
5 30.09 Киато – Лосар 13.88 259 4100
6 01.10 Лосар – Каза 59.65 890 3650
7 02.10 Каза – Хикким 22.82 1045 4400
8 03.10 Хикким – Данкар 51.21 1037 3900
9 04.10 Данкар – Каза 26.15 494 4100



426 км 9190 м

Технический отчёт
(Вернуться к содержанию)
Технический отчёт (автор: Сергей Шонин) можно скачать по ссылке:
https://cloud.mail.ru/public/AF7h/xhKL6W8TA



Что нужно знать туристу о регионе: делимся опытом. 

Карты для навигатора
(Вернуться к содержанию)
Garmin'овские карты были взяты из проекта Gis Lab (http://garmin.gis-lab.info/). Эти карты являются сборкой OSM для Garmin.


Транспорт: на чём перемещаться по региону?
(Вернуться к содержанию)

В Индию дешевле и проще всего попасть самолётом Москва-Дели.
Из Дели с вокзала Kashmiri Gate ходят комфортабельные автобусы до Шимлы за символические деньги. Заказать автобус можно заранее на сайте https://book.12go.asia/ru/travel/delhi/shimla. Обратите внимание, чтобы автобус был Volvo – в 2 раза дороже (1000 руб вместо 500), зато сидения гораздо комфортнее, есть кондиционер и нормальный отсек для багажа, вместо "увлекательного" квеста по самостоятельному закреплению вещей на крыше. Из Шимлы можно также добраться до Реконг Пио на автобусе (hrtchp.com/) – дёшево и сердито. За велосипеды в автобусах берут как правило от 25 до 50% стоимости билета.

Альтернативой автобусам являются частники, при Индийских ценах такую роскошь можно себе позволить. Мы из Шимлы до Реконга добрались на частнике за 9000 за всех. Есть информация, что путешествие Дели – Реконг обойдётся уже от 10000 за человека. Смысла в такой экспресс-заброске, правда, никакого нет, так как ночь в Шимле наоборот благоприятно скажется на акклиматизации.

Автобусное сообщение развито хорошо во всём регионе, так что на этот вид транспорта можно рассчитывать при любых непредвиденных ситуациях. Мы, в частности, пользовались рейсом Каза-Лосар. Выброска вместо запланированного самолёта из Шринагара (оттуда летает AirIndia) также осуществлялась автобусами: Каза-Шимла + Шимла-Дели.

Закрепление багажа
Следует только учесть, что рейсы внутри самих Гималаев обычно обслуживаются "суровыми" автобусами, в которых предполагается, что багаж вы будете крепить сами на багажник на крыше, иногда борясь за место для этого самого багажа с другими пассажирами. Кроме того, верёвок вам никто не даст, они должны быть с собой. Если рейс популярный (например Каза-Реконг), лучше придти в кассу сильно заранее, чтобы хватило билетов, и чтобы вы имели возможность разместить багаж одними из первых (на какие-то рейсы билет приобретается в кассе, а на какие-то в автобусе, это надо уточнять на месте).

Визы, пермиты
(Вернуться к содержанию)
Электронная виза
Визу в Индию проще всего оформить электронную, это можно сделать за пару дней не выходя из дома. Визовый сбор: 100$. Мы оформляли визу с помощью агентства, на сайте которого есть подробная инструкция в том числе по самостоятельному оформлению электронной визы: https://life-with-dream.org/elektronnaya-viza-v-indiyu-podrobnaya-instrukciya/. За свои услуги агентство берёт ещё 25 долларов, но зато избавляет от кучи заморочек и реального шанса потерять 100$ в случае ошибок при заполнении анкеты. Готовую визу мы получили через два дня. С электронной визой по прилёту в Индию необходимо подойти на стойку eVisa и заполнить бланк регистрации.

Можно также получить визу "обычным" путём, в авторизированном визовом центре консульства Индии (есть в СПб и Москве): https://blsindia-russia.com/. Визовый сбор порядка 3200 руб, если делать всё самостоятельно (инструкции по ссылке выше), турфирмы предлагают оформление визы за порядка 4400 руб, при этом избавляя от необходимости детально вникать в правила, и заполнять длинную электронную акнекту. На обычную визу необходимо подавать не позже чем за месяц до поездки, делается около недели.
Пермит

Также для прохождения участка Реконг Пио – Каза необходимо оформить пермит (проверяют недалеко от Реконга и при въезде в Сумдо). Делается пермит в Реконг Пио за час через Туристический центр (в одном из офисов внутри), который находится рядом с отделом полиции, где выдают пермиты. Комиссия 400 рупий.
При необходимости получить пермит при движении в обратном направлении, это можно сделать в Казе.

Топливо: на чём готовить еду?
(Вернуться к содержанию)
Найти гарантированно качественный газ (да и вообще хоть какой-либо), задача непростая. Лучше рассчитывать на старый добрый бензин. В Индии на любой заправке есть только два вида топлива: Diesel и Petrol. Для горелки, естественно, нужен последний. Petrol на вид какой-то немного желтоватый и с резким запахом, но, как показала практика, он довольно чистый, горелку засорят просто удивительно медленно. В Гималаях у нас не было ни одного случая, чтобы на заправке отказались наливать бензин в пластиковую тару – здесь с этим никаких проблем нет.

Язык.
(Вернуться к содержанию)
Английский язык распространён повсеместно, на нём говорят почти все, и говорят довольно уверенно, даже если дело происходит "в глубинке". Считанные разы случалась такая ситуация, когда объявление, расписание или другая важная информация была написана только на хинди, но даже в этих случаях первый же встречный человек переводил это. Все языковые нюансы связаны только с тем, что некоторые понятия, хоть и пишутся на латинице, но, фактически, не являются словами из английского языка, а просто передают звучание этого слова на языке хинди (например, картошка – aloo (алу)). В основном это касается еды.

Деньги и финансовые расчёты.
(Вернуться к содержанию)
Валюта Индии – рупия, INR, по курсу почти 1:1 с рублём. Карточкой в Гималаях (впрочем, в Дели тоже) можно расплатиться мало где, так что следует рассчитывать на то, что все расчёты будут происходить в наличных рупиях. Традиционно, мы практиковали получение местной валюты по карточкам из банкоматов. Обычно выгоднее всего делать это, используя долларовую карту. В Индии многие банки берут комиссию за снятие наличных с карт чужих банков, но есть несколько банков, которые не берут. В их числе: SBI (State Bank of India), он присутствует практически в любом городе, где вообще есть банкомат. Банкомат Bank of Baroda (BoB) также выдал деньги без комиссии (информация о комиссии всегда пишется на экране банкомата). Общение с банкоматами в Индии выглядит немного не так, как мы привыкли. Карточку в банкомат надо засунуть, затем через пару секунд вынуть. Только после этого у вас спросят пин-код и позволят совершить остальные необходимые операции (карта в это время уже у вас в кошельке).

Всего затраты на поход на человека составили около 55000 рублей.
Из них самолёт Мск-Дели-Мск 20000, сапсан туда+обратно 1700+1700, такси по Москве 750 + 750, такси по Санкт-Петербургу 400 руб.
Такси в Индии (аэропорт – автовокзал, автовокзал Шимла – хостел Шимла, Шимла – Реконг Пио): 3000 руб, автобусы в Индии (Дели – Шимла, Каза – Лосар, Каза – Реконг Пио, Реконг Пио – Шимла, Шимла – Дели): 3800 руб.
Хостелы (Шимла 2 ночи, Реконг Пио 2 ночи, Каза 4 ночи, Лосар 2 ночи, Хикким, Данкар, Дели 2 ночи): 5700 руб.
Еда: закуплено в России на 2800 руб, в Индии потрачено примерно столько же.
Виза: ~8500 руб.

Еда.
(Вернуться к содержанию)
Еда на маршруте представлена двумя кухнями: индийской и тибетской. Индийская кухня нам преимущественно не особо понравилась. Есть, конечно, можно, но только по большой необходимости.

Примеры меню из дхаб
Самый популярный способ поесть в Индийских дхабах (дхаба - кафе) – тхали (thali). Проще всего перевести это как "комплексный обед". Подаётся он всегда на стальной тарелке с перегородками, где в каждой секции лежит какое-то блюдо. В самой большой секции всегда рис, также могут встретиться тушёные овощи (sabji), свежий лук, и довольно острые соусы (обычно с карри curry), с непривычки их есть очень сложно. Это если тхали вегетерианский. В Индии, кстати, очень много вегетарианцев, и в меню всегда есть разделы veg и  non-veg. В нон ведж тхали обычно добавляют курицу (chicken). Курицу для тхали готовят невкусно – одни кости (отдельно могут и нормально сделать).
Если всё-таки хочется мяса, то лучшее, что мы нашли – мутон кофта (mutton kofta). Мутон – барашек, кофта – шарики (кофта вообще может быть из чего угодно). Шарики из барана обычно не получается окончательно испортить даже добавлением карри и чили, есть можно всегда, и даже с удовольствием. Кстати, мутон вообще популярен в Индии. Например, в бургер кинге в Дели есть mutton whopper.
Едим мутон кофта с рисом
В качестве "хлеба" имеется несколько видов лепёшек: чапатти, ротти, парата (chapatti, rotti, paratha). Первые две – тонкие, третья – из слоёного теста, иногда с наполнителем (овощи, сыр). Есть и Naan. Не очень улавливаю его принципиальное отличие от парата.
Aloo – картошка, pannier – что-то между сыром и творогом, palak pannier – суп со шпинатом и сыром, хорошая вещь! Ещё из супов есть raita – что-то вроде окрошки на кефире.
Dal – что-то вроде чечевицы. По сравнению со всем остальным вещь хорошая, напоминает гороховый суп.
Нельзя не отметить бириани (byriani). В двух словах – как плов, только невкусно. Блюдо из сухого рассыпчатого риса с разными наполнителями (яйцо, овощи).
А вот традиционный масала чай – очень достойный продукт. Это чёрный чай с молоком и традиционным набором специй (masala – специи). Чай также любят подавать с имбирём и мёдом. Кофе любят пить с молоком и сладкий, по вкусу как кофе со сгущёнкой. Кстати, сгущёнку в Индии можно найти в продаже!
В индийской уличной кухне каких только блюд не встретишь! В Реконг Пио мы были приятно удивлены вкусом блюда, изготавливаемого из пасты из варёного картофеля (выдавливается на скороводу из тюбика), овощей и нескольких соусов.


Тибетская кухня. В Индии из блюд тибетской кухни представлено следующее:
Mo-Mo: вареник с чем угодно, обычно с мясом или капустой, реже с фасолью, картошкой и т.д. В Казе я впервые попробовал так называемый С Mo-Mo, где С обозначает "Chilli". Это жареная мясная момо-шка с красным соусом с содержаением чили. Очень вкусно.
Блюда из лапши: chowmein и thukpa. По сути почти одно и то же, но если тхукпа – скорее суп, то чоумейн – просто поджаренная в воке лапша. Всё это предлагается с разными наполнителями (мясо, овощи). Вкусно.
Очень популярен суп с яйцом и помидором, который мы открыли для себя ранее в китайском Тибете. Просто замечательная вещь.
Омлет с помидором тоже стоит отнести скорее к тибетской кухне.

Ещё один важный нюанс – вода. Если высоко в горах она не таит в себе никакой опасности, то в больших городах (Дели, в меньшей степени Шимла или Реконг) она может стать причиной серьёзных отравлений с самыми тяжёлыми последствиями. Некипячёную воду лучше пить только покупную в бутылках, причём стоит проверить, что бутылка не была вскрыта (бывает, что в уже "выпитую" бутылку просто наливают воду из под крана). В каком-нибудь Дели водой из-под крана не совсем безопасно даже просто чистить зубы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий