понедельник, 8 января 2018 г.

Турция 2017


Маршрут похода: Аксарай –> Илара –> Деринкую –> Учхисар –> Гёреме –> Юргюп –> Ешельхисар –> Яхьялы –> Капузбаши –> Аладаг –> Позанти –> каньон Позанти –> Мерсин

Сроки похода: 30 апреля 2017 - 6 мая 2017
Полный трек похода: ссылка
Контакты для связи с автором: Вконтакте

Вступление.
На эти майские мы решили съездить в велопоход в Турцию, которая, в ходе прошлого посещения (два года назад), была признана всей группой идеальной для велотуризма страной. На этот раз "изобретать велосипед" не стали, а пошли изъезженным вдоль и поперёк велогруппами маршрутом: из Каппадокии в Мерсин, а ведущим был человек, уже неоднократно бывывший в Турции, причём один из этих раз именно на этом маршруте. Казалось бы, при таких исходных данных всё просто обязано было пройти гладко и без сюрпризов, но не тут-то было! Сюрпризы начались ещё задолго до начала похода. Под Новый Год Жанна сломала ногу, я на 23 февраля повредил колено, а Костя, заранее не позаботившийся о замене просроченного заграна, вдруг был поставлен перед фактом, что ускоренная процедура получения загранпаспорта вот как раз сейчас была недоступна.

В общем, вместо 7 человек поехало 6, из которых 2 - условные "инвалиды", только-только успевшие нормально расходиться после снятия гипса. А до финиша доехало так и вообще всего 4, и это ещё нам в некоторой степени повезло. Вполне могли бы доехать только двое.

Содержание:
Вступление
Краткое описание маршрута
Участники похода
Описание похода по дням
    День 0. Стамбул - Аксарай (автобус)
    День 1. Аксарай - Илара
    День 2. Илара - Гёреме
    День 3. Гёреме - 15 км до Ешельхисара
    День 4.15 км до Ешельхисара - каньон р. Заманты
    День 5. каньон р. Заманты - нацпарк Аладаглар
    День 6. Аладаглар - 25 км до Камышли
    День 7. 25 км до Кммышли - каньон Позанты
    День 8. каньон Позанты - Мерсин
Подведение итогов
    Треки похода
    Статистика похода
        Основные параметры похода
        График движения
    Что нужно знать туристу о Турции: делимся опытом
        Карты Турции: прокладка маршрута и ориентирование
        Транспорт: как добраться до начальной точки маршрута?
        Транспорт: на чём перемещаться по Турции?
        Топливо: на чём готовить еду?
        Язык
        Деньги и финансовые расчёты
        Еда

Краткое описание маршрута.
(Вернуться к содержанию)
День 0: Прилёт в Стамбул. Доехали до автовокзала, сели на автобус до Аксарая.
День 1: Прибытие а Аксарай, сборка велосипедов, во время которой обнаружили, что газа купили гораздо меньше, чем надо. Достопримечательности в районе Илары: комплекс пещерных сооружений и храмов, каньон, храмы в стенах каньона, "каппадокийские конусы". В каньоне несколько бродов, некоторое количество велопоноса. Ночёвка перед самым выходом из каньона.
День 2: "Высокая церковь" (Yüksek Kilise), построенная в скалах. Осмотрели подземный город в Деринкую, затем скальную крепость в г. Учхисар. Вид на долину, в которой расположен г. Гёреме. Въезд в город, заселение в отель, осмотр Долины Любви.
День 3: Ранним утром наблюдали, как взлетают воздушные шары над Гёреме. Осмотр Красной долины. Выселение из отеля. Едем через Юргюп, Мустафапаша. Остановились на ночлег на каком-то поле, не доезжая 20 км до Ешельхисара.
День 4: В Ешельхисаре Жанна с Лёшей сошли (колено). Скучнейший перегон Ешельхисар-Яхьялы (50 км). Через 20 км въехали в красивейший каньон реки Заманты. Встали на ночлег в каньоне.
День 5: С утра едем по каньону, затем начинаем подъём на самый высокий перевал похода (1800м). После перевала въезжаем в нацпарк Аладаглар – красивые, преимущественно доломитовые горы, везде сосновый лес. Затем водопады Капузбаши (как раз к обеду). Ливень вынудил нас встать лагерем чуть раньше, чем планировалось.
День 6: Сразу же после ночёвки: участок 50 метров мокрой глинистой дороги – полная блокировка колёс. Здесь я сломал петух. Так до конца похода и доехал на синглспиде. Здесь же долго не могли сориентироваться, по какой дороге ехать, в итоге потеряли очень много времени. Выехали из Аладаглара, не доехали 25 км до Камышли, остановились в сосновом лесу у чистой речки.
День 7: Всю вторую половину дня едем по каньону Позанты. Невероятные виды на дорогу, идущую буквально рядом с обрывом.
День 8: Выехали из каньона. По дороге к Мерсину осмотрели: знаменитый виадук Варда, пещеру семи отроков Эфесских. Погостили у местного жителя в Мерсине.

Участники похода.
(Вернуться к содержанию) 
Все участники – с Велопитера =)
1. Булычев Алексей (октябрёнок)
2. Ким Жанна (Janna)
3. Савченко Иван (ivansav)
4. Горбунова Мария (Масямба)
5. Давыдовский Григорий (intoxikata)


Описание похода по дням.

День 0. 29 апреля
(Вернуться к содержанию)

В Стамбул наша группа прилетела "частями" – Алексей и Жанна днём, а мы: я, Маша, Артемий и Григорий – вечером. Встречаться предполагалось не в Стамбуле, а в начальной точке похода, городе Аксарай. Тем не менее встреча произошла уже на автовокзале, где мы случайно заметили в одном из автобусов пиковский чехол с велосипедом в багажном отделении, а Жанна, в свою очередь, заметила нас из окна.

Правда, одним рейсом поехать всё равно не вышло, и дело тут даже не в том, что все места были уже распроданы. Напротив, автобус был забит хорошо если на три четверти. Проблема была в том, что в багажном отделении огромного автобуса уже не оставалось места на четыре велосипеда – турки очень любят возить с собой гигантские кули со всякой всячиной. Ну ничего, мы взяли билеты на следующий рейс той же компании.

3 часа до отправления пролетели быстро за поеданием шавермы и обсуждением предстоящего похода. Загрузка багажа в автобус - настоящее шоу в ходе которого водитель и стюард мастерски распихивают огромное количество тюков, сумок и прочего добра во все предназначенные для него щели. Для двух велосипедов нашли вообще идеальную вело-щель (см рисунок). 😊

Ну вот и всё, теперь осталось только поспать 10 часов, и мы на месте!

День 1. 30 апреля)
(Вернуться к содержанию)

"Части" группы прибыли в Аксарай почти одновременно. На рейсе Алексея и Жанны кого-то укачало, и последствия этой незадачи пришлось долго отмывать.

Едва начав распределять общественные вещи по рюкзакам, мы поняли, что с нами случился первый "сюрприз" с момента начала похода. Было условлено, что газ для горелок покупает Лёша в Стамбуле, и да, он его купил. Вот только мы друг друга немного не так поняли, в результате чего газ был куплен только на 3 человека вместо шести. Ну что же, 650 грамм газа на 8 дней на 6 человек. Вызов принят! 😄

Позавтракали прямо тут же, на автовокзале. В отличие от похода по Турции 2015 года, наш маршрут на этот раз лежал в густонаселённых районах, поэтому к услугам недорогих и вкусных турецких кафе мы прибегали каждый день.

Обычно походы в этом регионе начинаются в знаменитых Учхисаре или Гёреме, но Лёша выбрал старт из Аксарая, и это не с проста. Такая стартовая точка позволяла посетить ещё одно замечательное место - каньон Илара, рядом с которым также располагаются одни из красивейших пещерных церквей, которые являются визитной карточкой Каппадокии. Именно в это место нам сегодня и предстояло по плану доехать.

Доехали практически к обеду, в ходе которого слопали знаменитый турецкий мягкий, свежий Экмек (хлеб) с хрустящей корочкой, повсеместно продающийся за одну лиру, запив его божественным холодным айраном. В Турции любой айран вкусный (по сути он там почти везде одинаковый), а в России я так и не смог найти подобного по вкусу, хотя перепробовал айран в исполнении многих наших заводов. Сразу же после обеда отправились осматривать пещерные церкви Илары (25 лир). По сути, пещерных церквей в тех местах - как собак нерезаных, они везде, куда ни глянь, но действительно красивы они далеко не везде. Чаще всего это просто небольшое углубление, выдолбленное в относительно мягкой скале.

Затем отправились в сам каньон, наблюдая по обе стороны нашей грунтовки знаменитые каппадокийские скалы-"конусы", в которых то тут то там виднелись руковтворные пещерки. По дороге туда встретили ВАЗ девятку. Тогда меня это удивило, откуда тут автопром? Но почему-то девятка в Турции довольно популярна. Эта модель встречалась нам ещё много раз за поход. В каньоне, несмотря на то, что туристический сезон ещё не вступил в активную фазу, было много народу, и ехать из-за этого было сложновато. По мере продвижения, мы осматривали и другие церкви, расположенные высоко на стенах ущелья. В какой-то момент дорога превратилась в тропу, на которой стали встречаться каменные завалы, и поэтому весь остаток дня ушёл на то, чтобы дойти до выхода из каньона, где и встали лагерем.

День 2. 1 мая
Утром оперативно позавтракали и выбрались из каньона на асфальтовое шоссе. Чуть более чем через километр продвижения по этому шоссе можно было найти смотровую площадку, с которой открывался вид на каньон, в котором мы ночевали, сверху. Вечером, в ходе подготовки ко сну, мы замечали, как люди с этой площадки, расположенной на много десятков метров выше нас, осматривали наш каньон, а теперь мы сами стояли на этом месте.

Ландшафты в Турции бывают разные, и даже в более-менее горных районах достаточно бескрайних равнин. Именно по таким равнинам нам и предстояло ехать следующие несколько десятков километров. С одной стороны это несколько упрощает задачу, потому что наборы высоты относительно невелики, но не секрет, что в условиях полей до горизонта, лишённых деревьев, зачастую бывают сильные ветра. И да, сегодня сильный ветер был, причём преимущественно в лицо.

Довольно скоро мы съехали с асфальта, и поехали по грунтовке к первой на сегодня достопримечательности – красивой каменной церкви, выстроенной на высокой скале. Как и вчера, по дороге можно было видеть множество рукотворных ходов и пещер в окружающих горах. В общем, участок этот в целом был довольно красив, и церковь тоже не подкачала. Вскоре после осмотра церкви мы снова выехали на асфальт, и в этот раз уже надолго! Следующая промежуточная цель на сегодня – город Деринкюю.

Ветер стал каким-то совсем уж лютым, мы пытались бороться с ним известным в велосреде приёмом, который в спорте принято называть "драфтингом". 😎 Дело усложняло то, что равнина была весьма относительная, и тягуны, на которых отваливались и переходили на шаг самые "невкатившиеся", встречались достаточно часто. Словом, ехалось непросто, и несколько десятков километров, отделявших нас от промежуточной цели, казалось, длились целую вечность.

Предшествовавшая тяжёлая работа, а также соответствующее время суток, заставили нас первым делом по прибытии в город искать кафе. Алексей, владевший турецким лучше любого из нас, объяснил, что "едальня" переводится на турецкий, как "локанта", и именно эту надпись нам следует искать в первую очередь. Естественно, между собой мы стали называть турецкие кафе "лоханка". "Локанта!" – поправил нас владелец заведения, в котором мы в итоге остановились перекусить. 😊

Вообще в кафе в Турции обслуживают от души! Экмек бесплатен и неограничен всегда - это закон! Это же зачастую касается и чая. Салат, хоть и ограничен, но тоже, как правило, уже включён по умолчанию при заказе мяса с гарниром. Словом, вкусно, сытно, недорого!

Наполнив желудок, отправились наполняться культурой. В Деринкюю есть очень интересная достопримечательность - Подземный Город. Это действительно целый город, с большим количеством просторных этажей, и узких переходов между помещениями, в которые не любой человек протиснется. С баней, спальней, колодцем, и всем остальным, что нужно для жизни. Даже просто беглый осмотр всех помещений занял больше часа, а после выхода из подземного сумрака на свет, мы ещё долго не могли полноценно открыть глаза.

Выехав из Деринкюю, мы ощутили, что теперь ветер нам помогает, причём, похоже, так же бешено, как только что мешал. 😉 До следующей точки, Учхисара, долетели легко и непринуждённо. Даже удивительно, как меняется ощущение пройденного расстояния в зависимости от условий езды. Учхисар знаменит тем, что в нём расположена крепость, высеченная в высоченной скале, видимая на много километров с любой стороны, как бесспорная доминанта всего региона. Здесь Лёша с Жанной поехали в Гёреме, финишную точку на сегодня, до которой оставалось не более 10 км, а я, Артемий и Маша осмотрели крепость и оценили вид с её верхней смотровой площадки. Аж дух захватывает!

Последние километры до Гёреме - сплошной спуск. Их преодоление замедлялось только остановками на осмотр долины, в которой расположен город, с наиболее удачных точек. Город выглядел абсолютно сказочным, так как был органично вписан в природный ландшафт тех самых "скал-конусов", которых именно в этой долине как раз особенно много и именно здесь они особенно красивы и живописны. В Гёреме многие постройки, включая отели (!) были расположены именно в скалах. Наш отель, Gerdis Evi, пещерным не был, но, будучи сложен из блоков, высеченных из скальной породы, не уступал по аутентичности любому пещерному. Внутреннее оформление просто чудесное!

Недалеко от Гёреме расположены те самые знамениты столбы выветривания, с которыми у многих ассоциируется Каппадокия. В основном, они расположены в Долине Любви. На их осмотр мы выехали вечером (время-то ещё оставалось). Кто-то из группы выдвинул гепотезу, что долина так называется именно потому, что там понатыкано фаллических символов. 😁

Помимо Долины Любви, недалеко от города есть ещё Красная Долина, в которую активно катаются на квадриках. Но её мы посетим уже завтра!

Но перед посещением Красной Долины нам предстояло ещё одно мероприятие. Утром первым делом планировалось выбраться на какую-либо возвышенность, и посмотреть классчиеское местное зрелище – как десятки огромных воздушных шаров взлетают на рассвете над городом, и причудливыми скалами долины. Полёт на таком шаре стоит очень дорого, зато смотреть со стороны на всю эту красоту можно совершенно бесплатно. Чтобы не ломать голову по поводу того, во сколько шары взлетают (и, соответственно, во сколько надо встать), мы зашли в офис к одной из фирм, которая катает на шарах, и спросили об этом менеджера. Он, естественно, агитировал и нас встретить рассвет в небе. На моё замечание, что я бы предпочёл посмотреть за этим замечательным зрелищем со стороны, вместо того, чтобы поучаствовать в полёте, он ответил весьма остроумно. Взяв бокал вина со стола, он отпил большой глоток, блаженно закатил глаза, и, сделав паузу, сказал с улыбкой: "Вот смотри, я участвую, а ты смотришь! Ну так и что из этого предпочтительнее? ;)😉"

Завершив всё запланированное, группа с чистой совестью отправилась гулять по ночному городу, попутно присматривая очередную "лоханку", в которой можно было бы поужинать. По инициативе Алексея пошли не в самую простую забегаловку, а в ресторан, так как предполагалось, что там можно попробовать ещё что-то такое из местной еды, чего в любой забегаловке не найти. Остановились на ресторанчике "Кебапзад". 😊 Вкусно перекусив, отправились спать.

День 3. 2 мая


Подъём был ранним. На смотровую точку вышли в 6 утра, и первый шар в это время как раз выплывал из-за скалы прямо в нескольких метрах от нас, медленно набирая высоту и пыхая горелкой. Все остальные шары в это время ещё только прогревались перед взлётом, разрезая факелами соих горелок предрассветную мглу. Очень контрастная картина! Прошло 10 минут, и небо, как суп фрикадельками, наполнилось яркими цветными шарами. Чуть погодя все дороги города заполнили джипы с огромными прицепами-платформами. Видимо они ехали в предполагаемое место посадки шаров забирать пассажиров, а также сами шары. Это представление действительно стоило раннего подъёма!


Насмотревшись на шары, вернулись в отель, сели на велосипеды, и поехали в Красную Долину. Обычно туристы там катаются на квадроциклах, но, как мне кажется, на квадрике в самые интересные места там не пробраться даже близко. Красная долина понравилась мне больше всего остального, что я видел в Гёреме. Причудливые горы, огромное количество красивых и разнообразных храмов в скалах, всё очень масштабное! Да, я присоединюсь к тем, кто говорит, что там надо делать не какую-то жалкую полуднёвку, а оставаться минимум дня на полтора-два.

В уренние часы в Долине совсем не было туристов, так что мы были абсолютно одни, никто не мешал нам лазить где заблагорассудится, и никто не лез в кадр в самое неподходящее время. Налазились по пещерам и церквям до отвала, и вернулись в отель как раз к окончанию завтрака. Позавтракали, выписались, и поехали дальше.

Ничего особо интересного в этот день уже не происходило, нам предстоял всего лишь относительно скучный перегон - просто ехать, ехать и ехать. Правда, рельеф на этом перегоне местами был совсем не простым, что было очень некстати для Жанны, у которой не было возможности раскататься перед походом. Из-за этого ей приходилось беречь колени, и заходить во многие подъёмы пешком. Были в этот день и умопомрачительные спуски по шоссе с огромной скоростью.

Ближе к вечеру, практически перед тем, как вставать на ночлег, мы зашли в кафе в небольшом городке. А, надо сказать, я ещё по прошлому походу помнил, что в турецких едальнях, находящихся вне крупных населённых пунктов, и не могущих похвастаться небольшим оборотом, туристов очень любят сильно кидать на деньги, заламывая невменяемую цену за всё, что угодно, цену чего турист не догадается спрсить заранее. Так было и здесь. За небольшую тарелку мяса сторговались за 18 лир (абсолютно точно туркам такую же тарелку продают не дороже 8 лир). При этом нам в итоге выкатили отдельный счёт за салат (который почти везде бесплатен), и за КАЖДУЮ чашку чая насчитали 4 лиры! 4 лиры, Карл! За то, что обычно подаётся неограничено и бесплатно. Впрочем, с чаем разводка для кафешек на периферии в случае обслуживания туристов совершенно типовая. Удивительно, что только меня не удивил итоговый огромный счёт, а для остальных, вклюая даже Алексея, который в Турции бывал уже 100 раз, это стало шоковым сюрпризом. Мы, в итоге, немного схитрили, притворившись, что налички у нас весьма ограничено, и оплатили только часть счёта. Хозяева, правда, всё равно были рады, так как даже с учётом этой "хитрости", нагрели нас раза в 2.

После ужина проехали мы немного – километров 5-7, и встали в придорожном леске лагерем. Пока мы ковырялись в лагере, Григорий, который, видимо, сегодня не накатался, полез покорять придорожные горы. Горы, кстати, приличные, метров 100 наверно, не меньше. Через час мы не могли поверить своим глазам, когда увидели силуэт Григория, напоминавший муравья из-за отдалённости, прямо на самом верху стены ущелья, которая из лагеря казалась почти отвесной.


День 4. 3 мая
С начала дня продолжился тот самый "относительно скучный перегон". Ещё вчера вечером Лёша высказывал опасения, что если у Жанниного колена, которое давало о себе знать, положительной динамики наблюдаться не будет, то придётся сходить. И вот сегодня, после преодоления первых двадцати километров пути, в городе Ешельхисаре было принято волевое решение, что Лёша с Жанной оставшееся до вылета в Питер время проведут в Стамбуле.

Лёша ввёл меня в курс дальнейшего маршрута, передал нам общественные сублиматы (сушёное мясо), газ, и остальные вещи, которые ему уже не понадобятся, а вот нам - очень даже. Григорий, которому нездоровилось с момента начала похода, решил потихоньку поехать дальше с тем, чтобы мы, двигаясь быстрее, его догнали. Но как-то мы снова друг друга не поняли, и уехал он гораздо дальше того места, где, как мы предполагали, он будет ждать нас в случае нашей задержки. Позвонили ему пару раз, но он был вне зоны обслуживания. Подождали его на одном из поворотов минут сорок... где же он?

Ну ладно, в крайнем случае сам позвонит, если что. Дальше по треку был длиннющий прямой участок без каких-либо даже намёков на поворот – километров 30! Эти 30 километров отделяли нас от города Яхьялы, где сегодня надо было закупиться продуктами и пообедать. На пути к городу нашли Григория, который сам уже удивлялся тому, что нас не видать, и решил подождать на остановке.

В городе закупились и посетили едальню, которая легко развеяла все вчерашние негативнгые впечатления от турецкого общепита, сформировавшиеся после вечернего посещения рвачей, хотящих 4 лиры за чашку чая. Здесь всё было как положено, за 15 лир налопались вкуснейшим кебабом.

Итогом дня по плану должен был стать въезд в живописный каньон. По пути к нему встретилось множество ветряков, которые здорово оживляли пейзаж, который медленно, но уверенно превращался из равнинного в горный. Лёша предупредил нас, что в Каньоне могут быть проблемы с водой, и поэтому лучше остановиться лагерем в самом его начале, но мы въехали в него слишком рано для того, чтобы вставать лагерем.


Сам каньон был на удивление красивым, причём контраст со скучным 100-километровым перегоном придавал ему в наших глазах ещё большую живописность! Скалы с фиолетовым отливом, река глубоко внизу, вид на дорогу, которая, кажется, местами выбита в почти отвестной стене – именно этого мы и представляем себе при слове "каньон". Пейзажи всё время менялись по ходу продвижения, а дорога потихоньку забирала вверх. Было ещё относительно рано, но мы всё-таки решили встать лагерем, чтобы дать возможность отдохнуть и окончательно поправиться Григорию, который всё никак не мог придти в себя. Место для лагеря было отличным. Есть ровная площадка без камней, дрова для костра, хороший вид на каньон, не было только воды. Но это ничего. За два километра перед стоянкой я приметил ручей, который стекал со стены ущелья. За водой пришлось съездить налегке к нему.


Всё бы хорошо в нашей стоянке, только очень уж высоко назад на дорогу вылезать... Ну да ладно, как-то справились. Прямо от места стоянки трек круто забирал вверх по стене ущелья. Было видно, что грунтовка, по которой шёл трек, уже утратила свою актуальность, так как через скалу, которую она объезжала, пробили асфальтовую дорогу, по которой не было необходимости набирать лишние метры. Тем не менее, мы с Артемием из спортивного интереса, а также в поисках красивых видов, выбрали именно грунтовку, в то время как Маша и Григорий поехали по основной асфальтовой дороге.

Стадо коз, пасшееся на заброшенной дороге, сперва удивлённо уставилось на нас: "кого это сюда занесло?!", а потом ринулось убегать. Убегают козы всегда как-то неоптимально – прямо по дороге, и только когда "погоня" приближается к ним почти вплотную, прыгают в практически отвесный каменистый отвал дороги как настоящие камикадзе. Удивительно, как эти на вид неуклюжие животные лихо скачут по камням и лазают по отвесным скалам. Причём даже не обязательно в случае какой-то крайней необходимости, а, например, просто в ходе рутинного ежедневного выпаса.

Если не считать этого нашего подъёма по заброшенной дороге, утром мы практически всё время сбрасывали высоту, причём достаточно активно. Там, в ущелье, ниже нас метров на 200, располагалось довольно большое поселение, и асфальтовая дорога по каньону шла именно к нему. Но нам в посёлок было не нужно, и вскоре мы свернули с асфальта на грунтовку, которая повела нас на самый высокий перевал в этом походе. Сбросив по грунтам ещё 150 метров, мы начали длительный подъём.

Земля здесь уже не была такой каменистой, как в начале каньона, везде росла зелёная травка, текли мощные чистые ручьи. Я отметил для себя, что если бы мы до сюда доехали, здесь было бы замечательное место для лагеря: вода есть, вокруг красиво. С перевала, высота которого составила порядка 1800 метров, были видны высокие чёрные горы со снежными шапками, а также открывался вид на долину, которую мы проезжали утром – просторы просто огромные. Пересечение перевала кардинально поменяло природу и виды вокруг, мы начали спуск. На спуске посетили каньон Аксу, в котором я абсолютно ничего интересного не увидел.

После того, как мы проехали какой-то посёлок, спуск стал асфальтовым, что сильно ускорило нас, и уже скоро мы были в посёлке Капузбаши, который славится своими водопадами. Я, признаться, рассчитывал там перекусить в кафе, но не тут-то было. Сезон не туристический, всё закрыто, даже магазины, и те торгуют только продуктами с большими сроками хранения, то есть никаких тебе овощей или айрана. С поиском водопадов тоже всё складывалось как-то не очень просто. Мы почему-то решили, что водопады должны быть в самом посёлке, и долго не могли их найти. Нашли мы их только после того, как уже сдались, и проехали дальше. Обедать пришлось "своими силами", для таких случаев было припасено пюре "Картошечка" и сухое молоко, так что перекусили вкусным пюре с вяленым мясом.

После Капузбаши снова начался бесконечный набор, в ходе которого нас постоянно сопровождали виды какого-то узкого ярко-зелёного озера, вытянутого на много километров, а вокруг рос хвойный лес. Погода портилась. Чернющая дождевая туча, безо всякого градиента контрастно переходившая в синее безоблачное небо, быстро приближалась к нам. Синхронно с тучей по долине ползла глубокая тень. Как и следовало ожидать, дождём нас всё-таки накрыло, и окончательно закончился он как раз к тому моменту, как мы твёрдо решили встать лагерем.

День 6. 5 мая
Ещё вечером мы заметили, что дальше дорога раздваивается, а, в то же время, на карте обозначена только одна дорога. Не долго думая, пошли по левой дороге, и тут же завязли в жёсткой глине. Самое интересное, что пока в эту глину не вляпаешься, визуально она никак себя не выдаёт, но прокатить велосипед по ней не получается и десяти метров, так как грязевой просвет рамы моментально забивается глинозёмом, из-за чего намертво блокируются колёса. Чистить эту грязь практически бесполезно, так как через те же 10 метров всё будет так же. Остаётся одно - либо волочь велосипед по глине, либо, если участок длинный, нести его на плечах, положив на рюкзак, который предварительно следует надеть на плечи, использовав лямки. Здесь велосипед Григория, собранный путём установки 29-х колёс на фэтовскую раму, просто показал себя во всей красе. Рама, рассчитанная под несравнимо более толстые покрышки, чем по факту были установлены, обеспечивала гигантский грязевой просвет, который позволял даже катить велосипед по глине!

Очень скоро дорога круто повернула налево и кардинально разошлась с правой. Я решил сходить по ней с навигатором, проверить соответствие треку. Здесь я немного схалтурил, и, увидев небольшое расхождение трека и дороги, списал его на погрешность навигатора в горах. Однако пока я таскал через глину Машин велик, Григорий проехал по дороге дальше, и сообщил, что это не та дорога. Ну ладно, пошли исследовать правую, она находилась буквально в метре правее, но была выше метров на 5. Когда я вылез с навигатором на крутую насыпь, то понял, что правая дорога точно соответствует треку! Вскоре мы все на неё поднялись.

И тут произошёл ещё один глобальный "сюрприз" похода. Едва тронувшись, и прокрутив оборот-два педалей, я почувствовал, как вращению педалей что-то помешало. "Сопротивление" тут же пропало, причём пропало вместе с нагрузкой. 👹 С плохим предчувствием я глянул в область заднего переключателя: да, так и есть, сломан петух! Глина, которой был вымазан велосипед, блокировала что-то, и из-за этого произошла поломка. Собственно, основная проблема заключалась в том, что запасного петуха у меня не было. Когда я поехал в поход по Тибету в октябре 16-го без петуха, там ещё можно было отмазаться, что велосипед был собран за 3 дня до выезда, и я не успел купить подходящий запасной петух, но сейчас его отсутствие уже ничем вменяемым было не объяснить. 😎

Я уже знаю, вело-читатели, какая вам в голову пришла мысль! У каждого есть такой друг, у которого есть сестра знакомого, двоюродный дядя которой слышал от свата, что одноклассник его сына в подобной ситуации вполне успешно сделал синглспид, и комфортно продолжил поездку. 😁 Я тоже слышал много таких историй, но удачно они заканчивались только у тех рассказчиков, кто лично этого не пытался делать, а "слышал от знакомых". Я никогда не пытался ставить таких экспериментов, так как в теории без горизонтальных дропаутов крайне мало шансов обеспечить достаточный натяг цепи на подобном синглспиде, но теперь такой эксперимент стал таким же безальтернативным, как и пресловутые Минские соглашения по мнению "Нормандской четвёрки".

Так как рельеф предполагался достаточно горный (либо ползёшь вверх на низкой передаче, либо накатом едешь вниз), я сначала решил "фиксировать" передачу 2/3, но из-за кривых рук цепь обрезал под 2/4. В целом ощущения от езды были так себе. Из-за низкого натяга цепь легко соскакивала на более мощные звёзды, после чего каждый раз приходилось руками перекидывать её на 4 звезду (что, кстати, без "лапки" переключателя не всегда удаётся быстро), сильно нажать на педаль было вообще нельзя, в минимальный градиент – пешком. Начало дня мы ехали по тому самому красивейшему хвойному лесу, в который въехали вчера. На выезде из леса начался быстрый продолжительный спуск, на котором я себя чувствовал, в принципе, неплохо. Но когда закончился спуск, и начался пологий подъём по бетонно-асфальтовой дороге, вот тут-то мне пришлось детально разобраться в особенностях "синглспидирования" не приспособленного для этого велосипеда.

Лишь только началься этот подъём, я тут же порвал цепь. Решив, что это случайность, мы сцепили её замочком, но хватило этого метров на 50. Значит не случайность. В ход пошёл ещё один замочек, на этот раз последний. И вот какова "физика" процесса:
– Основная причина разрыва цепи на псевдо-синглспиде – перескок цепи на зведу, в которой больше зубьев, чем допустимо для цепи.
– Плохо натянутая цепь очень любит самопроизвольно скакать по кассете, причём как вверх так и вниз по разным причинам.
– В случае сильного нажатия на педаль, цепь, в отсутствие "направляющей", с любой звезды стремится к центральным звёздам, то есть на 10-й кассете к 5 и 6. Отсюда вывод: для кардинального уменьшения вероятности порвать цепь следует фиксировать цепь на звезде, которая расположена "левее" середины кассеты (то есть на 10ке - от 5-й до 10-й). И чем ближе эта звезда к середине, тем меньше вероятность соскока "правее". Ну и необходимо очень внимательно дозировать усилие!
– Избыточная смазка цепи также очень сильно снижает вероятность скакания цепи (особенно на бОльшие звёзды!). Так происходит видимо из-за того, что уменьшается трение о специальные зацепы технологии Hyperglide (HG), которая позволяет легко и просто перебрасывать цепь даже на звёзды большего диаметра.

Итак, итоговый рецепт, как максимально "подсластить пилюлю": щедро смазать цепь, и фиксировать её на звезде, расположенной левее середины кассеты, но не очень далеко от середины (учтите, что цепь можно укорачивать только удаляя сцепки по 2 звена, а соседние звёзды зачастую отличаются на один зуб, так что зафиксироваться на любой желаемой передаче не выйдет). И при этом крутить очень нежно и равномерно.

Словом, как-то я ехать, в итоге, я настрополился. Но нельзя сказать, чтобы быстро и комфортно. Удастся ли мне не выпасть из пусть не зверского, но и не совсем овощного графика похода на подобном драндулете? Об этом вы узнаете в следующих сериях (с), или как там принято писать для поддержания интереса к сериалу... 😎 Артемий с Григорием проявили солидарность, и решили не "бросать" нас с Машей, а я, в свою очередь, делал всё возможное, чтобы из-за меня было как можно меньше задержек.

Утром мы проковырялись очень долго, время было уже сильно послеобеденное, а мы ещё даже не доехали до города Аладаг, которым должна была завершиться наша мини-автономка. Перед Аладагом я обратил внимание на машину с надписью "Жандарма" (турецкая полиция), которая подозрительно медленно каталась по дороге, как будто бы что-то высматривая. На нас жандармы особого внимания не обратили, проехали дальше. Минут через 10 пошёл довольно сильный дождь, и вот как раз в этот момент полицейским орлам, зачем-то в очередной раз проезжавшим мимо нас, прям приспичило проверить у нас паспорта! Ну вот здорово, когда с неба не лило, этого было сделать, конечно же, ну никак нельзя! Я как раз в это время немного оторвался от группы на горке, так что пришлось несколько минут постоять с полицейскими, подождать, пока принесут мой паспорт. Жандармов очень интересовало, где мы сегодня ночевали, но я включил дурака, так как фиг его знает, можно ли ночевать в палатке в Аладагларе – это же нацпарк. Артемий пошутил, что нас остановили из-за того, что я выгляжу как бомж - весь перемазанный в утренней глине.

Несмотря на рвение попасть в магазин, мы почему-то решили в сам Аладаг не заезжать (это требовало на 2 км отклониться от трека), а поехали дальше, надеясь на следующий магазин, отмеченный Лёшей на треке в посёлке Yagbasan. Тем не менее, поесть было надо, и мы остановились в посёлке Kabasakal перекусить турецкими сладостями из магазинчика при заправке, после чего отправились в Yagbasan. Магазин в Yagbasan был достаточно "суровым", сельским, поживились только макаронами и рисом. Зато после посёлка наконец-то снова началась красивая и интересная природа, которой мы не видели с момента выезда из хвойного леса Аладаглара. Особенно обратили на себя внимание бескрайние поля, покрытые зеленью на фоне гор!


Ближе к концу дня одно из таких полей нам довелось пересекать. Вокруг дороги росли какие-то злаки яркого, сочно-зелёного цвета! Встречались островки, в пределах которых трава была значительно ярче, чем окружающая. Ярче настолько, что создавалось полное ощущение, будто на неё падают солнечные лучи, чего на самом деле быть не могло – небо с середины дня было плотно затянуто. Поле закончилось в посёлке Gerdibi, и началась дорога, покрытая "турецким" грубым светлым асфальтом, который как асфальт вообще не воспринимается. По ней мы проехали среди соснового леса ещё десяток километров, прежде чем нашли превосходную стоянку в лесу, полностью невидимую с дороги, и "оборудованную" довольно глубоким ручьём, в котором можно было даже полностью окунуться.

Ночёвку сегодня пришлось делать раньше плановой, несмотря на то, что в начале дня у нас было заметное перевыполнение графика.

PS Фотографировал сегодня мало, был не в настроении, так как ломаный велосипед всё время отвлекал внимание на себя.

День 7. 6 мая

Проснулись, позавтракали полной трёхлитровой кастрюлей пюрешки, и выдвинулись в путь. Ещё вчера по карте было видно, что километров через 10 наш трек спускается к какой-то реке, а значит наборов осталось совсем немного. Так и получилось, очень скоро начался быстрый спуск, и вот уже мы у реки. Держа в уме, что нам надо компенсировать отставание, мы пытались прикинуть возможность срезать несколько километров до Позанти путём использования грунтовки вместо асфальта, который вёл через Камышли, но эта идея была откинута после детального изучения рельефа грунтовки по линиям высоты. Напомню, один из велосипедов всё ещё неисправен, и лишних приключений на пятую точку никому было не надо, а надо было как можно быстрее достигнуть последнего из самых интересных объектов этого похода – каньона Позанти.

Шоссе до Камышли поднималось вверх по реке, и шло по красивому хвойному лесу, движение минимальное. Совсем не факт, что грунтовка была бы приятнее. Сперва подъём был не особо интенсивным, но в какой-то момент дорога стала круто забирать вверх, оставляя реку далеко внизу. Открывались замечательные виды на долину реки, окружённую почти отвесными стенами высотой, наверно, метров 200. В этих стенах, местами, можно было увидеть причудливые широкие пещеры на огромной высоте, и мы шутили, что такая пещера могла бы стать отличным местом для лагеря. Залив маслом трансмиссию (зачем, описано в шестом дне), я даже более-менее смело (хоть и сильно ограничивая мощность) крутил в не очень крутые подъёмы. Да, аварийный синглспид, конечно, не гоночный агрегат, но блин, едет же как-то!

Почти сразу же после подъёма на перевал, мы увидели Камышли, который располагался глубоко в долине, и казался совсем мелким из-за удалённости. Спуск был интенсивным и долгим, и последняя его часть проходила уже по узким улочкам посёлка, значительно "размазанного" по высоте. Перекус решили сделать через шесть километров, в следующем посёлке, а обед перенести до прибытия в Позанти. Сказано – сделано, уже скоро мы ели экмек и пили айран в красивом месте. Так получилось, что до Позанти я доехал значительно раньше остальных, потому что они испугались дождя, и где-то спрятались его пережидать, в то время как я верно оценил, что уже в друх километрах, после спуска к городу, никакого дождя нет.

Пока я ждал команду, со мной попытался поговорить владелец магазинчика, расположенного на въезде в город. Зная лишь небольшое количество турецких слов, понимал я позантчанина с трудом, но всё равно как-то продуктивно пообщались. 😊 Чтобы мне было веселее ждать, он подарил мне бутылку лимонада. Когда все, наконец, подтянулсиь, пообедали в кебабной. Как обычно: вкусно и недорого.

На въезде в каньон ещё раз столкнулись с долбаной турецкой глиной, и снова какой-то смешной по расстоянию участок шли пол часа. В какой-то момент мы даже повесили рюкзак Артемия на раму Григория, а я просто надел рюкзак на плечи и положил велосипед на рюкзак. Правда, почти сразу же после этого глина закончилась.

И вот, мы в каньоне! Пожалуй, у меня в походах ещё не было дорог, высеченных в настолько отвесных скальных стенах. Причём пока по этой дороге едешь, каких-то особых ощущений от стометрового обрыва в двух метрах нет, зато со стороны это смотрится потрясающе! Впрочем, оно и не удивительно, когда находишься на дороге, отвал ты в любом случае не видишь, будь он хоть 30%, хоть отвесный.

Каньон, помимо всего прочего, был примечателен ещё и тем, что прямо в его каменной стене был высечен тоннель, по которому шла железная дорога, и проезжающие поезда давали о себе знать низким гулом. Дорога изредка выходила на поверхность, чтобы пересечь по красивому каменному мостику очередное ущелье. Вечер застал нас как раз перед началом интенсивных подъёмов, которые имели место быть на конечном участке каньона. Вид на начало этих подъёмов издалека даже как-то пугал кажущейся крутизной дороги, и мы решили, что лучше встать на ночь на пол часа раньше, тем более, что подвернулось отличное место для лагеря. С водой было сложнее, но и её нашли в виде размазанного по скале ручейка, превращавшегося в жиденький душ на подлёте к земле. Из такого душа и воду для готовки смогли добыть, и помыться!

Как раз рядом с местом лагеря находились две шахты, ведущие в тоннель. Тот самый душ поливал как раз напротив самой большой из этих шахт, и, моясь под душем, можно было видеть рельсы, и тоннель, уходящий куда-то в тёмную вглубь горы. Вторая шахта располагалась прямо напротив лагеря, и около неё росло низкое дерево. Когда подходил поезд, то сначала это дерево в условиях полнейшего штиля на улице начинало дико колотиться, потом слышался харакрерный гул, и уже в самом конце можно было видеть свет от окон поезда, пробивавшийся из щели в скале.

День 8. 7 мая

Практически всё самое интересное в походе к этому моменту уже закончилось. Теперь осталось только доехать до Мерсина, попутно осмотрев несколько второстепенных достопримечательностей, основной из которых является виадук Варда – самый большой из мостов железной дороги, которая идёт по тоннелю вдоль каньона.

Первым делом выбрались из каньона. Подъём был действительно достаточно крутой, и весьма длинный. Как жаль, что велосипед сломан – обожаю сложные участки ездить, но в сложившейся ситуации приходилось тошнить их пешком. Доехали до виадука, насмотрелись на него вдоволь со всех возможных ракурсаов, и поехали в Мерсин. До Мерсина оставалось 75 километров, и расстояние это делилось примерно пополам ещё одной точкой, которую хотелось посетить – пещерой, с которой связано некоторое предание.

Как-то я немного расслабился, и забыл в очередной раз дежурно самзать цепь. Результат не заставил себя долго ждать – цепь снова порвалась. Запиновали её, использовав резервные звенья Григория. Так как дороги дальше предстояли хорошие, решили использовать тактику "плеча друга" для ускорения процесса передвижения: я цеплялся за плечо Артемия и он помогал мне въезжать в торчки, добавляя недостающую мощность, а также разгонял перед спусками и на плоскаче.

Так проехали пол пути до пещеры, а затем начался дождь. Я, чтобы не задерживать группу, поехал дальше, а ребята остались пережидать дождь под навесом. Получилось, правда, как и вчера. Я из под тучи быстро выехал, а народ ещё долго пережидал ливень. Как на зло, подул очень сильный встречный ветер, который, в условиях невозможности интенсивно крутить, существенно ронял скорость, и даже на довольно пологих подъёмах заставлял переходить на бег. Дуатлон, блин, бег и велосипед! Физчиески всё это достаточно напряжно.

Тем не менее, к пещере я приехал более чем на час раньше остальной группы. Пока ждал, перекусил. Пещера сама по себе крайне короткая, а народу в ней битком! Зато бесплатно. Собственно, пещера эта, как было написано на поясняющем плакате – та самая, в которой прятались от гонений язычников те, кто в христианском предании названы эфесскими отроками. В исламском варианте, правда, пещера находится в другом месте, и отроки были мусульманами.

Ближе к вечеру добрались до прибрежного шоссе, по которому до Мерсина оставалось километров 15-20. Здесь нам повстречался мужик на шоссере, который оказался местным жителем, и пригласил нас к себе домой. Кваритиры на нижних этажах его дома пустовали, и в них мы разместили велосипеды, а нас Нуман (именно так звали хозяина) разместил в своей комнате, в которой было 3 кровати. Также у него мы постирали всё наше грязное бельё, помыли ботинки, и сделали все дела, которые обычно делают после окончания похода. В общем, чувствовали себя как дома. Общались через переводчик.



Подведение итогов. 

Треки похода.
(Вернуться к содержанию) 
Ещё будет трек с полезными путевыми точками...






Статистика похода.

Основные параметры похода.
(Вернуться к содержанию)
Сроки проведения похода: с 30 апреля 2017 года по 7 мая 2017 года.
Всего пройдено на велосипеде: 576 км
Общий набор высот: ~10000 м
Ходовых дней:8


График дивжения.
(Вернуться к содержанию)
График движения
День пути Дата Участок пути Протяженность, км Дорожное покрытие Набор высот, м
0 29.05 Стамбул - Аксарай (автобус) - -
1 30.05 Аксарай - Илара 45 Асфальт, грунт
2 01.05 Илара - Гёреме 97 Асфальт
3 02.05 Гёреме - 15 км до Ешельхисара 55 Асфальт, грунт
4 03.05 15 км до Ешельхисара - каньон р. Заманты 86 Асфальт
5 04.05 каньон р. Заманты - нацпарк Аладаглар 62 Грунт
6 05.05 Аладаглар - 25 км до Камышли 66 Грунт, асфальт
7 06.05 25 км до Кммышли - каньон Позанты 70 Асфальт, грунт
8 07.05 каньон Позанты - Мерсин 95 Асфаль, грунт


ИТОГО: 576 км
~10000 м




Что нужно знать туристу о Турции: делимся опытом. 

Карты Турции: прокладка маршрута и ориентирование
(Вернуться к содержанию)
Garmin'овские карты Турции были традиционно взяты из проекта OpenTopoMap (http://garmin.opentopomap.org/). Эти карты являются сборкой OSM для Garmin. Кроме основной карты, в OpenTopoMap есть также  карта, содержащая контуры высот в векторном виде, которые можно включать независимо.
По итогам похода, карты OSM на нашем маршруте были актуализированы на основании записанных треков.

Транспорт: как добраться до начальной точки маршрута?
(Вернуться к содержанию)
Скорее всего, самым дешёвым и удобным вариантом будет связка самолёта до Стамбула и автобуса до Аксарая. Автобус идёт долго, часов 10, так что есть смысл ехать вечерним рейсом, как раз можно поспать в процессе переезда.

Транспорт: на чём перемещаться по Турции?
(Вернуться к содержанию)
На автобусе. Этим видом транспорта можно перебрасывать группу между более-менее крупными городами. Расписание, стоимость и наличие автобусов можно узнать на сайте neredennereye.com. Если всё пойдёт по плану, то вам понадобится только маршрут Мерсин-Стамбул (всё те же часов 12).
В 2015 году (наше прошлое посещение Турции) практически в любом автобусе велосипед стоил 10 TL, которые надо было оплатить при посадке лично водителю.
Сейчас же всё оказалось гораздо сложнее. У большинства перевозчиков велосипед стоит почти столько же, сколько сам пассажир, и, чтобы прояснить этот момент, необходимо внимательно читать правила каждого перевозчика (их сайты легко ищутся в сети). Причём читать их надо до того, как купили билет, и людям на билетной кассе на слово не верить. Часто велосипед оплачивается водителю, о чём на кассе наверняка умолчат, если специально не уточнить.

Топливо: на чём готовить еду?
(Вернуться к содержанию)
Здесь каждый может использовать то топливо, которое ему нравится. Газ можно купить в Стамбуле в Декатлоне рядом с автовокзалом (отмечен на карте), а бензин можно купить в том числе и на маршруте на заправках.

Язык.
(Вернуться к содержанию)
В Турции государственным языком является турецкицй - это единственный язык, на котором говорят вдали от туристических мест. В местах "притяжения туристов" с языками проще. Тут, пусть и в основном довольно плохо, говорят на английском, немецком, а иногда и на русском. На данном маршруте, несмотря на то, что он в целом довольно "попсовый" и "туристический", всё равно достаточно много мест, где говорят только на турецком.
Объясниться с турками в случае необходимости можно и "на пальцах", но рекомендуется иметь хотя бы "разговорник" с названиями еды, так как это сильно облегчит жизнь и уменьшит время закупок в местных магазинчиках. Очень удобную и исчерпывающую таблицу я нашёл здесь.
Возможно использование турецко-русской практической транскрипции, которую можно найти, например, здесь. Она поможет правильно произносить названия и другие турецкие слова.

Деньги и финансовые расчёты.
(Вернуться к содержанию)
В Турции в ходу турецкая лира (TRY, в неофициальном написании: TL). На момент совершения похода одна лира стоила порядка 16,5 рублей.
Считается, что выгоднее всего брать в Турцию доллары и там менять их на лиры, однако я не вижу аргументов против того, чтобы просто снять лиры с карточки прямо в аэропорту. (Часть лир мы поменяли на доллары по лучшему курсу, который нашли, часть я снял с долларовой карты, второе вышло дешевле).
Снимать деньги на весь поход в аэропорту не обязательно, по пути много банкоматов (ищутся по слову "ATM" на google картах).



Еда.
(Вернуться к содержанию)
На данном маршруте было относительно много кафе, поэтому "в поле" мы почти никогда не обедали. Для завтраков и ужинов из Питера были взяты: сушёное мясо, сухое пюре, а крупы докупались на месте.
Что касается турецких едален, то не могу не отметить один важнейший нюанс. Если кафе расположено в относительно крупном населённом пункте, то можно не заморачиваться детальным выяснением, что сколько стоит – стоить всё будет столько, сколько и должно, и стоимость плотной еды на человека врядли получится сильно больше 25 лир. А вот если это какое-то придорожное кафе, то вероятнее всего вас попытаются обмануть, и за всё, цена чего не была оговорена заранее, с вас попытаются содрать каких-то несуразных денег (например, чашка чая по 4 лиры - не предел, хотя чай в нормальных местах зачастую вообще наливают бесплатно).
Оба раза, когда мы были в Турции, это правило выполнялось почти на 100%.

(Вернуться к содержанию)

Комментариев нет:

Отправить комментарий